СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. "Истоки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. "Истоки"»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009, на основе совместной ра­боты автора социокультурного системного подхода в образовании А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогичес­кого Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.


Актуальность

Главная проблема общества: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам материального достатка, сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

Необходимым условием для решения столь актуальной в настоящее время проблемы является обращение к социокультурным истокам и ориентация на духовное развитие личности.

Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей развития личности – приобщение к Истокам.Дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности ребенка поможет реализация учебно-воспитательного курса «Социокультурные истоки».


Обоснование выбора программы

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования. Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения образовательной программы по курсу «Социокультурные истоки», установленной федеральным образовательным стандартом.

В основу Программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Главной стратегической целью программы является преобразование школы в социальный институт, для которого важной функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества.«Истоки» развивают социокультурные ценности личности с приоритетом духовной основы, элементы управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Специфика курса «Истоки» направлена на развитие языкового чувства, обеспечивает создание прочной понятийной и мотивационной базы для дальнейшего изучения русского языка. Ученики знакомятся с многообразным миром родного языка, узнают, каким может быть Слово: слово, повествующее о событиях и героях былых времен, слово, воспитывающее, наставляющее, слово народной мудрости, слово, воспевающее красоту мира. В течение всего курса дети приобщаются к истокам родного слова, изучая семантические связи и несложные этимологические примеры.

Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

Цель курса «Истоки» – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Наличие стержневой основы учебно-воспитательного курса «Азбука Истоков» позволяет устанавливать глубокие межпредметные связи без специальной переработки других курсов (рисование, труд, окружающий мир и др.). Межпредметные связи способствуют развитию системного мышления и восприятия, активизации творческого потенциала личности, улучшению внимания и памяти. Практическое осуществление межпредметных взаимодействий может быть реализовано на различных уровнях: информационном, ассоциативном или глубинно-семантическом.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.


Общая характеристика учебного курса

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребёнку социокультурной средыи основной деятельности в ней человека.

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия.

Цель:

  • системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;

  • приобщение ребёнка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление его (мира) истоки посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемые учителем;

  • развитие восприятия, мышления, чувствование и духовный опыт ребёнка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведёт к отчужденности от своих истоков, непониманию их.

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока: «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего - к истокам, а от них - вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребёнка за окружающим миром.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно – нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

  • Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

  • Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

  • Управленческий – развитие управленческих способностей;

  • Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

  • Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.



Место учебного курса в учебном плане


Во 2 классе на изучение курса отводится в год – 34 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 40 минут.


Основные формы контроля результатов обучения


Компетентностный подход к образованию предполагает такое построение учебно-воспитательного процесса, при котором главной задачей учителя становится педагогическая поддержка ученика: учёт его интересов, поддержка его стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке. В связи с этим для успешной реализации образовательной программы применяются элементы современных педагогических технологий:

  • личностно-ориентированного обучения;

  • дифференцированного обучения;

  • проблемного обучения;

  • развития критического мышления;

  • системно - деятельностный подход;

  • ИКТ.

В основе построения программы лежат принципы единства, преемственности, вариативности, выделения понятийного ядра, системности, воспитания на социокультурном опыте.

В основе концепции преподавания «Истоков» лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе.

Средством реализации этой идеи на практике являются активные формы обучения – социокультурные тренинги:

  • работы в паре;

  • работы в тройке;

  • работы в четвёрке;

  • ресурсные круги.

Главными целями тренинга являются освоение обучающимися социокультурных ценностей и накоплениесоциокультурного опыта - в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью группы, приёмов эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.

Важным этапом каждого тренинга является рефлексия, в ходе которой обучающиеся оценивают характер общения, работу лидера и группы в целом. Проведение социокультурных тренингов позволяет в образовательном процессе выйти на три составляющие оценки знаний, умений и навыков обучающихся – самооценку, взаимооценку и экспертную оценку.

Тренинги подразделяются на развивающие и оценивающие. В рабочей программе в соответствии с требованиями Программы запланированы следующие виды контроля: оценивающие тренинги. Они проводятся с целью определения уровня усвоения содержания материала, овладения коммуникативными и управленческими навыками. С помощью оценивающих тренингов социокультурное развитие ученика можно фиксировать в баллах. Это позволяет отойти от субъективизма и шаблона в оценке знаний школьников. Оценивание результатов в ходе тренинга осуществляется по 7-балльной шкале. При необходимости набранные баллы могут быть переведены в традиционную 5 – балльную отметку.



Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Система социокультурных ценностей, заложенная в Истоках:

  • Ценности духовного мира: Вера, Надежда, Любовь, Истина

  • Ценности нравственности и красоты: почитание родителей, родной очаг, любовь к ближнему, праздник как труд души, терпение, сострадание

  • Ценности деятельности: мастерство, труд праведный.

  • Ценности социума: семья, род, праведный суд, праведная власть, отеческая забота.

  • Ценности природно-культурного пространства: река, лес, нива.


Планируемые результаты изучения учебного курса


Система заданий, ориентированных на формирование УУД.

Личностные УУД.

  • Действия, реализующие потребность школьника в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации.

  • Действия, характеризующие уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям.

  • Действия, способствующие закреплению восприятия, осмысления и прочувствования материала.

Регулятивные УУД.

  • Отбор эффективных способов решения задач при выполнении тренингов.

  • Самоконтроль результата работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.

  • Анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД.

  • Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

  • Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

  • Анализ полученной информации и использование ее в организации работы на уроке.

  • Выполнение активных форм обучения.

  • Выражение своих впечатлений от услышанной и прочитанной информации в виде жанровых рисунков, цветовых гамм, изображение конкретных предметов или явлений природы.

  • Составление рассказов, сообщений по заданной теме.

  • Комментированное чтение статей.

  • Поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД.

  • Учет позиции собеседника (соседа по парте).

  • Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.

  • Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).



Содержание курса

34 часа

Родной очаг (9 часов)

ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?

СЕМЬЯ – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?

РОД – люди, происходящие от одного предка. Род – твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.

ДОМ – территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.

ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход. Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?

ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Площади. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.

Родные просторы (9 часов)

НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива – творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.

ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.

РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.

МОРЕ – ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море – конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.

ПУТЬ – ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.

Труд земной (8 часов)

СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев. Народная мудрость. Умей  все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.

БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?

ТКАЧИХИ – РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?

МАСТЕРА – ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.

КУЗНЕЦЫ – УМЕЛЬЦЫ. Кузнеца. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?

ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка – народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.

Труд души (8 часов)

СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово – молитва. Слово Библии.

СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.

ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушки. Гимн. Песня задушевная.

ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.

КНИГА. Библия – Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?

ИКОНА – образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как икона помогает в жизни и чему учит человека?

ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.



Учебно-тематический план .


№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем)

Всего часов

1

Родной очаг


9 ч

2

Родные просторы


9 ч

3

Труд земной


8 ч

4

Труд души


8 ч


Всего


34 ч


Календарный план.



п\п

Тема

Кол-во часов

План

Факт

1

Введение в предмет. Имя. Смысл имени. Именины – день имени. Традиции имя наречения.

1



2

Семья. Семейные традиции. Любовь. Забота. Согласие

1



3

Семья. Родители. Почитание родителей.Обязанности в семье.

1



4

Род. Родина. Родня. Родственники. Родственные отношения. Поколение. Родовое древо.

1



5

Дом. Порядок. Уклад. Ритм жизни дома. Родительский дом. Мир вещей. Семейные реликвии.

1



6

Праздники дома. Любимый праздник

1



7

Деревня-кормилица. Земледельцы. Община.Сход.Трудолюбие.Взаимовыручка.

1



8

Город – труженик. Щит Отечества. Город. Твердыня веры. Хранитель культуры

1



9

Ценности. Вечные ценности. Духовные и материальные ценности. Обобщающий урок по разделу «Родной очаг»

1



10

Родные просторы. Поле. Нива. Жатва. Хлебороб. Поле битвы. Труд воина. Воля вольная.

1



11

Труд земной и труд души на ниве. «Нива – божья ладонь».

1



12

Лес. Зеленый друг. Царство природы. Человек и лес. Дерево жизни. Лесник. Дары и тайны леса.

1



13

Река. Название реки. Ручей-река-море-океан. Течение времени. Живая. Мертвая и святая вода.

1



14

Река. Красота и польза. Река. Истоки. Жизнь нрав реки. Река – дорога

1



15

Море-океан. Поморы. Мореходы. Море. Соловки – северная святыня.

1



16

Дорога. Путь. Путники. Паломники. Уединение. Гостеприимство

1



17

Дорога жизни. Разлуки и встречи. Первые шаги и последний путь. Перекрестки.

1



18

Обобщающий урок «Родные просторы»

1



19

Сев и жатва. Труд земной. Пахота. Пашня. Пахарь, сеятель. Страда. Народные приметы.

1



20

Домашние животные. Забота о домашних животных. Любовь к животному. Братья меньшие.

1



21

Ткачихи. Женский труд. Ткачество. Терпение. Посиделки. Прядение. Рукодельницы. Лен. Полотно. Терпение. Сноровка.

1



22

Мастера-плотники. Плотницкое дело. Добросовестность. Рассудительность. Сруб. Артель. Топор. Мастерство.

1



23

Мастер-кузнец. Кузница. Сила и ловкость. Кузнецы-умельцы. Горн. Мечи. Молот. Наковальня.

1



24

Ярмарка. Праздник. Честная торговля. Купец. Покупатель. Зазывала. Товар.

1



25

Ярмарка.

1



26

Обобщающий урок «Труд земной»

1



27

Слово. Труд души. Слово истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слова покаяния. Молитва.

1



28

Сказка. Сказочное слово. Сказочник. Житейская мудрость.

1



29

Песня. Душа поет. Народная песня. Частушка. Песня. Духовные песнопения. Гимн.

1



30

Праздник. Будни и праздники. Смысл праздника. Праздник. Радостный труд души.

1



31

Книга. Книга книг- Библия. Книга рукописная и печатная. Книжное слово. Читатель. Книголюб.

1



32

Икона. Слово в образе. Икона. Лампада. Красный угол.

1



33

Храм – дом Божий. Купол. Крест. Храм – дом Божий. Внутреннее убранство. Храм и человек.

1



34

Обобщающий урок.

1




Методические пособия







Автор, издание

1

А.В. Камкин «Истоки» 2 класс. Учебное пособие


Информационное обеспечение.

ИКТ

  1. Истоки методический ларец. Подборки к занятиям. (материалы с семинара)

  2. Ларчик от О.М.Потаповской. Подборки к занятиям. (материалы семинара)

  3. Иллюстрированный энциклопедический (толковый) словарь - 20 томов на 2 CD, Золотой Фонд российских энциклопедий, 2004г.

  4. Диск. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2005 г.








Список литературы

  1. Краткий словарь истоковедения.

  2. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «О первоначальном контексте» («Перекрёстки эпох», т.3).

  3. И.А.Кузьмин Программа «Социокультурные истоки» («Перекрёстки эпох», т.2).

  4. И.А.Кузьмин, А.В. Камкин «Истоки». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).

  5. О.А.Бандяк «Истоки» - 4. Активные формы обучения (системная разработка). Дидактический материал.

  6. «Истоки» - 4. Социокультурный инструментарий.

  7. А.П.Лешуков «Истоки – начало возрождения России» (газета «Истоки» №6 (11), 1999г.).

  8. В.Е.Позгалев «Времён связующая нить» (газета «Истоки» №7 (12),1999г.).

  9. И.А.Кузьмин, О.А.Бандяк, В.Н.Синицына «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1 – 4 классы).

  10. Л.И.Бурова, М.Е.Гриценко, Г.П.Логовеева «Родной край». Книга для младших школьников.


Литература

Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:

  1. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.

  2. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.

  3. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.

  4. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.

  5. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.

  6. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.

  7. Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2000.


18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!