СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. География Курской области.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по географии Курской области. 7-8 классы.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. География Курской области.»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности  

«География Курской области»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в области основного общего образования  «География Курской области» для 7-8 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки России от 17.12.2010г. № 1897, с изменениями, утвержденным приказом от 29.12.2014г. № 1644 – для среднего и старшего звена.

  3. Примерная основная образовательная программа начального (основного) общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2014г. № 1/15

  4. Приказ Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12.05.2011г. № 03-296.

Дополнительная образовательная программа «География Курской области» для 7-8

классов составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы для основного общего образования по географии, Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработанными Департаментом государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228.

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях« с изменениями 2013г.

  2. Письмо Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».

  3. Учебный план МКОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Октябрьского района Курской области на 2018-2019 учебный год .

   



Пояснительная записка.

В программе отражены вопросы всестороннего изучения своей местности. Накопленный краеведческий материал может использоваться обучающимися при изучении географии и во внеклассной работе для формирования представления о природе, населении и хозяйстве родного края. Изучение особенностей развития хозяйства своей местности способствует ознакомлению обучающихся с необходимыми профессиями, в месте их проживания, и в дальнейшем может оказать влияние на их профессиональное самоопределение.

Вариативная программа предназначена для изучения основ краеведения в 7-8 классах.

Под географическим краеведением следует понимать всестороннее изучение обучающимися определенной территории своего края. Главная образовательная цель краеведения – усвоение детьми системы знаний о географических особенностях своей местности в комплексе: природа, население, его хозяйственная деятельность.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое значение в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект физической, социальной и экономической географии и проблем в современном обществе с ними связанных. Современная ситуация обнаруживает особую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно стать географическое краеведческое образование.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности обучающихся, обладающих высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия « компетенций» в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ребенок может хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывать значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

В данном контексте задача формирования у обучающихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится более актуальной для образования. И лучшим средством для решения этих образовательных задач является данная программа географического краеведения. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на принципах преподавания предмета географии: демократизации, гуманизации, экологизации, комплексности, интеграции. Используются методические принципы конструирования национально-регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность и динамичность.

Именно комплексный подход к изучению родного края позволяет сформировать у обучающихся глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения , хозяйства и проблем родного края . Реализация регионального компонента ориентирует обучающихся на организацию личностного познания Малой Родины от непосредственного воспитания, изучения, ощущения к осмыслению.

Обучающиеся направляются педагогом и самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специальных организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Основной концепцией данной программы, является ориентация обучающихся на географическое, гуманитарное, естественнонаучное изучения природы, населения и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами краеведения, а не только собственно- предметными знаниями, составляющими основу краеведения

Основные подходы и принципы.

  1. Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии родного края.

  2. Принцип регионализации способствует детальному изучению Курской области с позиции принадлежности к процессам глобализации и уникальности.

  3. Краеведческий подход основывается на народных и научных знаниях и применяется как форма познания.

  4. Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека как главное действующее лицо цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края.

  5. Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков.

  6. Картографический принцип позволяет привлекать карты Курской области как главного источника географических знаний.

Ведущими теоретическими идеями программы являются: научить обучающихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае; мобилизовать школьников на самоопределение и саморазвитие на поиски путей решения местных проблем экономического, социального и экологического характера; научить видению перспектив и возможностей последствий хозяйственной деятельности людей; расширить коммуникативные компетенции обучающихся на второй ступени школьного образования.

Актуальность данной программы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна программы заключается в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.

Но данная программа в свою очередь является трудоемкой, так как педагог должен владеть полным объемом информации о родном крае по своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся.

Роль и место географического краеведения Курской области ориентирует учащихся на основные ценности отечества. Данная программа рассчитана на 1 год (144 занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа). Данная программа дополняется дидактическим материалом с комплектом контурных карт.

Цель: расширять и углублять знания по краеведению Курской области и совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

Задачи:

  1. Образовательные

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Курской области, о многообразии её природных, социальных и хозяйственных особенностей

  • Сформировать системное представление об области как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в которой локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления

  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, социальных, демографических, этнокультурных, экономических, геоэкологических явлений в природе.

  1. Развивающие

  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей обучающихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании 3.

  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно- необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств

  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки

  • Развивать умения пользоваться материалом СМИ, специальной литературой краеведческого содержания

  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности

  1. Воспитывающие

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетенции обучающихся

  • Способствовать воспитанию экологического сознания

  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природе, экономической, социальной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.

  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о Курской области

  1. Самообразовательная

  • Вызвать интерес к предлагаемой проблеме через опережающую самостоятельную работу в группах для расширения знаний и кругозора

  • Формировать у обучающихся умения использовать методы самостоятельного поиска решений

  1. Стимулирующая

  • Повысить мотивацию обучающихся к изучаемым темам и к родному краю

  • Дать возможность обучающимся раскрыть свои лидерские, личностные, творческие способности на основе имеющегося потенциала



Прогнозируемый результат

  1. Обучающиеся должны знать:

  1. Суть понятия «краеведение»

  2. Источники комплексного изучения Курской области

  3. Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне

  4. Особенности освоения территории

  5. Особенности природы и ресурсно-природный потенциал области

  6. Правила поведения в природе

  7. Правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения области

  8. Особенности национального и религиозного состава населения Курской области

  9. Структуру экономики

  10. Виды хозяйственной деятельности населения

  11. Отрасли специализации Курской области

  12. Социально- экономические проблемы населения и пути их решения

  1. Обучающиеся должны уметь

  1. Вести наблюдения, поиск, сбор нужного материала

  2. Определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов

  3. Давать описание природных и хозяйственных объектов

  4. Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов

  5. Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы

  6. Владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем

Результатом программы должно стать:

  • Приобщение подростков к изучению родного края

  • Привлечение обучающихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов, статистических опросов и их выступления

  • Повышение географических и коммуникативных компетенций обучающихся

  • Воспитание настоящих хозяев своей земли

Отслеживание результатов должно происходить через:

  • Тестирование

  • Качество выполнения практических и творческих работ обучающихся

  • Выступления обучающихся с докладами, рефератами на занятиях конференциях

  • Проведение статистических опросов и их обработка

  • Развитие интереса к науки и желание её глубоко изучать

Результатом краеведческой работы является активное самостоятельное усвоение обучающимися материала и приобретение навыков, необходимых в жизни, а также подготовка к практической деятельности родного края.

Краеведение рассматривается не только как деятельность обучающихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание на конкретном жизненном материале, формирование географических понятий.

Обязательное использование приобретенных краеведческих знаний – главное назначение краеведения.

Имея представление о природе и ее закономерностях, о населении и хозяйстве родного края, легче усваивать географию отдаленных регионов всего мира. Конкретное проявление процессов развития географической среды в ближайших окрестностях школы и их изучение помогают формированию правильных представлений о многих предметах, о явлениях, происходящих в географической оболочке Земли.

Главное назначение географического краеведения состоит в том, чтобы дать возможность обучающимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географические действия и результаты наблюдений использовать для формирования

понятий на полученных реальных представлениях, составляющих основу географической науки. Благодаря этому устраняется абстрактность географических понятий и механическое их усвоение.

Учебно - тематический план

п/п




Название раздела и темы

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия


7 класс




1.

Введение в курс географии Курской области

1



1.1

Краеведение, что это такое?


1


2.

Географическое положение

2



2.1

Особенности географического положения Курской области.


1

1

3.

Геологическое строение и полезные ископаемые

6



3.1

Тектоническое строение Курской области.


1

1

3.2

Геологическое строение Курской области.


1

1

3.3

Характеристика полезных ископаемых области, основные ме6сторождения.


1

1

3.4

КМА – крупнейший железорудный бассейн.


1

1

4.

Рельеф Курской области

5



4.1

Характеристика рельефа области в сравнении с рельефом России.


1

1

4.2

Внутренние процессы формирования рельефа и его формы.



1



4.3

Внешние процессы формирования рельефа и его формы.


1

1

5.

Климат и климатические ресурсы Курской области

3



5.1

Особенности климата Курской области.


1

1

5.2

Сезонные изменения климата Курской области.


1


6.

Внутренние воды и водные ресурсы Курской области

5



6.1

Характеристика водных ресурсов Курской области.


1

1

6.2

Озёра, пруды и водохранилища Курской области.


1

1

6.3

Подземные воды и их характеристика.


1


7.

Почвы и почвенные ресурсы Курской области

4



7.1

Характеристика почв Курской области.


1

1

7.2

Состав почв, почвенный профиль.


1

1

8.

Растительный мир

4



8.1

Основные растительные сообщества Курской области.


1

1

8.2

Редкие и охраняемые растения Курской области.


1

1

9.

Животный мир

2



9.1

Общая характеристика животного мира Курской области.


1

1



8 класс




10.

Природно-территориальные комплексы Курской области

1



10.1

Характеристика ПТК области.


1

11.

Основные экологические проблемы Курской области

3



11.1

Рациональное природопользование.


1


11.2

«Экологические проблемы области»


1

1

12.

Введение в экономическую и социальную географию Курской области

4



12.1

История развития Курского края с точки зрения социально-экономической географии.


1

1

12.2

Знаменитые географы, изучающие курский край и работавшие в области.


1

1

13.

Экономико-географическое положение Курской области

3



13.1

Формирование границ Курской области .


1


13.2

Административно- территориальное деление Курской области.


1

1

14.

Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов

2



14.1

Общая характеристика природных условий и ресурсов с социально-экономической позиции.


1

14.2

Антропогенные ландшафты Курской области.


1


15.

Население и трудовые ресурсы Курской области

5



15.1

История заселения территории Курской области.


1


15.2

Численность, воспроизводство, половой и языковой состав населения.


1


15.3

Плотность заселения территории, национальный и религиозный состав населения Курской области.


1


15.4

Расселение населения и миграционные процессы.


1


15.5

Экономически-активное население области.


1


16.

Общая характеристика хозяйства Курской области

12



16.1

Основные аспекты экономики Курской области. Её прошлое, настоящее и будущее.


1


16.2


Составление структуры хозяйства области через построение круговых диаграмм по статистическим данным.




1


16.3

Топливно-энергетический комплекс и отрасли добывающей промышленности.


1


16.4

Машиностроительный комплекс области.


1


16.5

Химическая и лесная промышленность области.


1


16.6

Комплекс отраслей по производству предметов народного потребления.


1


16.7

Территориальная организация сельского хозяйства области.


1


16.8

Комплекс отраслей по переработки сельскохозяйственной продукции.


1


16.9

Транспортный комплекс курской области.


1


16.10

Социальная сфера Курской области.


1


16.11

Экономическое районирование Курской области.



1

16.12

Внешнеэкономические связи Курской области.



1

17.

Курск – центр Курской области

2



17.1

История образования города Курска.


1


17.2

Административное деление города Курска.



1

18.

Природно-культурное наследие области

1



18.1

Памятники природы Курского края


1


19.

Заключительное занятие

1



19.1

«Будущее Курского края».



1

20.

Подведение итогов.

1



Всего часов

68

43

25

Содержание программы

  1. Введение в курс географии Курской области (1 час)

Краеведение, что это такое? (Теория)

История образования и формирования Курской области (составление хронологического порядка с использованием дополнительной литературы). (Практика)

  1. Географическое положение (2часа)

Особенности географического положения Курской области. (Теория)

Дать характеристику географического положения по плану. Определение крайних точек Курской области и нахождение географических координат .Решение элементарных географических задач по нахождению географических координат различных географических объектов. Решение элементарных географических задач по расчету расстояний с использованием масштаба и географических координат .Практическая работа. «Физико-географическое положение Курской области» ( с использованием контурных карт). (Практика)

  1. Геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)

Тектоническое строение Курской области. Геологическое строение Курской области. Характеристика полезных ископаемых области, основные месторождения. КМА – крупнейший железорудный бассейн. (Теория)

Обозначение на контурной карте тектонических структур с использованием карт атласа. Рассмотрение стратиграфической колонки геологического образования области и её анализ. Рассмотрение гидрологического разреза «Рыльск – Фатеж», выявление основных геологических закономерностей и способов его построения. Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «История формирования географического пространства области».Обозначение различных полезных ископаемых на контурной карте Курской области. Заполнение сводной таблицы по образцам полезных ископаемых. Экскурсия в геологический музей КГУ. «Геологическая история области». Экскурсия в геологический музей КГУ. «Полезные ископаемые области и их свойства». Практическая работа. «Нанести на контурную карту Магнитные аномалии и месторождения железных руд». (Практика)

  1. Рельеф Курской области (5 часов)

Характеристика рельефа области в сравнении с рельефом России. Внутренние процессы формирования рельефа и его формы. Внешние процессы формирования рельефа и его формы. (Теория)

Сопоставление форм рельефа с геологическим и тектоническим строением местности. Практическая работа. «Обозначение основных форм рельефа на контурной карте». Тестирование. Конференция по теме «Основные формы рельефа Курской области». (Практика)

  1. Климат и климатические ресурсы Курской области (3 часа)

Особенности климата Курской области. Сезонные изменения климата Курской области. (Теория)

Выявление воздушных масс, господствующих на территории области, как они меняются, когда и почему. (Работа с тематическими карами). Температурный режим области. Решение элементарных географических задач по расчету ССТ, СМТ, СНТ, СГТ. Построение графика хода температур и расчет амплитуды колебания температур. Практическая работа. «Обозначение на контурной карте изотерм января и июля, абсолютных max и min температур. Количество осадков, их виды, причины неравномерного распределения по территории. Работа с контурной карой. Построения климатограмм по данным педагога. Типы погод Курской области. Построение схем. Самостоятельная работа. (Практика)

  1. Внутренние воды и водные ресурсы Курской области (5 часов).

Характеристика водных ресурсов Курской области. Озёра, пруды и водохранилища Курской области. Подземные воды и их характеристика. (Теория)

Обозначение рек на контурной карте. (Работа с атласом). Характеристика рек по плану ( по вариантам). Подготовка сообщений о реках области с использованием дополнительных источников информации. Экскурсия по речной долине реки Сейм. Построение профиля речной долины реки Сейм. Конференция по вопросам охраны внутренних вод области. Выявление некоторых последствий многочисленных искусственных водоёмов в области. Контрольное занятие. Тестирование. (Практика)

  1. Почвы и почвенные ресурсы Курской области (4 часа).

Характеристика почв Курской области. Состав почв, почвенный профиль. (Теория)

Обозначение почв Курской области на контурной карте. Построение почвенного профиля – чернозёма. Характеристика чернозёмных почв. Лабораторная работа. « Выделение гумуса из почвы. Описание свойств почв по образцам». Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Почвы Курской области – национальное богатство». Практическая работа. «Построение почвенных профилей почв области и их анализ». (Практика)

  1. Растительный мир (4 часа).

Основные растительные сообщества Курской области. Редкие и охраняемые растения Курской области. Работа с гербариями (электронное издание). (Теория)

Заполнение сводной таблицы и схемы растительного мира. Нанесение ареалов основных типов растительности на контурную карту. Семинар «Растения Красной книги», произрастающие на территории области. Составление каталога зарисовок охраняемых растений и редких растений Курской области. Просмотр видеофильма «Охраняемые растения Алёхинского заповедника». (Практика)

  1. Животный мир (2 часа).

Общая характеристика животного мира Курской области. (Теория)

Экскурсия в краеведческий музей на экспозицию «Животный мир Курской области». Заполнение сводной таблицы «Животные, обитающие в лесах, степях, в водоёмах». Выполнение групповой презентации по темам: животный мир леса, животный мир степи, животный мир водоемов. Практическая работа «Обозначение ареалов распространения отдельных групп животных по территории области». Игра. «Узнай животных в зимнем лесу по следам». (Практика)

  1. Природно-территориальные комплексы Курской области (1 час)

Характеристика ПТК области. Самостоятельная проверочная работа .(Теория)

Северо-Западный ( Свапский) район. Работа с контурной картой и атласом. Юго-Западный (Суджанский) район. Работа с контурной картой и атласом. Восточный (Тимано-Олымский) район. Работа с контурной картой и атласом. Юго- Восточный (Осколо-Донецкий) район. Работа с контурной картой и атласом. (Практика)

  1. Основные экологические проблемы Курской области (3 часа).

Рациональное природопользование. Конференция «Экологические проблемы области». (Теория)

Разработка плана решения отдельных экологических проблем (по группам). Практическая работа. «Обозначение основных ареалов распространения экологических проблем области». (Практика)

  1. Введение в экономическую и социальную географию Курской области ( 4 часа).

История развития Курского края с точки зрения социально-экономической географии. Знаменитые географы, изучающие Курский край и работавшие в области. (Теория)

Знаменитые люди края. (Сообщения учащихся в форме докладов и мультимедио- презентаций). (Практика)

  1. Экономико-географическое положение Курской области (3 часа).

Формирование границ Курской области . Административно- территориальное деление Курской области. (Теория)

Обозначение границ Курской области и областей с ней граничащих. Практическая работа. «Экономико-географическое положение Курской области (по плану)». Практическая работа. «Нанести на контурную карту Курской области административных районов и их центров». Географический диктант. (Практика)

  1. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов ( 2 часа).

Общая характеристика природных условий и ресурсов с социально-экономической позиции. Антропогенные ландшафты Курской области. (Теория)

Характеристика земельных ресурсов. Построение круговой диаграммы земельного фонда области. Минерально- сырьевые ресурсы. Решение расчетных экономических задач. Лесные ресурсы области. Решение расчетных экономических задач. Водные ресурсы. Построение круговой диаграммы структуры водопотребления в Курской области. Агроклиматические ресурсы . Анализ статистических данных с выявлением сельскохозяйственных культур, которые можно выращивать в области. (Практика)

  1. Население и трудовые ресурсы Курской области (5 часов).

История заселения территории Курской области. Численность, воспроизводство, половой и языковой состав населения. Плотность заселения территории, национальный и религиозный состав населения Курской области. Расселение населения и миграционные процессы. Экономически-активное население области. (Теория)

Построение графика динамики численности населения Курской области, используя статистические данные. Рассчитать показатель естественного прироста населения, используя статистические данные. Обозначить на контурной карте ареалы с высокой и низкой плотностью населения. Центры религиозных конфессий. Православие в Курской области. Экскурсия по храмам города Курска. Практическая работа. «Построение половозрастной пирамиды и её анализ». Практическая работа. «Обозначить на контурной карте ареалы городских и сельских поселений. Показать стрелками основные миграционные потоки». Решение элементарных социально- экономических задач. Построение круговой диаграммы структуры занятости в городе Курске и области и её анализ. Статистический опрос населения по составленной анкете, с последующим анализом. Тестирование. (Практика)

  1. Общая характеристика хозяйства Курской области (12 часов).

Основные аспекты экономики Курской области. Её прошлое, настоящее и будущее. Составление структуры хозяйства области через построение круговых диаграмм по статистическим данным.Топливно-энергетический комплекс и отрасли добывающей промышленности. Машиностроительный комплекс области. Химическая и лесная промышленность области. Комплекс отраслей по производству предметов народного потребления. Территориальная организация сельского хозяйства области. Комплекс отраслей по переработки сельскохозяйственной продукции. Транспортный комплекс Курской области. Социальная сфера Курской области. Экономическое районирование Курской области. Внешнеэкономические связи Курской области. (Теория)

Практическая работа. «Нанести на контурную карту центры добывающей промышленности и крупные ТЭС и АЭС. Характеристика машиностроительных предприятий города Курска (творческая работа учащихся). Характеристика химических предприятий города Курска ( творческая работа учащихся). Экскурсия на завод Курскрезинотехника. Практическая работа. «Нанести на контурную карту центры машиностроения, химической и лесной промышленности». Экскурсия на предприятие легкой промышленности ООО «Сейм». Растениеводство. Нанести на контурную карту ареалы выращиваемых растений. Животноводство. Нанести на контурную карту ареалы распространения различных видов животноводческих комплексов. Практическая работа. « Нанесение на контурную карту центров сахарной, мукомольной, крупяной, мясной, молочной, масложировой и консервной промышленности. Практическая работа. «Нанести на контурную карту основные транспортные магистрали области». Основные центры банковских, образовательных, медицинских и культурных услуг населению в городе Курске (творческая работа учащихся). Практическая работа. «Нанести экономические районы Курской области выявит отрасли их специализации».Тестирование. (Практика)

  1. Курск – центр Курской области (2 часа).

История образования города Курска. Административное деление города Курска. (Теория)

Практическая работа. «Составление сводной таблицы по округам города Курска». Составление мультимедиопрезентации по округам города Курска (по группам). (Практика) 14.

  1. Природно-культурное наследие области (1 час).

Памятники природы Курского края (сообщения в форме докладов). Культурно – исторические места курской области (сообщения в форме фоторепортажей). (Практика)

  1. Заключительное занятие (1 час).

Написать сочинение на тему: «Будущее Курского края». (Практика)


Методическое обеспечение программы

Для успешного освоения программы необходимо использование следующих принципов и подходов:

  • Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии родного края

  • Принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиции принадлежности к процессам глобальности и уникальности.

  • Краеведческий подход основан на научных и народных знаниях и применяется как форма познания

  • Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края

  • Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родной области, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков

  • Картографический предполагает к изучению курса привлекать карту Курской области – главный источник географических знаний

Особенности программы заключаются в следующем:

  • Расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие умения

  • Усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе

Содержание курса играет большую роль в формировании мировоззрения, способствует развитию мышления обучающихся, обеспечивает достижение необходимого уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся: развивать память, наблюдательность, обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю, развивать коммуникативные навыки работы в группах. Учащиеся разных классов в течение года собирают, систематизируют, исследуют материалы по географии города, района,

области. Вся работа строится как исследовательски-поисковая через различные методы и приемы, а также современные педагогические технологии.

В программе прослеживается вариативность обучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа рассчитана на разноуровневую работу за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.

Усиление практической направленности знаний в программе направлено на приобретение учащимися знаний ,умений и навыков практической деятельности, и минимизированию теоретических. Это поможет правильно выбрать свой жизненный путь, особенно и ответственно отнестись к себе и к окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

В современном мире важно не просто пассивно усиливать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических знаний.

Программа географического краеведения позволяет:

  1. Всесторонне изучать природу, население и экономику города, района, области.

  2. Формировать у обучающихся правильное представление о природных объектах, процессах и явлениях.

  3. Привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера.

  4. Научить делать правильные мировоззренческие выводы.

  5. Развивать творческие способности у детей.

  6. Прививать познавательный интерес к предмету.

  7. Активизировать географическое краеведение.

  8. Формировать у детей понятия взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде.

  9. Овладение навыками поведения в окружающей среде и приемами постижения природных закономерностей.

Для успешного изучения географического краеведения необходимо:

  1. Подготовленность преподавателя

  2. Продуманная методика изучения родного края

  3. Системность использования местного материала

  4. Научная основа изучения края

Основные этапы работы:

  1. Преподаватель дает начальную информацию о родном крае

  2. Педагог совместно дает оценку собственному материалу

  3. Педагог руководит исследовательской, практической и творческой работой учащихся.

Для успешного освоения программы необходимо наличие следующих факторов:

  • Взаимодействие с родителями обучающихся, предусматривающее создание оптимальной материально-технической базы, способствующей достижению поставленных целей

  • Организационная культура, задачей которой является формирование норм и ценностей ориентации, правил, лежащих в основе отношений и взаимоотношений как внутри групп обучающихся, так и за её пределами. Используются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

  • Коммуникативных технологий

  • Игровых технологий

  • Диалоговые технологии педагогики сотрудничества

  • Диалоговые технологии развития творческих способностей обучающихся

  • Информационно-коммуникативных технологий

  • При освоение программы используются методы: наглядные, самооценки, исследовательский, научный, словесный, лабораторный, анализа и синтеза информации, наблюдений, рефлективный , поисковый, картографический, статистический…

  • В программе используются следующие виды учебных занятий: лекция, экскурсия, семинар, конференция, практическая работа, лабораторная работа, эксперимент, полевые исследования, тестирование, самостоятельная работа, комбинированные занятия.

  • В программе предусматриваются следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

  • Основной формой обучения по программе является практическая деятельность. На практические занятия приходится 70% учебного времени, а 30% на теоретические занятия.

  • Большое внимание уделяется на обеспечение безопасности труда при выполнении работ.

Литература

Литература для учащихся:

1.«Учебные материалы по географии Курской области для учащихся 8-9 классов»,Попков В. А., Попкова Л. И., Гаврилова О. В., М., СпортАкодемПресс,2000г.

2. «Атлас Курской области»,М., Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000г.

Литература для родителей:

1.«Учебные материалы по географии Курской области для учащихся 8-9 классов»,Попков В. А., Попкова Л. И., Гаврилова О. В., М., СпортАкодемПресс,2000г.

2. «Атлас Курской области»,М., Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000г.

3. «Встреча с Курском»В. Левченко, Т. Грива, Курск, 1993г.

Литература для учителя:

  1. «Атлас Курской области»,М., Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000г.

  2. « География Курской области», Попков В. А., Попкова Л. И., Курск, 1999

  3. « География курской области» Кабанова Р. В., Кудинова М. Р., Соколовский Л. Б., Курск, КГПУ, 1997г.

  4. http://www.rkursk.ru

  5. http://simvolika.rsl.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!