Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Занимательный испанский» для 5-го класса на 2021-2022 учебный год составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по испанскому языку с учетом требований Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании следующих нормативно - правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»;
приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изм. в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014, № 1644, от 31.12.2015, № 1577);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020г. №16 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Утв. Министерством Просвещения РФ №345 от 28.12.2018г. (с изменениями, приказ Минпросвещения №766 от 23.12.2020).
Примерные основные образовательные программы основного общего образования, внесенные в реестр основных образовательных программ, одобренные федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/5). http://fgosreestr.ru/.
областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС);
устав МБОУ СОШ №8;
положение о рабочей программе МБОУ СОШ №8 г. Каменск - Шахтинского от 21.08.2018г (пр.№115);
учебный план МБОУ СОШ №8 на 2021-2022 учебный год.
Основанием для разработки данной рабочей программы послужила основа пособия «Курс испанского языка для начинающих. – Спб.: Перспектива, Издательство «Союз», 2008. В рабочей программе соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для образовательного изучения испанского языка как предмета в рамках внеурочной деятельности на этапе основного образования отводится 2 часа в неделю, 34 учебных недели в 5 классах (68 часов).
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Изучение иностранного языка в школе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих, а именно:
языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами и ситуациями общения, отобранными для основной школы: освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная компетенция - приобщение к культуре.традициям, реалиям стран изучаемого языка в рамках тем сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах; формирование умения представить свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция - развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
2. Учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений, универсальных способов деятельности: ознакомление с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологии.
3. Развитие Личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка:
формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладения ими как средством общения познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка и родного языка как средства общения и познания в современном мире;
формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданского идентичности личности; воспитание качеств гражданина, патриота: развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры; лучшее осознание своей собственной культуры;
развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка;
осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории., языка, культуры своего народа! своего края, основ культурного наследия народов России и человечества: усвоение гуманистических - демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества: воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурно, языковое, духовное многообразие современного мира:
4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать внём взаимопонимания;
5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества: участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей:
6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной общественно - полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального, коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9. формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно - следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
Формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательнойц, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1. формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
2. формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
3. достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
4. создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго \ третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
У выпускников средней школы должны сформироваться умения:
- в коммуникативной сфере (т.е. в сфере владения вторым иностранным языком как средством общения):
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
В говорении:
- начинать, вести \ поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, переспрашивать при необходимости уточнения;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием \ отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико – грамматического материала;
- рассказывать о себе, своей семье, своих друзьях, интересах и планах на будущее;
-сообщать краткие сведения о своем городе \ селе, о своей стране и странах изучаемого языка;
- описывать события \ явления, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному \ услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
В аудировании:
-воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение \ рассказ \ интервью);
- воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку и контекст несложные, краткие, аутентичные прагматические аудио – и видеотексты, выделяя значимую \ нужную \ необходимую информацию.
В чтении:
- читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
- читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей приемов смысловой переработки текста (выборочного перевода или языковой догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
- читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой \ нужной \ интересующей информации.
В письменной речи:
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране \ странах изучаемого языка;
- составлять план, тезисы устного или письменного сообщения;
Языковая компетенция (владение языковыми средствами):
- применение правил написания изученных на слух всех звуков второго иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- адекватное произношение и различение на слух всех звуков второго иностранного я зыка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
- соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительного, вопросительного, отрицательного, повелительного);правильное членение предложений на смысловые группы;
- распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических едениц (слов, словосочетаний, реплик – клише речевого этикета);
- знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
- понимание и использование явлений многозначности слов второго иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
- распознание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций второго иностранного языка;
- знание признаков изученных грамматических явлений (видо – временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
- знание основных различий систем второго иностранного, первого иностранного и русского \ родного языков.
Социокультурная компетенция:
- знание национально – культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в стандартных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
- распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик – клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
- знание употребительной фоновой лексики и реалий стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорок, поговорок, пословиц);
- знакомство с образцами художественной, публицистической и научно – популярной литературы;
- представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран второго иностранного языка (о всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
- представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
- понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция – умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, в том числе с опорой на первый иностранный язык, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики;
В в познавательной сфере:
- умение сравнивать языковые явления родного и изучаемых языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
- владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения \ аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать \ слушать текст с разной глубиной понимания);
- умение действовать по образцу \ аналогии при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах изучаемой тематики;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным материалом (грамматическими и лингвострановедческими справочниками, двуязычными и толковыми словарями, мультимедийными средствами);
- владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков;
В ценностно – ориентированной сфере:
- представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
- достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
- представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
В эстетической сфере:
- владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на втором иностранном языке;
- стремление к знакомству с образцами художественного творчества средствами изучаемого второго иностранного языка;
- развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения образцов живописи, музыки, литературы испаноговорящих стран;
В трудовой сфере:
- умение рационально планировать свой учебный план;
- умение работать в соответствии с намеченным планом;
- в физической сфере:
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).
Содержание предмета.
Знаешь ли ты Испанию?
Викторина: «Знаешь ли ты Испанию?» Беседа: «Христофор Колумб. Открытие Америки» Беседа: «Романские языки».
Правила чтения. Алфавит. Устный вводный курс.
Формы приветствия и прощания Обучение навыкам правильного произношения. Краткая характеристика гласных и согласных. Обучение навыкам произношения согласных N,E,S «Моя семья». Обучение правилам чтения. Вопросительные предложения Queesesto? Quetal? Обучение диалоговой речи: «Знакомство». Числительные от 1-30. Quefechaeshoy?Обучения навыкам диалоговой речи по теме: «Знакомство». Обучение навыкам устной речи Dedonde? Donde? Правила произношения щелевых согласных Dd, Bb, Vv. Правила чтения согласных Vv, Bb. Игра «Имена». Правила чтения LL. Обучение навыкам произношения r,rr и чтении. Сравнительная характеристика.
«Моя семья»
Обучение навыкам устной речи по теме: «Знакомство» Развитие навыков диалогической речи: Comosellamantusamigos? Обучение навыкам чтения: Nñ Обучение навыкам чтения: g, j, gue, gui. Обучение навыкам устной речи по теме: «Моя семья» Активизация навыков устной речи по теме: «Семья». Испанские прилагательные. Их место в предложении. Семейные праздники. Новый год.
«Моя школа»
Введение новой лексики по теме «Моя школа». Активизация навыков речи по теме: «Школа». Активизация навыков устной речи по теме: «Урок испанского мои любимые предметы».
«Мои друзья»
Введение лексики к теме «Мои друзья. Черты характера». Игра «Угадай, кто это». Повторение и закрепление пройденного материала.
«Мой рабочий и свободный день»
Введение лексической единицы к теме: «Мой рабочий день». Монологическая речь по теме «Мой свободный день». Активизация навыков диалогической речи по теме: «Мой рабочий и свободный день» в форме беседы. Беседа по теме: «Мои каникулы»
«Времена года»
Введение лексики по теме: «Времена года». Беседа по теме: «Зима», «Весна». Беседа по теме «Весна» Введение лексики по теме «Лето». Лексика к теме «Осень».
«Мой дом»
Введение лексической единицы по теме «Мой дом». Мебель в доме. Беседа.
Тематическое планирование.
№ п/п | Разделы | Количество часов |
1 | Знаешь ли ты Испанию? | 2 часа |
2 | Правила чтения. Алфавит. Устный вводный курс. | 10 часов |
3 | «Моя семья» | 12 часов |
4 | «Моя школа» | 8 часов |
5 | «Мои друзья» | 8 часов |
6 | «Мой рабочий и свободный день» | 8 часов |
7 | «Времена года» | 8 часов |
8 | «Мой дом» | 8 часов |
9. | Обобщение изученного материала | 4 часа |
| ИТОГО: | 68 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Пособие «Курс испанского языка для начинающих. – Спб.: Перспектива, Издательство «Союз», 2008;
Испанский язык. Второй иностранный язык. 5-6 классы: учебник для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/С.В. Костылева, О.В. Сараф, К.В. Морено – М.: Просвещение: Grupo AnayaS.A., 2014;
Федеральный государственный стандарт основного общего образования.