СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Содержание курса внеурочной деятельности отражает динамику формирования стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации, становления и развития интересов учащихся от увлечённости до компетентного творческого самоопределения.

Последовательность тем целесообразно строятся так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии обращается внимание на особенности мира психологии, использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем поэтапно раскрывается природа возникновения и развития психологических явлений, показывается роль самих учащихся в формировании позитивной «Я» концепции. Далее осуществляется непосредственная творческая деятельность учащихся по тематике разделов с реализацией полученных знаний и навыков.

Содержание занятий.

Занятие №1 Знакомство

1. Знакомство. 2. Анкетирование. 3. Обсуждение и принятие правил группы. 4. Рефлексия.

Занятие №2 Кто я такой

1. Игра на сплочение группы “Островок”. 2. Мини-лекция «Что такое самооценка 3. Упражнение «Список черт». 4. Упражнение “Что в имени тебе моём?” 5. Рефлексия.

Занятие № 3 Мои эмоции.

1. Мини – лекция «Что такое чувства». 2Упражнение “Эмоции в мимике”. 3. Игра «Угадай эмоцию». 4. Игра «Изобрази эмоцию».

5. Рефлексия.

Занятие № 4 Эмоции и цвет

1. Мини-лекция «Характеристики цветов по Гете. 2. Компьютерный вариант теста Люшера. 3. Упражнение «Фигуры эмоций» 4. Рефлексия.

Занятие №5 Мой темперамент

1. Мини-лекция: «Темперамент». 2. Тест Г. Айзенка на определение типа темперамента. 3. Рефлексия.

Занятие №6 Я и мое здоровье

1. Мини-лекция «Здоровье и его признаки». 2. Мини-лекция «Что такое стресс. 3. Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг»

4. Рефлексия.

Занятие №7 Я и мое тело

1.Мозговой штурм «Что мы делаем со своим телом». 2. Мозговой штурм «Причины стеснительности». 3.Упражнение «Лепим фигуру»

      1. Рефлексия.

Занятие №8 Отношение к себе.

Самооценка. Мои сильные стороны.

  1. Упражнение «Повтори движение». 2.Упражнение «Построиться по…». 3. Упражнение «Мои сильные стороны». 4.Упражнение «Поросята и котята». 5 Упражнение «Карта моей души». 6. Рефлексия. Занятие №9 Отношение к себе. Самооценка. Мои слабые стороны. 1.Упражнение: «Никто из вас не знает, что я…» 2.Упражнение «Мои слабые стороны». 3 Мозговой штурм «Для чего мне нужны мои слабые стороны». 4. Рефлексия.

Занятие №10 Мои представления о будущей профессии

1. Упражнение «Самая-самая». 2. Упражнение «Профессия на букву». 3. Упражнение «Как здороваются представители разных профессий». 4. Опросник «Как поживаешь?». 5. Рефлексия.

Занятие №11 Я и мои желания

1.Мини-лекция «Теория потребностей А. Маслоу». 2. Упражнение «Каким я хочу быть». 3. Упражнение «Коллаж». 4. Рефлексия.

Занятие №12 Мир вокруг меня.

1. Упражнение «Печатная машинка». 2. Упражнение «Считалочка».3. Упражнение «Спички». 4. Упражнение «Передача чувств прикосновением». 5.Упражнение «Объявление». 6. Рефлексия.

Занятие №13. Я в конфликтных ситуациях.

1. Мини-лекция: «Конфликт и стили поведения в конфликтных ситуациях». 2. Упражнение «Встреча на узком мостике». 3. Определение стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса-Килманна. 4. Упражнение «Бумажные мячики». 5. Рефлексия.

Занятие № 14 Слышать и слушать …

1. Мини-лекция «Виды слушателя». 2.Упражнение «Иностранец и переводчик». 3. Рефлексия.

Занятие №15 Мои творческие способности

    1. Мини – лекция «Что такое креативность». 2.Тест Торренса. 3. Упражнение «Новое назначение». 4.Упражнение «Творческие силы»

5. Рефлексия.

Занятие №16 Заключительное. 1.Подведение итогов. 2.Получение обратной связи. 3. Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь». 4.Упражнение «Моя вселенная»

Программа внеурочной деятельности «Познаю себя» содержит разделы творчества учащихся, включающие художественное направление, поэтическое творчество, работа с рифмой и умение учащихся осуществить анализ собственных успехов и презентацию своих работ.

   

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по русскому языку в 7 классе

«Культура речи»

2017-2018 г.


  1. Пояснительная записка.

          Для реализации программы используются нормативно-правовые документы и методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ:  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года               № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по   модернизации общего образования на 2011-2015 годы».

3. Принят Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством  образования и науки к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2014-2015 гг.  

          Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого ученика в настоящее время в жизни школы, в будущем в производственной и общественной жизни. Необходимо привлекать учащихся к активной борьбе за чистоту и правильность русской речи, так как родной язык не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех других наук.

        "Кружок культуры речи" по русскому языку в 7 классах - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время.

         Рабочая программа внеурочной деятельности  «Культура речи»  для обучающихся  7  класса  составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленного на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самоусовершенствовании.

         Реализация программы  способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

                                               

                                                    Цели кружковых занятий:

1.познакомить с основными понятиями культуры речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения бытового и делового;

3. пробудить  потребности у обучающихся к  формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

  1.                                                              Задачи  курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;

-развивать  умение учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

-  способствовать повышению общей  языковой  культуры;

-  активизация  работы  по   формированию навыков выразительного чтения;

  • развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам.

  1. Место курса в учебном плане.

  2.          Программа рассчитана для   внеурочной деятельности обучающихся  7 классов. Всего 35ч., по 1 часу в неделю внеаудиторного времени.  Возможно уменьшение количества часов за счет региональных праздничных дней. Выполнение программы осуществляется за счет уплотнения программного материала

  3. Основные принципы организации кружка:

- принцип добровольности ;

- принцип равного права как сильных, так и слабых школьников на участие в любом внеклассном мероприятии по языку;

- принцип индивидуального подхода к учащимся;

- принцип систематичности;

- принцип занимательности;

- принцип укрепления связи обучения с жизнью.

  1. Организация работы кружка.

          Основой работы кружка по русскому языка является принцип добровольности. Кружок могут посещать как хорошо успевающие учащиеся 7-х  классов, так и все желающие.

         На одном из первых уроков русского языка учащимся объявляется, что для желающих будет организован кружок культуры речи, рассказывается, чем будут заниматься учащиеся на кружке, что нового и интересного они узнают, в чем польза кружковых занятий, как они будут проходить. Оптимальное количество для занятий в кружке - от 5 до 15 учащихся.

        Работа кружка начинается в середине сентября, а завершается в начале мая. В течение года кружковые занятия увязываются с другими формами внеклассной работы по русскому языку, в подготовке и проведении которых активное участие должны принимать члены кружка.

            В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

- самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера, конкурсы; создавать самостоятельные устные или письменные сообщения, использовать при этом изобразительные средства языка;

- вести полемику аргументировать свои суждения, приводить контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть приемами работы с информацией.

-  выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

          В результате изучения данного курса обучающийся должен иметь представление:

  • о роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

- о нормах речевого поведения в  различных сферах общения.

Знать:

 - основные понятия культуры речи, основные качества речи;

 - показатели индивидуальной культуры человека;

 - языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;

- изобразительные возможности словообразования, выразительные средства лексики и фразеологии, грамматические средства выразительности речи;

- основные нормы литературного языка;

- назначение речевого этикета;

- значение различных видов словарей в жизни человека.

- качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство).

          По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень речевой культуры учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий кружка, конференции, телепередачи, диалоги, исследование, комментарии, интервью, репортаж стимулируют развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся.

  1. Содержание программы:

1. Что такое культура речи? Понятие "культура речи". Два уровня речевой культуры: высший и низший.

Форма занятия: лекция, викторина.

2. Задача культуры речи. Основные аспекты понятия культуры речи: коммуникативный, нормативный и этический компоненты. Этикет как внешняя оболочка высказывания. Язык - постоянно изменяющаяся система.

Форма занятия: лекция.

3. Типы речевой культуры. Классификация типов речи. Значение внутреннего диалога в жизни человека.

Форма занятия: лекция.

4. Основные нормы литературного языка.

Форма занятия: беседа, лекция, семинар.

5. Орфоэпические нормы.

Форма занятия: лекция.

6. Лексические нормы.

Форма занятия: лекция, практикум.

7. Морфологические нормы.

Форма занятия: лекция, практикум.

8. Синтаксические нормы.

Форма занятия: лекция, практикум.

9. Стилевое многообразие русского языка.

Форма занятия: практическая работа на основе различных печатных пособий.

10. Разговорно-обиходный стиль.

Форма занятия: лекция, практикум.

11. Публицистический стиль.

Форма занятия: лекция, практикум.

12. Научный стиль.

13. Официально-деловой стиль.

Форма занятия: лекция, семинар.

14. Выразительность русской речи. Понятие "выразительность русской речи". Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение.

Форма занятия: лекция, практикум.  

15. Речевые ошибки.

Форма занятия: практикум.

16. Работа с текстами. Речеведческий анализ текста.

Форма занятия: практическая.

17. Итоговое занятие в форме конференции учащихся. Подведение итогов работы кружка.

                                             

                                         Учебно-тематическое планирование:

Классы – 7

Учитель –  Наумова Н.М.

Количество часов в году: 35

Количество часов в неделю: 1

  1. Учебно-тематический план:

п/п

Название тем курса

Всего часов

Дата план

Дата факт

1.

2.

Вводное занятие. Русский язык – наше национальное богатство.

Что такое культура речи?

 Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

2



3.
4.

Речевой этикет как правила речевого общения.

Правила речевого этикета. Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Азбука важных и вежливых слов.

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.  

2



5.
6.
7.

Язык и речь. Виды речевой деятельности.

 Понятие языковой нормы. Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи

Типы речевой культуры.

Варианты норм и их соотношение. Основные нормы литературного языка.

3



8.

Орфоэпические нормы.

1



9.
10.

Лексические нормы.

2



11.

12.

Морфологические нормы.

2



13.

14

15

Синтаксические нормы. 

3



16.

17.

Структура и единицы речевого общения: речевая ситуация, речевое cобытие и речевое взаимодействие.

2



18.

19.

Стилевое многообразие русского языка..

2



20.

21.

 Разговорно-обиходный стиль.

2



22.

23.

Публицистический стиль и его подстили.

2



24.

25.

Научный стиль.

2



26.

27.

Официально-деловой стиль и его подстили.

2



28.

29.

Язык художественной литературы.

2



30.
31.

Речевые ошибки.

2



32.
33.

34

Текст как речевое произведение.

Тема, микротема

Основная мысль, ключевые слова.

2



35.

Итоговое занятие. Значение русского языка в современном мире.

1



Список  литературы:

1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2004

2. Кривоплясова, М. Е. Русский язык и литература. Средства и приемы выразительной речи. - 5-9 классы: тренинговые задания на уроках. - Волгоград: Учитель, 2007.

3. Москвин, В. П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). Ч. I , II: Пособие для студентов. - Волгоград: Учитель, 2004.

4. Мурашов, А.А. Культура речи: Учебное пособие / А.А.Мурашов.- 3-е изд., стер.- М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", -2006.

5. Плёнкин, Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя : Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2004

6. Программы для общеобразовательных школ: Русский язык. 5-9 кл. / сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2001.

7. Ситникова, Л. Н. Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов. - Волгоград: Учитель, 2003.

8. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.- М.: Гардарики,2002.-413с.

9. Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.сост. И.Е.Гусев - Минск- Харвест, 2007.

10. Формановская, Н.И. Вы сказали: " Здравствуйте!"( Речевой этикет в нашем общении.) - М.: Знание, 2007.-160 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!