СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность 5 кл

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В течение последних 3-х лет в 5 кл 1 час в неделю для расширения знаний по истории, выработки умений исследовательской деятельности "Клуб знатоков истории"

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность 5 кл»

«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________ 2021 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /.Роговая Л.М./


«___»___________2021 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В.Е. /

Приказ № ___

от «___»___________2021 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа №22» города Смоленска




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

по истории

«Клуб знатоков истории

(Память времен)»

для 5 класса



Учитель истории

и обществознания

Лескова А.В.

2021-2022 учебный год



Пояснительная записка



Программа курса по внеурочной деятельности «Клуб знатоков истории («Память времен»)» предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «СШ№22» г Смоленска, инте­ресующихся исследовательской и проектной деятельностью. Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы.

Рабочая программа составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2013 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений, образовательной программы основного общего образования МБОУ «СШ№22» г Смоленска, авторской программы по Всеобщей истории предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы.


Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям учащихся 5 класса.


Программа ориентирована на использование УМК:

 А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О. Сороко-Цюпа Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко – Цюпы. 5-9 классы М.: «Просвещение» 2014

 А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. Москва «Просвещение» 2013

 А.А. Вигасин, Л.А. Соколов, В.В. Артемов. История Древнего мира. Тетрадь для проектов и творческих работ. 5 класс. Москва «Просвещение» 2016


Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать на основе исторического анализа и проблемного подхода способностей учащихся осмысливать процессы, события и явления цивилизаций Древнего мира;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность;

  • развивать коммуникативные навыки (партнерское, групповое общение);

  • формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и осуществлять рефлексию собственной деятельности.


Представленный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Обучающиеся получат не только некоторые первоначальные знания из области проектного метода, что понадобится при дальнейшем обучении разных школьных дисциплин, но и расширят свой кругозор, повысят эрудицию, уверенность в себе.

Необходимость введения курса «Знатоки истории» определяется современными требованиями в рамках нового федерального государственного стандарта к обучающимся в части исследовательской грамотности.

Общая характеристика курса

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогом задачу организации развивающей среды для обучающихся. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской и проектной деятельности.

Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся. Программа направлена на развитие творческих способностей обучающихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.

Слово «проект» означает «разработанный план, нацеленный на создание чего-то нового, полезного». Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.

Данная программа имеет метапредметный характер. При реализации её содержания расширяются знания, полученные обучающимися при изучении школьного курса истории, географии, математики, литературы и ИКТ.

К каждому из предусмотренных в учебнике информационно-творческих проектов в Тетради для проектных и творческих работ предложены пошаговые алгоритмы их выполнения. 

Пятиклассники смогут понять цель и смысл выполнения каждого из проектов, найдут необходимую информацию в учебнике, Интернете, дополнительной литературе для их реализации. 

В тетради предусмотрена возможность зафиксировать собранную из разных источников информацию и подготовить на её основе проект.

В целом на подготовку и защиту одного мини - проекта требуется 2 занятия, на творческие работы – 1 занятие.
В тетрадь также включены задания для творческих работ по истории Древнего мира (работа с лентой времени, контурными картами, иллюстрациями, шифрограммами; выполнение заданий в рубрике «Историческая викторина», «История в лицах», «Знатоки истории»).
В содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы. В тетрадь для проектов и творческих работ История Древнего мира включена рубрика «Вопросы родителям (взрослым)».

Программа внеурочной деятельности «Знатоки истории» окажет помощь в реализации требований ФГОС основного общего образования по формированию у учащихся умений исследовательской и проектной деятельности, а также будет способствовать повышению интереса пятиклассников к предмету.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса


1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

На данном этапе формируем познавательные УУД:

 умение извлекать информацию из иллюстраций, текста и т.д.;

 умение формулировать проблему.

Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать других;

 умение оформлять свои мысли в устной форме;

 умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД :

умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных УУД:

 умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели,

 функции участников, способов взаимодействия;

 умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, родителей, подготовка презентации). На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами - это коммуникативные УУД. Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем - это регулятивные УУД.

4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Коммуникативные УУД:

 формируем умение слушать и понимать других;

 формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

 формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

 формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.



Формы  организации учебного процесса.

Программа предусматривает работу детей в группах, парах, индивидуальную работа, работу с привлечением родителей.

Занятия проводятся один раз в неделю  в учебном кабинете. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители или просто увлеченные люди.

Формы представления учебного проекта могут быть различными: письменная работа в Тетради (сочинение, рассказ, рисунок), мини–плакат, карта, буклет, иллюстративный ряд, мультимедийная презентация, виртуальная экскурсия, творческое представление и др.

Методическую основу курса составляют следующие методы обучения:

  • индивидуальная самостоятельная работа;

  • групповая дискуссия;

  • беседа;

  • анализ конкретных ситуаций;

  • создание проблемных ситуаций;

  • мини-опрос;

  • элементы наблюдения, самонаблюдения;

  • выполнение мини-проекта;

  • рефлексивный анализ и самооценка.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита проектных работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, участие в конкурсах исследовательских работ, игра.


Мониторинг исследовательской деятельности учащихся


Подготовка к защите.

Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к защите проекта».

Эталон. Оценка. Самооценка.

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы».


Защита проектов.

Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения обучащегося в рамках проекта и оценка продукта.

Способы преодоления трудностей.  

Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.

Анализ проектно-исследовательской деятельности.

Критерии оценки проектной деятельности:

- Осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

- Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов.

- Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность.

- Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта.

- Качество оформления.

- Качество доклада: полнота представления работы, аргументированность и убеждённость.

- Объём и глубина знаний по теме, эрудиция.

- Ответы на вопросы: полнота, аргументированность.

- Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.


Содержание

Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей. Счет лет в истории. Древнейшие виды письменности. Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных. Древняя культура Китая.

Религии мира. Мудрецы древности о правилах поведения. Устройство древних государств. Патриотизм греков в войнах с персами. Зрелища, возникшие в древности. Знаменитые сооружения и постройки древности.

Учебно-тематический план внеурочной деятельности


п/п

Наименование тем внеурочной деятельности

Кол-во часов

теория

практика

1

Введение. Что такое проект. Источники информации.

1


2

Знакомство с Тетрадью для проектов и творческих работ. История Древнего мира.

1


3

Как подготовиться к защите проекта.

1


4

Подготовка к проекту «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»

1


5

Защита проекта «Влияние изобретений и открытий на жизнь первобытных людей»


1

6

Мой тренажер. Счет лет в истории.


1

7

Подготовка к проекту «Древнейшие виды письменности»

1


8

Защита проекта «Древнейшие виды письменности»


1

9

Разгадывание исторических шифрограмм


1

10

Подготовка к проекту «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»

1


11

Защита проекта «Древняя Индия – родина многих басен и сказок о животных»


1

12

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы


1

13

Подготовка к проекту «Древняя культура Китая»

1


14

Защита проекта «Древняя культура Китая»


1

15

Учимся работать с контурной картой

1


16

Подготовка к проекту «Религии мира»

1


17

Защита проекта «Религии мира»


1

18

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы


1

19

Подготовка к проекту «Мудрецы древности о правилах поведения»

1


20

Защита проекта «Мудрецы древности о правилах поведения»


1

21

Создаём и разгадываем исторические шифрограммы


1

22

Подготовка к проекту «Устройство древних государств»

1


23

Защита проекта «Устройство древних государств»


1

24

Учимся работать с контурной картой


1

25

Подготовка к проекту «Патриотизм греков в войнах с персами»

1


26

Защита проекта «Патриотизм греков в войнах с персами»


1

27

Учимся работать с исторической картой


1

28

Подготовка к проекту «Зрелища, возникшие в древности»

1


29

Защита проекта «Зрелища, возникшие в древности»


1

30

Учимся работать с контурной картой


1

31

Подготовка к проекту «Знаменитые сооружения и постройки древности»

1


32

Защита проекта «Знаменитые сооружения и постройки древности»


1

33

Историческая викторина «Знатоки истории»


1

34

Историческая викторина «Знатоки истории»

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!