Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «__»__________20_г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор школы _____________Славгородская Ю.В Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.И.Т.ТАРАНОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности в соответствии со стандартом второго поколения
по курсу «Быстрый мяч»
для обучающихся1-4 классов
класс
Срок реализации 4 года Составила : М.Ю.Емельянова
Возраст: с 6 лет
х. Савдя,2017 год.
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Подвижные игры» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программа рассчитана на 237 занятий для обучающихся 1-4 классов: 1 класс – 66 занятий по 2 занятия в неделю; 2-4 классы – 68 занятий по 2 занятия в неделю. В 1 классе игры проводятся в рамках внеурочной деятельности в помещении школы или на спортивной площадке, в зависимости от погодных условий. Время проведения занятий (30- 35 минут-1полугодие),(40-45 минут -2 полугодие). Во 2-4 классах занятия спортивно- оздоровительного направления проводятся во второй половине дня. Занятия проходят по 45 минут. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности. Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей и др.). Подвижные игры способствуют объединению коллектива, массовому охвату детей физическими упражнениями, являются замечательным средством всестороннего физического развития. Некоторые разделы программы внеурочной деятельности «Подвижные игры» образовательной программы пересекается с задачами, которые ставятся для выполнения детьми на уроках физической культуры. Программный материал по подвижным играм сгруппирован по преимущественному воздействию их на соответствующие двигательные способности и умения. После освоения базового варианта игры рекомендуется варьировать условия проведения, число участников, инвентарь, время проведения игры и др. Все игры подобраны с учетом возрастных и психологических особенностей детей данного возраста.
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей
по спортивно - оздоровительному направлению
внеурочной деятельности
Курс «Быстрый мяч» реализует спортивно - оздоровительное направление во внеурочной деятельности в 1 - 4 классе, в рамках Федерального государственного стандарта второго поколения.
Программа курса разработана на основе авторской программы В.И. Лях в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения.
Цель программы: оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга; формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения,
внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу; воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм.
играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Задачи:
мотивировать обучающихся к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
обучать способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
формировать жизненно важные двигательные умения и практические навыки, развивать способность управлять движениями собственного тела;
содействовать укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию организма, повышению уровня сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам жизни;
создать условия для самореализации детей, т.е. предоставить им право на самоутверждение в коллективе, на уважительное отношение к себе;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к товарищам, уметь сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других товарищей;
оптимизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
развивать сообразительность, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, инициативу, быстроту реакции, а так же эмоционально-чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
. Структура курса «Быстрый мяч»
Игры на внимание
Подвижные игры на развитие внимания и реакции детей, координации и равновесия детей.
Бессюжетные игры
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Эти игры чаще всего основаны на простых движениях: беге, ловле, прятании. Такие игры доступны всем.
Игры-забавы
В работе с детьми используются игры-забавы, аттракционы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами) Это веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющие им радость, но и требующие от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Народные игры
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. Радость движения сочетается с духовным обогащением. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности.
Любимые игры детей (предложенные детьми)
В данный раздел включены игры, которые предложили сами дети. Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость. Ребята учатся самостоятельно и с удовольствием играть.
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Быстрый мяч» предназначен для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 1-4 класс — 66 часов в год.
Режим проведения занятий:
1-ый год обучения 2 часа в неделю,8 часов в месяц.
2-ой год обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц.
3-ий год обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц.
4-ый год обучения 2 часа в неделю,8 часов в месяц.
Результата освоения курса «Быстрый мяч» учащиеся должны:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Быстрый мяч» является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровей-ка» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Быстрый мяч» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение «Вот мы и в школе» (16 часов)
Отработка игровых приемов.-5 ч.; Питание и здоровье. -3 ч. ; Игры по выбору детей.-4 ч. ; Игры на развитие двигательных качеств. - 4 ч.;
2. Игры на взаимодействие между учащимися – (12 часов)
Моё здоровье в моих руках -6 ч.; Я в школе и дома-3 ч.; Чтоб забыть про докторов-3 ч.
3.Игры с элементами легкой атлетики (10 часов)
Эстафета зверей-3 ч.; Осенний марафон- 3 ч.; Прыжки в длину – 4 ч;
4. Игры с элементами ритмической гимнастики(11ч.)
«Красивая спина»-4ч; «Непоседы»- 4 ч; Соревнования -3 ч;
5.Подвижные игры (17 часов)
Игры по выбору учащихся – 5 ч; Ритмическая мозаика – 2 ч; Веселые ладошки – 5ч; Старт группами – 5 ч.
2 класс(68 часов)
1 .Игры на развитие психических процессов (29 ч.)
Отработка игровых приемов-4 ч.; Игровые правила -6 ч.; Проведение игры-4 ч.; Выбор и ограничение игрового пространства- 4ч.; Разучивание игры-4 ч.; Правила игры- 4 ч.; Эстафета-3 ч.
2.Народные игры (8 ч.)
Правила игры-4 ч.; Разучивание игры-4ч.
3.Подвижные игры (15 ч.)
Правила игры-5ч.; Строевые упражнения-10 ч.
4. Спортивные игры (16ч.)
Игровые правила- 4 ч.; Отработка игровых приемов – 4ч.; Игра – 3ч.; Броски в корзину – 2.; Веселые минутки – 3 ч.
3 класс (68 часов)
1 .Игры на внимание (20 ч.)
В стране игрушек-4 ч.; Беседы -6 ч.; Просмотр презентаций-4 ч.; Игры на развитие воображения - 4ч.; Игра с мячом -2 ч.
2.Бессюжетные игры (13 ч.)
Вредные привычки-4 ч.; Конкурс рисунков-4ч., Веселые старты – 5 ч.
3.Игры забавы (17 ч.)
Спортивные мероприятия-7ч.; Русская народная игра-10 ч.
4. Любимые игры детей (18ч.)
Игровые правила- 4 ч.; Отработка игровых приемов – 4ч.; Игра – 3ч.; Броски в корзину –3ч.; Веселые минутки – 4 ч.
4 класс (68 часов)
1 . Обучение технике передачи - ловли мяча. (20 ч.)
Меткие метания-4 ч.; Увернись от мяча -6 ч.; Догнать переднего-4 ч.; Подкинь мяч выше - 4ч.; Перехват мяча -2 ч.
2. Упражнения, подготавливающие к ведению мяча (13 ч.)
Игры с ведением мяча -4 ч.; Метание в вертикальную цель -4ч.,
3. Упражнения и игры с передачей мяча. (17 ч.)
Самостоятельные игры и упражнения -7ч.; Игры с передачей мяча-10 ч.
4. Эстафеты волейбольных передач, игры (18ч.)
Игровые правила- 4 ч.; эстафета с препятствиями – 4ч.; игры для развития ловкости – 3ч.; Полет мяча – 2.; игры для развития быстроты – 5 ч.
Тематическое планирование 1 год обучения – (66 часа)
№ | Тема занятия | Кол –во часов |
1 | Введение. | 1 |
2 - 3 | Бег с препятствиями. | 2 |
4 - 5 | «Горелки». | 2 |
6 | Гигиена человека. | 1 |
7 - 8 | Мое здоровье. Как его сохранить? | 2 |
9-11 | Игра «Кот и мышь». | 3 |
12 | Игра «Прыжок лягушки». | 1 |
13 | Игра «Охотник и звери». | 1 |
14-15 | Игра «Драчливый баран». | 2 |
16 | Уход за своим организмом. | 1 |
17 | Системы нашего организма. | 1 |
18 | Системы нашего организма. | 1 |
19 | Режим дня. | 1 |
20-21 | Беседа «Помоги себе сам!» | 2 |
22 | Эстафета со скалками. | 1 |
23 | Игра «День и ночь». | 1 |
24 - 25 | Игра «Кто выше?» | 2 |
26 | Игра «Веселые ладошки» | 1 |
27-28 | Упражнения «Красивая спина». | 2 |
29-30 | Игра «Дружные ребята». | 2 |
31 | Игра «Веселый сапожок». | 1 |
32 | Игра «Ритмическая мозаика». | 1 |
33 | Игра «Царь горы». | 1 |
34 - 35 | Игры по выбору учащихся. | 2 |
36 - 37 | Эстафета «Снежный город». | 2 |
38 | Поймай того, у кого камушек. | 1 |
39 | Игра «Два мороза». | 1 |
40 - 42 | Угадай и догони. | 3 |
43 - 45 | Игра «Кот и мышь». | 3 |
46 | Игра «Море волнуется раз». | 1 |
47 | Класс, смирно! | 1 |
48 | Мяч соседу. | 1 |
49 - 50 | Подвижная цель. | 2 |
51 - 52 | Перетягивание каната. | 2 |
53- 54 | Игра «Гуси лебеди». | 2 |
55 - 57 | Классики. | 3 |
58 - 59 | Игра «Пустое место». | 2 |
60 | Веселые старты. | 1 |
61 - 62 | Игра «День и ночь». | 2 |
63 - 66 | Бег с препятствиями. Игры. | 4 |
Календарно-тематическое планирование
1 год обучения (66 часов), выпало 3 часа 1.05, 2.05,9.05.
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Дата |
1 | Введение. | 1 | 5.09 |
2 - 3 | Бег с препятствиями. | 2 | 6.09 12.09 |
4 - 5 | «Горелки». | 2 | 13.09 19.09 |
6 | Гигиена человека. | 1 | 20.09 |
7 - 8 | Мое здоровье. Как его сохранить? | 2 | 26.09 27.09 |
9-11 | Игра «Кот и мышь». | 3 | 3.10 4.10 10.10 |
12 | Игра «Прыжок лягушки». | 1 | 11.10 |
13 | Игра «Охотник и звери». | 1 | 17.10 |
14-15 | Игра «Драчливый баран». | 2 | 18.10 24.10 |
16 | Уход за своим организмом. | 1 | 25.10 |
17 | Системы нашего организма. | 1 | 1.11 |
18 | Системы нашего организма. | 1 | 7.11 |
19 | Режим дня. | 1 | 8.11 |
20-21 | Беседа «Помоги себе сам!» | 2 | 14.11 15.11 |
22 | Эстафета со скалками. | 1 | 21.11 |
23 | Игра «День и ночь». | 1 | 22.11 |
24 - 25 | Игра «Кто выше?» | 2 | 28.11 29.11 |
26 | Игра «Веселые ладошки» | 1 | 5.12 |
27-28 | Упражнения «Красивая спина». | 2 | 6.12 12.12 |
29-30 | Игра «Дружные ребята». | 2 | 13.12 19.12 |
31 | Игра «Веселый сапожок». | 1 | 20.12 |
32 | Игра «Ритмическая мозаика». | 1 | 26.12 |
33 | Игра «Царь горы». | 1 | 16.01 |
34 - 35 | Игры по выбору учащихся. | 2 | 17.01 23.01 |
36 - 37 | Эстафета «Снежный город». | 2 | 24.01 30.01 |
38 | Поймай того, у кого камушек. | 1 | 31.01 |
39 | Игра «Два мороза». | 1 | 6.02 |
40 - 42 | Угадай и догони. | 3 | 7.02 13.02 14.02 |
43 - 45 | Игра «Кот и мышь». | 3 | 27.02 28.02 6.03 |
46 | Игра «Море волнуется раз». | 1 | 7.03 |
47 | Класс, смирно! | 1 | 13.03 |
48 | Мяч соседу. | 1 | 14.03 |
49 - 50 | Подвижная цель. | 2 | 20.03 21.03 |
51 - 52 | Перетягивание каната. | 2 | 3.04 4.04 |
53- 54 | Игра «Гуси лебеди». | 2 | 10.04 11.04 |
55 - 57 | Классики. | 3 | 17.04 18.04 24.04 |
58 - 59 | Игра «Пустое место». | 2 | 25.04 8.05 |
60 | Веселые старты. | 1 | 15.05 |
61 - 62 | Игра «День и ночь». | 2 | 16.05 22.05 |
63 | Бег с препятствиями. Игры. | 4 | 23.05 |
Календарно-тематическое планирование
курса «Доноведение»
1 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Виды деятельности на уроке |
1-2 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | 4.09 5.09 | 2 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседао предмете «Доноведение». Раскрашивание картинки (с.3) |
3-5 | Родной край. | 11.09 12.09 18.09 | 3 | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений (страничка для чтения). Раскрашивание картинки (с.4). Составление рассказа по картинке. |
6-7 | Времена года. | 19.09 25.09 | 2 | Экскурсия по пришкольному участку. Разгадывание кроссворда (стр.6). Беседа обо всех временах года. Раскрашивание картинок (стр.6). Ответы на задания: 1.весна. 2. осень. 3. зима. 4 лето |
8-10 | Осень на Дону. | 26.09. 2.10 3.10 | 3 | Разгадывание кроссворда (с.7). Чтение учителем (с.8) (страничка для чтения). Беседа об осенних месяцах. Разучивание одного стихотворения наизусть. Раскрашивание картинки (7) Ответы на задания: 1. сентябрь. 2. октябрь.3. ноябрь. |
11 | Осенние месяцы. | 9.10 | 1 | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений об осени. Сбор природного материала. |
12-14 | Осенние изменения в природе. | 10.10 16.10 17.10 | 3 | Раскрашивание картинки (с.9). Беседа об осенних изменениях в природе. |
15-18 | Растения осенью. | 23.10 24.10 7.11 13.11 | 4 | Разгадывание загадок о деревьях. Решение проблемы «Почему художник не нарисовал ещё одно дерево». Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Раскрашивание картинок. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев) |
19-20 | Листья жёлтые летят.. | 14.11 20.11 | 2 | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей (задание 10). Раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев. |
21 | Занятия людей осенью | 21.11 | 1 | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». Чтение учителем (с.4) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок (с.15). Составление рассказа по картинке. |
22-23 | Зима на Дону. | 27.11 28.11 | 2 | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых на Дону. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинкам. Ответы на задания: 13 – 1.огурец, 2.помидор, 3. морковь. 4. щавель, 5. редиска. 14 – 1. вишня, 2. слива, 3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6. лимон. 15 – 1.вороний глаз, 2.земляника, 3.малина, 4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6. волчье лыко, 7. виноград. |
24-25 | Зимние месяцы. | 4.12 5.12 | 2 | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают …». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, баклажана и т.п.) |
26-27 | Зимние изменения в природе. | 11.12 12.12 | 2 | Чтение учителем (с.21) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Кто лишний?» «На какие группы можно разделить животных?». Беседа о перелётных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких) Ответы на задания: 18 – 1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. бабочка, 5. цапля. 19 – 1.муравей, 2. волк, 3. жук, 4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7. суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, 11.кот, 12. бобры. |
28 | Жизнь животных зимой. | 18.12 | 1 | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламированье стихотворений. Составление рассказа по картинке. |
29-30 | Живой уголок. | 19.12 25.12 | 2 | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о зиме. |
31 | Зимняя сказка. | 26.12 | 1 | Разгадывание кроссворда. Чтение учителем (с.27) (страничка для чтения). Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. Раскрашивание картинок. Ответы на задания: 21 – 1.декабрь, 2. январь, 3. февраль. |
32-34 | Весна на Дону. | 15.01 16.01 22.01 | 3 | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. Раскрашивание картинок. |
35-37 | Весенние месяцы. | 23.01 29.01 30.01 | 3 | Чтение учителем (с.30) (страничка для чтения). Отгадывание загадок и раскрашивание отгадок. Решение проблемы «Как помочь птицам и диким животным зимой?». Составление рассказа. Ответы на задания: 26- ворона, сорока и синица – всеядны; воробей, голубь любят крошки, семена, крупу; свиристель – ягоды рябины. 27 – 1. лиса, 2.заяц, 3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6. олень, 7. сова. |
38-40 | Весенние изменения в природе. | 5.02 6.02 12.02 | 3 | Экскурсия к живому уголку в школе. Разгадывание кроссворда. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. Ответы на задания: 28 – по горизонтали: аквариум, попугай, ящерица; по вертикали: террариум, фикус, рыбки, хомяк. |
41-44 | Растения весной. | 13.02 26.02 27.02 5.03 | 4 | Чтение учителем (с.34) (страничка для чтения). Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Раскрашивание картинок. Составление рассказа по картинке. |
45-47 | Жизнь животных весной. | 6.03 12.03 | 2 | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. Чтение учителем (с.37) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. |
48 | Лето на Дону. | 13.03 | 1 | Беседа об изменениях в природе края. Декламированье стихотворений о весне. |
49-50 | Летние месяцы. | 19.03 20.03 | 2 | Раскрашивание картинок. Беседа о весенних изменениях. Сочинение. |
51-52 | Летние изменения в природе. | 2.04 3.04 | 2 | Беседа «Что происходит с растениями весной?» Раскрашивание картинок. |
53 | Растения луга. | 9.04 | 1 | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Чтение учителем (с.41) (страничка для чтения). Учимся рисовать птиц и животных. |
54-56 | Растения водоема. | 10.04 16.04 17.04 | 3 | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» по картинкам. Чтение учителем (с.44) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. Сочинение. |
57-58 | Жизнь животных летом. | 23.04 24.04 | 2 | Беседа о летних изменениях в природе края. Декларирование стихотворений о лете. |
59-60 | Занятия людей Донского края в разные времена года. | 7.05 8.05 | 2 | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. Чтение учителем или хорошо читающим ребёнком (с.47) (страничка для чтения). Раскрашивание картинок. | |
61 | «Кто лишний?» | 14.05 | 1 | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растения луга и поля. Раскрашивание картинок. |
62 | «На какие группы можно разделить животных?» | 15.05 | 1 | Беседа водоёмах края. Рисование. |
63-64 | Обобщающий урок. | 21.05 22.05 | 2 | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей. Раскрашивание картинок.Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». Раскрашивание картинок. |
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.