СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют" Внеурочная деятельность. 3 класс. "Народные промыслы".

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют"  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока учителя начальных классов Сорокиной Анастасии Владимировны Общеобразовательное частное учреждение "Школа - интернат "Абсолют" Внеурочная деятельность. 3 класс. "Народные промыслы".»

Тема. «Народные промыслы».

Цели:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о народном декоративно-прикладном искусстве и основными законами композиции.



Задачи:

  • Развитие творческих способностей учащихся в композиции.

  • Воспитание у детей интереса и любви к искусству своего народа, чувство ответственности за сохранение и развитие художественных традиций

  • Развитие навыков работы на компьютере.

Оборудование. Таблицы «Русская народная игрушка», «Русская художественная резьба и роспись по дереву», «Мастера Палеха»; фотографии предметов быта народных умельцев Хохломы, Городца, Гжели, Жостова, Полховского Майдана, Филимонова, Палеха, Федоскина, Мстеры, Дымкова, Семенова, Вологды; изделия умельцев Гжели, Хохломы, Полховского Майдана, Жостова; карточки с названиями народных промыслов; кинопроектор, экран; кинофильм «Декоративно-прикладное искусство России».





















Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Здравствуйте, проверьте свою готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2.Вступительное слово.

Ребята, назовите виды народных промыслов, которые вы знаете.
 

Отвечают на вопросы.

3.Работа по теме внеурочного занятия.

 1. Хохлома

Не просто так называют эту посуду золотой хохломой. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые! Как же появилось это диво дивное – золотая хохлома?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах человек. Кто он и откуда пришёл, неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его!». Послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Но сколько, ни искали солдаты, не смогли найти чудо-мастера. Ушёл он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома.

- Как же создаются изделия с хохломской росписью?

- Сначала делают бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок и придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» - резные ковши и ложки. После сушки основу грунтуют очищенной глиной и сушат 7-8 часов и вручную покрывают несколькими слоями олифы 3-4 раза. Следующий этап – «лужение», втирание алюминиевого порошка в поверхность изделия. Теперь предмет приобретает бело-зеркальный блеск и готов для росписи. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, - красный и чёрный. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Все изделия расписываются вручную масляными красками, причём рисунок нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и закаливают 3-4 часа в печи до образования золотистого цвета. Так получается знаменитая золотая хохлома. Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Всё так же будут сиять её краски, не потускнеет золото, потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Эти изделия ярки и красочны, словно пронизаны солнцем. Роспись этой посуды выполняется кистевыми приемами без предварительного нанесения контура рисунка. Основной прием росписи – «травный». Откуда пришли к нам эти горящие золотом ложки, туески, плошки? Эту посуду знают во всем мире. А вы ее, ребята, узнали?

(Хохлома. Растительные узоры.)

2. Городецкая роспись.
Городецкая роспись зародилась в районе города Городец. Яркая, лаконичная, Городецкая роспись, выполненная в основном чёрной краской, украшала прялки, мебель, ставни, двери и другие изделия домашнего обихода. Значительное место в росписи занимают цветочные мотивы – пышные розаны. Они всюду разбросаны на поле весёлыми гирляндами и букетами. Любимый фон – ярко-зелёный или красный, глубокий синий. В Городецкой росписи часто используют образ горячего, сильного коня, который является символом богатства, или образ птицы – символа счастья. Изображения «петух» и «курочка» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

На берегу Волги мы попали в удивительный мир русской сказки, созданной руками мастеров. Эти умельцы делают мебель, удивительно красивые ларцы, шкатулки, прялки, детские игрушки, а изображают на них сказочных птиц и быстрых коней. Особенно же любимы мастерами два цветка.
Как называется этот промысел? Что это за цветы необычайной красоты?

(Городец. Купавки и розаны.)

3.Гжель – старинный народный промысел, название которого, вероятно, произошло от слова «жгель», зародился в XVII веке. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Местность, в которой производили гжель, тоже стали называть Гжелью.

Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт. Посуда была украшена замысловатым орнаментом или сюжетной росписью. Традиционный сюжет гжельской росписи – фантастическая птица, окружённая деревцами или архитектурными сооружениями. Известно, что гжельские мастера выполняли заказы даже для царского двора. В XIX веке гжельская посуда по праву считалась лучшей в России. Охотно покупали её и за границей – в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Сейчас эти изделия можно увидеть в Эрмитаже, в Русском и Историческом музеях. Сегодня искусство гжельской керамики переживает новый расцвет. Гжельские глиняные игрушки и декоративная посуда с одноцветной синей росписью по белому фону, известны всем не только в России, но и за рубежом.
Эту посуду делают из фарфора, а расписывают ее только голубой и синей красками. Где делают эту красивую посуду?

(В Гжели. Элементы растительного мира, орнамент.)

4. - Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. История этого промысла ведётся с 1825 года, когда в деревне обосновались братья Вишняковы. Они организовали мастерскую и занялись росписью металлических подносов. Изделия сразу начали пользоваться большим спросом, однако другие мастера не смогли составить конкуренцию жостовцам, традиции росписи которых, сохранились до наших дней. Технология изготовления подносов включает несколько этапов. Сначала поднос тщательно шлифуется, затем покрывают двумя слоями грунта, основой которого служат сажа и каолин и шлифуют ещё раз. Подготовленный поднос покрывают несколькими слоями цветного лака, каждый полируется в отдельности. И только после завершения этого процесса мастер приступает к росписи подноса. Жостовские мастера расписывают металлические подносы разной формы: круглой, овальной, квадратной, гитарной. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов. Фон может быть и красным, синим, зелёным, золотым. В русской культуре поднос символизирует богатство, достаток в доме.Есть в Подмосковье деревня, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи – подноса.
Под кистью народных мастеров – умельцев живописцев этот предмет стал художественным произведением.
Собранные в букеты и вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые или полевые цветы несут людям радость жизни, поэзию вечного цветения природы. Что это за народный промысел?
(Жостово. Узоры растительного мира, цветы.)

5. Дымковская игрушка. Когда-то давно, на поросшем лесом берегу реки Вятки, появилось поселение – слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

- А чем же славится село Дымково? (Игрушками, а называют эти игрушки дымковскими.)

- Лепили игрушки из местной красной глины. В основном это барыни, медведи с балалайками, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Слепят и в печь поставят, чтобы стали они крепкими и долго всех радовали. В старину, на празднике проводов зимы, вятичи встречали бога солнца – Ярилу – весёлым свистом игрушек-свистулек.

Эти игрушки любимы всеми. Они очень яркие и нарядные. Про них народ написал немало прибауток, считалок, загадок. Отгадайте загадки:
– Зонтик грибком,
Руки крендельком.
Ходит девица-красавица пешком.(Дымковская барыня.)
– Бока крутые, рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине Егорка.(Баран с мальчиком.)
Где делают эти изделия? Какие элементы есть в росписи?(Дымково. Элементы геометрического характера.)
6. Филимоновская игрушка – старейший народный художественный промысел России. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь.
На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная  глина  быстро  деформируется,  покрывается  мелкими трещинами, которые приходится  заглаживать  влажной  рукой.
Благодаря этому фигурка утончается  и  вытягивается, приобретая непропорциональную,  но  удивительно  изящную  форму. После  обжига  изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.
Основную массу  изделий  филимоновских  мастериц  составляют  традиционные свистульки:  барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей  монолитные, скупые на детали —  близки  древним примитивным  фигуркам.  Неширокая  юбка колокол  у  филимоновских  барынь  плавно  переходит  в  короткое узкое тело и  завершается  конусообразной  головой,  составляющей  одно  целое  с  шеей. В  округлых  руках барыня  обычно  держит  младенца  или  птичку-свистульку.  Кавалеры  похожи  на  дам, но  вместо юбки  у них толстые  цилиндрические  ноги,  обутые  в  неуклюжие  сапоги.  Головы  фигурок  венчают  затейливые  шляпки  с неширокими  полями. Филимоновские  мастерицы  расписывают  свои игрушки  яркими  анилиновыми красками,  замешанными  на  яйце,  нанося их  куриным  пером. Несмотря на  относительную  скупость  их  палитры — малиновый,  зелёный,  жёлтый и голубой цвета — игрушки получаются яркими и весёлыми.

Животные.Традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища  и  шеи.  Одноцветной,  обычно  зелёной  или  малиновой  краской,  раскрашиваются  голова  и  грудь,  на  которые  часто  наносят несложный  аляповатый  орнамент.
Филимоновские  барыни  и  кавалеры  одеты  всегда  нарядно  и  ярко, их  шляпки  украшены  разноцветными полосками,  а  на  вороте  кофты,  на  юбке  и  штанах  нанесён  всё  тот  же  бесхитростный  орнамент.  Одежда филимоновских  фигурок  сложилась  под  влиянием  с  одной  стороны  городского  костюма,  с  другой — крестьянских  домотканых  сарафанов,  вышитых  рубах  и  поясов.  Орнамент  (разноцветные  штрихи,  пятна,  веточки,  розетки),  нанесённый  без  определённой  схемы, создает  броский пёстрый  декор.
Здесь издавна лепят народные игрушки из глины. Это игрушки-свистульки. Звери, птицы, люди – любимые персонажи мастеров. Фигурки они лепят из красной глины. После обжига в печах их не забеливают, как в Дымково, а наносят роспись на естественный цвет глины.
Орнамент очень прост: это поперечные и продольные полосы желтого, зеленого и красного цветов. Где делали эти игрушки?(В Филимоново.)
Каждая игрушка – неповторимое произведение искусства. Смешные придумывали свистульки, очень смешные.
Раньше на всех праздниках непременно свистели. Ах, как засвищут и млад и стар! Бывало, улица шатается, как засвищут все... И назывался этот праздник?..

Слушают. Отвечают на вопросы.

4. Практическая работа.

А теперь попробуйте решить тест и проверить себя ещё раз, что вы знаете о народных промыслах?

Сейчас я раздам вам изображения с народными промыслами. Вы должны их раскрасить.


4.Итог урока

 Ребята, а хотели бы вы побывать в гостях у мастеров, чьими руками создаются эти замечательные предметы, которые по праву называют произведениями декоративно-прикладного искусства?
А поможет нам в этом кинофильм «Декоративно-прикладное искусство России».
Дети смотрят кинофильм.

– Умельцев каких промыслов вы увидели? Что вас удивило?

Выслушиваются ответы детей.

Декоративно-прикладное искусство живет уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые делали своими руками бабушки и дедушки, – это вышивка, ковры, посуда.
Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно-прикладное искусство развивалось, процветало?


Подводят итоги урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!