СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»


Рассмотрена на педагогическом совете

Протокол №1 от 30.08.2021 г.


Согласована

Зам.директора по УВР

____________Корнева О.С


Утверждена

приказом СОШ

п. Верхнеказымский

от 30.08.2021 № 636-о

_________ Н.Ю.Чернов




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ученье с увлеченьем»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Возраст обучающихся 8-9 лет

Срок реализации – 1 год




Автор-составитель

Ариничева Ирина Викторовна

учитель начальных классов


























п. Верхнеказымский

2021год






Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Ученье с увлеченьем» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом рабочей программы воспитания. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В данных документах приоритетным направлением в воспитании является гуманизация образования, которая предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей, интересов и развитие способностей.

«Занятия рассчитаны на индивидуальную, групповую и парную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу,моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Программа занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях русского языка и представления по математике Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Актуальность

В первом классе учащиеся начальных классов принимали активное участие в различных международных и всероссийских конкурсах, в предметных олимпиадах, в различных викторинах, интеллектуальных марафонах. Это позволило ученикам познать себя, дало возможность в большей степени почувствовать в себе уверенность, послужило развитию творческой инициативы ребёнка, что сказалось на учебной мотивации учащихся.

Во 2 классе необходимо продолжить работу путем включения заданий по математике и русскому языку, которые выходят за рамки учебного программного материала. Для выполнения таких заданий характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задания с необычной формулировкой, олимпиадные задания, требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их способ выполнения. При решении таких заданий по русскому языку и математике применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить выполнять такие задания , вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся.

Практическая значимость программы «Ученье с увлеченьем» позволяет объединить содержание обучения и воспитания в единый образовательный процесс, создавая условия для гармоничного развития личности как ребенка, развития его интеллектуальных и творческих способностей.

Связь с уже существующими по данному направлению программами: разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования по русскому языку и математике, позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и развитию творческих способностей ребёнка.

Новизной программы является его направленность на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения детей. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

Цель программы- создание условий для формирования интеллектуально развитой личности , готовой саморазвиваться, самосовершенствоваться, для расширения и углубления знаний по русскому языку и математике.

Задачи программы:

- выявление одаренных учащихся из числа показавших высокие результаты в ходе учебной деятельности, а также путем анализа результативности учебного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей;

- раскрытие творческих способностей ребенка;

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.

- подготовка детей к участию в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и математике.

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Отличительной особенностью программыявляется её широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях русского языка и представления по математике. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа рассчитана на 1 год и ориентирована на учащихся 2 класс по двум направлениям – гуманитарному и математическому. Данная программасоставлена в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями второклассников. Набор в группы свободный.

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 34ч в год с проведением занятий один раз в неделю. Всего 34 занятия. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий и адресована обучающимся вторых классов СОШ п. Верхнеказымский

2. Планируемые результаты освоения программы

Личностные УУД:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Регулятивные УУД:

Формировать:

  • умение учиться и способность к организации своей деятельности;

  • умение преодолевать импульсивность, непроизвольность поведения;

  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

  • готовность к преодолению трудностей;

  • умение адекватно оценивать свою деятельность;

  • учебное сотрудничество учителя с учеником на основе признания индивидуальности каждого ребенка.


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Добывать новые знания:находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию:делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

  • Ориентироваться в возможностях информационного поиска.

  • Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других.

  • Слушать и понимать речь других.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учить преодолевать эгоцентризм в пространственных и межличностных отношениях.

  • Учить понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос.

  • Включаться в групповую работу, согласовывать усилия по достижению общей цели.

  • Сравнивать свои достижения вчера и сегодня, вырабатывать дифференцированную самооценку.

  • Осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.


После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

  • определять учебную задачу;

  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • владеть своим вниманием;

  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности

  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;

  • самостоятельно мыслить и творчески работать;

  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.


Система отслеживания и оценивания результатов: участие в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах, защите проектных и исследовательских работ

различных уровней.

3.Содержание курса «Ученье с увлеченьем»

2 класс (34 ч)

Область « Русский язык» - 17 ч

Тема 1. Вводное занятие. (1 ч)Роль речи и знания языка в жизни человека. Из истории языка. Старые и новые слова в языке.

Тема 2. Слово. (5ч)Изобразительные средства языка. Сравнение. Олицетворение.

Построение слов из данного слова. Составление ребусов по словам. Многозначность слов. . Слова-родственники. Игры с однокоренными словами.

Интеллектуальные игры. Игры со словами. (Антонимы, омонимы, синонимы).

Тема 3. Работа со словарями. (1ч) Знакомство со словарями: орфографическим, толковым. Роль слов в жизни человека. Умение определять лексическое значение слова по словарю.

Тема4. Предложение. (1ч) Развитие внимания к значению слов в предложении.

Фразеологизмы, их использование в предложениях.

Тема 5. Звук. Буква. (2) Задания на развитие смекалки. Грамматические игры.

Тема 6. Ребусы. Шарады. (3ч) Разгадываем, составляем ребусы, шарады, кроссворды, анаграммы. Арифметическая грамматика.

Тема 7. Готовимся к олимпиадам и конкурсам. (4 ч)

Решаем олимпиадные задания по русскому языку по фонетике, морфемике, морфологии, лексике.

Область «Математика» - 17ч

Тема 1. Вводное занятие. ( 1ч) Понятие «математика». Возникновение математики как науки. Применение математики в жизни. Что дала математика людям?

Тема 2.Числовые головоломки (1 ч)

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).

Тема 3. Волшебные переливания (1 ч)

Задачи на переливания. Решение задач с помощью таблицы. Решение задач по шагам. Разливание с помощью двух сосудов.

Тема 4. Решение логических задач. (2ч)

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

Тема 5. Интересные приемы устного счёта. ( 2ч)

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

Тема 6. Математические фокусы. (1ч.)

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Тема 7. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. (1ч.)

Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Тема 8. Решение олимпиадных задач (2ч.) Задачи повышенной трудности. Задачи на сообразительность, мышление, смекалку

Тема 9. Задачки с подвохом (1ч.) Занимательные и нестандартные задачи с подвохом. Умножение и деление чисел в пределах 100.

Тема 10. Геометрическая мозаика. (2 ч.)

Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Тема 11. Мир занимательных задач ( 1 ч.)

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер­жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на задан­ные вопросы.

Тема 12.Магические квадраты (2ч.) Сложение и вычитание в пределах 100. Закономерности. Взаимосвязь операции сложения и операции вычитания.

Для обеспечения гармоничного развития личности программой внеурочной деятельности « Учение с увлечением »реализуются следующие направления:

нравственное: развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — нравственных качеств весьма важных в практиче­ской деятельности любого человека

умственное (интеллектуальное): развитие у детей умения анализировать и выполнять задания повышенной трудности; решение нестандартных логических задач,ребусов,шарад.

социально-коммуникативное:формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

здоровьесберегающее: применение здоровьевьесберегающих технологий (физминуток)

воспитание семейных ценностей: обеспечение взаимодействия с родителями направленное на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

правовое: соблюдение общепринятых норм поведения, правил общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками)

экологическое: оформление своих мыслей в устной и письменной речи на экологические темы.

трудовое: применения полученных знаний и умений в практической деятельности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!