СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальная "Граммотейка". Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Срок реализации дополнительной программы 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Немана»





«Согласовано»

заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «СОШ №1 г.Немана»

__________________Гарбузова М.Н.

от «__» __________2019 года

«Утверждаю»

Директор МАОУ «СОШ №1 г.Немана»

__________________/Г.В.Сыч/

от «__» __________2019 года





Рабочая Программа курса внеурочной деятельности

общеинтеллектуальная

направленность программы

«Грамотейка»

название программы

7-8

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная программа

1 год

срок реализации дополнительной программы



Атаманенко Анжелика Ивановна,

Марусевва Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

составители











г. Неман, 2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Программа курса внеурочной деятельности «Грамотейка» (далее Программа) разработана Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года, рег. №17785)

Федеральным государственным стандартом начального общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 06 октября 2009 года №373)

Приказом Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 6 октября 2009 года №373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №19707);

Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 01 февраля 2011 года №19644);

Письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся МАОУ «СОШ №1 г. Немана» от 18.06.19 приказ № 195

Внеурочная деятельность обучающихся – специально организованная деятельность обучающихся, представляющая собой неотъемлемую часть учебного плана, который является компонентом основной образовательной Программы школы.

Внеурочная деятельность осуществляется в свободное от урочных занятий время и является составной частью образовательной деятельности, обеспечивающей формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности.


Направление Программы – общеинтеллектуальное.


Отличительные особенности Программы:

 В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.

        В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют.  При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить.  А  также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.  Но в то же время систематическое выполнение  данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.        

      Актуальность  программы  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.


Новизна, актуальность Программы.

Программа  позволяет показать, как    увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития  интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.

Участники  программы:    обучающиеся 1класса.


Педагогическая целесообразность.  

Данная программа создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти уме­ния применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.


Цель: развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Задачи:

  1. Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

  2. Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

  3. Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

  4. Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

  5. Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.

Программа предназначена для детей в возрасте 7-8 лет.

Срок реализации Программы – 1 год.

На полное освоение Программы требуется 33 недели, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий и т.д.


Формы и режим занятий.

Форма обучения – очная. Общее количество часов в год – 66 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.


Форма подведения итогов реализации Программы: наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Это такие формы деятельности, как: викторины, праздники, творческие конкурсы, ролевые игры, конкурсы, утренники. Подобная организация учета знаний, умений  и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого ученика.



РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


В процессе обучения обучающихся по данной Программе устанавливаются требования к результатам обучающихся:

Личностные результаты освоения Программы:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты освоения Программы:

  1. Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебную литературу свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

  • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

   3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

  • 1. Уровень теоретических знаний.

  • - Низкий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующие корректировки наводящими вопросами.

  • - Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

  • - Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

  • 2. Уровень практических навыков и умений. Способность на практике применить полученные теоретические знания.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПРОГРАММЫ.

         


Числа. Арифметические действия. Мир занимательных задач (18 часов)

Вводное занятие. «Математика-Царица наук»

Как люди научились считать.

Интересные приемы устного счета.

Решение занимательных задач в стихах

Учимся отгадывать ребусы.

Учимся составлять ребусы.

Занимательные задачи на сложение. Загадки, игра «Весёлый счёт»

Упражнения в измерении на глаз. Игра «Задумай число».

Упражнения на сравнение фигур. Задача в стихах. Задача-смекалка. Игра «На 5 больше и на 5 меньше» 

Задача в стихах на разностное сравнение. Занимательный квадрат.

Загадки-смекалки

Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?»

Отгадывание ребусов. Упражнения на проверку знания нумерации. Задача–шутка, задача-смекалка. Игра «Весёлый счёт»

Упражнение в анализе геометрической фигуры. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!»

Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры.

Путешествие в Страну « Грамматика» (31 часов)

В мире безмолвия и неведомых звуков.  Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

 В Страну Слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

К тайнам волшебных слов.

Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Выбор друзей в Стране Слов.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Чудесные превращения слов.

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

 В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

В Королевстве Ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

 В удивительном городе Неслове.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

 Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

 К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

 В театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

 Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Необычный урок.

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Следопыты развлекают детей.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

К словам – родственникам. Почему их так назвали?)Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

 Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Проект «Русский язык - твой помощник»

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценировка рассказов.

Я в школе и дома. (8 часов)

Мой внешний вид - залог здоровья. Бесценный дар-зрение. Гигиена правильной осанки.

Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим. Класс не улица ребята и запомнить это надо. « Что такое дружба? Как дружить в школе7» Мода и школьные будни. Игра –викторина «Делу время- потехе час».

Я и мое ближайшее окружение ( 9 часов).

Мир моих увлечений. Вредные привычки и их профилактика. Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» В мире интересного. Размышление о жизненном опыте. Школа и мое настроение. Чему мы научились и чего достигли.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

1-18

Числа. Арифметические действия. Мир занимательных задач.

Вводное занятие. « Математика-Царица наук»


1

Как люди научились считать.


1

Интересные приемы устного счёта.


2

Решение занимательных задач в стихах


2

Учимся отгадывать ребусы.


1

Учимся составлять ребусы.


1

Занимательные задачи на сложение. Загадки, игра «Весёлый счёт»


2

Упражнения в измерении на глаз. Игра «Задумай число».


1

Упражнения на сравнение фигур. Задача в стихах. Задача-смекалка. Игра «На 5 больше и на 5 меньше» 


1

Задача в стихах на разностное сравнение. Занимательный квадрат.


1

Загадки-смекалки


1

Логическая игра «Какая геометрическая фигура исчезла?»


1

Отгадывание ребусов. Упражнения на проверку знания нумерации. Задача–шутка, задача-смекалка. Игра «Весёлый счёт»


1

Упражнение в анализе геометрической фигуры. Игра «Число дополняй, а сам не зевай!»


1

 Разрезывание геометрической фигуры на части и сложение из полученных частей новой фигуры.


1

19-49










Путешествие в Страну «Грамматика»









В мире безмолвия и неведомых звуков.  Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».


2


 В Страну Слов. Первые встречи. Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

К тайнам волшебных слов.


2


Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».



1

Выбор друзей в Стране Слов.

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.



1

К несметным сокровищам Страны Слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».



1

Чудесные превращения слов.

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева


1

 В гости к Алфавиту.

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».



1

К тайнам звуков и букв. Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».



1

Встреча с Радугой.

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».



1

В Страну Говорящих Скал.

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»



1

В глубь веков на Машине времени.

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.



1

В Королевстве Ошибок.

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.



1

В Страну Слогов.

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».



1

Неожиданная остановка в пути.

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.



1

 В удивительном городе Неслове.

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».



1

 Чудеса в Стране Слов.

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.



1

 К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.



1

На карнавале слов.

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.



1

 В театре близнецов. Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.



1

 Конкурс знающих.

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.



1

Новое представление.

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».



1

Необычный урок.

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.



1

Следопыты развлекают детей.

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.



1

В Клубе весёлых человечков.

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.



1

К словам – родственникам. Почему их так назвали?)Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».



1

Экскурсия в прошлое.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.



1

Полёт в будущее.

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».



1


Проект «Русский язык - твой помощник»

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синомами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.



1

1

50-57









Я в школе и дома










Мой внешний вид –залог здоровья

1


«Бесценный дар - зрение».

1


Гигиена правильной осанки

1


«Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим»

1


«Класс не улица ребята

И запомнить это надо!»

1


Что такое дружба? Как дружить в школе?

1


Мода и школьные будни

1


Делу время, потехе час. Игра -викторина


1

58-66

Я и моё ближайшее окружение

Мир моих увлечений


2

Вредные привычки и их профилактика


1

Добро лучше, чем зло, зависть, жадность.

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»


2

В мире интересного.


1

Размышление о жизненном опыте



Школа и моё настроение


1

Игра «Мой горизонт»


1

Чему мы научились и чего достигли


1










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!