СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка "Карта-язык географии" 7 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочка "Карта-язык географии" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка "Карта-язык географии" 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;

- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;

-Федеральным законом Российской Федерации об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 03-296 от 12 мая 2011года;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа.

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.                                

 При изучении курса решаются следующие задачи:

  • формирование интереса к географии;

  • дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

  • обучить умению внимательно читать и работать с картографической и аэрокосмической информацией, понимать карту:

  • формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

  • формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

  • формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;

  • формирования представления о странах мира.

 

Общая характеристика программы

     В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “Карта есть “альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”.

 Программа курса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).  

Ценностные ориентиры содержания программы

В 7-9 классах время работы с картографическим материалом недостаточно для развития практических навыков. Вот почему введение данного курса является необходимым дополнением к учебному предмету.

Актуальность курса. Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”.

Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. На экономических картах указываются статистические данные, которые учащиеся смогут анализировать и решать задачи (метапредметные умения). Данный курс поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации ГИА и ЕГЭ по предмету, поскольку в контрольно- измерительных материалах ГИА и ЕГЭ предлагаются задания, в которых необходимо дать ответ на основе анализа различных тематических карт. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся.

Главная педагогическая идея – культурологическая составляющая курса. География – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены исторические, экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

Место курса в системе географического образования в школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Внеурочная деятельность “Карта – язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.

Материально-техническое обеспечение

На занятиях используются:

  • Карты, глобусы, атласы, контурные карты;

  • раздаточные материалы для тренинга;


Требования к уровню подготовки обучающихся и результаты освоения

К концу учебного года:

Учащийся научится объяснять

  • особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;

  •   значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;

  • приводить примеры географических карт;

  •   особенности рельефа суши;

  • взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;

  • значение карт различного содержания;

  • значение понятий: «топонимика», «топонимист»;

  • происхождение названий географических объектов.

  определять:

  • географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;

  • абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов;

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;

  • выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях  непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты);

  • показывать по карте местоположение отдельных стран Европы.

Учащийся получит возможность

  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

распознавать и показывать географические объекты  на географических картах (простое чтение географических карт);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения о происхождении названий географических объектов на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • составлять простые картосхемы;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

  • самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий;

  • предлагать маршруты путешествий.

Содержание внеурочной деятельности

Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта (13 ч) Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.(Слушание учителя).                                                Практические работы:  1. Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов. 2.  Определение географических координат. 3. Составление географического описания по карте. 4. Презентация “Использование географических карт”.                                  

 Тема 2. Мы юные картографы (8 ч)  

 Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры. (Слушание и анализ выступлений товарищей)                                                             Практические работы:  1. Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа.      2. Определение по карте крупнейших литосферных плит.                                          

Тема 3. Мы юные топонимисты (8 ч)                                                     

Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности. (Самостоятельная работа с атласом)                                Практические работы:  1. Географические названия своей местности. 2. Проект “Каталог географических названий Курской области.       

 Тема 4. Страны мира (6 ч)                                                                                                          Сколько стран на Земле. Страны Европы. Страны Азии. (Работа с научно- популярной литературой)                                                                                    

Практическая работа. 1. Определение стран и их столиц по карте.

В преподавании курса используются следующие формы организации обучения:

  • индивидуальные и групповые;

  • парные;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • самостоятельные работы;

  • практические работы.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развития навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  • формирование толерантности как  нормы осознанного и доброжелательного отношения к другомучеловеку, егомнению,мировоззрению,культуре,языку,вере,гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценностного здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  • формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственности, бережного отношения к окружающей среде;

  • развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием городов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.

Метапредметные результаты:


коммуникативные:

  • добывание недостающей информации с помощью карт атласа и электронного приложения;

  • формирование навыков учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

регулятивные:

  • постановка учебной задачи под руководством  учителя;

  • планирование своей деятельности под руководством учителя;

  • выявление причинно-следственных связей;

  • определение критериев для сравнения фактов, явлений;

  • выслушивание и объективное оценивание другого;

  • умение вести диалог, вырабатывая общее решение.

познавательные:

  • выделение специфических различий карт;

  • выводы о значении карт;

  • умение объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

объяснять:

  • особенности изображения земной поверхности на географических картах и глобусе;

  • значение и рациональность использования карт различного содержания в конкретной учебной ситуации и различных областях сферы деятельности человека;

  • приводить примеры географических карт.

  • особенности рельефа суши;

  • уметь объяснять взаимосвязи природных явлений и строения земной коры;

  • объяснять значение карт различного содержания.

определять:

  • географические координаты объектов по физической карте полушарий и объекты по их координатам;

  • определять абсолютные высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов.

  • отличительные особенности изображений земной поверхности;

  • выявлять связи и зависимости между отображаемыми на карте географическими явлениями, обобщать, полученные на основе анализа карты, сведения, высказывать суждения о явлениях непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение географической карты).



  • находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

  • распознавать и показывать географические объекты на географических картах (простое чтение географических карт).

  • называть объекты культурного наследия;

  • приводить примеры сказок;

  • показывать на карте страну, в которой проживает автор сказки;

  • наносить на карту и правильно подписывать географические объекты;

  • составлять простые картосхемы;

  • создавать письменные тексты и устные сообщения на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



























Тематическое планирование

п/п

Дата

Тема

Количество часов

Предпол.

Фактич.




Тема 1. Географическая карта (13ч)


1



Многообразие геоизображений.

1

2



Многообразие географических карт.

1

3



Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках.

1

4



Особенности изображения земной поверхности на географических картах.

1

5



Школа географа – следопыта. Глобус – модель Земли.

1

6



Градусная сеть.  

1

7



Географические координаты – географическая широта.

1

8



Географические координаты – географическая долгота.

1

9



Способы изображения: изображение неровностей земной поверхности.

1

10



Топографические карты и планы, их отличия и сходства с географическими картами.

1

11



Способы картографического изображения: значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

1

12



Разномасштабность картографического изображения..

1

13



Использование геоизображений

1




Тем 2. Мы юные картографы (8ч)


14



Карты материков и океанов, разнообразие их содержания.

1

15



Анализ и сопоставление карт разной тематики.

1

16



Карта «Строение земной коры».

1

17



Землетрясения. Вулканы Земли.

1

18



Определение крупнейших литосферных плит и напрвления их движения по карте.

1

19



Что такое гейзер?

1

20



Определение сейсмических поясов Земли и размещение действующих вулканов.

1

21



Определение сейсмических поясов Земли и размещение действующих вулканов.

1




Тема  3. Мы юные топонимисты (8ч)


22



Что изучает топонимика? Сколько географических названий на всем земном шаре?

1

23



О чем рассказывают названия некоторых стран.

1

24



Курьезы топонимики. Географические названия - гулливеры и лилипуты.

1

25



Как произошли названия рек и озёр мира.

1

26



Как произошли названия рек и озёр мира.

1

27



Что означают названия гор мира.

1

28



Что означают названия гор мира.

1

29



История возникновений названия материков и океанов.

1




Тема 4. Страны мира (6ч)


30



Сколько стран на Земле?

1

31



Страны Европы.

1

32



Страны Европы.


33



Страны Азии.

1

34



Определение стран и их столиц.

1

35



Викторина « Знатоки карты».

1


Учебно-методическое обеспечение

  1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.

  2. Арне Ингстрём “В лесу и на опушке. Книга по спортивному ориентированию. Для учителя. М., Физкультура и спорт. 1979 г.

  3. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М. Просвещение, 1990 г.

  4. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.

  5. Буланов С.В. Картографическая грамотность как составная часть географической культуры учащихся. Материалы региональной научно – практической конференции “Человек и географическая среда”. Орел: ОГУ, 2001.

  6. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.

  7. Заяц Д.ВИнтернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12

  8. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.


19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!