СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика России в 1801 - 1812 годах

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика России в 1801 - 1812 годах»



Конспект урока по истории в 8 классе

Внешняя политика России в 1801 – 1812 гг.



Педагогическая цель

Выявить итоги внешней политики России накануне Отечественной войны 1812 года

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые результаты

(предметные)

Овладеть целостным представлением о позиции России в международных отношениях в первое десятилетие XIX века

Личностные

результаты

Сформировать уважение к истории, чувство гордости за отечество и героизм, проявленный в ходе антифранцузских кампаний и на протяжении внешнеполитических конфликтов в период с 1801 по 1812 год.

Метапредметные

результаты

Познавательные: Устанавливать цель урока, причинно-следственные связи; подводить итоги.

Регулятивные: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать свою деятельность.

Коммуникативные: Уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, достигать общих результатов в процессе работы в паре.

Основное содержание темы,

понятия и термины

Содержание: Участие России в Антифранцузских коалициях, Активные внешнеполитические действия России на Кавказе, Тильзитский мир и его последствия, Война на три фронта (Русско-шведская война, Русско-турецкая война, война России с Ираном), Разрыв русско-французского союза.

Понятия: внешняя политика, «континентальная блокада», коалиция.

Образовательные

ресурсы

Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX век. 8 класс. М.:Просвещение.2015 г.

Презентация.

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор.







Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, приемы

Деятельность учителя

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Предметные

Формируемые УУД

1

2

3

4

6

5

7

I.Организационный момент


Слово учителя

На доске указаны дата проведения урока и домашнее задание.


Приветствует учащихся.

(Слайд 1)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.




II. Актуализация знаний



Фронтальная

беседа.


(Слайд 2)

- Российская империя, XIX в. Скажите, с именем какого императора мы связываем начало нового 19-го столетия?




- Изучая время правления любого государственного правителя, какие вопросы мы рассматриваем традиционно?




- О внутренней политике Александра I в начале его правления вы уже говорили на прошлом уроке. Соответственно, назовите тему нашего урока сегодня.


(Слайд 3)

Открываем учебники, параграф 2. Они нам сегодня пригодятся.

Вопрос внешней политики предполагает участие России в международных отношениях, в первую очередь, в Европе. Скажите, какова была обстановка в отношениях европейских стран?

(Слайд 4)







- Назовите императора Российской империи правившего до Александра I. Каковы были отношения России и Франции к концу XVIII века?


Отвечают на вопросы.




Ответ: Начало XIX в. В Российской империи связано с началом правления императора Александра I.





Ответ: Мы рассматриваем внутреннюю политику и внешнюю политику того или иного правителя.






Ответ: Тема нашего урока «Внешняя политика Александра I» или «Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.».







Ответ: Обстановка в отношениях европейских стран была довольно напряженной в связи с завершением Французской революции и приходом к власти во Франции Наполеона Бонапарта, который начинает осуществлять активную завоевательную политику.




Ответ: Незадолго до смерти отец Александра император Павел I разорвал отношения с Англией и активно поддерживал Наполеона, который к тому времени уже вел войну с Великобританией и союзом европейских государств.

Определяют тему урока.






























Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи в ходе рассмотрения вопросов касающихся политики России в конце XVIII века при Павле I









Устные ответы учащихся








III. Постановка

учебной цели





Фронтальная беседа

- Мы с вами знаем, что после прихода к власти, Александр I проводит политику, противоречащую деятельности Павла I. Эти взгляды отразились и во внешней политике.


- Зная тему урока, обобщив все вопросы о международных отношениях в Европе, давайте определим, на какой вопрос мы должны ответить по окончанию урока?








Отвечают на вопросы.







Ответ: Нам необходимо ответить на вопрос: Каковы итоги внешней политики России в 1801 – 1812 гг.? (Слайд 5)


Познавательные:

Устанавливают цель урока.



Устные ответы учащихся

IV.Усвоение

новых знаний




Фронтальная


































Фронтальная беседа, работа с дополнительными источниками информации




























Работа с текстом учебника
















Фронтальная беседа






























Работа в парах,

работа с дополнительными источниками информации





















Работа в группах, работа с текстом учебника













Фронтальная беседа

(Слайд 6)

- Следует выделить два направления внешней политики России с 1801 по 1812 гг. Это «западное» и «восточное» направление. Отношения, с какими странами мы подразумеваем под «западным» направлением?





- Отношения, с какими странами мы подразумеваем под «восточным» направлением?


(Слайд 7)

- Условно, внешнюю политику России 1801 – 1812 гг. можно разделить на три этапа:

I. 1801 – 1807 гг. – участие России в 3-ей и 4-ой антифранцузских коалициях;

II. 1807 – 1811 гг. – Подписание Тильзитского мира между Россией и Францией, его последствия.

III. Разрыв отношений России и Франции.


- Обратите внимание на этапы. Какая связь прослеживается между ними?




(Слайд 8)

- Прочитаем отрывок из письма русскому посланнику в Англии графу Воронцову: «Правительство желает восстановления доброго согласия между обоими государствами и готово содействовать тому всеми средствами, при условии присоединения Англии к морской конвенции, которая не нарушает интересов Англии…».


- Ответьте на вопрос, С какой страной Александр I в первую очередь поспешил наладить отношения? Почему?







(Слайд 9)

- После подписания конвенции «О взаимной дружбе» между Англией и Россией, последняя вступает третью антифранцузскую коалицию (ее союзники: Англия, Австрия, Швеция), которая ведет активные боевые действия в Центральной Европе. Одним из ярких событий данного этапа является сражение под Аустерлицем 20 ноября 1805 года.


(Слайд 10)

- Откройте учебники, пункт «Участие России в третьей антифранцузской коалиции», по тексту найдите итоги битвы под Аустерлицем. Изложите свой ответ.




(Слайд 11)

- Через год, в 1806 году создается четвертая антифранцузская коалиция, где место в составе, наравне с Англией, Россией и Швецией, занимает Пруссия, сменившая Австрию. В ответ на такие действия Наполеон объявляет Англии «континентальную блокаду». Что означает данное понятие?




(Слайд 12)

- Действия 4-й антифранцузской коалиции оказались неудачны, армии союза терпели поражения в боевых действиях на территории Пруссии. Данные неудачи были связаны с активностью России на Кавказе, которая присоединила себе за период 1801-1805 гг. всю Восточную Грузию. Для каких государств Россия выступала серьезным соперником на востоке?




- Таким образом, Россия будет вынуждена вести войну на трех фронтах, но против Наполеона война будет приостановлена. Российский и французский императоры пойдут на переговоры.


(Слайд 13)

- В 1807 году между Александром I и Наполеоном Бонапартом был подписан Тильзитский мир.

- На партах имеются фрагменты данного соглашения (Приложение 1). Ваша задача, работая в парах, ознакомиться с содержанием и изложить главные, по вашему мнению, положения договора.







- Данные положения несли собой негативные или позитивные последствия?









- Имелись и позитивные стороны для дальнейших внешнеполитических действий, к примеру, Россия могла удачно завершить войны с Ираном и Турцией, а также начать войну со Швецией.


(Слайд 14)

- Предлагаю выполнить задание. Делимся на группы по рядам. Воспользовавшись текстом учебника (пункты «Война со Швецией» - 1 ряд, «Русско-турецкая война» - 2 ряд, «Война с Ираном» - 3 ряд), вам необходимо найти и назвать основные итоги данных конфликтов.


- Можно ли ответить на вопрос о том, что итоги данных конфликтов положительно сказались для международного положения России?


(Слайд 15)

- Вернемся к Тильзискому мирному соглашению. Как вы думаете, могло ли перемирие между двумя мощными державами в условиях напряженной международной обстановки продлиться на долгие годы? Устраивали условия перемирия Россию?





- Без активного экономического партнера в лице Англии экономика России пошла на спад, помимо всего прочего Россия могла потерять земли Литвы, Белоруссии и Украины, которые пытались присоединить поляки с поддержкой Наполеона. Самое главное то, что Александр I, как и Наполеон, понимал то, что перемирие временно и война неизбежна. В 1811 году союзнические отношения между Россией и Францией обрываются.





Отвечают на вопросы



Ответ: «Западное» направление выражено в отношениях с европейскими странами – Англией, Францией, Пруссией, Австрией и др.



Ответ: «Восточное» направление выражено в отношениях с Турцией, Ираном.














Ответ: На протяжении всех этапов Россия находится в активных внешнеполитических отношениях с Францией.

















Ответ: В первую очередь Александр I спешил наладить отношения с Англией, т.к. страна являлась выгодным торговым союзником. Россия совместно с Англией могла бы противостоять Франции.




















Ответ: Россия потеряла почти 15 тыс. солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия, 20 тыс. пленных. Третья коалиция распалась.











Ответ: Континентальная блокада – запрет на любые связи, в первую очередь экономические, между странами Европы и Англией.









Ответ: Россия являлась серьезным соперников для Турции и Ирана, которым не был на руку сильный сосед-неприятель.









Работают с источником и отвечают на вопросы.








Ответ: Главными положениями договора является то, что Россия и Франция разграничили территории своего влияния, Россия выступает посредником в отношениях между Англией и Францией, Россия признает завоевания Франции.



Ответ: Данные положения несли собой в основном негативные последствия, так большинство положений было направлено в выгоду Франции. Александр I получил в свой адрес достаточно критики, даже поползли слухи о том, что в государстве готовят против него переворот.








Работа по выполнению задания в группах. Представление результатов.










Ответ: Да, можно, потому что были присоединены и освобождены многие территории.







Ответ: Нет, не могло, потому что императоры понимали, что война неизбежна. Данные условия не устраивали Россию, потому что участие в «континентальной блокаде» Англии было невыгодно.




































































Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.









Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи в ходе ответов на вопросы к историческому источнику.



















Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.








































Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи в ходе работы с источником (отрывок Тильзитского мирного соглашения 1807 года).

Регулятивные: Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: Умеют договариваться и приходить к общему решению в процессе совместной деятельности, достигают общих результатов в процессе работы в паре по выполнению задания с источником.



















Познавательные: Устанавливают причинно-следственные связи в ходе рассмотрения вопроса о необходимости подписания Тильзитского мира.

Устные ответы на вопросы и задания.































Устные ответы на вопросы и задания.
































Устные ответы на вопросы и задания.










































Устные ответы на вопросы и задания.





























Устные ответы на вопросы и задания.

















IV.Закрепление новых знаний и способов действий

Задание: «Подчеркни правильный ответ в фрагменте»

(Слайд 16)

- Выполним заключительное задание. В рабочих листах (Приложение 2), имеющихся у вас на партах, вам необходимо подчеркнуть правильные фрагменты в представленных фактах. Например:

1. Пример: 5 июня 1801 г. Россия и (Англия, Австрия, Швеция) заключили конвенцию «О взаимной дружбе », направленную против Бонапарта.

2. Армия Наполеона нанесла поражение австро-русской армии 20 ноября 1805 г. под (Ульмом, Аустерлицем, Веной).

3. На протяжении периода с 1801 – 1805 гг. России пришлось вести войны с (Францией, Англией, Пруссией) в со­юзе с (Англией и Австрией, Англией и Францией, Турцией и Пруссией).

4. Российское правительство заключило 1807 г. в (Тильзите, Аустерлице, Эрфурте) мир с (Францией, Англией, Пруссией).

5. В целом договор 1807 года был (выгоден, не выгоден) для России, так как она обязывалась присоединиться к континентальной блокаде, направленной против (США, Англии, Японии).

6. Россия являлась серьезным соперником на «востоке» для (Турции и Ирана, Франции и Англии, Швеции и Пруссии).


- По завершению выполнения задания обменяйтесь рабочими листами. Проведем взаимопроверку.

(Слайд 17)

Выполняют задание



Правильные ответы:













2. Аустерлиц.





3. война с Францией в союзе с Англией и Австрией.





4. Тильзитский мир с Францией.




5. Договор 1807 года не выгоден, континентальная блокада направлена против Англии.






6. Турция и Иран.







Регулятивные: оценивают свою деятельность.

Выполнение задания на рабочих листах

IV. Итоги урока.

Фронтальная.

Обобщающая беседа

(Слайд 18)

- Итак, возвращаемся к главному вопросу нашего занятия: Каковы итоги Внешней политики 1801 -1812 гг.?








(Слайд 19)


Рефлексия.

- Выберите для себя любую из фраз и завершите в контексте темы нашего урока:

1. На уроке я узнал…

2. Я обязательно расскажу друзьям о том, что…

3. Горжусь Россией, потому что…


- Оценивание за работу на уроке.


Домашнее задание указано на доске, запишите в свои дневники.


(Слайд 20)

- События и войны, в которых приняла участие Россия в начале правления Александра I, явились лишь началом затяжных и продолжительных войн, в которых примет участие Россия на протяжении всего периода правления императора.


- Благодарю за урок! До новых встреч.



Ответ: Главными итогами внешней политики 1801 – 1812 гг. явились удачные войны с Турцией, Ираном и Швецией, в ходе которых были присоединены новые территории. Также, вопрос противостояния России и Франции оказался нерешенным в силу временного перемирия, а затем разрыва союза и подготовки к войне с обеих сторон.







Высказывают свое мнение и показывают отношение к событиям Внешней политики России 1801 -1812 гг.

Подводят итоги урока, отвечая на главный вопрос о значении Отечественной войны 1812 года.















Личностные:

Сформируют уважение к истории, чувство гордости за отечество и героизм, проявленный в ходе антифранцузских кампаний и на протяжении внешнеполитических конфликтов в период с 1801 по 1812 год.

Устные ответы учащихся

V. Информация о домашнем задании

Параграф учебника № 2; Отвечать на вопросы к документам: стр. 17-18 (письменно)



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!