I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 1 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 5 | Беседа по теме «Реформы Ивана IV – подготовка в активной внешней политике» | Какие реформы были проведены Иваном Грозным? В чьих интересах проводились реформы Избранной рады? Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 23 | Показ презентации на интерактивной доске и беседа с учащимися Работа с картой Слайд на интерактивной доске, а у учащихся по одному на парте. Соотнести направление с событиями Работа с интернет-источником Работа по группам Индивидуальное сообщение Работа с интернет - источником Работа в тетрадях Работа с учебником §7-8 с. 64 . | 1. Презентация «Внешняя политика Ивана Грозного» 2.Работа с картой уч. с.60-61(слайд) - С какими странами граничит Русское государство? Какие это географические направления? - Какие противоречия возникали между Россией и государствами Золотой Орды? О сновные направления внешней политики Западное южное восточное 1.охрана границ от набегов крымского хана 2. Сибирское ханство 3. Ливонская война 4. Казанское ханство 5. Астраханское ханство Просмотр видео из интернета (начала с 0м34с до 1м22с) ? Каким образом произошло присоединение Казанского и Астраханского ханств? Учащиеся делятся на группы: 1гр) значение присоединения Казанского и Астраханского ханств находят в интернете (ноутбуки) 2гр) значение присоединения Казанского и Астраханского ханств находят в учебнике (с.62,п.3) 3гр) Работа с документом Карамзина «О взятии Казани» Вопросы: Почему Карамзин сравнивает взятие Казани с Мамаевой битвой? Какие доводы он приводит в доказательство? Сообщение учащегося «Участие мордовского народа в походах Ивана Грозного» Вопрос для класса: Почему взятие Казани стало новым этапом в истории народов Среднего Поволжья? (Показать выводы на слайде) Находят информацию о Покровском соборе (собор Василия Блаженного) 1552г. Взятие Казани 1556г взятие Астрахани Засечная черта – это… Рассказ учителя о присоединении Сибири ? Каково значение присоединения Сибири? ? Какой титул принял Иван Грозный после покорения Сибири? («И всей Сибирской земли повелитель») | Знакомятся с темой, планом, ставят основную проблему. Рассматривают слайды презентации, учатся находить по карте необходимые объекты определяют основные направления внешней политики соотносят события с направлением Учатся слушать информацию. Ответы детей (с помощью завоевания) Учащиеся работают в группах и находят необходимую им информацию Учащийся заранее получает задание Учащиеся выписывают в тетрадях Учащиеся слушают учителя, рассматриваюткартину В.И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», смотрят видеофрагмент Кондратия Рылеева «Смерть Ермака» (2м35с- 4м40с) и отвечают на поставленные вопросы. | 1.Фронтальная работа 2.Индивидуальная работа. 3.Работа в группах. 4.Фронтальная работа 5.Работа в группах Индивидуальная работа. Индивидуальная работа 5.Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: извлекают необходимую информацию из карты учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. 3. Письменные задания 4. Устные ответы. 5. Устные ответы 6.Устные ответы 7.Устные ответы 8.Письменная работа 9.Устная работа |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнить тестирование (3 задания части А, 1 – часть В) | Поясняет задание Работа с документом в конце параграфа и его анализ. | Выполнение теста Анализируют документ | Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: – Перечислите основные направления внешней политики Ивана Грозного? - Как происходило завоевание Казанского ханства? - Как происходило присоединение Астраханского ханства? - К чему привел поход Ермака в Сибирь? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |