СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика Екатерины II

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в формате ФГОС.К разработке урока прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Тема Внешняя политика ЕкатериныII»



8класс


Тема урока : Внешняя политика Екатерины II


Цели урока: Сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики России II половины XVIII в., познакомить с выдающимися полководцами XVIII века


Планируемые результаты

Предметные:

- определять задачи, основные направления внешней политики России во II половине XVIII в.,

сравнивать внешнюю политику России в различные периоды XVIII в., а также с внешнеполитической деятельностью европейских стран

- показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий;


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе


Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.


Оборудование: презентация (карты, иллюстрации, схема, таблица), раздаточный материал с заданием документ.


Тип урока: открытие новых знаний


Персоналии: Екатерина II, П. А. Румянцев, А.В.Суворов, Ф. Ф. Ушаков


Даты:

1768-1774 гг. - русско-турецкая война

1774 г. – Кючук-Кайнарджийский мирный договор

1783 – Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России

1787-1791 гг.- русско-турецкая война

1772 г. – первый раздел Речи Посполитой

1793 г. – второй раздел Речи Посполитой

1795 г. – третий раздел Речи Посполитой









Ход урока


1.Организационный момент


2.Анализ проверочной работы по теме: «Крестьянская война под руководством Е.Пугачёва»


3.Целепологание.

Прочитав документ, сформулируйте тему урока (3слайд)

Из труда историка В. Н. Балязина:

«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой.

В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А. В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».


Определение обучающими темы урока: «Внешняя политика Екатерины II»

Формулирование целей урока


4.Открытие нового знания

4.1.Основные направления внешней политики


Работа с картой «Европа в XVIII веке» (4слайд)

Учитель: Изучив карту, выделите основные направления внешней политики II половины XVIII века.


Схема на 5слайде


1.Южное: Борьба за выход России к Черному морю.

2.Западное: Укрепление позиций и влияния России в Европе:

2.1. Участие России в разделах Польши.

2.2. Борьба с революционной Францией


4.2.Характеристика внешней политики


Южное направление ( 6слайд)

1.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)

-Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).

Рассмотрим ход военных действий: Задания по вариантам с текстом учебника по заполнению пропусков в таблице. ( Работа в парах)







I Вариант

Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Заполните пропуски в таблице

Победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

Ларга

●Сражения у рек





1770 г.

П. А. Румянцев

●Морской бой в Чесменской бухте

….

Итоги войны

… г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор

  1. Право строительства военного флота на Чёрном море

  2. Контрибуция от Турции России в 4,5 млн. рублей

Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи

II Вариант

Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполните пропуски в таблице.

Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

  1. Георгиевский трактат- переход Восточной Грузии под протекторат России



1783 г.


Победы русской армии и флота

● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн

●Взятие крепости Очаков

●Поражение турок на реке Рымник

●Падение крепости Измаил

●Морское сражение у мыса Калиакрия

1787 г.



1789 г.



1790 г.






А. В. Суворов

Г. А Потёмкин






Итоги войны

… г. – Ясский мирный договор

  1. Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом

  2. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии

Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи










Давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц

(7слайд)

Итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории.

Рассказ учителя: Интересно, что окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе. В будущем она хотела видеть главой Греческой империи своего внука Константина.

- Как вы считаете, реален ли был греческий проект Екатерины II? (Нет, не реален, так как европейские государства не допустили бы ещё большего усиления России в Европе)

Западное направление ( 8слайд)

Разделы Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 гг.

Нерешённым оставался вопрос относительно территории Белоруссии и Правобережной Украины. Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой. Екатерина 2 не шла на него из-за того, что польским королём в это время был её ставленник Станислав Понятовский. Однако после побед России в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. сложилась вполне реальная угроза заключения союза Турции с Австрией для совместной борьбы против неё. И тогда Екатерина согласилась на раздел Речи Посполитой.

Как осуществлялся раздел Польши ?

Работа с картой и таблицей ( 9слайд)

Вывод :таким образом, в царствование Екатерины II произошло воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины

Политика «вооружённого нейтралитета» Рассказ учителя: О возросшем международном авторитете России свидетельствует и следующий факт. В 1775 г. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе против английских колоний в Северной Америке. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала позднее независимость США.

А в 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Так была заложена основа для развития отношений России и Америки.

Борьба с революционной Францией .Поддержка европейских монархистов, морская блокада, союз с Австрией, финансирование военных приготовлений.





4.3.Выдающиеся полководцы

Во второй половине XVIII в. появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела:

Суворов Александр Васильевич ( 10слайд)

Ушаков Фёдор Фёдорович ( 11слайд)

Румянцев Пётр Александрович (12слайд)

Суворов Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей 18 в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск. Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать».

Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова»

А.В. Суворов. «Наука побеждать»

...Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко... Пуля дура, штык молодец... Трое наскочат: первого заколи, второю застрели, третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай.

Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди..,

Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник...

В баталии полевой три атаки: 1) в крыло, которое слабее. Крепкое крыло, (если) закрыто лесом - это немудрено; солдат проберется и болотом; тяжело чрез реку - без мосту не перебежишь; шанцы всякие перескочишь; 2) атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут; 3) атака в тыл очень хороша только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.

Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плети чрез волчьи ямы, быстро беги... спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить... Неприятель сдался - пощада; стена занята - на добычь...

Вопросы к документу:

  1. Как этот документ характеризует личность А.В. Суворова и его полководческий талант?

  2. Можно ли считать, что этот документ является моральным кодексом солдата? (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск)

Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте.

Итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении.



4.4.Итоги внешней политики Екатерины II

Обсуждение цитаты (13слайд)

«При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко.

5.Подведение итогов работы, выставление отметок

6.Рефлексия. « Лестница успеха» (14слайд)

7.Домашнее задание: § 22 (15слайд)

1.Поработать с картой стр.39,45

2.Подготовиться к историческому диктанту







































I Вариант

Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Заполните пропуски в таблице

Победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.

Ларга

●Сражения у рек



1770 г.

П. А. Румянцев

●Морской бой в Чесменской бухте

….

Итоги войны

… г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор

  1. Право строительства военного флота на Чёрном море

  2. Контрибуция от Турции России в 4,5 млн. рублей

Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи





II Вариант

Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполните пропуски в таблице.

Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг.

  1. Георгиевский трактат- переход Восточной Грузии под протекторат России


1783 г.


Победы русской армии и флота

● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн

●Взятие крепости Очаков

●Поражение турок на реке Рымник

●Падение крепости Измаил

●Морское сражение у мыса Калиакрия

1787 г.


1789 г.


1790 г.




А. В. Суворов

Г. А Потёмкин




Итоги войны

… г. – Ясский мирный договор

  1. Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом

  2. Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии

Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи


Просмотр содержимого презентации
«Внешняя политика Екатерины 2»

Тема урока : Внешняя политика Екатерины II

Тема урока : Внешняя политика Екатерины II

Цели урока:  Сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики России II половины XVIII в.,

Цели урока: 

  • Сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики России II половины XVIII в.,

  • познакомить с выдающимися полководцами XVIII века
«В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А. В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».   Из труда историка В. Н. Балязина

«В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.

Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А. В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».

Из труда историка В. Н. Балязина

. Основные направления внешней политики Екатерины II ка

. Основные направления внешней политики Екатерины II

ка

Южное направление Цель: Борьба за выход России к Черному морю. 1.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.  2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Южное направление

Цель: Борьба за выход России к Черному морю.

1.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.

2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.

Западное направление    Разделы Речи Посполитой Цель: Присоединение к России территории Белоруссии и Правобережной Украины

Западное направление

Разделы Речи Посполитой

Цель: Присоединение к России территории Белоруссии и Правобережной Украины

ТРИ РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ 1772 г. первый раздел  1793 г. второй раздел  1795 г. третий раздел

ТРИ РАЗДЕЛА ПОЛЬШИ

1772 г.

первый раздел

1793 г.

второй раздел

1795 г.

третий раздел

Суворов   Александр Васильевич        Великий русский полководец. Генералиссимус. Участвовал в 7 крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.

Суворов Александр Васильевич

     Великий русский полководец.

Генералиссимус.

Участвовал в 7 крупных войнах, выиграл 60 сражений и ни одного не проиграл.

Ушаков  Фёдор Фёдорович       Великий русский флотоводец. Вице- адмирал. За время командования флотом не потерял ни одного корабля. Принес славу молодому тогда Черноморскому флоту.

Ушаков Фёдор Фёдорович

 

  Великий русский флотоводец.

Вице- адмирал.

За время командования флотом не потерял ни одного корабля.

Принес славу молодому тогда Черноморскому флоту.

Румянцев  Пётр Александрович   Русский полководец и военный теоретик. Генерал-фельдмаршал. Главнокомандующий действующей армией в ходе  Русско-турецкой войны (1768—1774) .

Румянцев Пётр Александрович

Русский полководец и военный теоретик.

Генерал-фельдмаршал.

Главнокомандующий действующей армией в ходе  Русско-турецкой войны (1768—1774) .

Рефлексия

Рефлексия

Параграф 22  1.Поработать с картой стр.39,45 2.Подготовиться к историческому диктанту

Параграф 22

1.Поработать с картой стр.39,45

2.Подготовиться к историческому диктанту


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!