8класс
Тема урока : Внешняя политика Екатерины II
Цели урока: Сформировать у учащихся представление об основных направлениях внешней политики России II половины XVIII в., познакомить с выдающимися полководцами XVIII века
Планируемые результаты
Предметные:
- определять задачи, основные направления внешней политики России во II половине XVIII в.,
- сравнивать внешнюю политику России в различные периоды XVIII в., а также с внешнеполитической деятельностью европейских стран
- показывать на исторической карте границы государств, города, места значительных исторических событий;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;
- самостоятельно оценят достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- научатся находить информацию в тексте;
- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;
- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.
Коммуникативные УУД:
- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Оборудование: презентация (карты, иллюстрации, схема, таблица), раздаточный материал с заданием документ.
Тип урока: открытие новых знаний
Персоналии: Екатерина II, П. А. Румянцев, А.В.Суворов, Ф. Ф. Ушаков
Даты:
1768-1774 гг. - русско-турецкая война
1774 г. – Кючук-Кайнарджийский мирный договор
1783 – Манифест Екатерины II о присоединении Крыма к России
1787-1791 гг.- русско-турецкая война
1772 г. – первый раздел Речи Посполитой
1793 г. – второй раздел Речи Посполитой
1795 г. – третий раздел Речи Посполитой
Ход урока
1.Организационный момент
2.Анализ проверочной работы по теме: «Крестьянская война под руководством Е.Пугачёва»
3.Целепологание.
Прочитав документ, сформулируйте тему урока (3слайд)
Из труда историка В. Н. Балязина:
«Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». Два блестящих царствования символизировали этот век: он начался правлением Петра I, Великого, и завершился деятельностью Екатерины II, также именуемой Великой.
В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране.
Век закончился победоносным итальянским и швейцарским походами А. В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
Определение обучающими темы урока: «Внешняя политика Екатерины II»
Формулирование целей урока
4.Открытие нового знания
4.1.Основные направления внешней политики
Работа с картой «Европа в XVIII веке» (4слайд)
Учитель: Изучив карту, выделите основные направления внешней политики II половины XVIII века.
Схема на 5слайде
1.Южное: Борьба за выход России к Черному морю.
2.Западное: Укрепление позиций и влияния России в Европе:
2.1. Участие России в разделах Польши.
2.2. Борьба с революционной Францией
4.2.Характеристика внешней политики
Южное направление ( 6слайд)
1.Русско-турецкая война 1768-1774 гг.
2. Русско-турецкая война 1787-1791 гг.
- С какой страной сталкивались интересы России в Причерноморье? (с Османской империей)
-Каковы причины русско-турецких войн в царствование Екатерины II? (Получить выход к Чёрному морю , а Турции стремилась расширить свои владения в Северном Причерноморье).
Рассмотрим ход военных действий: Задания по вариантам с текстом учебника по заполнению пропусков в таблице. ( Работа в парах)
I Вариант
Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Заполните пропуски в таблице
Победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. |
Ларга ●Сражения у рек … |
1770 г. | П. А. Румянцев |
●Морской бой в Чесменской бухте | …. |
Итоги войны |
… г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор |
… Право строительства военного флота на Чёрном море Контрибуция от Турции России в 4,5 млн. рублей … Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи |
II Вариант
Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполните пропуски в таблице.
Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг. |
… Георгиевский трактат- переход Восточной Грузии под протекторат России |
1783 г. |
Победы русской армии и флота |
● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн ●Взятие крепости Очаков ●Поражение турок на реке Рымник ●Падение крепости Измаил ●Морское сражение у мыса Калиакрия | 1787 г.
… 1789 г.
1790 г. … |
А. В. Суворов Г. А Потёмкин
… |
Итоги войны |
… г. – Ясский мирный договор |
… Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи |
Давайте проверим правильность заполнения ваших таблиц
(7слайд)
Итог русско-турецких войн в царствование Екатерины II: Россия получила выход в Чёрное море, стала великой черноморской державой, присоединила новые территории.
Рассказ учителя: Интересно, что окрылённая благоприятным исходом русско-турецких войн, Екатерина II начала строить планы по созданию Греческой империи. Предполагалось, что Турция будет отброшена из Европы, а на освобождённых балканских землях возникнет Греческая империя со столицей в Константинополе. В будущем она хотела видеть главой Греческой империи своего внука Константина.
- Как вы считаете, реален ли был греческий проект Екатерины II? (Нет, не реален, так как европейские государства не допустили бы ещё большего усиления России в Европе)
Западное направление ( 8слайд)
Разделы Речи Посполитой 1772, 1793, 1795 гг.
Нерешённым оставался вопрос относительно территории Белоруссии и Правобережной Украины. Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой. Екатерина 2 не шла на него из-за того, что польским королём в это время был её ставленник Станислав Понятовский. Однако после побед России в ходе русско-турецкой войны 1768-1774 г. сложилась вполне реальная угроза заключения союза Турции с Австрией для совместной борьбы против неё. И тогда Екатерина согласилась на раздел Речи Посполитой.
Как осуществлялся раздел Польши ?
Работа с картой и таблицей ( 9слайд)
Вывод :таким образом, в царствование Екатерины II произошло воссоединение с Россией Белоруссии и Западной Украины
Политика «вооружённого нейтралитета» Рассказ учителя: О возросшем международном авторитете России свидетельствует и следующий факт. В 1775 г. Англия обратилась к России с просьбой о найме русских войск для участия их в борьбе против английских колоний в Северной Америке. В ответ Екатерина II не просто отказала в этом, но и признала позднее независимость США.
А в 1780 г. Россия выступила с важной международной инициативой: была подготовлена знаменитая Декларация о вооруженном нейтралитете, согласно которой суда нейтральных стран, не участвующих в военных конфликтах, имели право защищаться в случае нападения на них. Вскоре к Декларации присоединились Швеция, Дания, Голландия и Пруссия. Так была заложена основа для развития отношений России и Америки.
Борьба с революционной Францией .Поддержка европейских монархистов, морская блокада, союз с Австрией, финансирование военных приготовлений.
4.3.Выдающиеся полководцы
Во второй половине XVIII в. появилась плеяда талантливых военачальников, деятельность которых отражала новые ступени развития военного дела:
Суворов Александр Васильевич ( 10слайд)
Ушаков Фёдор Фёдорович ( 11слайд)
Румянцев Пётр Александрович (12слайд)
Суворов Александр Васильевич был одним из самых образованных военных деятелей 18 в., и остался в памяти народной непобедимым полководцем. Александр Васильевич был блестящим военным стратегом, сформулировавшим в своей книге «Наука побеждать» сущность применяемой им военной тактики в известной триаде: глазомер, быстрота, натиск. Перед вами отрывок из книги А. В. Суворова «Наука побеждать».
Работа с документом: отрывок из «Науки побеждать Суворова»
А.В. Суворов. «Наука побеждать»
...Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять. Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко... Пуля дура, штык молодец... Трое наскочат: первого заколи, второю застрели, третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай.
Вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду. Грех напрасно убивать: они такие же люди..,
Обывателя не обижай: он нас поит и кормит. Солдат – не разбойник...
В баталии полевой три атаки: 1) в крыло, которое слабее. Крепкое крыло, (если) закрыто лесом - это немудрено; солдат проберется и болотом; тяжело чрез реку - без мосту не перебежишь; шанцы всякие перескочишь; 2) атака в середину не выгодна, разве конница хорошо рубить будет, а иначе самих сожмут; 3) атака в тыл очень хороша только для небольшого корпуса, а армиею заходить тяжело.
Штурм или валовый приступ. Ломи чрез засеки, бросай плети чрез волчьи ямы, быстро беги... спускайся в ров, ставь лестницы. Стрелки, очищай колонны! Стреляй по головам! Неприятель бежит в город, его пушки обороти по нем, стреляй сильно в улицы, бомбардируй живо - недосуг за этим ходить... Неприятель сдался - пощада; стена занята - на добычь...
Вопросы к документу:
Как этот документ характеризует личность А.В. Суворова и его полководческий талант?
Можно ли считать, что этот документ является моральным кодексом солдата? (Важное место в военном искусстве Суворова занимало обучение солдат, успех сражения зависит от действий, внезапности удара, предпочитал решительный штурм крепостей длительной их осаде, заботился о моральном духе войск)
Суворов применял более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, а уничтожение его живой силы. Школы Суворова и Ушакова дали стране немало талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте.
Итак, именно благодаря таланту русских военачальников был обеспечен успех в русско-турецких войнах на южном направлении и русско-шведской войне на северном направлении.
4.4.Итоги внешней политики Екатерины II
Обсуждение цитаты (13слайд)
«При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела», - говорит екатерининский канцлер граф А.А.Безбородко.
5.Подведение итогов работы, выставление отметок
6.Рефлексия. « Лестница успеха» (14слайд)
7.Домашнее задание: § 22 (15слайд)
1.Поработать с картой стр.39,45
2.Подготовиться к историческому диктанту
I Вариант
Русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Заполните пропуски в таблице
Победы русской армии и флота в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. |
Ларга ●Сражения у рек … | 1770 г. | П. А. Румянцев |
●Морской бой в Чесменской бухте | …. |
Итоги войны |
… г. – Кючук – Кайнарджийский мирный договор |
… Право строительства военного флота на Чёрном море Контрибуция от Турции России в 4,5 млн. рублей … Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи |
II Вариант
Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Заполните пропуски в таблице.
Повод к русско-турецкой войне 1787-1791 гг. |
… Георгиевский трактат- переход Восточной Грузии под протекторат России | 1783 г. |
Победы русской армии и флота |
● Разгром турецкого десанта у крепости Кинбурн ●Взятие крепости Очаков ●Поражение турок на реке Рымник ●Падение крепости Измаил ●Морское сражение у мыса Калиакрия | 1787 г. … 1789 г. 1790 г. … | А. В. Суворов Г. А Потёмкин … |
Итоги войны |
… г. – Ясский мирный договор |
… Россия получила земли между Днестром и Южным Бугом Вывод русских войск из Молдавии, Валахии и Бессарабии Найдите на карте территории, вошедшие в состав Российской империи |