СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешняя политика Александра III

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России при Александре III; выявить основные причины распада «Союза трех императоров» и сближения с Францией;
  • развивать навыки работы с картой, документами, выявления причинно- следственных связей.

Просмотр содержимого документа
«Внешняя политика Александра III»

Конспект урока по истории в 8 классе

Внешняя политика Александра III

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики России при Александре III; выявить основные причины распада «Союза трех императоров» и сближения с Францией;

  • развивать навыки работы с картой, документами, выявления причинно- следственных связей.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Россия в новых внешнеполитических условиях.

  3. Возникновение Антанты.

  4. Россия на Балканах.

  5. Россия на Дальнем Востоке.

  6. Закрепление материала.

Новые термины и даты: 1882 г. - Тройственный союз; военный союз, мо­билизация, сепаратный мир, 1892 г. - военная конвенция о союзе России и Франции.

Оборудование: карта «Внешняя политика России во второй половине XIX века», портрет Александра III.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

  • Что такое либеральное народничество?

  • Какие новые формы приобретает либеральное движение в период правления Александра III?

  • Какие требования выдвигали в конце XIX века рабочие во время ста­чек?

  • Какими законами правительство пыталось ограничить стачечное движение?

  • Когда в России начинает распространяться марксизм? Что этому спо­собствовало? (В 1980-е годы. Кризис революционного народничества, необходимость поиска новых способов переустройства общества, с одной стороны, и развитие рабочего движения, с другой, создали ус­ловия для распространения в России марксизма.)

  • Назовите основные положения марксизма.

  • Сравните идеологию марксизма и народничества. На какие социаль­ные слои делается ставка, какие конечные результаты ожидаются?

  1. Россия в новых внешнеполитических условиях

Александр III был назван современниками «Миротворцем». В течении всего царствования этого императора Россия не вела войн.

  • Вспомните, участницей какого международного союза являлась Рос­сийская империя? На каких условиях он был заключен? (Россия вхо­дила в состав союза трех императоров - Германия, Австрия, Рос­сия.)

Однако интересы стран-участниц союза были противоположны. Если Германия стремилась к изоляции и окончательному разгрому Франции, то Россия выступала против этого и несколько раз удерживала Германию от нападения. Австро-Венгрия стремилась к подчинению славянских народов на Балканах, Россия же поддерживала их борьбу за независимость. Таким образом разные цели, недоверие между союзниками делали соглашение не­прочным. Для России участие в этом союзе скорее было попыткой контро­лировать соперников. Несмотря на то, что Россия соглашалась и несколько раз (1881, 1884) продляла срок действия «Союза трех императоров», он в итоге распался.

Между тем еще в 1882 г. Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали тайный договор, получивший название «Тройственный союз».

Запись на доске и в тетради:

1882 г. - Тройственный союз (Австро-Венгрия, Германия, Италия - воен- ный союз).

  • Подумайте, что означало заключение военного договора между вы­шеназванными странами?

Австро-Венгрия, Германия и Италия договорились оказывать военную помощь друг другу в случае войны.

  • На случай войны с какими странами заключался союз? (На случай вой­ны Австро-Венгрии с Россией, Германии с Францией.)

  • Какая страна в сложившейся ситуации могла стать союзницей Рос­сии? (Франция.)

Помимо общих противников эти страны объединяло экономическое со­трудничество. Франция активно вкладывала деньги в российскую горно- металлургическую промышленность.

  1. Возникновение Антанты Запись на доске и в тетради:

1892 г. - военная конвенция России и Франции.

  • Что означает подписание военной конвенции?

Россия и Франция заключили договор, согласно которому в случае напа­дения на одну из них третьей державы они оказывают друг другу военную помощь. Франция должна будет выставить 1300тыс. солдат, Россия - 700- 800 тыс.

Таким образом, к концу XIX в. в Европе сложились два военных блока: Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) и Антанта (Рос­сия, Франция, Англия с 1907).

Запись на доске и в тетради:

Антанта (от французского entente - согласие) - Россия, Франция, Англия с 1907).

См. Дополнительные материалы, I.

Работа с документом и беседа по вопросам к нему (ДК-2003, с. 225. «Из проекта военной конвенции между Россией и Францией»).

  1. Россия на Балканах

Неблагоприятно складывались отношения России с Болгарией. Внеся основной вклад в освобождение балканских народов, российское прави­тельство рассчитывало на благожелательное отношение к себе правительств новых независимых государств и, прежде всего Болгарии. Для Болгарии была разработана конституция, ограничивающая всевластие главы государ­ства и наделявшая большими правами председателя правительства. Болгар­ским князем был избран немецкий принц Александр Баттенберг, который, однако, в 1881 г. совершил государственный переворот, отменил конститу­цию, установив самодержавное правление. Опасаясь усиления влияния в Болгарии Австро-Венгрии, Александр III оказал давление на болгарского князя и заставил его восстановить конституцию, сделав тем самым его не­примиримым врагом России. Некоторое время спустя в турецкой провин­ции Восточная Румелия вспыхнуло народное восстание, в результате кото­рого эта территория была присоединена к Болгарии. Эти события вызвали острый кризис на Балканах и грозили началом новой войны, с неизбежным вовлечением в нее России, которая не была готова к ней. Поэтому Алек­сандр III не стал вмешиваться в болгаро-турецкие отношения и выступил за строгое соблюдение решений Берлинского конгресса. Подобный поворот в политике России вызвал волну антирусских настроений на Балканах и при­вел к разрыву дипломатических отношений между Россией и Болгарией.

  1. Россия на Дальнем Востоке

Еще одним направлением внешней политики России был Дальний Вос­ток.

  • Какие страны были соседями России на Дальнем Востоке? (Япония, Китай.)

  • Вспомните, какие дальневосточные территории вошли в состав Рос­сии в царствование Александра II? (По Пекинскому договору I860 г. с Китаем за Россией был закреплен весь Уссурийский край. В Петер­бурге в 1875 г. был заключен договор с Японией: Россия получала О. Сахалин, Япония - Курильские острова.)

Освоение Восточной Сибири и Приморья было важно для России в эко­номическом плане (край богат природными ресурсами, соседний многомил­лионный Китай - рынок сбыта для русских товаров, через Россию проходил новый торговый путь из Европы к Тихому океану).

Создание российского военного флота на Тихом океане. Этот флот мог свободно действовать на просторах Мирового океана. Чтобы выйти из Бал­тийского и Черного морей, необходимо было преодолеть проливы, принад­лежащие другим государствам.

  • Назовите проливы и государства, которым они принадлежали. (Про­ливы Босфор и Дарданеллы принадлежали Турции, проливы, соеди­няющие Балтийское море с Северным морем Эресунн (Зунд), Б. и М. Бельты, Каттегат и Скагеррак контролируются Швецией, Да­нией, Норвегией.)

В это же время Япония стремилась расширить сферу своего влияния за счет Дальнего Востока и в 1894 г. она напала на Китай. Подобные агрессив­ные действия Японии вели к неизбежному столкновению с Россией.

  1. Закрепление материала

Для ДК-2001: работа с документом (ДК-2001, с. 264-265, «Из воспоми­наний С. Ю. Витте»).

Для ДК-2003, Зыр., Зах.: беседа по вопросам.

  • С какими государствами Россия в 1880—1870-х гг. вела наиболее ак­тивную внешнюю политику?

  • Соотнесите название страны и характер ее отношений с Россией в 1880-1890 гг.

1. Англия

А) Рост антирусских настроений и смена правителя привели к разрыву дипломатических отношений с Россией

2. Франция

Б) Усиление позиций на Балканах превратило эту страну в ос­новного соперника России в данном регионе

3. Япония

В) Заинтересованность в нейтралитете России на случай войны вынудила эту страну добиться возобновления «Союза трех им­ператоров»

4. Германия

Д) Соперничество с Россией в Средней Азии


5. Австро- Венгрия

Г) Сближение с Россией выразилось в предоставлении ей круп­ных кредитов и в заключении секретной военной конвенции

6. Болгария

Е) Столкновение интересов этой страны и России на Дальнем Востоке неминуемо приближало военный конфликт между ними


(Ответы'. А - 6; Б - 5; В - 4; Г - 2; Д - 1; Е - 3.)

Домашнее задание

ДК-2001, §31;

ДК-2003, §35 и вопросы 1-3 в конце параграфа;

Зыр. §29 и вопросы в конце параграфа;

Зах. §25.

Дополнительные материалы к уроку

Основой системы отношений России с другими державами с начала 90-х годов XIX века был союз с Францией. Ламздорф, один из активных участников оформления этого союза, оставался его убежденным сторонником до конца жизни. В письме послу в Париже А. М. Нелидову в 1905 году он констатировал: «из долго­летнего опыта я вынес убеждение, что для того, чтобы быть действительно в Хоро­ших отношениях с Германией, нужен союз с Францией. Иначе мы утратим незави­симость, а тяжелее немецкого ига я ничего не знаю». Но вместе с тем, когда с начала XX века французская сторона предпринимала попытки придать процедуре утвер­ждения протоколов начальников генеральных штабов форму правительственной декларации, Ламздорф призывал военного министра «не связывать Россию никаки­ми формальными соглашениями н довольствоваться теми прекрасными, но не ком­прометирующими нас документально отношениями, которые ныне существуют ме­жду Россией н Францией».

(Российская дипломатия в портретах. М., 1992, С. 289.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!