СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внешнее строение насекомых

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внешнее строение насекомых»

Урок по биологии на тему

«Внешнее строение насекомых».

Цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации о классе Насекомых для применения знания и умений в знакомой и новой учебных ситуациях, способствовать пониманию связи между образом жизни и строением насекомых.

Задачи:

Образовательные:

    • Знать особенности строения насекомого, связанные с полетом, разными формами перемещения и способами питания.

Развивающие:

  • Продолжить обучение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

  • Способствовать развитию познавательных процессов и умственных способностей.

  • Продолжить создавать условия для развития интеллектуальных умений (анализировать, выделять главное, обобщать), культуры речи учащихся, инициативы учащихся и умения работать самостоятельно и в коллективе; продолжить способствовать формированию умений обосновывать свой ответ, сопереживать, эмоционально откликаться на происходящее.

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся через разные формы организации работы на уроке;

  • Продолжить формирование умений учащихся работать с микроскопом и микропрепаратами, схемами, рисунками.


Воспитательные:

  • Способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания, привлечь внимание детей к экологическим проблемам.

  • Продолжить развитие коммуникативного умения работать в группах;

  • Развить речь, умение выражать свою мысль;

  • Учить применять свои знания на практике.

  • способствовать формированию мировоззренческих идей о целостности и материальности мира, создать условия для воспитания коммуникативности; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой при выполнении домашнего задания, привлечь внимание детей к экологическим проблемам.


Оборудование: Инструктивные карты у каждого ученика; коллекции насекомых; мультимедиа – проектор; компьютер; экран; листы с Приложением №1,№2, карточки с заданиями №1,№2; карточки с домашним заданием.


Тип урока: урок – исследование, комбинированный

Методы работы: проблемный, частично-поисковый, игровые технологии.


Ход урока

I .Целеполагание и мотивация «Вход в урок»

Вначале урока звучит музыка Р. Паулса «Бабочки на снегу», на слайде изображение порхающей бабочки и строки стихотворения А.Фета «Бабочка» (один ученик читает стихотворение).

Послушайте отрывок из стихотворения А.Фета «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем.

Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем-

Лишь два крыла.

… Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я летний опустилась

И вот дышу…


Какая биологическая ошибка допущена в этом отрывке? Те, кто заметил её, улыбнитесь, мы в конце урока вернёмся к этому стихотворению.

Понравилось? А скажите, пожалуйста, как связана бабочка и то, что написано на доске( класс Insecta) c нашим уроком? Да, по- латыни (а мы с вами знаем, что латынь – это официальный язык биологии) это – Насекомые. Это тема нашего урока. Сегодня у нас с вами первый урок по этой теме,( на котором мы будем изучать внешнее строение представителей этого класса.)

В нашей природе всё не случайно, красота бабочки завораживает ,природа сотворила её совершенной , и мы не перестаём восхищаться этим совершенством. Очень много поэтов , писателей обращались к образам различных насекомых. И наше домашнее задание связано с литературными образами насекомых.(вклеиваем листочки с заданием в тетрадь).


Домашнее задание «Задание на выбор»

  1. Закончить сравнительную таблицу всех классов Типа Членистоногие.

  2. Найти стихотворения о бабочках; ответить на вопрос: «Почему так часто поэты обращаются к этому образу?»

  3. В стихотворении В. Набокова «Бабочка» определить о каком виде идет речь.

  4. Из сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха» выписать в столбик всех насекомых, которые упоминаются автором.

«Ложная альтернатива»

- Кто из животных пятиться назад? Паук – крестовик или тарантул?

-Кто собирает пыльцу? Мокрица или лобстер?

Что растёт на берёзе яблоки или груши?


Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строени­ем и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты.

Насекомые - самый процветающий класс живых организмов .Каковы же причины необычайного процветания класса насекомых? Сегодня мы с вами начнём разговор об этом, а продолжим его на последующих уроках. Насекомые (Класс Insecta ) - главная группа членистоногих и самая разнообразная группа живых существ на Земле, с более чем миллионом описанных видов, - больше, чем составляют все другие группы животных вместе взятые. Это самая многочисленная группа животных, насчитывающая около 1,5 млн видов. Насекомые освоили все среды жизни – наземно-воздушную, водную. Почвенную, организменную. Среди этих животных немало прекрасных летунов, бегунов, пловцов, землекопов и других «специалистов». Насекомые очень устойчивы к неблагоприятным условиям среды: некоторые выживают даже после того, как замерзнут при температуре -30° С, другие живут в горячих источниках при температуре до +50° С. Величина насекомых очень различна: самые маленькие длинной 0,25 мм, а самые большие – до 30 см.Насекомые – существа удивительные. У нас четыре конечности – у них шесть. У нас два глаза, а у них бывает и два, и четыре, и пять, и десять. У нас орган слуха – уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге. Наши органы вкуса – вкусовые сосочки – помещаются на языке, а у бабочек и мух на передних лапках. Мы обоняем носом, а насекомые усиками. Насекомые видят иначе, не так, как мы. Им “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Обоняние и вкус у них тоньше нашего. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную, а мы различаем вкус сахара при концентрации в одну пятидесятую. Значит, у бабочек орган вкуса в двести сорок раз чувствительнее, чем у человека. У нас пять чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. А у насекомых их больше: есть у них чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени. Есть указания, что насекомые воспринимают магнитное поле и его направление. Но это еще не все отличия. -у нас постоянная температура тела – около 37 °С. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой. Со скоростью поезда летят бабочки – бражники, как пули мчатся жуки – златки. Среди насекомых есть насекомые одиночки, а есть и общественные насекомые пчела, муравей, термит. Число особей их различно, так в одном улье живут одновременно80 тыс. особей, а в одном муравейнике –600 тыс, в одном термитнике – 3 млн. По статистике , на каждого человека приходится 250 млн. насекомых. Свое название насекомые получили за характерные насечки на брюшке. Их тело как бы рассечено на голову, грудь и брюшко, а последнее имеет ясно выраженные насечки, указывающие на границы между сегментами. Второе название класса – шестиногие – также отражает характерную для всех насекомых особенность: наличие у них трех пар ног. Кроме того, большинство насекомых имеет одну пару усиков и одну или две пары крыльев (однако последние признаки не являются всеобщими для класса в целом, так как существуют насекомые без усиков и без крыльев).


II Актуализация (работа в исследовательских группах)

А какие ещё есть особенности во внешнем строении насекомых ? Это тема нашего урока. Вы сегодня все будете исследователями, будете работать в своих научных лабораториях. Скажите, какая наука изучает насекомых?(энтомология)А как мы называем учёных, которые изучают насекомых? В конце урока мы узнаем, кто из наших молодых учёных добьётся лучшего результата. Результаты своей работы мы будем фиксировать в ваших Исследовательских Листах. (подпишите его)

Мы сегодня – энтомологи. Прежде, чем начать работу в своей лаборатории, мы вспомним правила техники безопасности. Просмотрите на слайде. Вспомнили? Отметьте соответствующую запись в листах.

Вначале любой работы мы должны определить цель. Запишите, пожалуйста , цель вашей работы. Зачитываем насколько целей, корректируем, дополняем.( изучить внешнее строение насекомых, научиться применять свои знания)

Посмотрите, что находится в ваших лабораториях , сравните со списком оборудования.

Запишите объекты нашего исследования .

III Осмысление.

Первичное усвоение учебного материала(работа по заданиям Листа исследователя)

«Учёные» каждой лаборатории по – очереди отвечают на задания .

Рассмотрим подробнее строение тела насекомых. У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Голова у них состоит из 6 полностью сросшихся друг с другом сегментов. На первом расположены глаза (у них превосходное зрение. Глаза имеют сложное строение – состоят из многих одинаковых ячеек), на втором – усики (ими насекомые чувствуют запахи на расстоянии нескольких километров), третий слит со вторым, на четвёртом, .пятом и шестом находятся две пары челюстей и нижняя губа. Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся крылья, а у жуков ещё и жесткие надкрылья, для защиты крыльев. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов. По бокам брюшка расположены мелкие отверстия – дыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Тело насекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина. Он защищает тело от опасностей на суше и в воздухе, а также служит опорой тела.

На голове насекомого – сложные глаза, между которыми могут находиться несколько простых глазков, антенны, ротовой аппарат. Сложные глаза могут включать от нескольких сотен до 28 000 (у стрекозы) глазков, каждый способен воспринимать узкий пучок световых лучей. В результате изображение объекта складывается из отдельных «точек» (носит мозаичный характер). Такое изображение получается расплывчатым и плохо характеризует форму объекта. Но преимуществом фасеточного глаза является очень широкое поле зрения, что позволяет уловить любое движение и вовремя заметить добычу или врага. У многих насекомых есть и простые глазки Насекомые наслаждаются разнообразием красок планеты. У них цветное зрение – большая редкость в мире животных. Им «видны» ультрафиолетовые лучи. У насекомых есть чувство ориентировки в пространстве, есть чувство времени, слух. Орган слуха может быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге.



IV Физкультминутка


БАБОЧКА

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)Определите, из каких частей и каких насекомых состоит это фантастическое животное?(Задание выполняют парами)

«Фантастическое животное»

рюшко – стрекоза, задние крылья, хоботок – бабочка, передние крылья – саранча, спинка – пчела, ноги – комара, глаза – мухи, усики – майский жук).







V Осознание и осмысление учебного материала

1)Выполняем самостоятельно задание №7.На выполнение работы вам 3 минуты. Воспользуйтесь Приложениями№1и №2

2)Выводы .Проговариваем в группах .

Озвучиваем вслух. Проверяем по слайду (по цепочке)

Какие признаки во внешнем строении майского жука позволяют отнести его к классу Насекомых?

  • Деление тела на 3 отдела: голову, грудь и брюшко;

  • Брюшко имеет ясно выраженные насечки;

  • Наличие трех пар ног.

  • Наличие крыльев

  • Одна пара усиков

  • Простые и сложные глаза

Чем можно объяснить разнообразие ротовых аппаратов насекомых?

  • Образом жизни и способом питания.

Чем можно объяснить разнообразие конечностей?

  • Разными условиями обитания.


VI Первичное закрепление учебного материала

«Спящий опрос»

Верно или неверно высказывание

Утверждения

  1. К классу Насекомые относятся все трахейнодышащие членистоногие, име­ющие по три пары ног.

  2. У всех насекомых тело состоит из головы, груди и брюшка.

  3. Ноги у насекомых находятся на груди и брюшке.

  4. Насекомые живут не только на суше, но и в воде и почве.

  5. Насекомые едят все, что содержит органические вещества. Некоторые из них приспособились питаться даже шерстью, древесиной и пчелиным воском.

  6. У насекомых 3 пары крыльев.

  7. Наряду со сложными глазами у многих хорошо летающих насекомых име­ются и простые глаза.

  8. Усики насекомых — органы обоняния.

  9. У насекомых только грызущий тип ротового аппарата.

2) Заполнить пропуски в тексте “Строение насекомых” –Помощник- учебник стр.79-81

Индивидуальное задание (каждый сдаёт, а затем проверяем при помощи слайда, читаем вслух, и сами себя оцениваем.)

Самый прогрессивный среди всех Членистоногих и богатый по численности видов ( около 1 млн. видов) класс на Земле - … . Их тело имеет … покров и подразделено на … отдела:… . Размеры тела варьируют от 1-2 мм до 15-30 см. На голове располагаются… - органы осязания и обоняния, которые могут быть нитевидными (…), гребневидными (…), булавовидными (…), перистыми (…) и другими. Глаза у насекомых …. и …(фасеточные). Ротовой аппарат может быть различного типа : … . Грудь состоит из 3 сегментов, каждый из которых несет по …паре двигательных конечностей, а два последних сегмента груди могут нести также … , которых может быть одна или две пары.

Ходильные конечности состоят из нескольких члеников. В зависимости от выполняемых функций ноги насекомых могут быть бегательными (…), ходильными (…), копательными (…), хватательными (…), прыгательными (…), плавательными (…), присасывательными(…).

Брюшко – основное вместилище внутренних органов.


VIII Рефлексия


Оцените свою работу на уроке в Инструктивных карточках.

Подведение итогов: кто лучший энтомолог.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!