СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внесение изменений в ДООП. Методические рекомендации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке указаны изменения, которые необходимо внести в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу на 2023-2024 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Внесение изменений в ДООП. Методические рекомендации»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Дворец детского (юношеского) творчества»









Методические рекомендации



ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД













Автор:
Ларикова Лариса Николаевна, методист










Новомосковск

2023



В методических рекомендациях «Пути повышения доступности дополнительного образования детей в системе образования региона» (далее – методические рекомендации) представлен ряд основных нормативных документов, подходы к разработке моделей организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам, направленных на обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей.

В работе использован методический материал регионов Российской Федерации, Фонда новых форм развития образования, результаты регионального мониторинга реализации дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Тульской области.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы.

Титульный лист программы

На титульном листе указывается:

наименование учредителя (Администрация муниципального образования город Новомосковск) и полное наименование учреждения;

номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом учреждения (в соответствии с локальным актом ОО), гриф утверждения программы (в соответствии с локальным актом: номер приказа директора об утверждении программы, подпись директора, печать);

вид и подвид программы (вид программы (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа); подвид программы (разноуровневая (только НСТ); модульная (Волшебники); реализуемая в сетевой форме (Радуга);

уровень (в разноуровневой программе: (это только одна программа НСТ, Радуга, Росток - комплексные) разные уровни сложности («стартовый (ознакомительный)», «базовый», «продвинутый»).

На титульном листе пишем уровень программы:

Стартовый - у кого годичные программы или краткосрочные

Базовый - от 2 лет и выше

Продвинутый, если отучились после программы базового уровня

«Стартовый уровень» - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, его минимальную сложность для освоения содержания программы.

«Базовый уровень» - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

«Продвинутый уровень» - предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы, углубленное изучение содержания программы, доступ к профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

название программы (это ее визитная карточка; оно должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное - отражающим содержание программы);

направленность программы;

возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;

срок реализации программы; Краткосрочные дополнительные общеобразовательные программыэто программы, срок реализации которых составляет не более одного года. Если у Вас не более одного года ПИШЕМ на титульном листе КРАТКОСРОЧНАЯ дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа!

Ф.И.О., должность автора (-ов) или составителя (-ей) (разработчика) программы;

населенный пункт;

год разработки программы.

Комплекс основных характеристик программы. Обратите внимание на нумерацию разделов и КАК они называются!

I. Пояснительная записка - общая характеристика дополнительной общеобразовательной программы, включающая указания на:

направленность программы (техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная);

уровень программы, если программа относится к разноуровневым дополнительным общеобразовательным программам (стартовый (ознакомительный), базовый, «продвинутый»);

У кого модульные программы

В программе используются различные формы организации образовательной деятельности. Данная программа основана на модульном принципе представления содержания.

Для одногодичных программ, которые потом продолжаются

Программа нацелена на получение обучающимися базовых навыков, социальных и коммуникативных компетенций, позволяющих обучающимся определить направление для дальнейшего углубленного освоения дополнительных общеобразовательных программ в учреждении.

объем программы, срок освоения (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; объем модулей);

В пояснительной записке сразу после того как описали какая программа, где реализуется вставляем:

Программа является конвергентной, направленная на взаимное проникновение и влияние различных предметных областей: (например: история, математика, физика, вокал, хореография и т.п.)

Далее, как пример:

Программа ежегодно подвергается редактированию в связи с изменением законодательной и нормативно - правовой базы, количества часов занятий и с учетом пожеланий детей и родителей.

Образовательный процесс СРЭР «Росток» в 2022-2023 учебном году будет строиться с учетом юбилейных дат: 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне, 21 сентября — Международный день мира, 4 октября — Международный день животных, 65 – летие Дворца, 1 ноября — Всемирный день приветствий, 28 ноября — День матери.

Нормативная база

Вносим всю и еще оставляем НАШИ документы, программу развития и Устав

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

3. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (раздел VI «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

10. Письмо Министерства образования и науки РФ № ВК-641/09 от 26.03.2016 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»).

11. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»).

Далее актуальность, педагогическая целесообразность, отличительные особенности и новизна программы.

актуальность программы (своевременность, современность программы);

отличительные особенности программы, новизну (характерные свойства, отличающие программу от других; основные идеи, которые придают программе своеобразие);

адресата программы (примерный портрет обучающегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе); Н-р: Адресат программы - дети в возрасте 10-12 лет, проявляющие интерес к компьютерным технологиям, к пению, к танцам, к рисованию и т.п.

Содержание программы учитываем возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. (Кратко! Перечень особенностей возраста Ваших обучающихся).

Н-р: При составлении программы учитывались возрастные особенности детей дошкольного возраста. А именно:

Дети 4-5 лет предпочитают подвижные игры. Они склонны к подражанию, поэтому будут стремиться повторять действия и движения взрослого, им трудно усидеть на одном месте.

Дети 5-6 лет уже способны к контролю своего поведения. Они также любят играть и двигаться. Они любят занимать главные роли в играх.

Цель и задачи программы - цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат; должна быть ясна, конкретна, реальна, значима; задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

ЦЕЛИ ПРОГРАММ – меняем на более упрощенный вариант

Для художественной направленности

Целью программы является развитие способностей детей в области искусства (хореографического, театрального, прикладного, вокального, инструментального и т.п.). Коротко и ясно, ничего не выдумываем. Дело все в том, что цель должна быть КОНКРЕТНОЙ и не сложной для реализации.

Для технической направленности

Где используется компьютерное оборудование и программы

Целью программы является овладение автоматизированным оборудованием или компьютерным программным обеспечением

Для авиамоделирования (моделирования)

Цель программы - развитие на технического творчества обучающихся в области авимоделирования (моделирования) и соответствующую выставочную деятельность.

Для туристко-краеведческой

Целью программы является формирование общих навыков самодеятельного, массового туризма.

Для социально-гуманитарной направленности

Программы социально-гуманитарной направленности многофункциональны по своему назначению, их основной целью является, как правило, социальное самоопределение, развитие социальной инициативы (волонтерство, добровольчество). К этой направленности могут быть отнесены программы по развитию дошкольников (интеллектуальное развитие, творческое развитие, подготовка к школе), программы по социокультурной адаптации детей социологии, игровому конструированию, профориентации и т.д.

Задачи остаются

ПРИМЕР ДЛЯ КРАТКОСРОЧНЫХ ПРОГРАММ (выбираем)

Основными задачами реализации краткосрочных дополнительных общеобразовательных программ являются:

познакомить с основными понятиями, терминами и определениями в предметной области (конкретизировать: вокал, хореография, рисование, робототехника и т.д.);

овладеть первоначальным знаниям передачи, поиска, преобразования и хранения информации;

развить любознательность, наблюдательность, память, пространственные представления;

развить коммуникативные навыки психологической совместимости и адаптации в коллективе;

воспитать потребность в самообразовании и творческой реализации;

формировать самооценку и чувство коллективизма.

формы обучения (очная, очно-заочная, заочная, сочетание форм);

особенности организации образовательного процесса (формы реализации образовательной программытрадиционная, или с использованием сетевого взаимодействия (для РАДУГИ), или построенная по модульному принципу);

организационные формы обучения (групповые, индивидуальные, всем составом; в группах одного возраста или разновозрастных группах);

режим занятий (периодичность и продолжительность занятий).

У ВСЕХ ЕСТЬ ТАБЛИЧКА, все что под табличкой оставляем.

ожидаемые результаты (знания, умения навыки НА КОНЕЦ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ! )

НОВОЕ! Программа направлена на развитие метапредметных навыков,(должны быть ОБЯЗАТЕЛЬНО! Перечислить КАКИЕ) навыков проектной, учебно-исследовательской деятельности, (у кого она есть) взаимодействия между обучающимися посредством равного обмена знаниями, умениями и навыками, при которой образовательный процесс выстраивается без активного участия в нем педагога (взаимное обучение)( это если у Вас старшие обучают младших в разновозрастной группе).

Ожидаемые личностные результаты освоения программы:

уровни освоения программы

формы отслеживания результатов

Далее идет раздел с новым названием

II. Содержание программы название раздела включает:

Учебно-тематический план (табличка с темами, часами и формами контроля) Сократить количество часов по ДООП второго и последующих годов обучения до 6 часов в неделю максимум!!

содержание учебного плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме.

Пример:

Теория. Изучение французской терминологии.

Практика. Отработка умений выразительно выполнять основные положения, позиции и упражнения классического танца.

Формы контроля. (из таблички переписываем, можно несколько, не забудьте про МОНИТОРИНГ промежуточный и итоговый) Н-р: Опрос. Оценка деятельности. Педагогический мониторинг

Планируемые результаты для каждого года обучения, когда программа одногодичная – будут совпадать с пояснительной запиской – совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетентностей; личностных, метапредметных и предметных результатов, приобретаемых обучающимися при освоении программы по ее завершению. Результаты формулируются с учетом цели, задач и содержания программы. В конце каждого года обучения! И в пояснительной оставляем на конец реализации программы.

III. Комплекс организационно-педагогических условий. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УБИРАЕМ И ВНОСИМ ИМЕННО ТАКОЕ НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

Календарный учебный график – обязательная составная часть образовательной программы. (принимается ТОЛЬКО с датами и заменой ФИО зам.директора)

Условия реализации программы – реальная и доступная совокупность условий реализации программы (материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение, кадровое обеспечение).

Добавляем

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы включает сайт учреждения, внутреннюю (локальную) сеть, внешнюю (в том числе глобальную) сеть и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Перечисляете материально-техническую базу, конкретизировать количество материалов и инструментов. Расчет ведем на ОДНУ группу! Например: краски акварельные – 14 штук, карандаши цветные 12 цветов – 14 штук и т.д.

Методические материалы (оставляем которое было в IV разделе) – методическое обеспечение программы включает в себя описание методов, приемов обучения, педагогических технологий, форм организации учебного занятия, алгоритма учебного занятия; дидактические материалы.

Список литературы – включает основную и дополнительную учебную литературу (учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии); справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы), который может быть составлен для разных участников образовательного процесса – педагогов, обучающихся. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями к оформлению библиографических ссылок (ГОСТ Р 7.0.7-2009 СИБИД). Все исправили в прошлом году

Приложения: оценочные материалы (есть у каждого) – комплект контрольно-измерительных материалов, позволяющих определить достижение обучающимися планируемых результатов.

Для Ростка, Радуги и Волшебников составляются рабочие программы!!!!!!!!!!!!!!!

Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) - составляются под конкретную учебную группу на учебный год, учитывают особенности и возможности обучающихся, а также условия реализации.

Таким образом, если учебный план дополнительной общеразвивающей программы предполагает наличие учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), то требуется разработка рабочих программ, которые должны конкретизировать образовательную программу по каждому модулю для конкретной группы обучающихся исходя из части учебного плана, приходящегося на определенный учебный период в соответствии с календарным учебным графиком.

При оформлении рабочей программы учитываются следующие структурные элементы:

Название учебного курса, дисциплины (модуля);

Цель и задачи курса, дисциплины (модуля);

тематическое планирование с указанием часов на каждую тему, формой контроля и содержание программы;

планируемые результаты по учебному курсу, дисциплине (модулю) исходя из учебной задачи;

календарный учебный график (под конкретную группу).

Литература

Оценочные материалы

Являясь структурным элементом дополнительной общеобразовательной программы, рабочая программа не должна иметь отдельного титульного листа с грифом утверждения.

ВНИМАНИЕ

КТО РАЗРАБАТЫВАЕТ РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ!

У кого модульная (Волшебники) и комплексные (Росток, Радуга). Титульного листа у Вас не будет, пояснительной записки как таковой – тоже. (См. структуру)

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!