Внеклассное мероприятие по Истории России и Приднестровья в 7 классе: Игра «По страницам истории…»
Краткое описание: Внеурочное мероприятие по истории России проходит в форме игры и посвящено историческому периоду, который изучается в 7 классе – XVI-XVIII вв. Игра составлена на основе учебника по истории России 7 класс (авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина) и Истории родного края ( авторы Н.В. Бабилунга и Б.Г.Бомешко) дополнительной литературы.
Цель: повышение интереса к истории своей Родины.
Задачи:
1. Развитие познавательной активности учащихся.
2. Развитие умения работать с иллюстративным материалом, видеорядом, решать исторические задачи.
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, умения работать в группе.
УУД:
Личностные: развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; интерес к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств; быть терпимым к иным точкам зрения.
Регулятивные: целеполагание и планирование путей достижения целей; принятие решений в проблемной ситуации; развитие навыков самооценки, самопланирования.
Познавательные: установление причинно – следственных связей; смысловое чтение; формирование умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах.
Коммуникативные: учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию; работать в группе, организовать сотрудничество.
Оборудование:
1. Компьютер, проектор (при использовании презентации).
2. Иллюстрации (при работе без компьютерной техники).
Ход мероприятия:
Учитель: Хотелось бы поприветствовать всех участников нашего сегодняшнего мероприятия. Мы собрались, чтобы поучаствовать в интеллектуальной игре по Истории России. Наша игра будет состоять из нескольких этапов:– приветствие, разминка, интеллектуальная игра «Азбука», решение исторических задач.
1Этап. «Приветствие».
(участники игры представляют свою команду: девиз, приветствие соперникам, эмблему , конкурс оценивается в 4 балла).
Команда «Знатоки».
Мы команда «Знатоки»,
Нам сдаваться не с руки.
Проиграем – не заплачем,
Но желаем всем удачи.
Команда «Следопыты».
Все дороги нам открыты.
Пусть мы спорим и играем,
Но успеха всем желаем.
Учитель: Отлично! И теперь нас ждет – разминка.
2. Этап. «Разминка».
(команды задают друг другу по 3 подготовленных вопроса, за каждый правильный ответ- 1 балл, если нет ответа, то отвечают представители другой команды ).
3 Этап. Интеллектуальная игра «Азбука»
Учитель: Итак, начнем первый этап нашей игры – интеллектуальную игру-разминку – «Азбука». 5 баллов.
Правила игры следующие: все команды участвуют в игре одновременно. Командам необходимо отгадать по иллюстрации или вопросу термин, личность или событие, относящееся к периоду в истории России XVI-XVIII веков. Вопросы составлены в алфавитном порядке. То есть первая буква правильного ответа известна..
Итак, начнем наше состязание. И пусть победит умнейший!
А – этот царь носил прозвище «тишайший»
Б-
В- крупная земельная собственность, которая принадлежит феодалу и наследуется потомками
Г- род этого человека происходил от татарского мурзы Чета, принявшего в XIV в. в орде крещение от митрополита Петра и поселившегося на Руси под именем Захарии (назвать фамилию)
Д- Род богатейших российских предпринимателей. Создатели и владельцы оружейных предприятий на Урале, в Туле.
Е-
Ж-
З-
И- первый патриарх Московский и Всея Руси
К-
Л-
М-
Н- этот человек родился в семье мордовского крестьянина. С детских лет любил слушать библейские рассказы. Интерес к религии привел к тому, что уже в 19 лет он стал сельским священником, а в 30 – монахом Соловецкого монастыря.
О-
П-
Р-
этот человек, как говорит о нем народная песня, «не хаживал в казацкий круг, не думал думушки со старыми казаками, а стал думать крепкую думушку с голытьбою…» (фамилия)
С- это время в истории России называли «лихолетье»
Т-
документ (название)
У-
автор картины (фамилия)
Ф-
Х- гетман войска Запорожского, полководец и государственный деятель
Ц-
Ч-
Ш-
Э-
Я-
Ответы:
А – Алексей Михайлович
Б- Бояре
В- вотчина
Г- Годунов
Д- Демидовы
Е- Екатерина II Великая
Ж- Жатва
З- Земский собор
И- Иов
К- крестьяне
Л- Ломоносов
М- Минин и Пожарский
Н- Никон
О- оброк
П- пир
Р- Разин
С- Смута
Т- табель о рангах
У- Ушаков (Симон)
Ф- фарфор
Х- Хмельницкий
Ц- царь - колокол
Ч- Черное море
Ш- Шереметев
Э- эскадра
Я- ярмарка
Учитель: После подведения промежуточных итогов определился лидер - (называет команды с результатом). А теперь переходим к решающей битве умов – решению исторических загадок и задач.
4.Этап. «Как я знаю историю своего края».
(конкурс капитанов.)
1.Русско-польская война за Левобережную Украину началась в:
1. 1654 г.
2. 1655 г.
3. 1656 г.
4. 1659 г.
2. Восстание казаков под предводительством Богдана Хмельницкого началась на:
1. Белоруссии
2. Украине
3. Польше
4. Переяславле
3.Приднестровские земли находились в составе России
с 1648 по 1650 г.;
с 1654 по 1667 г.;
с 1660 по 1672 г.
4.В каком году Приднестровье стало частью Украинского государства?
1.в 1474 г.;
2.в 1621 г.;
3.в 1649 г.;
4.в 1651 г.
5.Сопоставьте названия и даты заключения договоров: к каждой позиции первого столбца подберите позицию из второго столбца. (2 балла)
ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) 1672 г. | 1) Андрусовское перемирие; |
Б) 1681 г. | 2) Бучацкий мир; |
В) 1667 г. | 3) Бахчисарайский мир. |
5.Этап. «Расположи по порядку».
Необходимо на время расположить портреты императоров по порядку их правления, начиная с самого раннего, приглашаются по два участника от команды.
Анна Иоановна
Пётр I
Елизавета Петровна
Павел I
ПетрII
Екатерина I
6.Этап. Решение исторических задач.
Учитель: Тема «Исторический портрет».
Команде необходимо угадать о ком идет речь. Для ответа на вопрос будут предоставлены три подсказки. Если команда ответит правильно после первой подсказки, она получает 3 балла, если после второй – 2 балла, после третьей – 1 балл.
Портрет № 1.
Подсказка 1: А.С. Пушкин написал о нем: «Вчерашний раб, татарин, зять Малюты». Он получил негативную оценку современников и потомков, но во многом она была несправедливой;
Подсказка 2: его обвиняли в излишнем пристрастии к «немцам». Он первым послал русских дворян за границу для учебы;
Подсказка 3: в переносном смысле можно сказать, что его погубил голод
Ответ: Борис Годунов
Портрет №2.
Подсказка 1: он утонул в реке, утянутый на дно надетым не него стальным панцирем с изображением двуглавого орла
Подсказка 2: завоеванные им земли он преподнес своему прежнему гонителю, против которого прежде не раз обнажал свою саблю;
Подсказка 3: он родился на берегах Камы в одной из тех казачьих семей, которым пришлось покинуть Дон. Однако ему удалось вернуться в донские земли
Ответ: Ермак Тимофеевич
Портрет №3.
Подсказка 1: его называли «морским Суворовым».
Подсказка 2: его имя неотделимо от блистательных военных побед русского флота. Ему суждено было провести корабли через Босфор и Дарданеллы, проникнуть в Средиземное море и покрыть славой русский флот;
Подсказка 3: он был создателем новой тактики морского боя, авторство которой затем приписывалось Нельсону
Ответ: Ушаков Ф.Ф.
7.Этап. «Всякая всячина»
Правильный ответ в данном случае оценивается в 2 балла. Вопросы с развернутым ответом в 3 балла.
1. В начале XVII века можно было услышать слово – «лисовчики». Это люди, деньги или документы?
Ответ: «Лисовчики» - так называли русские люди польских интервентов в годы Смуты.
2. Один из известнейших государственных деятелей России XVII века был неграмотным, но умудрился стать действительным членом Английского королевского общества наук. Кто это?
Ответ: А.Д. Меньшиков
3. Петру I приписывают фразу: жаль, что не смогли сделать из него великую государству пользу, и жаль, что он был не в мое время. О ком из донских казаков так сказал император?
Ответ: О С. Т. Разине
4. Мог ли в России крепостной крестьянин сам владеть крепостными?
Ответ: Да, мог. С развитием отходничества в ХVII веке крестьяне становились владельцами мануфактур и обзаводились крепостными. Так, в 1795 г. граф Шереметьев потребовал со своего крепостного П. Грачева 135 тыс. рублей, его фабрику и крепостных. Грачев уплатил и еще, оказалось, припрятал солидный капитал.
5. Какой город в эпоху Екатерины II современники назвали «Дворянской Республикой»? Почему?
Ответ: Москву. После указа «O вольности дворянской» В 1762 году Москва стала местом, где собралось большое количество вышедших в отставку дворян. Своим укладом жизни они как бы противостояли придворному, императорскому Петербургу.
6. Укажите, о ком идет речь. Этот человек родился в семье священника в селе Григорово недалеко от Нижнего Новгорода. Он получил хорошее образование. В 1643 году был поставлен священником. Очень рьяно стал бороться за благочестие своих прихожан. После 1646 года он перебрался в Москву и вошел в кружок «ревнителей благочестия». Его члены были большими ревнителями благочестия и высоких нравов. В 1652 году он вступил в конфликт с патриархом, вследствие которого по приговору собора был сослан в Тобольск.
Ответ: Аввакум.
8. Этап. «Анаграммы».
Кто первый соберет слова тому 3 балла.
МОСКВА – ВАСОМК
ОПОЛЧЕНИЕ – НЕЧЕИЛООП
СМУТА – АУСМТ
СЕНАТ – НАСЕТ
ИСТОРИЯ – ИРЯСИОТ
Подведение итогов конкурса и всего соревнования.
Список используемой литературы и источников:
1. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей
2. История России: XVI-XVIII вв. Учебник для 7 класса. Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. 2014
3. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней. Дидактические материалы. М., 2001.
4. Тесты по истории России к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России: XVI-XVIII вв для 7 класса.
5. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: Изд-во "Феникс", 1996