государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Конспект внеклассного занятия
«Добрые поступки. Н.Носов «Огородники»
(внеклассное чтение)
Подготовила и провела:
Воспитатель Левшонкова О.
2020 год
Цели:
Познакомить воспитанников с произведением Н.Носова «Огородники»;
продолжать работать над техникой чтения; учить отвечать на вопросы по прочитанному, находить ответы на вопросы в тексте; расширять словарный запас;
Воспитывать интерес к произведениям Н.Носова.
Оборудование:
Презентация
Выставка книг
Карточки со словами для словарной работы
Ход:
Воспитатель:
- Ребята, скажите, что лежит у меня в корзинке (фрукты и овощи)
- Давайте их разложим по местам: фрукты положим в вазу, а овощи на поднос (дети распределяют).
- Ребята, скажите, где растут фрукты, а где овощи?
(Фрукты растут на деревьях, а овощи растут на земле, их сажают в огороде. )
- А как можно назвать людей, которые работают в огороде?
(Их называют огородники).
Воспитатель:
- Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством детского писателя Н.Н. Носова и его рассказом, который так и называется «Огородники». Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не читал в детстве произведения Носова или не знал хотя бы одного героя его замечательных книг и рассказов. - Скажите с какими произведениями Н.Н. Носова вы уже знакомы?
(«Живая шляпа», «Затейники», «Огурцы», «Фантазеры», «Приключения Незнайки и его друзей»
- Понравились ли вам они?
- Кто главные герои его произведений?(обыкновенные мальчишки и девчонки)
- Какой характер носят рассказы Н. Носова. Какие они?
(веселые, смешные, забавные, интересные, прикольные, загадочные,
познавательные).
Биография автора
Родился Николай Носов в царской России, в прекрасном городе Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство и юность писателя были связаны с небольшим городком Ирпень, расположенным неподалеку от Киева. Отец его был эстрадным артистом, и, скорее всего, от него мальчик получил в наследство яркое воображение. Будучи страстной и быстро увлекающейся натурой, маленький Коля пытался заниматься музыкой, но быстро понял, что это не для него. Он очень любил театр, хорошо играл в шахматы, интересовался электротехникой, фотографией и химией. Детство и юность писателя пришлись на очень сложные годы – Первая мировая и Гражданская война, революция. С 14 лет он начал работать, чтобы помочь семье, а после окончания школы стал чернорабочим. Писатель окончил Московский институт кинематографии и долгое время работал режиссером-постановщиком научных, мультипликационных и учебных фильмов. Николай Николаевич начал сочинять рассказы сначала для своего сына. Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка «Тут-тук-тук!»
- А сейчас, ребята, предлагаю вам прослушать рассказ «Огородники».
Прослушивание
Физминутка
Ваши глазки немножко устали. Давайте дадим отдохнуть и сделаем для них гимнастику.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть все дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Анализ прочитанного произведения.
- Как звали главных героев произведения? (Миша и Коля)
- Где происходят события? ( в летнем лагере)
Воспитатель:
Что такое лагерь? ( лагерь – это то ребята, то место, где летом ребята не только отдыхали, но и занимались трудовыми делами).
-Какое соревнование организовали ребята?
(соревнование у кого будет лучший огород)
- Чем Мишке не понравился их участок? (ему не понравился участок, потому, что там была дырка от копыта лошади и торчал пень)
-Как работал Мишка? Найдите в тексте.(читает подготовленный уч-ся)
- Что установили на отстающем участке мальчишек? (пугало)
- Кому досталось красное знамя? (Красное знамя досталось Мише и Коле, потому, что у них оказался самый большой урожай помидоров и огурцов)
- Что способствовало получению хорошего урожая на их участке?
(пугало отпугивало ворон)
Словарная работа
В этом рассказе вам встречались слова, которые вы возможно не знаете.
1.Бригада- это группа людей состоящая из двух или более людей.
2.Знамя - определенного цвета (или цветов), укрепленное на древке полотнище с надписями.
выражение «взять на буксир» - это значит помочь.
Дидактическое упражнение «Продолжи».
Воспитатель:
- Ребята , а сейчас мы с вами поиграем. Я буду читать вам начало предложения, а вы должны будете найти его и дочитать до конца.
Молодцы! Вы очень внимательные.
Воспитатель:
Посмотрите на иллюстрации. (показ)
- К какому месту рассказа они относятся?
Объяснить смысл пословиц
Кто мало говорит, тот больше делает.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
Воспитатель:
- Можем ли мы применить эти пословицы к героям рассказа? Объясните свой ответ.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, можно ли отнести работу мальчиков в огороде к добрым поступкам? (ответы)
- А какие добрые поступки совершали вы? (ответы)
Воспитатель:
- Можно рассказать о добрых делах, можно написать в газету, но лучше... Что же лучше? Совершить доброе дело. Какое доброе дело мы можем совершить, проживая в нашей школе-интернате ?
- посадить школьный огород и вырастить овощи для нашей столовой;
- убрать территорию вокруг школы;
- сделать уборку помещения;
- посадить растения или деревья на территории школы и тд.
Воспитатель:
Давайте отметим, какими качествами наделил писатель своих героев?
Работа с ромашкой
(Перед вами лепестки ромашки, на каждом из лепестков написано одно из главных качеств, которые были присущи героям Н. Носова)
( Дети прикрепляют к доске лепестки)
(Доброта, бережливость, умение дружить, активность, любовь к труду, находчивость, трудолюбие, честность, любознательность, вежливость).
Подведение итогов:
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- С каким произведением вы сегодня познакомились на занятии?
- Кто его автор ?
Воспитатель:
- Ребята, читайте произведения Н.Носова. Они учат нас не только совершать добрые поступки, но и быть честными. В таком случае труд будет вознагражден по заслугам. Сложно обманом и хитростью добить хорошего результата в любом деле. Кроме того, рассказ учит нас стремиться к достижению цели, не отвлекаясь на посторонние дела, проявлять инициативу и верить в победу.
Урок окончен!