Внеклассное занятие «Железная дорога-зона повышенной опасности»
1б класс
Учитель: Щербакова О.В.
Цель: познакомить учащихся с правилами безопасности на железнодорожных путях.
Задачи:
- рассмотреть причины детского травматизма на железнодорожном транспорте;
- познакомить с правилами поведения на объектах железнодорожной инфраструктуры;
- воспитывать культуру поведения на железнодорожных путях.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, картинки.
Ход мероприятия
I. Орг.момент. Вступительное слово учителя.
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
По городу, по улице
Не ходят просто так.
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак…
- О каких правилах идёт речь в этом стихотворении? (о правилах движения)
II. Введение в тему.
Читает загадку.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой.
(Поезд)
- Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно вести себя на железной дороге. Железная дорога является зоной повышенной опасности.
- Ребята, поднимите руку те, кто ездил на поезде или электричке?
- Как вы думаете, какие опасности могут поджидать человека во время ожидания поезда, либо непосредственно в самом поезде? (выслушать варианты ответов детей)
- К нам в гости сегодня пришли известные герои Знайка и Незнайка. Они помогут нам разобраться с правилами поведения на железной дороге. Слайд 2.
- Рассаживаемся поудобнее, отправляемся в путешествие. (Звучит песня «Мы едем, едем, едем»)
- Нам весело, ни о какой опасности не думаем. А есть ли она на железной дороге? (отвечают)
- Совершенно верно, опасность подстерегает нас повсюду, поэтому каждый должен знать и соблюдать правила безопасности на железнодорожных путях.
Всем, кто любит погулять,
Всем, без исключения,
Нужно помнить, нужно знать
Правила движения.
Правила эти железнодорожные-
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно!
III. Работа по теме
Первая опасность.
Незнайка зовёт нас
-Эй! Не трусь! Скорей за мной!
Через рельсы-по прямой!
Здесь гораздо путь короче!
Поезд близко? Перескочим!
-Правило ли ведёт себя Незнайка?
-Вы абсолютно правы, нельзя пересекать железнодорожные пути там, где это удобно или для сокращения времени. Переходить железнодорожные пути нужно только в специально отведённых для этого местах. Осуществлять проезд или переход можно только в специально отведенных для этого местах.
- На вокзале, чтобы перейти с одной платформы на другую, можно воспользоваться подземным переходом, тоннелем, либо настилом для пешеходов. В любом случае необходимо быть предельно внимательным и осторожным!
- Одним из таких мест является переезд (показ иллюстрации: переезд, шлагбаум; рассматриваем иллюстрации, что на них изображено, составляем алгоритм перехода или проезда через железнодорожные пути: при пересечении жд переезда остановитесь, внимательно посмотрите на сигналы, убедитесь, что не видите приближающегося поезда и только потом продолжайте движение; если сигналы показывают приближение поезда, необходимо остановиться и подождать, пока поезд не уйдет.)
Вторая ситуация.
На платформе две сестрички
Разыгрались в догонялки.
Позабыв про электричку.
- Что могло с ними произойти?
- Верно, бегать можно без оглядки во дворе и на площадке, а железная дорога-это не место для игр!
А где надо стоять, когда дожидаешься поезда? (ответы учащихся)
Давайте посмотрим на слайд и узнаем, что думает об этом Знайка.
Опасайтесь края платформы, не стойте на линии, обозначающей опасность! Оступившись, можно упасть на рельсы и попасть под приближающийся поезд!
- Молодцы, вы правильно отвечали на вопросы, а теперь давайте немного отдохнем.
IV. Физминутка.
Поиграем в игру «Поезд». (выбирается машинист, он ведет поезд, остальные дети – вагоны. Ребята встают друг за другом, положив руки на плечи. Ведущий: Машинист должен быть очень внимательным и точно следовать по маршруту)
Загудел паровоз
«Ту-ту» (Дети кладут руки на плечи впереди стоящему у)
И вагончики повез.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу («паровозы» едут по кругу)
Далеко их укачу.
Паровоз кричит: «Ду-ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так-так-так!»
(Ходьба на месте, с продвижением вперед. Согнутыми руками делают движения вперед-назад)
V. Актуализация знаний.
- Ребята, возвращайтесь на свои места, продолжаем занятие.
Я хозяйка в доме на колёсах,
Всегда всех чаем напою,
День и ночь тружусь, не уставая,
Назови профессию мою!
(Проводник)
- Посмотрите на слайд. Провдник приглашает всех в вагон.
- А знаете ли вы правила поведения в поезде? (работа со слайдом)
- А чем можно заняться во время движения поезда? (посмотреть в окно, почитать, поиграть в спокойные игры)
- Знайка для вас приготовил игру «Лабиринт»-слайд
VI. Итог.
- Молодцы, ребята! А теперь давайте проверим, кто из вас был самым внимательным. Я предлагаю вам нарисовать иллюстрации, где было бы изображено то, как НЕЛЬЗЯ себя вести, находясь рядом с железнодорожными путями. Соблюдая эти простые правила безопасности, вы убережете и себя и окружающих от беды. Всегда вблизи железной дороги будьте внимательны и осторожны!