В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Используя их можно построить занятие по курсу практически любого учебного предмета. Файл содержит сценарий внеклассного занятия, в ходе которого учащиеся анализируют пословицы и поговорки о временах года, связанных с материалом курса обществознания.
Сценарий может быть использован при проведении внеклассных мероприятий.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Времена года в пословицах и поговорках: обществознание"»
Название темы: Времена года в пословицах и поговорках: обществознание
Предметное направление: обществознание
Рекомендации по использованию кейса
Организационный момент. Учитель встречает учащихся и предлагает им распределиться на команды, заняв места за четырьмя столами (по выбору учащихся).
Постановка проблемы, формулировка цели урока. Учитель предлагает учащимся высказать предположения о том, как русские пословицы и поговорки, характеризующие разные временами года, могут быть связаны с таким учебным предметом, как обществознание.
Если учащиеся проявляют небольшую активность или испытывают затруднения при формулировке ответа, учитель задаёт им вопросы, которые позволят организовать работу класса:
Что изучает обществознание?
Что выражают пословицы и поговорки?
Могут ли пословицы и поговорки дать ответ на вопрос о проблемах, решаемых обществознанием?
Знаете ли вы пословицы, которые могут помочь решить проблемы в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни человека?
В результате обсуждения формулируется цель занятия: изучить пословицы, которые могут решить проблемы в различных сферах жизни человека, связанных с обществознанием.
3. Создание мультимедиапрезентации, посвящённой пословицам об определённом времени года.
Учитель предлагает учащимся выполнить групповые информационные проекты, продуктами которых будут мультимедиапрезентации.
Примечание. После окончания занятия презентации, созданные командами объединяются в одну презентацию «Времена года в пословицах и поговорках: обществознание»
Команды тянут жребий, чтобы определить, пословицы о каком времени года они будут анализировать (Приложение):
команда «Зима» ― пословицы 1―3;
команда «Весна» ― пословицы 4―6;
команда «Лето» ― пословицы 7―9;
команда «Осень» ― пословицы 10―12;
Каждая команда создаёт презентацию, используя дополнительные источники информации (книги, Интернет-ресурсы).
Для рассмотрения каждой из пословиц предлагается план, способствующий организации деятельности учащихся:
Толкование слов (устаревших, редко используемых в настоящее время). (Заполняется при необходимости.)
В чём смысл пословицы или поговорки.
Актуальность выражения в наши дни для общества в целом и для отдельного человека.
Синонимы пословицы или поговорки.
Рекомендации:
Для сокращения времени, необходимого для создания презентации, можно предложить учащимся использовать шаблон, соответствующий предлагаемому плану (например, рис. 1—4).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Учитель на этом этапе по мере необходимости оказывает помощь. Особое внимание уделяет учащимся, которые неактивны во время выполнения заданий. Желательно помочь им найти своё место в группе, предложить выполнить задание, которое по силам именно им.
Обсуждение выполненных презентаций.
Каждая группа по очереди отчитывается в выполнении заданий.
Полученные результаты обсуждаются фронтально. При необходимости учитель дополняет и уточняет ответы учащихся.
Обсуждение итогов занятия и рефлексия.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
Какую цель поставили в начале занятия?
Достигли цели?
Что для вас было важным?
Что для вас явилось новым?
Что вы поняли и чему научились?
Что понравилось? Что не понравилось?
Кого бы вы хотели поблагодарить за занятие?
Кто доволен своей работой на занятии? А кто нет?
Оцените свою работу в группах: У кого работа получилась? Почему? У кого не получилась? Почему? Как это можно исправить?
Приложение
Предметное направление | Содержание интересной, познавательной информации | Источник информации |
Обществознание | 1. Готовь зимой телегу, а летом сани. | http://www.rusaying.ru/russkie-posloviczy-i-pogovorki-na-g/43-gotov-sani-lyotom-a-telegu-zimoj.html |
2. У него середь зимы льду взаймы не выпросишь. | http://posloviz.ru/category/o-schjote-zapase-i-berezhlivosti-o-skuposti-i-zhadnosti-rastochitelnosti-i-dolgah/page4.html |
3. Декабрь спросит, что летом припасено. | http://yapoznaumir.ru/78-news/lastnews/987-poslovici-i-pogovorki-o-zime |
4. Весенний день год кормит. | http://doshkolenok.kiev.ua/poslovicy-i-pogovorki/396-2010-03-24-09-59-15.html |
5. Кто ленив с сохой, тому весь год плохой. | https://znanija.com/task/19559013 |
6. Птица радуется весне, а младенец матери. | http://eti-deti.com/poslovicy-i-pogovorki-o-vesne/ |
7. Лето пролежишь, так зимой с сумой побежишь. | http://www.nanya.ru/stati/2011/05/08/635622-poslovitsyi-i-pogovorki-o-lete/ |
8. Лето — страдная пора. | http://posloviz.ru/category/leto/ |
9. Всякий, кто дорос — спеши на сенокос. | http://doshkolenok.kiev.ua/poslovicy-i-pogovorki/767-pos-i-pog-pro-leto.html |
10. Цыплят по осени считают. | http://pro-poslovicy.ru/poslovicy-pro-osen-dlya-shkolnikov-1-2-3-4-5-klassa/ |
11. Колос к колоску — родине сноп. | https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/poslovitsy/163-osen |
12. Вяжи воз — вой, а поедешь — песни пой. | http://posloviz.ru/category/osen/ |