ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-3 классов
по теме «ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
Направление: Духовно-нравственное
Цель:
дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда, познакомить с фактами о жизни детей блокадного города, воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
Задачи:
Развитие нравственного потенциала личности как основы патриотизма.
Привитие чувства гордости за принадлежность к великой и могучей стране.
Планируемые результаты
Личностные:
– проявлять эмоциональную отзывчивость, способность переживать страницы истории нашей Родины, связанные со страшными событиями блокады Ленинграда;
– выражать эмоционально и вербально сопереживание жителям блокадного Ленинграда. Метапредметные:
– сравнивать жизнь детей блокадного Ленинграда с жизнью современных детей, описывать особенности блокадной жизни детей;
– участвовать в обсуждении предложенных проблем, высказывать свое мнение.
Форма занятия: эвристическая беседа.
Содержание:
блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба... Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни. Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Сценарий занятия
Мотивация
1941-1945
– О чём говорят вам эти даты?
На площади восстания в городе Санкт-Петербурге стоит обелиск «Городу-герою Ленинграду». Почему он так назван? Может ли город быть героем?
Основная часть
В этом городе есть ещё один памятник
Мемориал «Разорванное кольцо»
Почти 900 дней, с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года город находился во вражеском кольце, под непрерывными бомбардировками и артиллерийскими обстрелами.
И только 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда.
- Как вы понимаете выражение «блокада города»?
Послушайте отрывок из стихотворения. Какое настроение он создаёт? Какие события блокады описаны в нём?
Чёрное дуло блокадной ночи…
Холодно, холодно, холодно очень…
Вставлена вместо стекла картонка…
Вместо соседнего дома – воронка…
Поздно. А мамы всё нет отчего-то…
Еле живая ушла на работу…
Есть очень хочется… Страшно… Темно…
(Н. Радченко. «Блокада», отрывок)
- Какие картины вы представили?
Просмотр видео «Прорыв блокады Ленинграда»
Видеообращение Д.Н. Мурина и Н. В. Благово, жителей блокадного Ленинграда
Таню Саничеву вывезли на Большую землю. Но истощённая девочка не смогла выжить, умерла.
Блокадный хлеб
Во время блокады хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты - раз в десять дней. Нормы питания и для военных, и для гражданских снижались. Минимальными они были с 20 ноября по 25 декабря 1941 года, когда служащим, иждивенцам и детям полагалось по 125 граммов хлеба, рабочим и инженерно-техническим работникам - по 250 граммов. Остальные продукты выдавали с перебоями и в гораздо меньшем объеме (например, норма крупы для иждивенца 20 граммов, мяса - 13,2 грамма).
Работа с рабочим листом
Укажите дату прорыва блокады Ленинграда.
Найди и раскрась слова, показывающие состав блокадного хлеба. (Проверь себя: Состав хлеба: ржаная мука, целлюлоза, опилки, соевая мука, обойная пыль).
Дорога жизни
Городу нужны были продукты, оружие и другие материалы. Нужно было вывезти детей.
Спасение шло от Ладожского озера: летом – по воде, а зимой по льду в город доставляли продукты, топливо, боеприпасы. А из города эвакуировали детей, стариков, больных и раненых. Ладогу называли дорогой жизни. Машины и сани шли по льду озера днём и ночью, под бомбёжкой немецких самолётов. Советские лётчики охраняли небо над Ладогой.
Какие населённые пункты соединяла Дорога жизни?
Во время блокады дети ходили в школу. Уроки проходили не только в кабинетах, но и бомбоубежищах. В классах стояли печки-буржуйки. Их как могли кормили.
4 января 1944 года началась операция советских войск – артиллеристов, моряков, пехотинцев, лётчиков. Советские войска разгромили группу фашистской армии «Север». 27 января 1944 года закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся 872 дня.
Медаль “За оборону Ленинграда»
На 1985 год медалью _________________________________________ награждено около 1.470.000 человек.
Памятники блокадному Ленинграду
Рассмотрите фотографии, прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите соответствия и подпишите цифры.
Итог занятия
Памятники блокадному Ленинграду
Рассмотрите фотографии, прочитайте отрывки из стихотворений. Найдите соответствия и подпишите цифры.
Вы памятник «Детям блокады» видали?
Стоит у дороги из камня цветок,
Он символ трагедии, символ печали,
Непрожитых жизней, надежд и тревог.
(Савченко Лидия Михайловна, дитя блокадного Ленинграда).
___ Дорогой Жизни шли грузовики,
Где лёд трещал при близкой канонаде.
Жестокий бой вели фронтовики…
Всё это было, было в Ленинграде!
(М. Андронов)
___ Так пусть же пред жизнью
Бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
___В великой битве прорвана блокада,
Нам светит негасимая заря —
Стал праздником навек для Ленинграда
День восемнадцатого января.
(В. Шефнер)
За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы Тихо плачут….
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе – Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
(Ю. Воронов)