СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие «Понятие о мажоре и миноре».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие «Понятие о мажоре и миноре».»

Внеклассное занятие «Понятие о мажоре и миноре».

Цель: Познакомить учеников с понятиями "мажор" и "минор" их основными свойствами.(Дать им желание изучать музыку)

Задачи:

Образовательная: Сформировать знания о двух музыкальных ладах и их особенностях;

Воспитательная: Воспитать познавательный интерес к основным музыкальным понятиям;

Развивающая: Развить любознательность и творческие способности.

Знать: Понятие «Мажор» и «Минор», знать имена композиторов, которые проходят на уроке и их произведения

Понимать: Различие между мажором и минором, роль мажора и минора в музыке

Уметь: Определять лад музыки по его звучание , приводить примеры из жизни ,того что может быть мажорным и минорным

Анализировать: Раскрыть особенности мажороного и минорного ладов

Синтез: Обобщить материал урока с помощью работы с кроссвордом

Оценка: Свою работу на занятие

Средства обучения:

1)Кроссворды для каждой группы

Вопросы к кроссворду:

Как назвал король Дин-Дон 7-й своих солдат-певцов?? (звуки)

Из какой страны приехали два брата, которые помогли королю Музляндии? (Ладия)



Что получилось, когда братья составили всех королевских солдат в ряд?(звукоряд)

Как называлась песня Людвига Вана Бетховена , написанная в минорном ладу?(Сурок)

Сколько всего нот в музыке?(семь)

Жизнь какого композитора была похожа на мажорный лад?(Шуман)

2)Презентация

3)Портреты композиторов

4)Бумага и карандаши для рисования

Музыкальный материал:

Роберт Шуман "Веселый крестьянин»

2)Людвиг Ван Бетховен «Сурок»

Художественное оформление пространственной среды:

В начале занятия на интерактивной доске будет сразу включена презентация

На обычной доске висит табличка с названием страны

три команды

1.Организационный момент

На доске уже включена презентация.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнает о том, что такое музыкальный лад. И какие же есть два самых главных лада в музыке.

2.Вводная беседа

Педагог :Но расскажу я вам это не просто так, а настоящей волшебной легендой.



Для этого мы перенесемся в волшебную музыкальную страну Музляндию и заглянем в гости к королю Дин-Дону Седьмому.

(звучит волшебный звук, в презентации ,На экране король Дин-Дон)

3.Легенда о мажоре и миноре

Педагог: В давние-давние времена в сказочной стране под названием Музляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать, да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает...

От скуки ногами болтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам — песню запевать.

Солдаты были у него необычные —

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин - Дон их Звуками звать.

Споют Звуки королю одну песню, другую.

Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра.



Утром встанут, крикнут: «Ура!»

Король проснётся,

С боку на бок повернётся,

И все заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение.

От этой жизни Звуки до того обленились,

Что петь, как следует, совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак.

И вот однажды прибыли в Музляндию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Два брата, но какие они были разные. Один был весёлый плясун-хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю...

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

- Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.

Хотим послушать твоих солдат.

- А ну, - скомандовал звукам король.

- Запевать все изволь! Раз-два! Раз-два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

Давай, - говорят, - Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд -

Получился ЗВУКОРЯД.

Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон.

Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд.

Получился звукоряд.

Не простой - МАЖОРНЫЙ

Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.

Тон, полутон,

Тон, тон, полутон.

Тон, тон.

- Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели:

Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поем,

И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Музляндии...

Дин - Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал,

Загрустит он - Минор явится,

Захочет веселиться - Мажор появится.

Стали звуки жить Ладно.

И песни звучали складно.

Вот такая, ребята, интересная легенда.

Как мы уже поняли

Мажор-это светлая и радостная лад.

А минор- спокойный, грустный, жалобный.

(Во время всего повествования презентация переключается в зависимости от того, о чем идет речь)

4. Рассказ о композиторах Л.В.Бетховене и Р.Шумане

Педагог: Знаете, ребята, Мажор и минор существуют не только в волшебной Музляндии. Они есть и в нашем мире.

И сейчас я познакомлю вас с двумя великими композиторами, которые помогут нам понять, а как же звучат мажор и минор в музыке. Возможно, если вы будете внимательны вы сможете заметить, что даже жизни этих композиторов похожи на два разных лада, одна жизнь мажорная, а вторая минорная.

Педагог: (Вывешивает портрет композитора на доску) Итак, первый композитор с которым мы с вами познакомимся это Роберт Шуман. Роберт Шуман Был выдающимся композитором своего времени, а также пианистом, дирижером и педагогом.

Он учился играть на фортепиано, начиная с 7 лет, и уже тогда сочинял свои первые произведения. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Его игра произвела на Шумана такое яркое впечатление, что он решил, навсегда связать свою жизнь с музыкой.



Его главной отличительной чертой было умение видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить все пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Сейчас мы с вами послушаем замечательную пьесу Роберта Шумана "Веселый крестьянин". Эта пьеса прекрасно отражает всю полноту эмоций, передаваемых мажорным ладом. Она энергична, светла и весела.

(Звучит произведение «Веселый крестьянин»)



Педагог: Ребята, а какие образы вы представляли, слушая пьесу Роберта Шумана "Веселый крестьянин "?

Воспитанники: Солнечный день, маленький деревянный домик , зеленое поле и крестьянин который работает, он рад новому дню.

Педагог: А теперь мы познакомимся с другим великим композитором это Людвиг Ван Бетховен. Жизнь этого человека была пронизана несчастьями и лишениями.

Он родился в семье профессиональных музыкантов его дед был капельмейстером, а отец- певцом в курфюрстской капелле, но не смотря на это его отец был очень жестокий. Бетховен часто болел. И когда ему не было еще и 30 лет, он начал терять слух. Бетховен очень хотел жениться и завести хорошую семью, всегда иметь рядом друга и знать, что он не один. Но судьба распорядилась так, что он всю жизнь был очень одинок.

Бетховен понимал и разделял все чувства бедняков. Он понимал их душу.

И сейчас мы с вами прослушаем песню Людвига Ван Бетховена "Сурок".

Она передает все спокойствие, лирическое настроение и печаль минорного лада.

(Звучит произведение «Сурок)

Педагог : Ребята, какие образы вы представляли, слушая песню Людвига Ван Бетховена "Сурок"? Какая это песня?

Педагог: Это спокойная , грустная песня. Представляется дождливая улица, грустные люди ,печальный мужчина который идет под дождем и единственный его друг- сурок.

Педагог :Ну, что , ребята, кто заметил, чья жизнь Была больше похожа на мажорный лад, а чья на минорный?

Воспитанники : Жизнь Шумана больше похожа на мажорный лад, а жизнь Бетховена на минорный лад.

Педагог: Отлично, ребята! Вы молодцы.

5. Игровая часть

Педагог: Ну что ж ребята ,мы с вами узнали интересную легенду от двух братьях которые помогли королю, но теперь нам нужно помочь этим двум братьям.

Представляете они вдруг забыли кто они, где живут, что делают, как выглядят и нам нужно помочь им. Сейчас вы сидите по командам ,также в этих командах вы буде выполнять задания, но для начала нужно придумать название своей команде .

Это название должно быть связано с музыкой ведь мы в музыкальной стране и выберите командира.

(Дети придумывают название команды и выбирают командира)

Педагог: Отлично, теперь командир каждой команды встает ,говорит как его зовут и говорит название своей команды.

(Командиры представляют команды)

Педагог: Ребята ,теперь мы готовы помогать двум братьям, и сначала нам нужно напомнить им как они выглядят.

Сейчас каждая команда должна нарисовать братьев(мажор и минор) с отличительными особенностями, то есть тем чем они отличаются друг от друга и тем как мы можем понять кто из них кто.

Затем несколько человек из команды выходят и рассказывают нам о том, что они нарисовали и какие отличительные особенности у братьев они вспомнили, если вы нарисуете все красиво, аккуратно, не забудете про особенности каждого из братьев вы получите 5 очков, в конце мы посчитаем очки и команда которая наберет больше очков получит благодарность от братьев.

Ну что ж , начнем.

(Дети по командам рисуют мажор и минор)

Педагог:

Итак а теперь несколько представителей из команды выходят и по очереди рассказывают о том, что они нарисовали.

(Представление рисунков)

Педагог:Что ж ребята все постарались и каждая команда..(расставляем очки)

Ребята, но ведь наши браться забыли и где они живут ,и что они делать должны и поэтому сейчас перед вами лежит кроссворд, я буду читать вопросы по очереди, а вы должны записывать правильный ответ в нужную строчку, за каждое правильно написанное слово команда получает 1 очко.

(Команды заполняют самостоятельно кроссворд)

Педагог :Итак, а теперь мы с вами проверим ваши кроссворды, каждая команда читает сначала первое слово, затем я читаю правильный ответ и те команды что правильно отгадали слово получают 1 очко.

(Проверяем весь кроссворд и расставляем очки)

Педагог: Мы с вами помогли вспомнить братьям как они выглядят, откуда они, что они делают и где живут ,но наши братья не помнят где же они еще появляются кроме музыки.

Сейчас мы с вами должны вспомнить что может быть мажорным в жизни, а что минорным?

Отвечает каждая команда по очереди, за каждый ответ ставится дополнительное очко.

Воспитанники: (Команды отвечают) Настроение, жизнь, погода.

Педагог :Ребята, молодцы, мы помогли братьям из страны Ладии вспомнить откуда они и кто они такие.

Педагог: А теперь в конце нашего урока, я вам выдам карточки разного цвета желтые, красные и зеленые, сейчас вы должны подумать как вы работали на уроке и понравился ли вам урок и ваша работа на нем ,если вам все понравилось вы поднимаете зеленую карточку, если вам что-то непонравилось то вы поднимаете желтую карточку, если вам совсем все не понравилось то вы поднимаете красную карточку.

(Происходит самооценка учениками своей работы и урока в целом)

6. Физ. минутка и награждение команд.

Педагог :Ребята ,представляете в музыкальной стране живут нотки, некоторые из них очень любят убегать, одну такую непослушную нотку нам с вами нужно сейчас поймать.

Мы с вами за ней будем бежать ,сначала посмотрите на меня и запоминайте движения, когда мы будем бежать по дороге – стучим по коленкам, когда бежим по каманям- стучим в кулочки , когда бежим по песку- трем ладошки. Ну что ж побежали.

(Игра)

Педагог: Итак ребята, мы с вами сегодня побывали в музыкальной стране, узнали ее легенду, познакомились с двумя братьями и помогли им, и даже поймали непослушную нотку, а теперь наши братья мажор и минор хотят отблагодарить вас и вручить каждой команде грамоты.

(Командиры подходят за грамотами, мы зачитываем за что грамота и отдаем ее командиру)

7.Организационный момент:

Педагог : Спасибо ребята за активную работу, до свидания!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!