Внеклассное занятие «Понятие о мажоре и миноре».
Цель: Познакомить учеников с понятиями "мажор" и "минор" их основными свойствами.(Дать им желание изучать музыку)
Задачи:
Образовательная: Сформировать знания о двух музыкальных ладах и их особенностях;
Воспитательная: Воспитать познавательный интерес к основным музыкальным понятиям;
Развивающая: Развить любознательность и творческие способности.
Знать: Понятие «Мажор» и «Минор», знать имена композиторов, которые проходят на уроке и их произведения
Понимать: Различие между мажором и минором, роль мажора и минора в музыке
Уметь: Определять лад музыки по его звучание , приводить примеры из жизни ,того что может быть мажорным и минорным
Анализировать: Раскрыть особенности мажороного и минорного ладов
Синтез: Обобщить материал урока с помощью работы с кроссвордом
Оценка: Свою работу на занятие
Средства обучения:
1)Кроссворды для каждой группы
Вопросы к кроссворду:
Как назвал король Дин-Дон 7-й своих солдат-певцов?? (звуки)
Из какой страны приехали два брата, которые помогли королю Музляндии? (Ладия)
Что получилось, когда братья составили всех королевских солдат в ряд?(звукоряд)
Как называлась песня Людвига Вана Бетховена , написанная в минорном ладу?(Сурок)
Сколько всего нот в музыке?(семь)
Жизнь какого композитора была похожа на мажорный лад?(Шуман)
2)Презентация
3)Портреты композиторов
4)Бумага и карандаши для рисования
Музыкальный материал:
Роберт Шуман "Веселый крестьянин»
2)Людвиг Ван Бетховен «Сурок»
Художественное оформление пространственной среды:
В начале занятия на интерактивной доске будет сразу включена презентация
На обычной доске висит табличка с названием страны
три команды
1.Организационный момент
На доске уже включена презентация.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами узнает о том, что такое музыкальный лад. И какие же есть два самых главных лада в музыке.
2.Вводная беседа
Педагог :Но расскажу я вам это не просто так, а настоящей волшебной легендой.
Для этого мы перенесемся в волшебную музыкальную страну Музляндию и заглянем в гости к королю Дин-Дону Седьмому.
(звучит волшебный звук, в презентации ,На экране король Дин-Дон)
3.Легенда о мажоре и миноре
Педагог: В давние-давние времена в сказочной стране под названием Музляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать, да скучать. Бывало, сядет он на свой трон и скучает...
От скуки ногами болтает,
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные —
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать,
Стал Дин - Дон их Звуками звать.
Споют Звуки королю одну песню, другую.
Король захрапит, и Звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок повернётся,
И все заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни Звуки до того обленились,
Что петь, как следует, совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так и сяк,
А они не хотят никак.
И вот однажды прибыли в Музляндию из далёкой страны Ладии два брата - Лада. Два брата, но какие они были разные. Один был весёлый плясун-хохотун, другой - грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного - Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали. Вести в Королевстве быстро разносятся. Решили они помочь королю...
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон,- говорят.
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал звукам король.
- Запевать все изволь! Раз-два! Раз-два!
Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса: «Хватит!»
Давай, - говорят, - Дин–Дон, мы тебе поможем из звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки в ряд -
Получился ЗВУКОРЯД.
Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки быстренько рассчитались:
Тон, тон, полутон,
Тон, тон, тон, полутон.
Запевай,- скомандовал Мажор. Звуки запели.
Все мы дружно встали в ряд.
Получился звукоряд.
Не простой - МАЖОРНЫЙ
Радостный, задорный.
Закончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор. Скомандовал: На тон-полутон рассчитайсь! Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.
Тон, полутон,
Тон, тон, полутон.
Тон, тон.
- Запевай! - скомандовал Минор. Звуки запели:
Мы МИНОРНЫЙ звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поем,
И сейчас мы заревём.
С тех пор наступил порядок в Музляндии...
Дин - Дон по-другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал,
Загрустит он - Минор явится,
Захочет веселиться - Мажор появится.
Стали звуки жить Ладно.
И песни звучали складно.
Вот такая, ребята, интересная легенда.
Как мы уже поняли
Мажор-это светлая и радостная лад.
А минор- спокойный, грустный, жалобный.
(Во время всего повествования презентация переключается в зависимости от того, о чем идет речь)
4. Рассказ о композиторах Л.В.Бетховене и Р.Шумане
Педагог: Знаете, ребята, Мажор и минор существуют не только в волшебной Музляндии. Они есть и в нашем мире.
И сейчас я познакомлю вас с двумя великими композиторами, которые помогут нам понять, а как же звучат мажор и минор в музыке. Возможно, если вы будете внимательны вы сможете заметить, что даже жизни этих композиторов похожи на два разных лада, одна жизнь мажорная, а вторая минорная.
Педагог: (Вывешивает портрет композитора на доску) Итак, первый композитор с которым мы с вами познакомимся это Роберт Шуман. Роберт Шуман Был выдающимся композитором своего времени, а также пианистом, дирижером и педагогом.
Он учился играть на фортепиано, начиная с 7 лет, и уже тогда сочинял свои первые произведения. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Его игра произвела на Шумана такое яркое впечатление, что он решил, навсегда связать свою жизнь с музыкой.
Его главной отличительной чертой было умение видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить все пережитое в звуки. Р. Шуман написал много разнообразной музыки - симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.
Сейчас мы с вами послушаем замечательную пьесу Роберта Шумана "Веселый крестьянин". Эта пьеса прекрасно отражает всю полноту эмоций, передаваемых мажорным ладом. Она энергична, светла и весела.
(Звучит произведение «Веселый крестьянин»)
Педагог: Ребята, а какие образы вы представляли, слушая пьесу Роберта Шумана "Веселый крестьянин "?
Воспитанники: Солнечный день, маленький деревянный домик , зеленое поле и крестьянин который работает, он рад новому дню.
Педагог: А теперь мы познакомимся с другим великим композитором это Людвиг Ван Бетховен. Жизнь этого человека была пронизана несчастьями и лишениями.
Он родился в семье профессиональных музыкантов его дед был капельмейстером, а отец- певцом в курфюрстской капелле, но не смотря на это его отец был очень жестокий. Бетховен часто болел. И когда ему не было еще и 30 лет, он начал терять слух. Бетховен очень хотел жениться и завести хорошую семью, всегда иметь рядом друга и знать, что он не один. Но судьба распорядилась так, что он всю жизнь был очень одинок.
Бетховен понимал и разделял все чувства бедняков. Он понимал их душу.
И сейчас мы с вами прослушаем песню Людвига Ван Бетховена "Сурок".
Она передает все спокойствие, лирическое настроение и печаль минорного лада.
(Звучит произведение «Сурок)
Педагог : Ребята, какие образы вы представляли, слушая песню Людвига Ван Бетховена "Сурок"? Какая это песня?
Педагог: Это спокойная , грустная песня. Представляется дождливая улица, грустные люди ,печальный мужчина который идет под дождем и единственный его друг- сурок.
Педагог :Ну, что , ребята, кто заметил, чья жизнь Была больше похожа на мажорный лад, а чья на минорный?
Воспитанники : Жизнь Шумана больше похожа на мажорный лад, а жизнь Бетховена на минорный лад.
Педагог: Отлично, ребята! Вы молодцы.
5. Игровая часть
Педагог: Ну что ж ребята ,мы с вами узнали интересную легенду от двух братьях которые помогли королю, но теперь нам нужно помочь этим двум братьям.
Представляете они вдруг забыли кто они, где живут, что делают, как выглядят и нам нужно помочь им. Сейчас вы сидите по командам ,также в этих командах вы буде выполнять задания, но для начала нужно придумать название своей команде .
Это название должно быть связано с музыкой ведь мы в музыкальной стране и выберите командира.
(Дети придумывают название команды и выбирают командира)
Педагог: Отлично, теперь командир каждой команды встает ,говорит как его зовут и говорит название своей команды.
(Командиры представляют команды)
Педагог: Ребята ,теперь мы готовы помогать двум братьям, и сначала нам нужно напомнить им как они выглядят.
Сейчас каждая команда должна нарисовать братьев(мажор и минор) с отличительными особенностями, то есть тем чем они отличаются друг от друга и тем как мы можем понять кто из них кто.
Затем несколько человек из команды выходят и рассказывают нам о том, что они нарисовали и какие отличительные особенности у братьев они вспомнили, если вы нарисуете все красиво, аккуратно, не забудете про особенности каждого из братьев вы получите 5 очков, в конце мы посчитаем очки и команда которая наберет больше очков получит благодарность от братьев.
Ну что ж , начнем.
(Дети по командам рисуют мажор и минор)
Педагог:
Итак а теперь несколько представителей из команды выходят и по очереди рассказывают о том, что они нарисовали.
(Представление рисунков)
Педагог:Что ж ребята все постарались и каждая команда..(расставляем очки)
Ребята, но ведь наши браться забыли и где они живут ,и что они делать должны и поэтому сейчас перед вами лежит кроссворд, я буду читать вопросы по очереди, а вы должны записывать правильный ответ в нужную строчку, за каждое правильно написанное слово команда получает 1 очко.
(Команды заполняют самостоятельно кроссворд)
Педагог :Итак, а теперь мы с вами проверим ваши кроссворды, каждая команда читает сначала первое слово, затем я читаю правильный ответ и те команды что правильно отгадали слово получают 1 очко.
(Проверяем весь кроссворд и расставляем очки)
Педагог: Мы с вами помогли вспомнить братьям как они выглядят, откуда они, что они делают и где живут ,но наши братья не помнят где же они еще появляются кроме музыки.
Сейчас мы с вами должны вспомнить что может быть мажорным в жизни, а что минорным?
Отвечает каждая команда по очереди, за каждый ответ ставится дополнительное очко.
Воспитанники: (Команды отвечают) Настроение, жизнь, погода.
Педагог :Ребята, молодцы, мы помогли братьям из страны Ладии вспомнить откуда они и кто они такие.
Педагог: А теперь в конце нашего урока, я вам выдам карточки разного цвета желтые, красные и зеленые, сейчас вы должны подумать как вы работали на уроке и понравился ли вам урок и ваша работа на нем ,если вам все понравилось вы поднимаете зеленую карточку, если вам что-то непонравилось то вы поднимаете желтую карточку, если вам совсем все не понравилось то вы поднимаете красную карточку.
(Происходит самооценка учениками своей работы и урока в целом)
6. Физ. минутка и награждение команд.
Педагог :Ребята ,представляете в музыкальной стране живут нотки, некоторые из них очень любят убегать, одну такую непослушную нотку нам с вами нужно сейчас поймать.
Мы с вами за ней будем бежать ,сначала посмотрите на меня и запоминайте движения, когда мы будем бежать по дороге – стучим по коленкам, когда бежим по каманям- стучим в кулочки , когда бежим по песку- трем ладошки. Ну что ж побежали.
(Игра)
Педагог: Итак ребята, мы с вами сегодня побывали в музыкальной стране, узнали ее легенду, познакомились с двумя братьями и помогли им, и даже поймали непослушную нотку, а теперь наши братья мажор и минор хотят отблагодарить вас и вручить каждой команде грамоты.
(Командиры подходят за грамотами, мы зачитываем за что грамота и отдаем ее командиру)
7.Организационный момент:
Педагог : Спасибо ребята за активную работу, до свидания!