СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие по музыке "Песни Подвига"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю.

Задачи:

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.

 - расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен, композиторов военной поры, собрать материал о любимых песнях ВОВ

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, повышение уровня духовной культуры, формирование высоконравственного, духовно богатого, преданного своей отчизне, уважающего и знающего свою богатую культуру человека.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по музыке "Песни Подвига"»


Внеклассное занятие по музыке

«Песни подвига»


Цель: воспитание духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю.

Задачи:

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.

- расширять представление учащихся об истории возникновения военных песен, композиторов военной поры, собрать материал о любимых песнях ВОВ

- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, повышение уровня духовной культуры, формирование высоконравственного, духовно богатого, преданного своей отчизне, уважающего и знающего свою богатую культуру человека.

- формировать компетенцию самоопределения (способность осмыслять свою деятельность и поведение в коллективе, формировать в себе личность).

- формировать учебную компетенцию (умение управлять своей учебной деятельностью с использованием эффективных стратегий, настроиться на позитивный результат деятельности, мотивировать свои действия, самостоятельно находить необходимую информацию в различных источниках).

- формировать деятельностную компетенцию (умение планировать свою деятельность, прогнозировать ожидаемый результат и вырабатывать навыки сотрудничества в парах, творческих группах).

- формирование культурной компетенции (способность ориентироваться в музыке, поэзии, получать удовольствие от художественного творчества).

Знания, на которые нацелен результат: в преддверии 75-летия Великой Победы показать роль песни на войне, ее могучее воздействие на человека, побуждавшее его к преодолению трудностей через борьбу к победе.

Поэты и композиторы, посвятившие свои произведения теме войны.


В рамках КТД были проведены следующие мероприятия:

1. Создание совета дела.

2.Создание творческих микрогрупп:

  • Центр «Наука

  • Пресс-Центр

  • Центр «Труд»

  • Центр «Досуг»

  • Центр «Патриот»

3.Сбор-старт: распределение заданий, создание настроя на подготовку коллективно-творческого дела.

Задания центру «Наука

  • Изучение литературы;

  • подбор материала для реализации мини-проектов творческих групп: составление викторины «Песни военных лет», разработка фрагментов сценария «юмористические и лирические песни ВОВ», составление общего сценария.

Задания Пресс-центру

  • оформление стенда «Навстречу великой дате»;

  • конкурс рисунков «Под знаменем Победы»;

  • анкетирование учащихся «Самая популярная песня ВОВ, составление диаграммы;


  • интервью населения и учителей «Песни Победы «глазами» современников»;

  • видеосъемка материала к общешкольному мероприятию.


Задания центру «Труд»:

  • благоустройство могилы неизвестного солдата на Покровском кладбище;

  • разработка мультимедийных презентаций;

  • монтаж видеофильмов;

  • изготовление необходимых декораций.


Задания центру «Досуг»:

  • изучение фонохрестоматий подбор музыкальных композиций: к мини-проекту юнармейцев, к музыкальной викторине;

  • режиссура отдельных номеров КТД: музыкально-литературной композиции, трио гитаристок, вокального номера «Юмористические и лирические песни», танец под музыку «Вальс фронтовой сестры»


Задания центру «Спорт»:

Отработка строевых команд под музыкальную композицию «Главный праздник»: равняйся, смирно, к ружью, подтянуть ремень, на грудь, на плечо и т.д.


Ожидаемые результаты:

• творческое самовыражение;

• удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью в данном классе;

• раскрытие и развитие индивидуальности каждого ребенка;

• сплочение классного коллектива.


Сценарий.



Видеофрагмент «Эх, дороги»


Ведущий 1.

Песня А.Новикова “Дороги» - это исповедь о выстраданном и пережитом, раздумье о том, через что довелось пройти и в минувшей войне нашему народу.

Презентация №1

1 слайд. 22.06.1941 – 9.05. 1945

Ведущий 1.

Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть. Создана впечатляющая летопись Великой Отечественной войны в прозе, поэзии, фильмах, живописных полотнах, памятниках.

2 слайд. А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала...

Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма

В этом году вся наша огромная страна будет отмечать великую дату 75 лет Великой Победы, и в преддверии этого праздника проводятся различные мероприятия. Я знаю, что в вашей школе прошла акция «Бессмертный полк», проект «Мой район в годы войны», что вы вместе с коллективом учителей создаете общешкольную книгу Памяти о тех, кто видел войну своими глазами, кто участвовал в боях, кто нес трудовую вахту в тылу.

А мы сегодня на уроке (как вы уже, наверное, догадались) будем говорить о песнях Подвига, чтобы эти песни звучали всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.


Я хотела бы вам предложить музыкальную викторину, в которой три раунда, в первом раунде надо догадаться о какой песне-подвига идет речь, узнав о том, кто ее авторы и краткую историю создания.

Музыкальная викторина:


1 раунд. «История создания песен ВОВ»,

Мы познакомимся с их судьбой и с авторами стихов и музыки

1-слайд. Стихи этой песни были опубликованы уже на третий день после нападения фашистской германии на нашу страну. Эта песня стала гимном ВОВ, символом подъема на борьбу всего народа. Авторы песни Александров и Лебедев-Кумач. Эту песню слушали с особым чувством, святым настроением и часто плакали.

(Священная война)

2-й слайд. Это было в начале 60-х годов. На «Мосфильме» снимался фильм «Тишина» по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке. Баснер служил в артиллерии, потерял близкий; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен. Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов

( «На безымянной высоте»)

3-слайд. Эта песня впервые прозвучала в кинофильме «Белорусский вокзал». Слова и музыку написал известный бард Булат Окуджава. Этот фильм относят к фильмам о ВОВ, хотя в нем нет ни одного военного кадра. Сюжет фильма прост. Четверо военных друзей через 25 лет после войны встречаются по горестному поводу – на похоронах своего однополчанина. От героини, сыгранной Ниной Ургант, требовалось только одно: спеть и не заплакать. Дубли шли один за другим, и она убегала с площадки в слезах.

( «Нам нужна одна победа»)

2 раунд. Угадать название песни по фрагменту мелодии.

  1. Звучит мелодия без слов «Три танкиста»

В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы». В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”.

  1. Звучит мелодия без слов «Синий платочек».

Необычайна судьба этой песни – она родилась дважды. Сначала это была импровизация польского джаз-оркестра, приехавшего на гастроли в нашу страну. К этой мелодии поэт Яков Галицкий сочинил русские стихи. Во время войны она обрела второй смысл. Это песня о любви и верности, о той мирной жизни, за возвращение которой шла война. Знаменита эта песня стала после исполнения народной артисткой Клавдией Шульженко.

  1. Звучит мелодия без слов «Журавли».

Журавли – песня-реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать. Слова песни были написаны после поездки Гамзатова в Японию, когда он увидел памятник девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь отступит. Девочка умерла, так и не успев сделать тысячу журавлей. И Расул Гамзатов написал стихотворение “Журавли” на родном аварском языке, которое понравилось Бернесу, и он попросил разрешения у Гамзатова поработать над текстом. В

сотрудничестве с замечательным композитором Яном Абрамовичем Френкелем была создана мелодия.

Бернес записал “Журавлей”, а через месяц ушел из жизни. По его завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди них и Журавли. Друзья прощались с ним, слушая его голос.

3 раунд. Выбрать из трех предложенных вариантов правильный.


  1. Это светлая бодрая песня о любви девушки, ожидающей воина с полей сражений:

Катюша

В землянке

Синий платочек

Знаменитую “Катюшу”, написал композитором М.И. Блантер, на слова М. В. Исаковского. В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутил ее раз, потом еще второй, третий… Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! не бывать этому! Надо отобрать у них песню”. В общем, дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”.

  1. Песня «Темная ночь» впервые прозвучала в кинофильме:

Небесный тихоход

В бой идут одни старики

Два бойца

Военная песня «Темная ночь» считается одной из самых любимых и популярных песен, написанных за годы Великой Отечественной Войны. Всенародно любимой она стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.

  1. Как вы думаете, какой песне, написанной в послевоенные годы, могли бы соответствовать эти фотографии, сделанные в наше время, в прошлом году?

Моя Москва

Авиамарш

День Победы

Эта песня, радостная, светлая была написана в 1975 году поэтом-фронтовиком Владимиром Харитоновым к 30-летию Победы. Впервые она прозвучала на праздничной передаче «Голубой огонек», но не запомнилась и довольно долго не звучала, ни по радио не по телевидению. Спустя полгода на концерте ко Дню милиции ее исполнил Лев Лещенко и спел так, что она стала одной из самых известных песен.


Ведущий 1:

Сколько же было создано в военные годы песен о любви, о разлуке, о верности, о потерях и утратах. Они пелись бойцами в землянках, в лесу. У костра, от них становилось теплее, от них утихала боль разлуки, стихи переписывали, вырезали из газет, их посылали вместо писем. Они помогали людям сохранить в себе подлинно человеческое в самых страшных, казалось бы, безысходных обстоятельствах.

Ведущий 2:


А сейчас мы с вами поговорим о лирических и юмористических песнях ВОВ»

Я бы попросила выйти к доске четырем мальчикам и одной девочке, которые мне помогут рассказать о лирических военных песнях.


1-й: В песне «В Землянке», которая стала чуть ли не первой лирической песней, рождённой в пламени войны, хоть в и говорится о «белоснежных полях под Москвой», но пели её по всему фронту - в окопах и на привале, хором и под гармонь”.



2-й: Я бы с песни начал свой рассказ,

С той нехитрой песни, сокровенной,

Что, как символ радости, неслась

Над Варшавой, Будапештом, Веной…


Звучит мелодия песни «В землянке»

3-й: Пешим ходом и на грузовике,

Жарким днем и зимнею порошей

Мы ее носили в вещмешке

Самой легкой драгоценной ношей…

В час затишья сядешь, запоешь,

И подтянут весело солдаты: (допевают песню “В землянке”.)


4-й: Песня «Темная ночь», Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова «Тёмная ночь», написана для фильма «Два бойца» весной 1942 года. По свидетельству Константина Симонова, эта песня была на устах у каждого фронтовика, потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей.

5-й:

Я бы с песни начал свой рассказ,

С той, которая на всех фронтах звучала…

В холод, стужу сколько раз

Эта песня нас в землянках согревала.

Если песня, значит, рядом друг,

Значит, смерть отступит, забоится…

И казалось, нет войны вокруг,

Если песня над тобой кружится.

Исполнение песни «Темная ночь» девочки – трио

6-й: Многие девчонки в годы войны были медсёстрами, спешили под огнем к раненым бойцам. Скольким солдатам они спасли жизнь! Сколько раз смерть ползла с ними рядом!

  1. Ты будешь писать письмо домой сестре и в перерывах между куплетами зачитывать написанные строки.

  2. Ты – раненый боец

  3. Ты – медсестра, которая должна оказать помощь бойцу и его перебинтовать

  4. Ты должен накормить и напоить бойца, который тяжело ранен и самостоятельно этого сделать не может.

7-й: Медсестра: Не знаю, где я нежности училась,-

Об этом не расспрашивай меня.

Растут в степи солдатские могилы,

Идёт в шинели молодость моя.


6-й: Привезли солдата в медсанбат…

Врач сказал: не доживет до ночи…

– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –

Я до песен с давних пор охочий…

Боль не выносима и остра,

Сто осколков раскрошили тело…

И сестра, усталая сестра,

До рассвета над солдатом пела:

Танец ( музыкальная композиция «Вальс фронтовой сестры»)

Пришло время поговорить о юмористических песнях, мне нужны помощники, выйдите, пожалуйста, к доске 5 ребят.


8-й: Узнавшие горе. Хлебнувшие горя.

В огне не сгорели. В боях уцелели.

Никто не расскажет смешнее истории,

И песен никто не споёт веселее.

Ну, что ж, что гремят бесконечные залпы,

Взлетает гармошка, сверкая резьбою,

И, слушая песню, никто не сказал бы,

Что час лишь, как парни вернулись из боя.


9-й: Знали солдаты, что смерть ожидает многих, знали, что война- это не праздник, не парад. И всё же звучали на фронте шутки, раздавался смех. Иногда бойцы не прочь были, и сплясать… жизнь продолжалась…

10-й: Песня - весёлая, жизнерадостная, поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать. Особенной любовью пользовались песни, которые стали популярными, после выхода в свет кинофильмов Небесный тихоход» - песня «Первым делом самолеты» и «В бой идут одни старики» - песня - «Смуглянка».

11-й: Тема песни «Первым делом самолеты» - одинокая жизнь летчиков. Ее исполняют три друга, один из которых был назначен в женскую эскадрилью.

12-й: Песня смуглянка, написанная композитором Анатолием Новиковым – красной нитью проходит через весь фильм «В бой идут одни старики». Командир эскадрильи брал к себе только музыкантов, и у одного из пилотов был позывной – название этой песни, так как именно он эту песню спел командиру.

Есть жанр народного творчества – частушка. Всего четыре строчки, а сколько задора, затаенной грусти и оптимизма! Частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер. В минуты затишья – игра гармониста и задорная частушка, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым духом перед сражением.


А сейчас мы попробуем исполнить фрагменты музыкальных композиций, о которых только что вели речь.

Исполнение фрагментов веселых, задорных песен

«Первым делом самолеты», «Смуглянка».

Видеопрезентация. «Юмористические песни ВОВ»

Частушки.

1.Злобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим,

И на море и на суше

Разобьем и разгромим


2.Что вы, фрицы приуныли,

Что носы повесили?

Видно жарких оплеух

Наши вам навесили.


3.Наши танки в бой несутся,

Содрогается земля.

Пусть не зарятся фашисты

На колхозные поля


4.Мать сыночка провожала

И такой наказ дала:

«Береги страну родную,

Как тебя я берегла»


5. Из колодца вода льётся

Вода – чистый леденец.

Наша армия дерется –

Скоро Гитлеру конец.


Ведущий 1:

Мы переходим к следующему этапу урока «Песни ВОВ «глазами» современников».

Мы с вами немного познакомились, но очень жаль, что не было времени у меня поработать с вашим классом, мы бы весте узнали, знают ли ваши ученики, учителя жители города песни времен ВОВ, какая песня, по их мнению, самая известная, могут ли они напеть эти песни.

В преддверии великой даты «75-летие Победы» ребята из моей школы имени Некрасова попыталась выяснить, знают ли люди нашего города песни ВОВ. ( кстати, это моя школа, на здании которой установлены две мемориальные доски, одна в честь героя Советского Союза Шишкова Даниила Кузьмича, участника ВОВ, а вторая герою России Соловьеву Дмитрию Александровичу, оба героя учились в нашей школе.


  1. Так вот, проведя опрос педагогов нашей школы, мы получили следующие результаты. Практически все учителя называли не одну, а несколько песен времен ВОВ и вот список самых известных, любимых песен :

  • Катюша

  • Синий платочек

  • День Победы

  • Журавли

  • Священная война

  • В землянке

.

2-й: В голосовании «Самая популярная песня ВОВ» среди обучающихся нашей школы приняли участие 234 человека, мы составили диаграмму и вот результат:


А это Черкасов Леонид, ученик 11 класса


3-й: Следующим этапом мини-проекта был разговор с жителями нашего города. Давайте посмотрим, какая песня о ВОВ является популярной и любимой.

Просмотр видеоролика. (3 сюжета)


4-й: Всё меньше остаётся в живых тех, кто сражался за нашу Родину.

Мы к вам, умудрённые деды,
Взываем, колена склонив.

Сияйте бессмертьем Победы
За всех, кто погиб, не дожив.

5- й Раньше к нам в школу часто приходили приходили ветераны ВОВ Приблудов Владимир Васильевич и Ковалева Анна Семеновна.

К 70-летию Великой Победы мы с ними вместе высадили кусты сирени – аллею Памяти. Из разговора с ними мы узнали, что все песни ВОВ они знают и любят, но особенно дорога им вот эта песня…

Слушание фрагмента «Шумел сурово Брянский лес»

Эта песня - гимном нашей Брянской области.


Я живу в небольшом городке – Почепе, в котором, как и в других городах есть памятники ВОВ: аллея героев, памятник неизвестным солдатам, памятник освободителям, памятник к 70-летию великой Победы и др.

В нашем городе есть хор Ветеранов, раньше в нем было много ветеранов ВОВ, в настоящее время, в силу возрастных особенностей, их считанные единицы, ребятам удалось посетить репетицию хора «Ветеранов». По нашей просьбе коллектив исполнил песню послевоенных лет, которую написали наши земляки Козяр – текст песни, а В.П. Зубов – музыку. В этой песне эхом звучат отголоски страшной, кровопролитной войны.

Слушание песни «Васильки» в исполнении хора Ветеранов.


В нашей школе есть отряд юнармии – постоянный участник муниципальных и областных мероприятий.


Видео


Выходят юнармейцы.

  1. Война закончилась давно, но песней опаленной,

Над каждым домом до сих пор она кружит,

И не забыли мы, что 20 миллионов

Ушли в бессмертье, чтобы нам с тобою жить.

Звучит метроном.

  1. Чествуем погибших и живых,
    Тех, кто пал, Отчизну защищая,
    Имена навек запомним их,
    Жизнь они свою за нас отдали.

День победы на века

  1. Еще тогда нас не было на свете,
    Когда гремел салют из края в край!

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

  1. Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем всех с великим днем

С днем нашей славы!

С Днём Победы!

Исполнение песни «Главный праздник»





Ведущий 2:

Закончить наше мероприятие мне бы хотелось стихотворением, написанным Сергеем Островым после войны в 1968 году.

А песня ходит на войну,
А песня рушит доты,
Я тоже песню знал одну,
Как подданный пехоты.

На том гремучем рубеже,
Когда трясет планету,
Она приходит - и уже
Ни зла, ни страха нету.

В нее стреляет миномет,
Ее сечет граната,
А песня- влет. И все поет,
И все ведет солдата.

Она ведет. Она поет.
Она как свет, живуча.
Над нею рыщет самолет,
Летит снарядов туча.

В нее стреляют сто полков…
Висит разрывов проседь…
Но в мире нет таких стрелков,
Чтоб мир обезголосил.

Рефлексия.

• С каким настроением вы уходите с нашего мероприятия?

• Что вам особенно понравилось?

• Нужны ли такие мероприятия?


Список литературы:

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию Дня Победы. – Москва, 2007.

  2. Орехова Г.А.Эхо военных лет.- М.:Панорама, 2006

  3. Час мужества: стихи о войне/под.ред. Котовой М. А.-М.:: АСТ, 2010


  1. Антология военной песни/ сост. и автор предисл. В. Калугин. – М: Эксмо, 2006

  2. О боях – пожарищах: фронтовой фольклор и малоизвестные песенные тексты из армейских многотиражных газет. – Краснодар: книжное издательство, 1983;

  3. Песни войны и победы. – М.: Трибуна, Голос-Пресс, 2005;

  4. Песни победы. Священная война. – М.: Олимп, 2005;

  5. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2008;

  6. Ресурсы интернет: http://sovmusic.ru/





Скачать

© 2022, 104 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!