ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
СТ-ЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
Методическое объединение воспитателей
Внеклассное занятие
«Осторожно, огонь!»
Разработала:
Керимова Л.А.
воспитатель
ст.Ленинградская
2023Год
Цель: обобщение и закрепление знаний обучающихся по правилам пожарной безопасности, обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья.
Задачи:
закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный";
закреплять навыки осторожного обращения с огнем;
воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;
воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, карточки с заданиями, атрибуты для сценки.
Ход занятия.
1.Вступительное слово.
-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем занятии! А сейчас давайте дружно встанем, повернемся и поприветствуем наших гостей.
-Чтобы определить тему занятия, давайте послушаем наших ребят.
Мальчик в костюме Огня
Я большой Огонь и яркий,
Прихожу я в каждый дом
Я могу быть добрым, жарким,
Согреваю в холод дом.
И тогда держитесь, люди,
Всё сожгу я в доме том.
Кто с огнём не осторожен
У того пожар возможен
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
К «Огню» подходит девочка и читает стихотворение:
Знают все: человек без огня
Не живёт ни единого дня!
При огне, как при солнце, светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг
Нам огонь, повседневный друг!
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
-Спасибо, ребята!
-Догадались, о чем сегодня пойдет речь?
2.Объявление темы и целей занятия.
-Сегодня наше мероприятие посвящено теме пожарной безопасности. Мы еще раз поговорим о возникновении огня, вспомним, каким бывает огонь, обсудим причины возникновения пожаров и правила безопасного поведения. В заключении мы проведем небольшую викторину и проверим ваши знания по пожарной безопасности.
3.Основная часть.
-А сейчас давайте вернемся в далекое прошлое и послушаем легенду о Прометее. (2 учащихся читают легенду)
Легенда о Прометее
Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Прометей –юный титан, защитник людей, был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни. Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.
-Но это всего лишь легенда. А на самом деле вспомните из уроков истории, как же люди в древности научились получать огонь?
-В каком веке это было?.( Каменном)
-Как люди использовали огонь? Готовили пищу, обогревали жилища, спасались от хищных зверей.
-Сейчас в настоящее время мы не представляем свою жизнь без огня. Для чего же нужна сила огня сейчас? (В наше время Олимпиада начинается с того, что на стадионе зажигают факел. У могилы Неизвестного солдата горит вечный огонь. Огонь человека согревает, дает возможность приготовить пищу, огонь плавит металлы, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию).
-Он приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые правила безопасности. Но огонь может обратиться в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.
Видео «Самые страшные пожары» (в это время 1 уч-ся читает доклад)
Доклад уч-ся:
-Статистика говорит о том, что ежегодно в мире происходит более 5 миллионов пожаров. Каждый час в огне погибает один человек, два получают ожоги и травмы. Каждый третий погибший – ребенок. Порой люди теряются, не знают, как поступить в данной ситуации. Вот почему нам надо знать правила безопасного поведения с огнем.
- Какие чувства вызывает у вас это видео?
-Что происходит вследствие пожаров? (горят дома, леса, погибают люди, животные)
-Давайте вспомним, что такое пожар? (Ответы детей) Словарная работа
Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. (на доску словарная работа)
-Ребята, при возникновении пожара кого мы всегда вызываем на помощь? (пожарную службу)
- А вы знаете, когда же впервые появилась пожарная служба?
Доклад уч-ся:
В 1549 году царь Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал жителей иметь средства пожаротушения в каждом доме.
30(17) апреля - День работников пожарной охраны. В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.
В настоящее время в России создана единая служба Министерства Чрезвычайных Ситуаций , обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.
-Как вы думаете, быть пожарным это сложно?
-Какими качествами должен обладать пожарный, что он должен знать?
(Профессия пожарных – одна из самых сложных в мире. Нужно уметь лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в дыму, быстро принимать сложные решения, знать чем тушить пожар, как вести себя во время пожаров, правила 1 медицинской помощи пострадавшим, должен быть сильным, смелым, умным. А главное, быть готовым рисковать своей жизнью каждую минуту.)
-Мы свами уже много раз обсуждали причины возникновения пожаров. Давайте еще раз на них остановимся. (уч-ся называют причины)
-Неосторожное обращение со спичками.
–Оставленные без присмотра электроприборы.
–Курение в постели, не затушенные сигареты.
–Разведение костров в неположенных местах
–Сушение белья над плитой.
-Неисправная электропроводка.
-Как вы думаете, от чего у нас в школе может произойти пожар? (оставленный включенным утюг, перегруженные розетки, баловство со спичками, зажигалками)
-Давайте посмотрим небольшую сценку и закрепим правила безопасного обращения с утюгом.
Кошка:
Тише, детки, не шалите,
Поскорей сюда взгляните.
Вот, купила я утюг,
Для того, чтоб стал он друг
Надо правила все знать
И их точно выполнять.(ставит стол, стелет одеяло, включает утюг)
(котята садятся. Кошка обращается к первому котенку).
Подходи ты первый, детка,
Вот утюг, а вот розетка.(котенок с мокрыми руками)
Разве можно, моя детка
Подходить вот так к розетке?
Через воду ненароком
Поразить ведь может током.
Надо делать это так.(Показывает. Обращается ко второму)
Разутюжь-ка ты, браток,
Этот мятый весь платок.(котенок начинает гладить)
Чтобы гладкой ткань вся стала
Намочи платок сначала.(котенок оставляет утюг на платке и идет за водой)
Вот и ты ошибся, крошка,
Поспешил сейчас немножко.
На белье утюг оставил.
Это – нарушенье правил.
Надо делать это так.(Показывает и говорит четвертому котенку)
Ну, а ты теперь, ребёнок
Разгладь ленты для сестренок.
Как закончил это дело
Отключай утюг ты смело. (Котенок гладит ленты и уходит, оставляя утюг включенным)
Кошка его подзывает и говорит:
Никогда включенный в сети
Оставлять утюг нельзя.
Вы запомните, друзья.
На столе оставим, братцы,
Лишь утюг наш остужаться.(Ставит утюг на подставку)
Викторина
- Сегодня мы проверим ваши знания по пожарной безопасности , проведём игру-викторину между командами «Пожарные» и «Спасатели». Команды, вы готовы? Представьтесь, пожалуйста:
«Пожарные» «Спасатели»
Команда мы «Пожарные» Ни шагу назад, ни шагу на месте,
Привыкли побеждать А только вперёд,
И в этот раз попробуем «Спасатели», вместе!
Всех вас переиграть!
1Конкурс «Вызов пожарных»
-Итак, первый конкурс называется «Вызов пожарных». В народе есть такой анекдот.
Мужчина звонит в пожарную часть и кричит:— Горю, приезжайте, пожар у меня…Ему отвечает оператор:— Вызов принят. А как к вам доехать-то? Мужчина-…Вы чего там, не знаете что ли… На большой красной машине!!!
-Скажите, а почему пожарные к нему не приедут?
-Поэтому очень важно сказать правильную точную информацию при вызове пожарных.
-Перед вами листы бумаги с изображением сотового и домашнего стационарного телефонов. Ваша задача- написать на них номера телефонов, по которым можно вызвать пожарную службу. Далее вам предстоит выбрать одного участника, который должен будет грамотно вызвать пожарных, сказать нужную информацию им. Этот человек встанет и громко и четко скажет это сообщение. 1 минута вам на обсуждение.
2Конкурс «Вопрос-ответ»
1.Почему пожарных вызывают по телефону именно `01`?
(`01` самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.)
2.Почему пожарная машина красная?
(Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет - цвет огня.)
3. Как одеваются пожарные?
( Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.)
4. Чем опасны пожары?
( При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.)
5.Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
(Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу).
6.Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
( Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.)
7. Чем обычный человек, может затушить пожар? (Огнетушителем, вода, земля, песок)
8.Позволяется ли во время пожара прятаться в труднодоступных местах? (Нет, нельзя. Пожарным будет трудно найти и спасти такого человека)
9При возникновении пожара, позволяется ли открывать окна и двери? (Нет, это приводит к дополнительному поступлению кислорода, и огонь вспыхнет с новой силой).
10. Чем опасно печное отопление в доме?
(От выскочившего уголька может загореться дом).
3.Конкурс «Загадки»
«Угадай-ка».
-Ребята, наша задача-потушить дом. Для этого участники по очереди выходят, снимают огоньки, громко и четко читают загадку и называют ответ. В это время никто не шумит, не выкрикивает с места. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон.
10И рубашки, и штанишки гладит он для вас, детишки но запомните друзья, что играть вам с ним нельзя | 9Вот тучи брызнули дождем Светло вдруг стало, точно днем Что ослепительно сверкает Гром оглушительный рождает? В лесу деревья поджигает |
8Туристы в лагерь свой придут Его под вечер разведут Он будет долго полыхать Своим теплом их согревать | 7Рыжий зверь в печи сидит. Рыжий зверь на всех сердит. Он от злости ест дрова Целый час, а может два. Ты его рукой не тронь Искусает всю ладонь. |
6Шипит и злится, Воды боится. С языком – а не лает, Без зубов – а кусает? | 5 Голова огнём пылает, Тело тает и сгорает. Я полезной быть хочу Лампы нет – я посвечу. |
4Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. | 3Все ест – не наедается, А пьет – умирает. |
2То взад, то вперед Бродит – ходит пароход. А за ним такая гладь- Ни морщинки не видать. Остановишь – горе, Продырявит море. | 1Это тесный — тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть. Как костер! |
4.Конкурс «Знатоки пословиц и поговорок об огне».
-Мы не раз с вами убеждались, что «старинная пословица не мимо молвится». По верному замечанию народа, пословицы и поговорки учат, предостерегают, ограждают, охраняют. Вот поэтому снова предлагаю вам обратиться к давней, через века пронесенной мудрости нашего народа об огне, его значении и опасности. Следующий конкурс пословиц. Вам необходимо найти начало и конец пословиц и объяснить их значение.
Коробка спичек хоть мала, но может сделать много зла.
Пожарному делу учиться – вперед пригодится.
Водой пожар тушат, а умом - предотвратят.
Пожар могут вызвать электроприборы, когда остаются без надзора.
Конкурс «Разбор ситуаций»
-Ребята, следующее задание- разбор ситуаций. Я читаю ситуацию, ваша задача- подумать в течение 1 минуты и дать правильный ответ.
1 «Во время приготовления пищи на сильно разогретой сковороде вспыхнуло масло. Какие действия следует выполнить?» Варианты ответов: а) закрыть сковороду крышкой и отодвинуть с горячей конфорки; б) залить горящее масло водой, налив ее в сковороду; в) осторожно взять сковороду и вылить горящее масло в раковину; г) затушить огонь, накрыв сковороду мокрым полотенцем..
2.«Находясь дома один Вы обнаружили возгорание на своем балконе. Какими будут ваши действия?» а) плотно закрою балконную дверь со стороны комнаты и вызову пожарную службу; б) самостоятельно приступлю к тушению пожара, выбрасывая горящие вещи с балкона; в) закрыв рот и нос тканью, выйду на балкон и стану привлекать внимание прохожих.
3.При просмотре телевизора на экране пропало изображение, а с задней панели пошел дым. Какими будут Ваши действия?» Варианты ответов: а) отключу телевизор от сети, закрою его плотной мокрой тканью и вызову пожарную службу; б) наберу ведро воды и залью заднюю панель телевизора на случай появления огня; в) отключу телевизор от сети и попытаюсь выяснить причины возгорания.
4.«При неаккуратном обращении с бенгальским огнем на Вашем товарище загорелась одежда. Какие действия Вы предпримите?» Варианты ответов: а) буду помогать товарищу как можно быстрее, освободиться от горящей одежды; б) постараюсь погасить огонь на одежде, накинув плотную ткань, затем вызову службу спасения; в) постараюсь успокоить товарища и побегу за водой в ванную комнату.
5.Ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода. Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком. Позвонить в пожарную службу.
6.Зайдя в дом, вы услышали сильный запах газа.
а) Первым делом! зажгу свет и спичкой проверю, откуда идет газ
б) пойду понюхаю, откуда пахнет
в) позвоню в газовую службу и пойду на улицу ждать, когда они приедут
г) открою окно, постараюсь перекрыть газ и позвоню по телефону 04. и все это буду делать, не включая света
7.Пожар в подъезде. Ваши действия. Уплотните свою входную дверь мокрой тканью, чтобы в квартиру не проникал дым. Самое безопасное место – на балконе или возле окна. Позвоните в пожарную службу.
8. Если вас отрезало огнем в квартире на пятом этаже (телефона нет), что вы будете делать?а) мокрыми полотенцами, простынями заткну щели в дверном проеме, сократив приток дыма и через окно буду звать на помощьб) сделаю веревку из скрученных простыней и буду спускатьсяв) буду звать на помощь
9. Если вы увидели, что маленькие дети бросают в огонь бумагу, незнакомые предметы, аэрозольные упаковки, как поступите?а) остановлю действия детей, объясню, что это опасноб) пройду мимов) попытаюсь переключить внимание детей на другое занятие
Подведение итогов викторины.
-Обе команды отлично справились со всеми заданиями, были активны и доброжелательны друг к другу. В итоге победила, конечно, дружба. Давайте похлопаем друг другу.
-А теперь давайте послушаем ребят.
1.Человеку друг - огонь,
Только зря его не тронь!
Если будешь баловаться,
То беды не миновать -
От огня несдобровать.
2Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит!
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом,
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
3Желаем вам во всё удачи
И просим каждого из вас.
О самом главном - об одном
«Быть осторожными с огнём!».
1.Правила пожарные без запинки знайте,
Правила пожарные строго соблюдайте!
-Ребята мы с вами всегда разбираем правила безопасного поведения не только при пожаре, но и на льду в зимний период, на воде, правила пользования электроприборами. Для того, чтобы всегда их помнить и знать вы сделали книжку-раскладушку. Она будет стоять здесь и вы всегда будете помнить о правилах безопасного поведения.
4.Итог.
-Вот и подошло к концу наше занятие.
-Поднимите руку, кто из вас считает, что он сегодня хорошо работал на занятии?
-Ребята, так чему было посвящено наше занятие? (ответы детей).
- Какие правила пожарной безопасности мы сегодня повторили?
- Вы, ребята, молодцы! Много знаете и умеете. Я думаю, что, если случится пожар, то вы не растеряетесь и все сделаете правильно. А чтобы с вами не случилась беда, осторожно обращайтесь с огнём и строго соблюдайте правила противопожарной безопасности. Пусть огонь несёт вам только тепло, радость, уют, будет вам только другом.