Внеклассное занятие « Музыка в природе»
«Музыка дождя».
Цели и задачи:
развивать слуховое восприятие;
продолжить работу над дифференциацией звуков Ж-Ш;
закреплять умение изменять силу голоса;
закреплять умение различать на слух темп и характер музыкальных пьес;
развивать координацию движений;
воспитывать творческое воображение, эстетические вкусы.
Оборудование:
музыкальный центр, записи музыкальных произведений,
таблички с речевым материалом, компьютер, интерактивная доска, пианино, барабаны.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети входят в зал под музыку, становятся в круг. Лёгкий бег, смена ходьбы, бега, прыжков на одной и двух ногах.
Сообщение темы занятия.
Педагог: Сегодня на занятии мы будем слушать музыку, в которой композиторы изобразили разные дожди, будем петь, танцевать, играть, рассказывать стихотворение, хорошо говорить звуки Ж,Ш.
Фоноритмика.
Педагог: Какое сейчас время года?
Педагог: Сейчас весна.
Педагог: Расскажите, какая сегодня погода.
Воспитанники: Сегодня солнечная погода. Небо голубое. На улице тепло.
Педагог: Хорошо, когда светит солнышко. А если начнётся дождь?
(Воспитанники вместе с педагогом, используя фоноритмику, декламируют стихотворение В.Шибаевой «Тишина».Учитель следит, чтобы дети изменяли силу голоса соответственно содержанию стихотворения.)
БЫЛА ТИШИНА, ТИШИНА, ТИШИНА
(голос звучит спокойно)
ВДРУГ ГРОХОТОМ ГРОМА СМЕНИЛАСЬ ОНА
(усиление звучания голоса)
И ВОТ УЖЕ ДОЖДИК
(спокойно, не громко)
ТИХОНЬКО-ТЫ СЛЫШИШЬ?
ЗАКАПАЛ, ЗАКАПАЛ, ЗАКАПАЛ
ПО КРЫШЕ
НАВЕРНО, СЕЙЧАС
(громким шёпотом)
БАРАБАНИТЬ ОН СТАНЕТ…
УЖЕ БАРАБАНИТ, УЖЕ БАРАБАНИТ
(на полном вздохе, громко).
Педагог: А какой бывает дождик?
Воспитанники: Дождик бывает сильный и слабый. Бывает ливень-это очень сильный дождь.
(Педагог показывает ученикам видеофрагмент на интерактивной доске с изображением и звуковым сопровождением дождя, грома и молнии).
Педагог: Что вы сейчас видели?
Воспитанники:Мы видели дождь, сверкала молния, гремел гром.
Педагог: Какой композитор изобразил в своей музыке такой сильный дождь, молнию и гром?
Воспитанники: Это И.Штраус. Он написал музыку к польке «Гром и молния».
(Дети под музыку И.Штрауса танцуют польку «Гром и молния».)
Педагог: Как звучала музыка?
Воспитанники: Музыка звучала быстро и очень громко.
Педагог: Что вы почувствовали, когда услышали эту музыку?
Воспитанники: Эта музыка взволнованная. Она пугает детей.
Педагог: Что вы услышали в этой музыке?
Воспитанники: Мы услышали, как гремит гром.
Педагог: Сейчас вы будете слушать эту музыку ещё раз и ударами в барабаны отмечать те места в музыке, где слышно, как гремит гром.
(Звучит музыкальная пьеса И.Штрауса «Гром и молния», воспитанники бьют в барабаны, когда слышны удары грома).
Педагог: Какой ещё бывает дождик?
Воспитанники: Дождик бывает летний. Он тёплый,ласковый.
(Дети под музыку декламируют песню Г.Вихаревой «Озорной дождик». Педагог показывает детям на интерактивной доске видеофрагмент с изображением летнего дождя, после которого на небе появляется разноцветная радуга).
Педагог: Кончился дождь. Из-за туч выглянуло солнышко. А это что за чудо появилось на небе?
Воспитанники: Это радуга.
Педагог: Какое настроение вызывает у вас эта картина?
Воспитанники: Нам весело. У нас радостное настроение.
Педагог: Как изменится природа после такого дождя?
Воспитанники: Воздух будет чистым. Не будет пыли. Листочки на деревьях станут зелёными. Хочется бегать, прыгать, играть.
(Воспитанники под аккомпанемент учителя исполняют игровой этюд «После дождя»).
Итог занятия и оценка результатов.
Педагог: Молодцы! Вы занимались хорошо. Что вы сегодня делали на занятие? Вам понравилось занятие?
(Ответы детей).