Внеклассное занятия: « Мозаика в музыке».
Цель: Формирование навыков и знаний по музыке через игровую деятельность, формирование чувства коллективизма и здорового соперничества.
Задачи:
способствовать развитию познавательного интереса к занятиям музыки расширению знаний о предмете;
развитие логического мышления, творческих и актёрских способностей детей, их инициативы, любознательности;
воспитание эстетического вкуса, привитие учащимся интереса к занятиям музыки.
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность учителя и ведущих
Деятельность учащегося
Методическое обоснование и самоанализ
1.Организационный момент
Учитель: Я очень рада встречи с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня нас всех вместе собрала у себя Волшебница – Музыка!
Звучит спокойная музыка «Осенний вальс», появляются Фея Музыки и принц Гармоник.
Слушают учителя и мелодию, наблюдают за появлением гостей (Феи Музыки и принца Гармоника)
Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
2.
Вступительное слово ведущих мероприятия.
Сообщение темы
Фея: Я – Фея Музыки, друзья!
Меня, надеюсь, вы узнали?
Все эти годы, день за днём
Я появлялась в этом зале.
Бетховен, Глинка, Бах, Чайковский
Ваш слух всечасно услаждали.
А в этот день я приглашаю вас принять участье в конкурсной программе «Музыкальная мозаика»!
Помогать мне сегодня будет прекрасный принц Гармоник из волшебной музыкальной страны Звукляндии.
Гармоник: Добрый день всем, кто присутствует сегодня в этом уютном зале! А собрались мы с вами по особому случаю. Впервые в нашей школе проводится интересная конкурсная программа “Музыкальная мозаика”.
Фея: Везде, где трудится или отдыхает человек, звучит музыка. Наверное, каждый из вас задавал себе вопрос: “Что такое музыка?” Древние философы утверждали, что музыка – это величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, убивать и прощать. Она помогает поднять настроение, поддерживает в трудную минуту. Музыка обладает какой-то особой силой воздействия на человека. Люди знали об этом и не сомневались, что в звуках музыки скрыто волшебство и таинство, благодаря которому музыка управляет их действиями и чувствами.
Гармоник: И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней - полусказкой
Нас шутя развеселить.
И рассыпаться вдруг пляской
В хороводе закружить.
Фея: Музыка – это всегда что-то новое, неповторимое, таинственное, вызывающее восхищение. Она передаётся от сердца к сердцу. Сегодня собрались вы здесь
Нам показать свои познанья.
Музыка сейчас для вас
Устраивает состязание.
Гармоник: Позвольте представить вам жюри нашего конкурса: учитель музыки Ланбина М. Н., член родительского комитета – Вавилова И.В. и учитель начальных классов Мезенина Р.Н. Фея: А теперь давайте познакомимся с участниками “Музыкальной мозаики”.
Слушают выступающих, смотрят изображения на слайдах
Цель: мотивировать учащихся к деятельности.
- актуализировать мыслительные операции необходимые и достаточные для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;
- определение темы и цели занятия
3.Конкурсная программа
Учитель: первый конкурс – “Представление команд”
Максимальная оценка – 5 баллов.
(Команды, заранее сформированные и подготовленные, по очереди показывают свою визитную карточку: выход, название и девиз команды, приветствие жюри, соперникам, болельщикам).
Второй конкурс – “Музыкальная разминка”
Гармоник:
Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее,
Друзья, мы приглашаем вас
К разминке поскорее!
Фея: За каждый правильный ответ на наши вопросы команда получает по одному баллу. (Фея и Гармоник по очереди задают вопросы командам)
Какие три одинаковые буквы могут исполнить музыкальную пьесу? (Три-О)
Назовите родину вальса (Вена)
Какой русский композитор XIX века был ещё прекрасным морским офицером?
(Н. А. Римский-Корсаков).
Что было бы с музыкой, если бы не было литературы?
Как называется ансамбль из пяти музыкантов? (Квинтет)
Что такое вокализ?
Переставить слоги так, что бы в каждом ряду получилось правильное название жанра народных песен.
ВЫЕ ДО ТРУ
РЯ ОБ ДО ВЫЕ
РИ КИЕ ЧЕС ЛИ
ВОД НЫЕ РО ХО
РИ КИЕ ИСТО ЧЕС
Фея:
Третий конкурс – конкурс художников “Какой я вижу музыкальную страну”
Кто быстрее – 2 балла
Гармоник: Для следующего конкурса приглашаем по два художнику от каждой команды. Вам нужно в течение 10 минут нарисовать картину “Какой я вижу музыкальную страну” (ребятам раздаются альбомные листы, карандаши, фломастеры).
Гармоник: Пока команды готовятся, мы проведём конкурс болельщиков. Каждый правильный ответ на наши вопросы может принести 1 балл команде, за которую вы “болеете”.
- Какой музыкальный инструмент называют “королём” всех музыкальных инструментов? (Орган)
- Что П. И. Чайковский называл “душой музыки”? (Мелодию)
- Какого знаменитого зарубежного композитора в детстве называли “чудо-ребёнком”? (В. А. Моцарта)
- Назовите композитора, написавшего музыку к м/ф “Бременские музыканты” (Г. Гладков)
- Герой какой оперы Н. А. Римского-Корсакова побывал в гостях у Морского царя? (“Садко”)
Четвёртый конкурс - “Фестиваль одной песни”Гармоник: На этом фестивале каждой команде нужно исполнить одну и ту же песню – “В лесу родилась ёлочка”. Но сделать это каждая команда должна в своей манере:
Как хор Российской армии
Как младшая группа детского сада
Как русский народный хор
Как популярная группа (в стиле реп)
Капитаны вытягивают по 2 карточки с заданием, обсуждение 1-2 минуты, выступление. Приложение 1 – карточки.
Максимальная оценка – 5 баллов.
Пятый конкурс – “Песня по описанию”
Фея и Гармоник по очереди читают описание песен. Команды должны вспомнить название или строчку из этой песни и напеть её. Жюри учитывает скорость и правильность ответов.
1.Песня об использовании улыбки в качестве электричества. (“Улыбка”)
2.Песня о ежедневных занятиях детей в течение 11-и лет. (“Чему учат в школе”)
3.Песня о трагической смерти маленького легкомысленного насекомого. (“В траве сидел кузнечик”)
4.Песня о лесной красавице, которую ждёт незавидное будущее. (В лесу родилась ёлочка”)
5.Песня о знаменитом лентяе. (“Антошка”)
6.Песня о капризной дочери. (“Ах ты, бедная моя Трубодурочка!”)
Шестой конкурс – “Шаг за шагом”
Команды соревнуются между собой, называют песни, в тексте которых есть «цвет». Выигрывает та, которая назвала песню последней
Седьмой конкурс «Блиц - турнир»
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
- Тот, кто знает ответ, поднимает руку.
1. Какую ноту кладут в суп?
(Соль)
2. Нет ушей, а слышит.
Нет рук, а пишет,
Нет рта, а поет.
(Магнитофон.)
3. Семь ребят на лесенке заиграли песенки.
(Ноты)
4. Сверху кожа, снизу тоже,
А в середине пусто.
(Барабан).
5. Морщинистый Тит
Всю деревню веселит.
(Гармонь)
6. Из дерева вырубается, а в руках плачет.
(Скрипка)
7. На коленях я часто сижу,
Нахожусь постоянно в движении,
Как живая, я дышу,
И все слышат моё пенье.
(Гармонь)
8. Зубы черные и белые выстроились в ряд.
Их не бойся – не кусаются,
А если тронешь – зазвучат.
(Рояль, аккордеон)
Восьмой конкурс – “Юные эрудиты”
Команды получают карточки с одинаковым списком фамилий знаменитых людей. Нужно оставить фамилии композиторов, а остальные – вычеркнуть. (Карточка представлена в приложении 2)
1 команда:
Мы всегда на позитиве, Все невзгоды нипочем. Хорошо все в коллективе, Без проблем трофей возьмем.
2 команда:
Девиз: От улыбки станет всем светлей, но, а мы будем соперника сильней.
- Трио.
- Вена
Н. А. Римский-Корса
- Не было бы поэтов, которые сочиняют слова к песням.
- Квинтет.
- Вокализ - исполнение музыкального произведения без единого слова! Просто музыка и голос!
трудовые обрядовые лирические хороводные исторические
Команда «Весёлые нотки»
Команда «Улыбка»