Внеклассное занятие «Фридерик Шопен»
Дама 1: Господа, вы слышали о молодом музыканте Фридерике Шопене?
Дама2: Говорят , он салонный мотылек!
Модный господин:
Это же вундеркинд! В 7 лет он создал музыкальное произведение, которое появилось в печати и принесло маленькому Шопену славу. Первое публичное выступление – в 8 лет! Тогда же он преподнес императрице Марии Федоровне рукописи только что сочиненных полонезов.
Дама 1: О необыкновенном ребенке наперебой пишут газеты. Его просто рвут на части. Он ездит из салона в салон, он стал любимцем многих дам!
Модный господин:
А певица Каталани подарила ему золотые чашки с надписью:
« Десятилетнему Фридерику Шопену».
Дама2: Да. Шопен баловень салонов. Без балов и вечеринок он уже не может обойтись.
Дама 1: Супруга министра на балу в изумительном дворце Мостовских, протягивая ему свою усыпанную бриллиантами руку для поцелуя, сказала: « Ах, как мило , что вы пришли! Моя дочь оставила для Вас первую мазурку, а после ужина вы будете импровизировать, не правда ли?»
Модный господин:
Эта блестящая жизнь закружила Шопена с детства. Он мог без труда загубить себя, потерять голову, но, к счастью этого не произошло.
Дама2: Да, это искра, сгусток очарования, само изящество. Всех покоряет его молодость, веселый нрав, жизнерадостность и поистине моцартовская щедрость, с которой он. Словно бы из рукава , сыплет произведение за произведением.
Дама1: Утром он пишет вальс, тотчас отсылает его любимому Титусу и - начинаются визиты, фортепианные репетиции.
Модный господин:
Шапки долой, господа, перед вами гений!
Слайд №1 , звучит музыка: « Портрет Шопена»
(Звучит музыка Концерта№1. – слайды «Осень»
Чтец1:
Я иду за музыкой Шопена,
Открываюсь радости сама:
Пляшут искры Вислы белопенной,
И мазуркой взвихрена корчма.
В черно – белых клавишах рояля
Есть волынки, скрипки, контрабас,
Разом загудели, заиграли –
И кого же не подхватит пляс!
Только слышу рокот барабана-
И уже ни публики, ни стен!
Из тревожной музыки нежданно
Вырастает молодой Шопен.
Чтец2:
« Это – превосходный талант неоспоримой оригинальности. Его произведения по своему ярко непосредственному характеру, смелой ритмике и гармонии, своему капризному, беспокойному и летучему мелодическому стилю …необычайны». Так говорил с Шопене Гектор Берлиоз.
( Музыка затихает) Слайд №2
На доске: Берлиоз Гектор ( !803 – 1869г) – французский композитор, дирижер. Новатор в области музыкальной формы, гармонии. Создатель романтической программной симфонии.
Ведущий 1:
« Шопен! Нежный гений гармонии! Какое сердце, его полюбившее, какая душа, с ним сроднившаяся, не дрогнет, услышав его имя, как при воспоминании о каком –то высшем существе. С которым посчастливилось встретиться!» -эти слова, сказанные в свое время Ференцем Листом, сегодня могут повторить миллионы людей – миллионы, для которых музыка польского гения стала вечной спутницей жизни.
Слайд №3
Лист Ференц ( !811 – 1886г) -венгерский композитор, пианист, дирижер. Создатель нового направления в пианизме. Композитор – романтик. Один из основателей и первый президент Академии музыки в Будапеште.
Звучит Ноктюрн №2( слайд)
На доске: Ноктюрн –это ночная музыка, мечтательного, задумчивого , спокойного характера.
Ведущий 2:
Уникален творческий дар Фридерика Шопена. Он ограничил свою художественную палитру почти исключительно фортепиано. Это чрезвычайно редкий случай в истории музыкального искусства. Но как много сумел Шопен сказать с помощью фортепиано. Здесь раскрылось все богатство его души, души композитора – патриота
Ведущий1:
Судьба музыканта сложилась трагически. После поражения Польского восстания 1830 -1831 годов он вынужден был навсегда покинуть свою родину. Но любовь к ней жила в его сердце; о ней он рассказал в своих бессмертных созданиях.
На доске
слайд : Прелюдия – в переводе « делаю вступление», Шопен раскрыл неисчерпаемые возможности фортепьянной миниатюры. Мир его прелюдий поражает богатством поэтических переживаний, эмоциональных контрастов. Все его 23 прелюдии настолько совершенны, что вполне могут исполняться как самостоятельные , законченные пьесы.
Чтец3:
Как бедный живописец исподлобья
Следит на свете каждое движенье –
Качнется ль ветка,
Встанет ли старик,
Кряхтя, с дубовой лавочки – ему
Все надо поглядеть и все запомнить;
Так и Шопен прислушался к миру –
Как на камнях шипит морская пена,
Как пеночка у гнездышка свистит, -
Все это слышал он, все помнил он
И знал.
Как чудно он умел нарисовать
Цветущей жизни белые приметы!
Ведущий 2: « Шопен – это душа фортепиано» - говорил Антон Рубинштейн. Действительно, сколько высокой поэзии во всех сочинениях польского композитора! Мелодии Шопена – может ли быть что – нибудь более благородное, изящное, возвышенное?
Учитель:
Сейчас прослушаем три произведения Фредерика Шопена.
Звучат: Полонез
Мазурка
Вальс
На доске запись:
Полонез – польский торжественный танец – шествие, а также музыка к нему.
Полонезы Шопена – это страницы истории Польши, то блестящие. То трагические.
Мазурка – польский национальный танец, ему присуще удаль, блеск и грация.
Вальс – основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед.
Рубинштейн Антон Григорьевич ( 1829 – 1894г) – русский пианист, композитор, дирижер. Основатель Русского музыкального общества и первой русской консерватории ( Санкт – Петербург), ее профессор и директор. В 1890 – 1910 каждые пять лет проводился Международный конкурс пианистов и композиторов имени Антона Рубинштейна.
Чтец 4:
Еще звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепет птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том. Что я живу
С природою в родстве.
Л. Озеров Вальс.
Девочки танцуют Мазурку
Звучит Вальс- минутка
Ведущий1:
Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года. Это было время, когда звезда наполеоновской славы была в апогее, период, предварявший эпоху разочарований. В те годы зарождалась великая армия романтиков. Эта эпоха оказала большое влияние на формирование личности Шопена, она вылепила его характер и одарила его тем единственным звучанием, звучанием мощи и печали, по которым так легко распознать любое его произведение.
Ведущий 2:
Детство и молодость Шопена протекали в Варшеве в местечке Желязова Воля. Дом Шопенов был домом необычайным. В доме царило необыкновенное взаимопонимание и любовь. Фридерик с детства был окружен любовью матери, отца и сестер. Дом и семья придали детским и юношеским годам композитора тот мягкий аромат счастья, ту теплоту, которой ему так недоставало потом в жизни.
Ведущий 1:
До 13 лет Фридерик одолевает всю программу школьного обучения дома, под руководством отца. В 13 лет он поступает в лицей, где преподавал отец. Он пишет стихи, прозу, увлекается историей и мифологией, ему пророчили блестящее будущее актера. Но все больше им овладевает страстная любовь к музыке. После окончания лицея он поступает в Главную музыкальную школу. Одновременно в Варшавском университете слушает лекции по польской литературе и эстетике, по всеобщей истории. Пытливый ум Шопена жадно тянулся к знаниям, он много читал, не пропускал ни одного симфонического концерта в консерватории, ни одного выступления польских и иностранных музыкантов.
Ведущий1:
Приближалось время окончания школы. Список произведений рос изо дня в день. Он присоединил к своим ранним работам – рондо, мазуркам, полонезам – два больших произведения: вариации на тему из оперы Моцарта « Дон Жуан» для фортепиано с оркестром и первую сонату для фортепиано.
Наступает день, когда Фридерику выдают диплом Главной музыкальной школы. Его учитель Юзеф Эльснер писал о Шопене в первый год занятий: « Исключительное дарование». Теперь , когда дарование созрело , наставник произнесет новые слова: « Музыкальный гений».
Юзеф Эльснер ( !769 – 1854) – польский композитор и дирижер. Работал в театрах Львова и Варшавы. Основатель Института музыки и декламации в Варшаве.
Учитель:
11 октября 1830 года Шопен прощается с Варшавой и уезжает во Францию.
И вот уже о нем говорит Париж.
Ведущий 1 :
Самым распространенным танцем в Париже начала 19 века был вальс– он тогда совершал победное шествие по странам Европы. Для Польши вальсы, сочиненные Шопеном, были тем же , чем для России стали немного позже вальсы Михаила Глинки и Петра Ильича Чайковского. Некоторые из вальсов Шопен назвал « блестящими». И действительно, все в них сверкает и искрится, все полно грациозного движения. Есть у Шопена и вальсы с мелодией слегка печальной, словно ее окутывает дымка воспоминаний о прошлом.
(Девочки исполняют танец Вальс )
Чтец 5:
Когда прилетных птиц несутся вереницы,
От зимних бурь и вьюг и стонут в вышине,
Не осуждайте их, друзья!
Весной вернутся птицы
Знакомым им путем к желанной
Стороне,
Но, слыша голос их печальной,
Вспомним друга!
Едва надежда вновь блеснет
В моей судьбе,
На крыльях радости помчусь
я быстро с нею
Опять на север вновь к тебе!
( Звучит аудиозапись Этюда соль – бемоль – мажор
Этюд – все 27 шопеновских этюдов несут в себе неповторимую образность и одновременно решают каждый раз специальные задачи технического плана.
Ведущий 2:
Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. Слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Он создает произведение за произведением.
Звучит Баркарола Фа –диез мажор
Баркарола – песня венецианских гондольеров, это колеблющаяся мелодия, ритм, напоминающий удар весел, покачивание лодки на волнах, Характерно баркароле напевность, лиричность, поэтичность.
Беседа после прослушивания:
Что смогли представить, когда слушали данную музыку?
Чтобы вы нарисовали к этой музыке?
Что вас удивило?
Ведущий:
Но последние годы жизни были омрачены тяжелой болезнью. Великий польский композитор умер в 1849 году. Ему исполнилось тогда 39 лет.
Никогда – ни до, ни после Шопена - его Родина , Польша, не давала такого музыкального гения. Как Гейне в стихах, он был поэтом в музыкальных звуках.
Учитель:
Шопен просил перед смертью отвезти его в Польшу. Поэтому сердце композитора было погружено в стеклянный сосуд со спиртом. Через несколько дней после того, как тело композитора при огромном стечении народа было похоронено на кладбище Пер – Лишез, его сестра увезла ларец из черного дерева, содержащий драгоценный сосуд, в Польшу. Сосуд с сердцем Шопена был помещен в нише одной из колонн костела церкви Святого Креста в Варшаве. На мраморной доске, прикрывавшей нишу, кроме имени композитора, дата рождения и смерти, были начертаны слова из шестой главы от Матфея: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».
Чтец 6:
Сердце Шопена в костеле
Святого креста.
Тесно ему в замурованной
Каменной урне.
Встал бы владелец его,
И немедля с листа
В мир полетели бы вальсы, этюды,
Ноктюрны.
Сердце Шопена.
Ты будешь в груди варшавян,
В траурном марше
И в трепетном пламени воска.
Сердце Шопена – ты воин, герой,
ветеран,
Сердце Шопена - ты музыки
Польское войско.
Учитель:
Музыка Шопена отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.
Шопен является одним из основных композиторов в репертуаре многих пианистов.
С 1927 года в Варшаве проводится Международный конкурс пианистов имени Шопена. Среди победителей конкурса числится знаменитый польский пианист Х.Штомпка, который был поклонником творчества Шопена
В 1934 году в Варшаве был основан университет имени Шопена , который в последствии был преобразован в Общество имени Шопена. Обществом неоднократно издавались произведения Шопена и статьи о его творчестве.
1 марта 2010 года в столице Польши , Варшаве после реконструкции и модернизации был открыт самый современный и удивительный биографический музей в мире – Музей Фредерика Шопена. Данное событие приурочено к 200 – летию со дня рождения знаменитого польского композитора и музыканта.
Постановлением Сейма Польской республики 2010 год объявлен Годом Шопена.
Учитель: В Музее Фредерика Шопена есть слепок его руки.
Слайд: Рука Шопена
У читель: Мы прослушали 13 отрывков из произведений Ф. Шопена, а его фортепьянное творчество включает:
Фортепьянное творчество Фредерика Шопена:
-2 концерта для фортепиано с оркестром №1 и №2
-3 сонаты
-4 экспромта
-3 рондо
- 17 вальсов
-51 мазурка
-21 ноктюрн
-16 полонезов
-24 прелюдии
-24 этюда
- 4баллады
4 скерцо
-Вариации ( в том числе «Блестящие вариации»)
-Другие произведения – « Большая фантазия на польские темы», « Краковяк, большое концертное рондо», « Большой блестящий полонез», Тарантелла, Концертное аллегро, Колыбельная, Баркарола и т.д.
Исполняется Вальс детьми.
Шопен – великий новатор и в малых и в крупных произведениях. До наших дней вызывает удивление, как много удалось ему вложить в каждую из своих прелюдий, хотя некоторые из них занимают всего две три нотные строчки . А его баллады, фантазии, скерцо и особенно сонаты по глубине содержания и богатству образов не уступают симфониям.
И вновь звучит «Вальс». Дети танцуют Вальс.
Танцуют Вальс дети старших классов ( 8А)
Все приглашаются на Вальс.
Прослушивание песни « Письмо Шопену» в исполнении польской певицы Анны Герман.
Проверь себя:
-Кто из композиторов охарактеризовал настроение своей музыки , как жалость?
- В какой стране родился Ф Шопен?
-Какой титул получил Шопен, благодаря своей музыки?
-Любимый инструмент Шопена?
-О каком танце идет речь: «Торжественный бальный танец – шествие?»
-Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф.Шопена?
-Кто изображен на портрете?
- Кто такое ноктюрн?
-Как называется музыкальное произведение, которое сейчас звучит?
-Почему Шопен кокинул Польшуи переехал в Париж?
-Что послужило причиной смерти композитора?
-Где похоронен Шопен?
Учитель:
-Шопен – поэт фортепиано.
- « Голубой звук» рояля создается под его тонкими пальцами.
- Жорж Санд – для Фредерика была « музой», « классной дамой»,
« доброй феей», « мигерой».
- Франц Лист говорил о музыке Шопена , как о « прекрасных цветах на необычайно тонких ветвях».