СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное занятие "Это хрупкое чудо Земля"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭТО «ХРУПКОЕ ЧУДО» — ЗЕМЛЯ. Урок-дискуссия для обучающихся 9-11 классов

 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие "Это хрупкое чудо Земля"»

Сампурский филиал

МБОУ «Сатинская СОШ»


Учитель химии Ежаков М.С.




ЭТО «ХРУПКОЕ ЧУДО» — ЗЕМЛЯ

Урок-дискуссия

(для обучающихся 9-11 классов)


Ведущий 2.

Цель урока: обсуждение различных прогнозов развития человечества в свете существующих глобальных проблем, изучение роли идей В.И. Вернадского для формирования модели устойчивого развития современного общества.


Ведущий 1.

Задачи

  1. Выявить глобальные проблемы современности, определить пути их решения.

  2. Изучить теорию В.И. Вернадского о ноосфере, лежащую в основе концепции устойчивого развития.

  3. Научить основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса глобализации мира.

  4. Научить формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  5. Обратить внимание на нравственные аспекты в разрешении глобальных проблем, сформировать систему современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.


Ведущий 2.

Цивилизация на нашей планете
до сих пор жива благодаря тому,
что люди, становясь сильнее,
в конечном счете, умели становиться и мудрее.
А. Назаретян


В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего занятия «Глобальные проблемы современности». Нам предстоит на основе исторического анализа подняться на новый уровень осмысления глобальных проблем. Актуализируйте ваши знания из курсов истории, обществознания, химии, физики, биологии, экологии, географии, ОБЖ. В конце урока вам предстоит ответить на проблемный вопрос: «Неизбежен ли крах человеческой цивилизации из-за глобальных проблем?»


Ведущий 1.

I этап. Что такое глобальные проблемы?


Вплоть до середины XX в. в политическом языке отсутствовало понятие «глобальные проблемы» (фр. global – всеобщий, от лат. globus – «шар»). Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы (окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле). Так, русский ученый В.И. Вернадский в 1944 г. высказал мысль о том, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных сил. Это позволило ему поставить вопрос о перестройке биосферы в ноосферу (сферу деятельности разума).

Владимир Иванович Вернадский занимает особое место среди выдающих представителей естествознания на рубеже XIX—XX вв. Естествоиспытатель, мыслитель, ученый-энциклопедист, академик заложил важнейшие основы новой естественнонаучной картины мира, показал закономерности естественноисторического развития как грандиозного космопланетарного процесса. Современное естественнонаучное мышление, как уже отмечалось, только начинает постигать значение нарисованной им величественной картины мироздания.

В.И. Вернадский, будучи истинным энциклопедистом, пользовался признанием как кристаллограф, минералог, геохимик, историк науки, создатель биохимии. Во второй половине века после выхода человека в космос человечество стало реально осознавать единство и единственность жизни на Земле, что и составляет суть учения о биосфере. И не только осознало, но и получило эффективный инструмент непосредственного изучения динамики жизненных процессов в планетарном масштабе. Этому немало способствовало развитие заложенных В.И. Вернадским дисциплин — геохимии и биогеохимии, а также общей экологии.

Выбор общественной стратегии взаимодействия человека с биосферой, формулирующейся сейчас как “модель устойчивого развития», — это и есть ноосфера В.И. Вернадского.

Идеям В.И. Вернадского предстоит сыграть ключевую, все возрастающую роль в формировании мировоззрения современного человека, понимании им своего места в природе, прямой ответственности за будущее биосферы, воспитании новой экологической морали и этики. Учение В.И. Вернадского будет необходимо для непосредственного действия, и прежде всего для разработки научных основ устойчивого развития человечества в биосфере.


Просмотр видеоролика «Биосфера. Вернадский» http://studlab_p5.oktes.ru/?page_id=415 (14 минут).


Ведущий 2.

Вопросы обучающимся: (дискуссия)

8а 1. Почему вплоть до середины XX в. в развитии человечества не существовало глобальных проблем?

8б 2.Что их породило?

9 кл. 3. Каковы, на ваш взгляд, особенности глобальных проблем?

10 кл. 4. Что же такое глобальные проблемы?


Ведущий 1.

II этап. Классификация глобальных проблем

В современной науке нет устойчивого перечня и единой классификации глобальных проблем.

Вопросы обучающимся:

11 класс. Какие проблемы вы считаете глобальными? Назовите их. По каким разновидностям можно их сгруппировать?

Каждой группе обучающихся даётся одна из классификаций (8а, 8б, 9, 10, 11)

Классификация глобальных проблем

Экологические

Экономические

Социальные

Политические

Духовные

«Озоновая дыра».

Истребление лесов.

«Парниковый» эффект (глобальное потепление).

Загрязнение окружающей среды: атмосферы, вод мирового океана, продуктов природы.

Стихийные бедствия: тайфуны, цунами, ураганы, землетрясения, наводнения, засухи.

Освоение космоса и мирового океана.

Продовольственная проблема.

Полюса развития: «С-Ю».

Проблема пределов экономического роста.

Истощение ресурсов.

Экономический глобализм.


Демографическая проблема.

Проблема охраны здоровья (рак, спид, атипичная пневмония...).

Проблема уровня образования (1 миллиард неграмотных).

Этнические, конфессиональные конфликты.


Проблема войны и мира: возможность перерастания локальных конфликтов в глобальные, опасность ядерной войны.

Сохраняющиеся полюса противостояния, борьба за сферы влияния (США–Европа–Россия–Азиатско–Тихоокеанский регион).

Различия политических систем (демократия, авторитаризм, тоталитаризм).

Терроризм (международный, внутриполитический, уголовный).

Деградация «массовой культуры», девальвация моральных и нравственных ценностей.

Уход людей от реальности в мир иллюзий (наркомания).

Рост агрессии, нервно-психических заболеваний из-за массовой компьютеризации.

Проблема ответственности ученых за последствия своих открытий.

Просмотр видеоролика «Глобальные проблемы современности» http://www.youtube.com/watch?v=4E8D49BVHko (6 минут).


Ведущий 2.

Беседа по вопросам к видеоролику: 8а. Какие глобальные проблемы были затронуты в видеоролике?

8б Каким образом осуществляется взаимосвязь глобальных проблем?

9 кл.Определить взаимосвязи демографической проблемы и проблемы отсталости с другими проблемами.

10 кл. определить взаимосвязи экологической проблемы и проблемы межнациональных отношений с другими проблемами.

11 кл. Какая из глобальных проблем наиболее актуальна для вас?


Ведущий 1.

Из практики: приоритетной проблемой большинство обучающихся-москвичей, вспомнив теракты последних лет, назвали терроризм.

Понятие «терроризм»

«Терроризм – глобальная проблема современного мира»

1) Попробуем составить «кластер» со словом – терроризм. (По мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)


Вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.

  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.

  • Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.

  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком «благе общества» здесь говорить не приходится. Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к «адресату» террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ. Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении «чужих», жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.


Ведущий 2.

III этап. Роль международных организаций и движений в современном мире


Международные организации и движения.

Международная организация или движение

Эмблема

Статус и роль

ООН

Организация Объединенных Наций

Универсальная международная организация государств для поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

ЮНИСЕФ

Детский фонд

Ведущая организация ООН, которая занимается решением задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей.

ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения

Учреждение ООН, деятельность которого направлена на борьбу с особо опасными болезнями, предотвращение распространения эпидемий, разработку международных санитарных норм.

МОТ

Международная организация труда

Учреждение ООН, занимающееся социально-экономическими проблемами трудящихся (регламентацией рабочего времени, соц. страхованием, борьбой с безработицей и т. п.).

МБРР

Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк)

Международная финансовая организация в структуре ООН для стимулирования экономического развития стран-членов, содействия развитию международной торговли, поддержания платежных балансов, предоставления долгосрочных займов для целей развития.

МВФ

Международный

валютный фонд

Международная валютно-финансовая организация для поддержания стабильности курса валют, содействия развитию международной торговли, предоставления валютных кредитов.

Пагуошское движение

Общественное движение ученых за мир, разоружение, международную безопасность, за предотвращение мировой термоядерной войны и научное сотрудничество, обсуждают проблему ответственности ученых за судьбы своих открытий (название по месту 1-й конференции в городке Пагуош в Канаде).

Антиглобализм

Движение, имеющее своих сторонников по всему миру: радикалы выступают за международную революцию и уничтожение капитализма; умеренные – за выравнивание неравенства, контроль над ТНК, поддержание сопротивления в третьем мире, сохранение «альтернативных» цивилизаций

ВТО

Всемирная торговая

организация

Международная организация, которая занимается правилами международной торговли, призвана предотвращать «торговые войны».

МАГАТЭ

Международное Агентство по Атомной Энергии

Организация, учрежденная для развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии (контролируют АЭС, оказывают помощь при ликвидации аварий и т. п.).

Международный

Красный Крест


Международное объединение добровольных обществ: оказывают помощь военнопленным, больным и раненым воинам, голодающим и пострадавшим от стихийных бедствий.

Гринпис

«Зеленый мир»

Независимая международная общественная организация, ставящая своей целью сохранение окружающей среды.


Вопросы обучающимся: 8а Поддерживаете ли вы идею правящей элиты США об американском мировом лидерстве, особой ответственности США за миропорядок и решение международных проблем (т.е. США – «мировой полицейский»)?

Я обращаю внимание на то, что политика США последних лет позволяет усомниться в способности правящих кругов этой страны адекватно воспринимать новые реальности мирового развития.

8б Как вы относитесь к тезису американского ученого Пола Кеннеди о равной ответственности между современными обществами в решении глобальных проблем? Аргументируйте свой ответ.

9 Какова роль России в становлении нового миропорядка, в решении проблем современного мира? Вспомните последние российские инициативы.

Обучающиеся подводятся к выводу: лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества. Огромную роль в этом играют международные организации и движения.

10. 11 кл. Продумайте и сформулируйте пути решения глобальных проблем.


Мы подводимся к мысли об ответственности за судьбы мировой цивилизации не только лидеров государств, но и рядовых граждан. Их задача, как минимум, не нанести вреда хрупкому и уязвимому миру.

Теория В.И. Вернадского о ноосфере могла представляться утопией в 1944 г., но сегодня воплощение ее в жизнь становится реальной альтернативой гибельному варианту развития событий. Именно эта теория лежит в основе концепции устойчивого развития. Она была принята международным сообществом на конференции в Рио-де-Жанейро в 1994 г. Ее суть: безудержный рост стандартов потребления губителен для общества и природы; научно-техническая и технологическая революции должны направить усилия на разработку «щадящих» технологий в интересах выживания, сохранения природной среды существования человечества.


Вопрос обучающимся: Каким образом человечество должно прийти к осознанию данных идей? Возникновение дискуссии.


Учитель. Это должно произойти через духовное возрождение человечества. Например, английский ученый-гуманист Арнольд Тойнби призывал прийти к этому через религию. Члены Римского клуба говорят о возрождении нравственно-духовных ценностей в целом.

Обучающиеся подводятся к выводу: только через изменение ценностных установок возможно сохранение цивилизации. Будущее человечества зависит от того, насколько быстро и полно будут осознаны и приведены в действие главные факторы устойчивого развития.


Ведущий 1. V этап. Альтернативные сценарии будущего


Глобальный прогноз – это прогноз развития человечества в свете существующих глобальных проблем. Глобальные прогнозы разрабатываются в трех основных направлениях:

  • пессимистический прогноз, предсказывающий в недалеком будущем глобальный ресурсный, экологический, продовольственный кризис и предлагающий выход, состоящий в сокращении населения и производства (английский ученый Томас Мальтус);

  • оптимистический прогноз, считающий, что: недра Земли, Мировой океан и космическое пространство содержат множество еще не освоенных сырьевых и энергетических ресурсов; демографический взрыв не вечен; сокращение военных расходов и установление мира на Земле станут жизненной необходимостью и реальностью, а значит, откроется путь к устойчивому экономическому процветанию, и станет возможным социальный и научно-технический прогресс человечества (немецкий ученый Фриц Бааде);

  • нейтральный прогноз, исходящий из того, что невозможно с определенностью сказать, приведут ли глобальные тенденции к ужасным катастрофам или будут предотвращены удивительными достижениями человеческой приспособляемости (американский ученый Пол Кеннеди).

Вопрос обучающимся: Представьте ваш сценарий будущего человечества. Возникновение дискуссии.


Вывод: Существует множество вариантов будущей динамики развития мировой цивилизации, но реализуются они в рамках веера возможных альтернатив.


Ведущий 2. Заключительный этап


Мы подошли к коллективному обсуждению проблемного вопроса, который был поставлен перед обучающимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен?

Вспомним эпиграф урока и подойдём к итоговому выводу.

Итоговый вывод: Многообразие и темпы развития глобальных проблем огромны и устрашающи. Однако умные люди в состоянии многое успеть предпринять для замедления их воздействия и даже исправления ситуации в целом, иначе человечеству останется винить лишь себя за все последующие невзгоды. Апокалипсис или золотой век? Выбор за нами.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!