ГБОУ школа – интернат
станица Ленинградская
внеклассное занятие
«Дружба дороже богатства"
Составитель: Керимова Л.А.
2016 год
Цель: воспитывать чувство толерантности в классном коллективе.
Задачи:
• формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу;
• формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
• формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.
Оборудование: запись на доске законов дружбы, музыка к песням.
Ход занятия.
1.Беседа «Дружба это…»
-Ребята, послушайте стихотворение и определите тему нашего занятия.
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
- Ребята, о чем это стихотворение?
Самый прекрасный подарок после мудрости, которым могла бы одарить нас природа, - это дружба.
- Тема нашего занятия “Дружба дороже богатства”.
- Представьте себе весы. На одной чаше – дружба, а на другой – богатство. Какая чаша перевесит? Что важнее?
- Конечно, дружба перевесит чашу весов, потому что деньги рано или поздно закончатся, а дружба остается навсегда.
-Кто-то стремиться иметь одного друга, кто-то больше. А как вы думаете, какие качества вы больше всего цените в друге?(надежность, доброта, сочувствие, поддержка, доверие, общие занятия, интересы).
- Может ли у человека быть много друзей? (может). Почему? (если человек обладает всеми качествами, то он может иметь много друзей)
- И если мы хотим иметь друзей, мы должны твердо представлять себе и тонко чувствовать, что нужно человеку. Дружба – это готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу и радость. Друг – это всегда серьезно. Тот, кто хочет дружить, должен посмотреть в себя, в себе найти ответ на вопрос: «Готов ли он встретить друга?»
- Многие не хотят понять, что друзей у них нет, потому что они сами не готовы стать настоящим другом, требуют от друга много, ничего не давая взамен.
- Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе, попробуем решить жизненные ситуации и, исходя из них, сделать важные выводы.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? Громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось? Почему слезы? – закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка? (Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие).
2.Пословицы о дружбе.
-Ребята, существует много пословиц о дружбе. А какие пословицы знаете вы?
-Я предлагаю вам закончить пословицы хором. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
Один за всех …… /и все за одного/.
Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
Недруг поддакивает, а ……/друг спорит/.
Кто любит лгать, …/того нельзя в друзья брать/.
Лучше честный враг, …/чем коварный друг/.
Не бойся врага умного, …/бойся друга глупого/.
Скажи мне, кто твой друг,…/ и я скажу, кто ты/.
3.Прослушивание и обсуждение притчи.
«Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его загон в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришел в загон, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семье».
-Почему хозяин заплакал?
-Чем вас удивила эта история?
-Почему «когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей»?
-Чему учит эта притча?
-Какие пословицы мы можем подобрать к этой притче?
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Человек без друзей, что дерево без корней.
4.Игра «Продолжите фразу».
-Ребята, как вы понимаете слово друг, продолжите фразу «Друг – это…»
Варианты ответов:
друг – это человек, с которым тебе интересно играть,
друг – это девочка или мальчик, с которым можно посекретничать о чем-то,
друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней,
друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту,
друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний,
друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо,
друг – это мой непослушный щенок,
друг – это тот, кого нам вечно не хватает,
друг – это тот, кто встанет вместо меня,
друг – это тот, вместо кого встану я,
друг – это тот, к кому можно ворваться даже в 12 часов ночи и сказать: «Мне больно!»
друг – это тот, с кем можно помолчать,
друг – это тот, кто может сказать правду, не боясь быть отвергнутым после этого,
друг – это тот, кто скажет «Не вешай нос!»
друг – это тот, кто хочет, чтобы я был лучше его и т. д.).
5.Обсуждение законов дружбы.
-Существует много законов дружбы. Какие законы знаете и соблюдаете вы? Прочитайте и запомните законы, записанные на доске:
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде.
Не обманывай друга, будь с ним честен.
Не предавай своего друга.
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
6.Песни о дружбе.
Во многих наших песнях поётся о дружбе .Давайте вспомним их и споём.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
Я иду и пою обо всём хорошем.
И улыбку свою я дарю прохожим.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги!
Нам любые дороги дороги!
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
Жил на свете добрый жук, старый добрый друг.
Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал,
Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
Если с другом вышел в путь - веселей дорога.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот, что значит настоящий друг.
7.Подведение итогов.
– А напоследок я расскажу вам еще одну притчу:
Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: “Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо”. В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: “Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения”. Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: “Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!” Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
-Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой.
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
-Чтобы наш класс был самый дружный, самый лучший, возьмемся за руки и хором скажем «Мы вместе».