СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятия "Пасхальные традиции в Германии"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке размещён сценарий, который подойдет как для внеклассной работы, так и для уроков по страноведению Германии.Интересен для разных возрастных групп.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятия "Пасхальные традиции в Германии"»

9



Пояснительная записка


ФИО: Захарова Оксана Анатольевна

Место работы (учебное заведение):

МБОУ «Пригорская СОШ»

214 518 Россия

Смоленская область Смоленский район

с. Пригорское

ул. Спортивная, д.1

Должность: учитель немецкого языка

Название работы: “Wir feiern Ostern” («Мы празднуем Пасху»)

Категория учащихся: начальное и среднее звено, ведущие – старшее звено.

Краткая аннотация

Я считаю, что изучение иностранного языка – это не только зубрёжка новых слов и правил грамматики. Это – знакомство с новыми странами, городами, и , конечно, людьми, их обычаями, традициями, радостями. Поэтому в своей работе уделяю много внимания таким темам, как «Пасха», «Рождество», «Семья», «Эмоции», «Мы рисуем счастье».

Данная работа представляет собой разработку внеклассного мероприятия по теме «Wir feiern Ostern» («Мы празднуем Пасху») для начальных и средних классов с использованием информационно-коммуникативной (презентация и наглядные пособия), здоровьесберегающей и игровой технологий.

Положительный момент использования данной формы проведения мероприятия заключается в следующем: повышается мотивация учения, учителю предоставляется возможность преподнести материал красочно, наглядно, идя в ногу со временем.

Мне хотелось показать возможности совместной творческой деятельности учителя и учащихся, которая даёт положительные результаты.

Материалы данного проекта могут быть полезны не только на внеклассных мероприятиях, но и на уроках, их можно активно использовать при проведении занятий факультатива или элективного курса.

Надеюсь, что данная разработка пригодится моим коллегам для их творчества!











Цели:

  • развитие познавательного интереса учащихся, творческой фантазии, общего кругозора;

  • расширение знаний о стране изучаемого языка, о традициях немецкого народа;

  • приобщение детей к культурным традициям своей страны.

Оборудование:

  • красочное объявление о празднике;

  • коллаж с пасхальными символами;

  • пасхальные поделки, изготовленные учителем с детьми: корзинки, игрушки, открытки, деревце;

  • игра-домино «Ostern»;

  • листочки в форме яйца для отзывов о празднике;

  • призы для проведения конкурсов;

  • яйца с пожеланиями (от детских игрушек).

Предварительная подготовка:

  • разучить с детьми сценку, стихи;

  • подготовить костюмы цветов и зайцев;

  • музыкальное сопровождение.


Ход мероприятия


Ведущая (учитель): Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о прекрасном весеннем празднике, о Пасхе. А что мы знаем о нём?

(Учащиеся рассказывают о празднике)

Ученик 1: Пасха – один из старейших значимых христианских праздников, который отмечается во многих странах и является «праздником всех праздников». Он связан с рядом старых обычаев. Это праздник наступления весны. По старым немецким обычаям весна начинается 20 или 21 марта, а в первое воскресение после первого весеннего полнолуния наступает этот праздник. О том, какие традиции есть у этого праздника, о его символах и пойдет сегодня речь.

Ученик 2: У немецкого народа этот праздник называется «Ostern». Считают, что произошло это слово от имени германской богини весны Ostara. Именно для неё и устраивали весенний праздник. Другие исследователи считают, что слово произошло от Ostra, которое обозначало в старые времена восход солнца. В христианском смысле слово обозначает пробуждение, воскресение.

Ученик 3: Подготовка к Пасхе начинается за неделю до страстной недели (Karwoche) в вербное воскресенье(Palmsonntag). В этот день Иисус взошел в Иерусалим и люди дарили ему пальмовые веточки. В России вместо таких веточек на Пасху используют вербу, делают из неё букеты, т.к. верба первой выпускает почки, возвещая о возрождении природы.

Ученик 4: В святой четверг, который у немцев называется «Grundonnerstag», а в России «чистый четверг», готовят «зелёную пищу», используя всю имеющуюся дома зелень.

В страстную пятницу (Karfreitag) в день смерти Христа, люди идут в церковь. Они не работают. В этот день кругом тишина, покой, никаких праздников, веселья.

Ученик 5: В субботу (Karsamstag) страстная неделя заканчивается, и люди начинают готовить всё необходимое для самого главного дня недели – пасхального воскресенья. Они убирают дом, делают покупки, красят яйца, пекут куличи, делают пасхи.

Ведущая: Воскресенье для всех - радостный день. Солнце светит, как говорили раньше на Руси, ярче обычного, в домах – чистота. Всё украшено пасхальными символами: веточками вербы, пасхальными корзинами, крашеными яйцами, первыми цветами (Osterblumen), пасхальными деревцами (Osterbaum), сделанными своими руками. Слышен колокольный звон. В некоторых деревнях собирают старые вещи, мусор и устраивают костёр (Osterfeuer). На обеденном столе – традиционные блюда. И повсюду присутствуют символы пробуждающейся природы: божьи коровки, цыплята, зайчата (Osterhase).

Ученик 6: А какое отношение к Пасхе имеют зайчата, спросите вы? А вот какое. Полевые серые зайцы существуют давно, но пасхальным заяц стал не так давно. Попробуем сосчитать, когда он стал главным поставщиком пасхальных яиц и сладостей?

(Дети считают по рисунку-загадке (см. приложение), сколько лет пасхальному зайцу)

Раньше у зайца была сильная конкуренция: петух, кукушка, лисица, аист и даже св. Николай и церковные колокола. Но заяц « вытеснил» в Германии всех. Но почему говорят, что именно заяц приносит яйца на Пасху?

Ученик 1: Заяц – животное, которое весной первым получает потомство, а дети – символ новой жизни. По легенде пасхальным заяц стал вот так: раньше крестьяне пользовались землей господ и платили им за это зерном. Однажды год случился неурожайным и крестьянин оплатил свой долг господину зайцем и яйцами. С тех пор яйца и заяц стали главными символами Пасхи.

Ведущая: Но заяц не только поставщик яиц. В Германии все маленькие дети верят в то, что пасхальный заяц существует на самом деле. По традиции на Пасху утром он прячет дома или в саду корзину с шоколадными яйцами и зайцами. Поиски корзины – любимая детская, да и взрослая забава, доставляющая много удовольствия.

Ребята, вы хотите узнать, чем занимаются пасхальные зайцы перед праздником? (Демонстрация картинок из альбома про Пасху или из мультимедийной презентации).

А сейчас мы отправляемся в гости к семье пасхальных зайцев. У них случилось несчастье – после апрельских дождей почти все заболели, да и краски намокли! А дни наступили тяжелые, работы много: раскрасить яйца, спрятать их в саду. Кто помог зайцам? Их друзья – весенние цветы!

Сценка

Участники: 3 зайца, цветы. На сцену выходит мама-зайчиха и приговаривает:

Mutter: Timmi hat Temperatur, Hannes hat Husten, Kira hat Kopfschmerzen. Purzel ist klein. Ich bin auch krank. Wer wird die Eier bemalen? Wer wird sie fur die Kinder verstecken?

Else: Ich, liebe Mutti!

Berta: Und ich auch, liebe Mutti!

Mutter: Vielen dank, meine Else und Berta! Geht in den Wald, oder ins Feld, sucht die Farben fur Ostereier. Bis bald!

(Зайчата бегут на луг, а там «растут» колокольчик, мак, одуванчик, трава. Зайчата что-то ищут на поляне.)

Glockenblume: Else und Berta, was sucht ihr?

Berta: Wir brauchen fur Ostereier eine blaue Farbe.

Glockenblume: Nimm meinen Tau!

(Цветок трясёт головой, зайцы собирают в корзину его росу. Зрителям содержимое не показывают.)

Berta: Danke, liebe Glockenblume!

Glockenblume: Bitte sehr!

(Зайцы бегают, хлопают в ладоши, поют песенку)

Else: Berta, und wo nehmen wir rote Farbe?

Mohn: Komm zu mir! Komm zu mir! Ich gebe euch rote Farbe!

Else: Danke, lieber Mohn! Und wo finden wir gelbe Farbe?

Mohn: Frage Butterblumen. Sie helfen dir! Sie wachsen dort.

Butterblume: O, Osterhasen Else und Berta. Wohin so schnell?

Berta: Wir suchen gelbe Farbe fur Ostereier. Hilfst du uns?

Butterblume: Naturlich! Ich gebe euch gelbe Farbe.

Else: Danke, liebe Butterblume.

Berta: Haben wir noch Eier im Korb?

Else: Ja, noch drei. Wir brauchen fur Ostereier grune Farbe.

Gras: Komm zu mir! Komm zu mir! Ich bin sehr saftig. Ich gebe euch grune Farbe.

Berta: Danke, das Gras! Du bist so saftig!

( Зайцы собирают в корзину сок травы и рассматривают яйца в корзине)

Else: Unsere Ostereier sind so bunt!

Berta: So schon! Gehen wir nach Hause!

(Зайчата бегут домой, где их с нетерпением ожидает мама.)

Mutter: Vielen Dank! Ihr habt gut gearbeitet, ihr seid so hilfsbereit und fleissig!

(Вручает зайчатам по морковке).

Else und Berta: Danke, liebe Mutti!


Ведущий: История закончилась, но с зайцами мы не прощаемся. Давайте пригласим их на наши конкурсы.

  • Конкурс « Портрет пасхального зайчика»

Участники с помощью рифмовки, которую говорит весь зал, рисуют зайца (можно с закрытыми глазами):

Punkt, Punkt, 6-mal Strich,

Wir malen das Gesicht.

Korper, Ohren, Beine, Nase –

Fertig ist der Osterhase!

Hande, Fusse und ein Mund.

Ist der Osterhase gut?

  • Игра с песней «Haslein in der Grube»

  • Конкурс чтецов стихотворений о Пасхе и весне.

Ведущий: А сейчас настал черёд ещё одного символа Пасхи – пасхального яйца.

Яйцо – старый символ плодородия, возрождения природы. Издавна его наделяют особым смыслом. Когда на землю обрушивается холодное дыхание зимы, в яйце таится будущая жизнь, а с приходом весны из него рождается новый мир.

Ученик 1: Яйцо, которое дарят на Пасху – символ дружбы и любви. Каждый цвет на расписном яйце что-то обозначает: зелёный - надежду, здоровье, жизнь, голубой - преданность, жёлтый – усердие, чёрный – печаль, а красный – любовь. С яйцами-писанками связано много легенд. Вот одна из них.

Ученик 2: «Давным-давно жил злой дух Ирод. Он сеял среди людей горе, ссоры, вражду, нёс болезни, смерть. Боги его наказали за это, приковав к скале двенадцатью цепями. Но Ирод не унимался. Каждый год он посылал по всей земле своих слуг узнать, как там живут без него люди? «В добре ли? В мире ли?» - спрашивал он слуг, - «Уважают ли дети отцов?». Если он слышал ответ, что в мире много зла, вражды, зависти, то Ирод радовался, цепи ослабевали, и он вот-вот мог бы уйти на свободу. Далее он спрашивал: «А пишут ли люди свои писанки?» Если говорили «да», он захлёбывался от слёз, а цепи становились крепче, сила Ирода ослабевала.

До тех пор, пока дети почитают старших, люди живут в мире и согласии, придерживаются своих обычаев, а мастерицы пишут писанки – до тех пор не будет злого духа на земле!»

  • Игра «Верю – не верю»

(Игру проводят два зайчика. Класс разбивается на 2 команды, которые по очереди будут отвечать на вопросы. Мама-зайчиха подсчитывает результаты.)

Верите ли вы, что…

  1. Во время поста яйца не едят, а собирают весь месяц, чтобы на Пасху освещать в церкви? (Да.)

  2. Самое маленькое яйцо - 1см - откладывает колибри? (Да.)

  3. В яйцо древнего динозавра вмещалось 3 ведра воды? (Нет. Только 1 ведро.)

  4. Самое большое яйцо – страусиное – имело высоту 20см и было с детскую голову? (Да.)

  5. Пасхальные яйца расписывают не только христианскими символами, растительностью, животными, но и геометрическими фигурами? (Да)

  6. Одно пасхальное яйцо мастера расписывают 5-6 часов? (Да)

  7. За столом пасхальное освещённое яйцо едят первым? (Да)

  8. Раньше на Руси всю святую неделю лился колокольный звон? (Да)

  9. В Мюнхене есть музей пасхальных зайцев? (Да. Он единственный в мире. В нём собрана коллекция из 1500 зайцев. Основатель Манфред Клауд попал в «Книгу рекордов Гинесса»)

  10. Palmsonntag в Германии – это то же самое, что и вербное воскресенье в России? (Да.)

  11. В чистый четверг проходит обычай очищения водой? Люди купались, умывались, обливались водой, пили святую воду с утра и в России, и в Германии? (Да)

  12. Раньше яйца красили только в красный цвет, так как других красителей, кроме луковой шелухи, не знали? (Нет. Не по этой причине. Красный цвет – цвет пролитой Христом крови. Можно рассказать историю о Марии Магдалине и императоре Тиберии. Яйца и красили в такой цвет. А потом стали добавляться другие традиции, другие цвета.)

  13. В России при царском дворе подарочные яйца делались из фарфора, стекла, камня, кости, дерева? (Да)

  14. Одно из 56 известных подарочных яиц фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра Третьего и Николая Второго, было продано за 7,5 миллионов долларов? (Да)

  15. Традиционная пасха готовится из муки, яиц, сахара и изюма? (Нет. Это кулич готовится из этих продуктов, а пасху готовят из творога, масла и яиц в деревянной посуде.)

  16. Не треснутое яйцо нельзя раздавить ладонями. (Да).

(Подводятся итоги. Победители награждаются пасхальными символами).

Ученик 3: Во время празднования Пасхи для детей и в России и в Германии проводилось много конкурсов, игр, устраивались гулянья. Познакомимся с ними?

1. Конкурс «Eierlauf»

  • пробежать до цели с яйцом в маленькой ложке;

  • пройтись с яйцом в ложке «гуськом»;

  • пропрыгать на одной ноге;

  • вприсядку дойти до цели.

2. Конкурс «Eierpusten»

Двое сидят друг напротив друга за столом. В центре выдутое яйцо. Каждый пытается сдуть его на соперника.

3. Конкурс «Eierschleuder»

В ячейке из под яиц рисуем цифры – очки. Участники кладут яйцо на вилку и ударяют по ней. Яйцо летит в «лунку». Победитель тот, у кого больше очков выпало.

4. Конкурс «Zwillinge»

Здесь соревнуются пары. На листе бумаги нарисован заяц (см. приложение). В паре один участник берёт в правую руку ножницы, левую отводит за спину, а второй участник берёт в левую рисунок, а правую отводит за спину. Задача участников - как можно быстрее и аккуратнее вырезать зайца. Помогать второй рукой нельзя!

5. Игра «OsternDomino»

Дети получают домино, в которое занесены пасхальные символы и понятия (по-русски и по-немецки, см. в приложении). Победитель тот, кто быстрее соберёт домино.

6. Игра «Кучки»

На столе лежат 3 шапки в народном стиле. Прячем под одной из них сюрприз. Ребёнок должен отгадать с 1 раза, где лежит сюрприз.

7. Забава «Пасхальный костёр»

Создаём бутафорский костёр и устраиваем через него прыжки. Результат поразительный: движение, эмоции, счастье!

8. Импровизация «Волочебники»

Объяснить детям, кто такие волочебники (на Руси). Затем исполняем песенку на немецком языке по выбору детей.

9. Поиск пасхальных яиц

Корзина с сюрпризами спрятана в классе, дети ищут её, выполняя просьбы и советы пасхального зайца, либо движутся по указателям на немецком языке, размещённым в классе.

10. Конкурс «Suchspiel»

Дети получают разрезанные пополам яйца из бумаги (см. приложение). Каждый ищет свою половинку и ведет её в круг для танца.

Ведущий предлагает потанцевать и спеть песенку «Liebe Schwester, tanz mit mir…».

В центре танцуют зайцы и цветы из сценки. В конце песенки они каждому говорят добрые слова: «Счастья, здоровья, любви к ближнему!» и предлагают вытащить из корзины яйцо с пасхальным пожеланием.


(В конце праздника творческое задание «Яйцо с наполнителем»: дети и все присутствующие пишут отзывы о мероприятии на яйце из бумаги. Можно организовать чаепитие.)







Источники


  1. Бим И.Л., Рыжова Л.И. Немецкий язык, 2-8 классы. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Якимкина В.Г. Увлекательные игры на уроках немецкого языка. - М.: Дрофа, 2007.

  3. Изображения. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.google.ru (дата обращения: 11.10.2012).

  4. Материалы. – [Электронный ресурс]. URL: www.ostern-mit-dem-osterhasem.de

  5. Материалы. – [Электронный ресурс]. URL: www.ostern-im-web.de



































Захарова Оксана Анатольевна, учитель немецкого языка МБОУ «Пригорская СОШ»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!