СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Звездный час"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по математике "Звездный час" для учащихся 10-11 классов в рамках проведения предметной недели.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Звездный час"»

Внеклассное мероприятие

« ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС»

математическая конкурс – викторина


Учитель математики: М.А. Холецкая

Цель: развитие познавательного интереса, интеллекта учащихся, расширение знаний и воспитание стремления к их непрерывному совершенствованию, формирование чувства солидарности и здорового соперничества.


Ведущая. Выдающийся французский ученый XVII века Блез Паскаль писал:

«Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Сегодня вы собрались на математическую конкурс – викторину «Звёздный час». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Представляю вам игроков: это представители команд 10 и 11 классов.

Представляю гостей и одновременно судей сегодняшней игры:___________________________________.

Поприветствуем их!

Все участники игры представлены, теперь познакомлю вас с ее правилами.

Правила игры

- За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

-На обдумывание каждого вопроса даётся 5 сек.

Дерзайте, играйте и выигрывайте!

Итак, начинаем I тур, который состоит из четырёх отдельных заданий.

I тур

1 задание

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»?

1. Л. Н. Толстой

(Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».)

2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …

— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!»

2. М.В.Ломоносов

3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь.

1. Л.Н.Толстой

4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»?

3. А.С.Пушкин

5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?

2. М.В.Ломоносов

6) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это?

1. Л.Н.Толстой

(Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет).

7) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя?

2. М.В.Ломоносов

2 задание

Перед вами четырёхугольники.

1) Какой четырёхугольник по очень важному признаку являются лишним?

3.Трапеция

(Все эти четырёхугольники, кроме трапеции, являются параллелограммами, так как у них противолежащие стороны попарно параллельны).

2) Какая из этих фигур обладает наибольшим количеством свойств?

1. Квадрат

3) Для какого четырёхугольника имеет смысл выражение: «Найдите среднюю линию»?

3.Трапеция

4) Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает «обеденный столик»?

3.Трапеция

3 задание

Перед вами четыре кривые.

1) Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?

4. Окружность не является графиком функции.

2) На каком рисунке представлен график квадратичной функции?

1.

3) На каком рисунке изображен график возрастающей на всей области определения функции?

2.

4 задание

Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это?

2.(Графиком второй функции является кубическая парабола, он расположен в I и III координатных четвертях).


На этом первый тур окончен.

Игра с болельщиками

«Аукцион пословиц и поговорок»

Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали

участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых

присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).

Одна голова хорошо, а две лучше.

Один в поле не воин.

Одна рука узла не вяжет.

Хвастуну цена – три копейки.

У семи нянек дитя без глазу.

Семь раз отмерь – один отрежь.

На седьмом небе от счастья.

Семеро одного не ждут.

Одним махом семерых убивахом.

Лук от семи недуг.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Семь верст до небес и все лесом.

Семи пядей во лбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Жюри сообщает очки, набранные участниками игры в I туре …

Итак, начинаем II тур.


II тур

1 задание

ПИФАГОР АРХИМЕД ФАЛЕС

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э.

1) Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение π – отношение длины окружности к её диаметру.

2. Архимед

2) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?

1. Пифагор

3) Много интересного рассказывают про этого учёного. Вот, например, один случай. Учёный, наблюдая звёзды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается на небе, а что у него под ногами, не видит».

3. Фалес

4) Кто из этих учёных помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над учёным, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу.

2. Архимед

5) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром».

1. Пифагор

6) Кто из этих учёных сформулировал следующие теоремы:

1. Вертикальные углы равны.

2. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.

3. Диаметр делит круг пополам и другие.

3. Фалес

2 задание

Перед вами квадратичные функции, графиками которых являются параболы.

1) Верно ли, что ветви всех парабол направлены вниз?

2. Вверх

2) Вершина какой параболы находится в точке с координатами (0; 3)?

1 и 4.

3 задание

ЛОКОТЬ ДЮЙМ ФУТ ФУНТ

1) Локоть, дюйм, фут, фунт, по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это?

4. Фунт – мера веса.

2) Расположите единицы длины в порядке убывания.

2-3.

I локоть - 46 см

I дюйм - 2,5 см

I фут - 30 см


4 задание

Все ли представленные здесь преобразования являются движениями?

4. Преобразование подобия


Многие считают занимательные задачи средством для приятного времяпрепровождения, отдыха, но если вдуматься, то становится ясной их гораздо более важная роль. Несомненно, что именно занимательные задачи являются одним из самых мощных инструментов развития человеческого интеллекта. если человеку в течение жизни приходится, скажем, десяток раз оказаться в затруднительном положении, выход из которого можно найти с помощью логических рассуждений, то задачи представляют ему такую возможность сотни раз уже в детстве и юности – именно тогда, когда формируется его интеллект.


5 задание

Говорят, что Тортила отдала золотой ключик Буратино не так просто, как рассказал Алексей Толстой, а совсем иначе. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано «Здесь лежит золотой ключик», на синей – «Непустая коробочка», на зелёной – «Здесь сидит змея». Тортила прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит золотой ключик, в другой змея, а одна коробочка пуста. Но все надписи неверны. Если отгадаешь в какой коробочке лежит золотой ключик, он – твой». Где лежит золотой ключик?

В 3 коробочке.

На этом заканчивается второй тур.

Жюри, объявляет результаты II тура…


III тур

1 задание

К.Ф.ГАУСС ЕВКЛИД Н.И.ЛОБАЧЕВСКИЙ

Эти учёные жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них

пытался доказать аксиому параллельных прямых: через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

1) Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?

1–3. (В IV веке до нашей эры жил Евклид, затем в VII – VIII вв. жил Гаусс, его более молодым современником был Лобачевский).

2) Кому из этих учёных принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».

1. К.Ф.Гаусс

3) Кто из них уже в 24 - летнем возрасте был профессором университета.

3. Н.И.Лобачевский


2 задание

1) Верно ли, что областью определения всех данных функций является множество действительных чисел. Согласны ли вы с этим утверждением?

3. D(у): х≠5

2) Графиком какой функции является гипербола?

3.

3 задание

Какая из этих фигур по одному очень важному признаку является лишней?

2. (Все фигуры, кроме 2, являются плоскими фигурами. Куб – пространственная фигура).

4 задание

1) На каком из рисунков изображен график обратной пропорциональности?

2.

2) Какая из кривых является графиком нечётной функции?

4.

3) Какая из предложенных кривых является графиком ни чётной ни нечётной функции?

3.


5 задание

Перед вами формулы площадей некоторых фигур. Я считаю, что всё это

площади треугольника. Так ли это?

4. (Под номером 4 помещена формула для вычисления площади трапеции).

Это был последний вопрос третьего тура.

Жюри, объявляет результаты II1 тура…


Финал

А Р И Ф М Е Т И К А

Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» два раза, а остальные – по одному разу. Тот, кто назовёт последнее слово, тот победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…

Две минуты истекли. Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

(Помощник записывает слова на доске).



Возможные варианты ответов:

Акр

Ар

Арка

Арфа

Икра


Камера

Кара

Карат

Карта

Катер


Кит

Кифара

Крем

Мак

Марка


Мера

Мерка

Метка

Метр

Метрика


Мера

Мерка

Метка

Метр

Метрика


Мир

Миф

Мрак

Рак

Ракета


Рама

Река

Ритм

Ритмика

Риф


Рифма

Тара

Тариф

Тема

Тик


Тир

Тиф

Фа

Фара

Ферма


Фирма

Фрак


Побеждают…

Настал их звёздный час!

Заключительное слово предоставляется жюри

Фотография на память.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!