СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Жить в согласии с природой"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Жить в согласии с природой"»

Внеклассное мероприятие на тему: «Жить в согласии с природой»

Автор: учитель географии Артёмова Е.В.

Цели: воспитание доброго, внимательного и бережного отношения к природе, живому миру.

Задачи:

- формировать представление об экологии, как о науке, о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания;

- привлечь внимание школьников к экологической проблеме,

- познакомить учащихся с материалами о загрязнении окружающей среды, о пагубном влиянии человека на природу,

Методы обучения:

- Наглядные, словесные, проблемные.

Оборудование:

- компьютер, презентация, мультимедиа , мяч.

Условия проведения:

- раздать детям заранее стихи

Планируемые результаты:

Личностные: положительное отношение и интерес к изучению природы; знание основных правил поведения в природе и ориентация на их выполнение; устойчивый интерес к изучению природы;

Метапредметные:

Регулятивные: формируется способность к самоконтролю, осознание необходимости соотносить свои действия с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды, самого себя; потребность выполнения экологических правил поведения в окружающей среде, которые становятся нормой жизни, входят в привычку;

Коммуникативные: развивается потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;

Познавательные: экологические знания и навыки, потребность в их расширении.

  1. Организационный момент.

 Вступительное слово учителя:
Звучит тихая музыка П.И. Чайковского « Времена года» 
(На фоне музыки учитель говорит слова: )

Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет, 
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись, 
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчёлки.
2. Актуализация темы
Учитель: Ребята, прочитайте слова и определите тему нашего мероприятия.

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!» Е. Евтушенко
( Дети высказывают своё мнение) 

(Просмотр мультфильма « Мальчик и Земля».)
Учитель: Молодцы, ребята. Вы правильно определили тему нашего классного часа. Мы будем говорить о нашей матушке природе и о бережном отношении к ней. Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно все время поддерживать, строить. Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать ее. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.

Очень часто мы слышим, как люди вокруг нас обсуждают проблемы охраны природы, частью которой они сами являются:  вспоминают, что все мы очень зависим от того, какая среда нас окружает. Как нам хочется видеть чистые ручьи, реки и озера, ходить по чистому, никем не замусоренному лесу, видеть животных не только по телевизору и в зоопарке.

   Сегодня мы с вами будем говорить о природе, о нашем отношении к ней, об уважении ко всему живому и о способности предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Мы поговорим об ЭКОЛОГИИ.

А кто знает, что это за наука?

«Ойкос» по-гречески значит «дом», «логос» - «ученье, наука».

Экология – это наука о нашем общем доме.

А что является нашим домом? (Природа) Правильно – ПРИРОДА.

Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнестом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечество приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Всё живое на Земле взаимосвязано, причем так точно, что микроскопическое происшествие на уровне мельчайших бактерий способно привести к необратимым последствиям в жизни людей.  

Наш президент В.В.Путин 2017 год объявлял «Годом экологии».    

В гости к живой природе мы отправимся  сегодня с нашего символического экодрома. Почему именно экодром? Потому что сегодняшний наш разговор об общении с природой – это маленькая стартовая площадка для путешествия в мир большой экологии – одной из самых важных наук XXI века.

1 чтец Мой земной, мой родной, мой кружащийся шар… Огромный, старый и такой хрупкий, что на фотографии из космоса похож на елочную игрушку. Мы мчимся вместе с тобой в космическом пространстве среди звезд, и, кажется, нет этому пути конца.

2 чтец (в руках глобус)

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель: Земля в опасности. День за днем, час за часом человечество скользит в пропасть небытия, нарастает угроза глобальной экологической катастрофы. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1/3 территории. Каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

Даже во льдах Арктики нашли стиральный порошок. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться. За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных, сотни видов растений ,26 видов птиц. На территории нашей страны выделено 300 районов с острой экологической ситуацией.

В конце прошлого века человечество осознало, что планета наша хрупкая и ранимая. Самое уязвимое на ней это - леса: ведь именно они дают столь необходимый нам кислород. Большинство думают, что лес - это множество  деревьев, растущих вместе. Но тогда и парк и сад, и аллея – тоже лес? Нет, лес – это сообщество древесных, травянистых растений и различных животных. И сейчас мы с вами отправимся путешествовать по лесным тропинкам.

3.Конкурсы по лесным тропинкам.

 1. Наш первый конкурс называется «Лесная викторина» и мы будем говорить о самых разных деревьях.

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья? (Нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Почему в сосновом лесу много отмерших сучьев, а у самих сосен зеленеют верхушки (Сосна - светолюбивое растение).

4. Почему лесные дороги после дождя дольше не просыхают, чем в поле (Нет ветра, поэтому испарение меньше)

5. Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (Земляника, малина, душица  и др.)

6. Какие растения в лесу можно использовать для лечения простуды? (Мать-и-мачеха, чабрец, земляника и др.)

7. Древесина, какого дерева очень прочна и устойчива против гниения. Постройки из неё сохраняются 300-500 лет? (Лиственница)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

9. Древесина, каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (Ель, сосна)

8. Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

9. Древесина, каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (Ель, сосна)

2. А теперь « Конкурс загадок о природе»

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три -
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать? Ответ: Радуга

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. Ответ: Береза

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля-озерушки
Белый пух да перышки. Ответ: Туча

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. Ответ: Белка

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги. Ответ: Болото

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. Ответ: Вода

Осень в сад
К нам пришла,
Красный факел
Зажгла.
Здесь дрозды,
Скворцы снуют
И, галдя, его клюют. Ответ: Рябина

Подрастала –
Хвост растила,
Платье темное носила.
Подросла –
Зеленой стала,
Хвост на весла поменяла. Ответ: Лягушка

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. Ответ: Море

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой. Ответ: Небо

Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы –
Уши больше головы? Ответ: Заяц

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. Ответ: Туман

4. Вывод.

Учитель: Природа – наше богатство! Сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг.

Вдумайтесь в содержание призыва к нам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы! В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу – значить охранять Родину!"

3. Следующий конкурс «Жалобная книга».

Учитель зачитывает жалобу того или иного животного, не называя автора, а вы должны отгадать, кто автор жалобы.

Сова: «Многие меня не любят. Боятся. Говорят, по ночам летаю, прохожих пугаю, глаза у меня как фары. А я никого не трогаю, живу в лесной глуши. Летаю бесшумно. А то, что я урожай спасаю – это не в счёт? Кстати, тонну в год!»

Стрекоза: «Слышала, слышала, что меня называют страшным хищником, за аппетит не мерянный ругают, диетой угрожают. А вы разве видели, чтоб я упитанней сверх меры была? Да некоторые ещё благодарить меня должны за избавление от кровососущих насекомых. Многие мной даже очень довольны, люди мне, например, спасибо говорят!»

Щука: «На меня многие обижаются, что якобы и окраска моя маскировочная специально, и зубы заточены, и в засаде я прячусь. Да, аппетит у меня что надо, да и рыбку разную люблю, а иногда второпях и своих детишек проглочу. Зато меня есть за что уважать, я ведь санитар в реке!»

Кукушка: «Я знаю, что многие меня осуждают, за то, что плохая мать. А я что, плохая, да я своих деток спасаю. Чем я их кормить буду? А вот у приёмных родителей им хорошо – всегда вкусный обед готов, опять же забота и уход обеспечены. Так что мамаша я, как раз, замечательная!»

Волк: «Знаете как обидно мне, всю свою жизнь тружусь. Медработник всё же, хоть и мала квалификация. А такие нужные дела делаю. А мне всё серый, серый! Злой говорят, опасайтесь его. А что меня опасаться – сам многих боюсь. А если и обижу кого, то не во вред, а скорее для пользы – я порядок в лесу люблю!»

Крот: «Наговаривают на меня, ругают. Стараюсь на глаза даже меньше попадаться, что где не случись на даче – то я крайний. Очень мне нужны их картошка с клубникой. Терпеть овощи не могу! Да, рою, конечно, червей дождевых очень люблю. Я виноват, конечно, но у каждого свои слабости. Зато сколько пользы приношу – урожай от вредителей спасаю!».

Учитель:
Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, а как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда?
Ответы учащихся:
1.Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья, остаются в природе.
2.В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
3.Нельзя разорять гнёзда птиц.
4.Нельзя разжигать костры в лесу в пожароопасное время. Необходимо тщательно проверить перед уходом места, где горел костёр, хорошо ли он потушен.
5.Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
6.Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
7. Нельзя брать маленьких животных домой.

Учитель: Вот так и нужно вести себя в природе. Чтоб вместе с нами жили дружно все Божьи создания- растения и животные. 
Любите родную природу – озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.

5. А теперь игра, которая называется «Среда обитания». Все мы знаем, что сохранить животных и растения можно только сохранив саму среду обитания, т.е. те условия, в которых живут организмы. Итак, внимание! Слушаем задание: Я называю среду обитания, а вы называете животное, которое в ней обитает.

Например: «воздух – ласточка « «земля - носорог»    «вода - морж»


6. Следующая игра «Не спешите выбрасывать своё будущее (или отходы) «Устами младенца». Ваша задача: попытаться понять, что имели в виду дети. Я буду читать детские высказывания, а вы должны догадаться, о чём идёт речь.

1. «У меня много игрушек сделанных из неё». 2. «Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать». 3. «Предметы, сделанные из неё, мало весят». 4. «Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет». 5. «Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается». (Пластмасса)

2. «Её изобрели китайцы». 2. «У нас её получают из дерева». 3. «Она легко горит». 4. «Из неё получается много мусора». 5. «На ней обычно рисуют и пишут». (Бумага)

3. «Его делают из песка». 2. «Чаще всего оно прозрачное». 3. «Когда падает, оно разбивается». 4. «Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто». 4. «Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара». (Стекло)

5. «Этого почти не видно». 2. «Этого много где работают фабрики и заводы». 3. «От этого у людей бывают астма, бронхит, рак». 4. «Это могут собрать на свои листья зелёные растения». 5. «В городе, где этого много, не растут лишайники». (Газовые отходы)

6. «Всегда чёрного цвета». 2. «Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики». 3. «Это очень вредно». 4. «У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной». 5. «Этого много при горении». (Сажа)

7. Игра «Правда–ложь»
Я произношу утверждение, а вы определяете, правда, это или ложь.

Утверждения:
1. Заяц-русак живёт в лесу (ложь).
2. Заяц-беляк зимой белый (правда).
3. Русак крупнее беляка (правда).
4. Беляк живёт в лесу (правда).
5. Русак зимой белый (ложь).
6. Беляк бегает быстрее русака (ложь).
7. Русак живёт на лугу (правда).
8. Зимой у беляка кончики ушей чёрные (правда).
9. Русак меньше беляка (ложь).
10. Зайцы — хищники (ложь).
11. Зайцы питаются травой и ветками деревьев и кустарников (правда).


8. Игра «Кто летает»? Я буду называть представителей животного мира, если я назвала тех, кто может летать – хлопайте в ладоши и кричите «ДА», если тех, кто не летает, топайте ногами и кричите «НЕТ».

Бабочка летает? ДА

Стрекоза летает? ДА

Пингвин летает? НЕТ

Крокодил летает? НЕТ

Ласточка летает? ДА

Слон летает? НЕТ

Гусь летает? ДА

Бурундук летает? НЕТ

Сорока летает? ДА

Заяц летает? НЕТ

Учитель: Ребята, а что вы можете сделать доброе для природы? (Ответы детей)

Учитель: Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы - святой долг и обязанность каждого.

Свято относитесь ко всему живому.

Берегите каждое деревце, веточку, каждый цветочек, не рубите деревьев без нужды, не ломайте их. Убирайте за собой мусор на лесных полянах. Не допускайте пожаров в лесу. Не загрязняйте реки, озера и не разрешайте это делать своим знакомым. Не разоряйте птичьи гнезда, не убивайте зверей. Будьте добрыми и заботливыми к природе и поверьте, она вас отблагодарит тем же. А теперь давайте послушаем песню Р. Рождественского Просьба».

Песня Р. Рождественского «Просьба»

Благодарю всех за активное участие !

(Чтение стихотворения А.Экзюпери)

Прошу, вас, любите и охраняйте нашу Землю.

5. Рефлексия

А напоследок учитель пускает мяч «пожеланий», каждый, кто поймает мяч, говорит пожелание и передает его дальше.

Звучит музыка. Песня « Шёл по лесу музыкант»

Ученики высказывают такие пожелания, как:

«Люби природу!»

«Береги всё живое на Земле!»

«Не обижайте наших братьев меньших»

«Берегите леса! Сажайте деревья « и др.



Используемая литература

1.Г.И.Барышникова « Будни и праздники».

2.Л.И.Гайдина «Конспекты занятий, сценарии мероприятий».

3. Интернет ресурсы.

4.Н.А. Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в ГПД».

5. Т.Н. Максимова «Классные часы».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!