Конспект внеклассного занятия во 2 классе «Волшебное лукошко»
Цели. Закреплять знания о грибах и лесных ягодах. Выяснить, какие опасности могут подстерегать нас в лесу; закрепить понятия «съедобные» и «несъедобные» грибы и ягоды; научить детей правилам поведения, если рядом летают жалящие насекомые.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Как вы понимаете смысл пословиц:
Осторожность – мать безопасности.
Не зная броду не суйся в воду.
Вода и огонь хорошие слуги, но и страшные господа.
Чему они нас учат?
2. Актуализация знаний. Но опасности могут подстерегать нас не только дома.
Предлагаю вам отправиться в путешествие по лесу.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Всё это называется природа,
Давайте же её всегда беречь!
- А как вы думаете, может ли лес таить в себе опасность для жизни человека? В чём это может проявляться?
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, какие опасности могут вас подстерегать в лесу, если вы не будете соблюдать правила поведения и безопасности в природе.
3. -Итак, отправляемся в путешествие по лесу.
Грибы и ягоды.
Интересные существа – грибы. Это и не растения, и не животные. Это целое отдельное царство! Съедобных грибов около 300 видов, очень много. Но и несъедобные грибы тоже нужны лесу. Например, вредный для людей гриб мухомор является лекарственным для зверей. Лесовичок вас учит, что самые грибные места под берёзой. Не вырывайте грибы вместе с грибницей. Не раскидывайте всю листву с грибниц, чтобы она не пересохла. Никогда не собирай старые грибы и червивые. С возрастом в них накапливаются вредные для человека вещества. Собирать можно только знакомые грибы. Обязательно покажи грибы взрослым.
- Назовите съедобные и несъедобные грибы и ягоды, изображённые на рисунке.
4. Отгадывание загадок.
За одним столом собрался весь дом:
Молодые ребята все рядком да рядком
Вокруг стола сели да шляпы надели.(опята)
Пришёл мальчишка в белых штанишках,
В белом парике,
В шляпке ярко-красной,
Красивой да опасной.
Кто его с собой возьмёт-
Тот и горюшка хлебнёт.(мухомор)
Шустрые ребятки натянули шляпки,
Шляпки на подкладке,
Скользкие да гладкие. (маслята)
В белой шляпе красивая дама,
Смотрит свысока-
Ручки в бока, богата да важна-
Никому не нужна.(поганка)
Под осиною ребятки
Бегают- играют в прятки.
Где один покажется.-
Там другой окажется.(подосиновики)
Гордый стройный пан,
Владыка всем грибам,
Ему не знакома грусть,
Его называют …(груздь)
5. -Волчье лыко. Это красивое, но очень опасное растение. Сок волчьего лыка содержит яд-дафнин. Если он попадает на кожу. Вызывает сильное раздражение. Волчья ягода созревает поздней осенью. Если люди пробуют их- они получают сильное отравление. Вот почему нужно быть очень осторожным и никогда не прбовать незнакомые ягоды на вкус.
- Вороний глаз. Если увидишь четыре широкий листа. А между ними черную круглую ягоду – это растение вороний глаз. Ягода эта очень красива, но не бери её в рот – она ядовита.
- Белена.Белена встречается по оврагам, пустырям , вдоль дорог. Ядовитое растение. При отравлении ею появляется головная боль, дыхание затрудняется, сердце бьётся учащённо, появляется сильное нервное возбуждение. Это растение животные не едят.
(Беседа о грибах)
- Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги, ядовитые грибы. Если человек съест их, у него наступает отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомни: если ты не знаешь, какой гриб перед тобой,- не бери его; ядовитые грибы надо знать «в лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, жёлтый или оливковый.( Рисунок)
- Мухомор очень красив. Он имеет красную шляпку на белой ножке. Гриб этот очень опасен для человека. Посмотрим рисунок и запомним его, спутать этот гриб с другим невозможно – он очень заметный
6. Продолжаем путешествие. Но помним, что в лесу есть и другие опасности.
Беседа об опасных насекомых.
- О ком эти загадки?
Из-за тебя бью себя,
Из-за себя бью тебя -
Прольётся кровь моя.(комар)
В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт,
Он тайком сюда забрался,
Строить ловушку он собрался.(паук)
Модница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха.
Укусит – будет плохо.(оса)
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком. (пчела)
Целый день летает
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет.(муха)
Чем опасны насекомые, о которых говорилось так безобидно в загадках? (Многие из них переносят инфекции. укус некоторых из них может быть ядовит или вызовет очень сильную аллергию)
Каких ещё насекомых можно увидеть на лесной полянке? (Бабочки. кузнечики. стрекозы.)
- Некоторых насекомых называют жалящими. Почему? (У них есть жало.)
- Каких насекомых можно отнести к жалящим?
( Учитель вывешивает на доску предметные картинки : пчела, оса, шмель. шершень, комар)
Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.
- Как защитить себя от укусов насекомого?
- Давайте повторим правила.
- Не приближаться, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям. Вблизи них не делать резких движений.
- Не разорять осиные гнёзда.
- Если насекомое залетело в комнату, не гоняйтесь за ним. Откройте пошире окно и подождите, когда насекомое улетит.
- Осы частенько забираются в мёд, варенье, ползают по фруктам. Будьте осторожны, когда едите или пьёте, чтобы оса не ужалила вас.
- Что же делать, если вас всё-таки укусило насекомое? (При укусе насекомого надо в первую очередь удалить жало (так же как и занозу), ранку надо промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода. Чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, на место укуса следует положить что-нибудь холодное, например, платок, смоченный в холодной воде.)
Итог занятия.
- Как вы думаете, смогли ли вы сегодня на уроке научиться чему-либо полезному?
- Каким образом можно обезопасить себя при прогулке в лесу?