СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Вокруг Пушкина: “…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Вокруг Пушкина» посвящено в основном лицейскому периоду жизни великого русского поэта А.С. Пушкина. Именно в Лицее формировались гражданские и нравственные взгляды А.С. Пушкина. Именно здесь он научился важному и необходимому – дружить и любить Отечество. Обучающиеся 6-х классов читают стихи А.С. Пушкина, А.А. Дельвига, В. К. Кюхельбекера, рассказывают об открытии Лицея, представляют сценки из жизни лицеистов, участвуют в литературной викторине по творческой биографии А.С. Пушкина. Нравственные ценности, привитые в Лицее: честь, дружба, любовь к Отечеству, – вот что станет предметом размышлений и жизненным ориентиром для воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Вокруг Пушкина: “…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”»»

Внеклассное мероприятие «Вокруг Пушкина: “…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”»


Цель мероприятия: пробудить интерес кадет к изучению творчества великого поэта А.С. Пушкина; показать нравственные ценности, привитые в Лицее, сделать их предметом размышлений и жизненным ориентиром для воспитанников корпуса


Задачи:

1. Углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве, показать величие поэта.

2. Развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли, развивать навыки выразительного чтения стихотворений.

3. Воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

4. Воспитывать у кадет нравственные ценности, привитые в Лицее: честь, дружба, любовь к Отечеству

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка произведений А.С.Пушкина, компьютер, проектор, экран, презентация, антураж для сценок, музыка («Вальс» Г.В. Свиридова из к/ф «Метель», Валерий Гаврилин - Тарантелла из балета «Анюта»)

Структура внеклассного мероприятия:

I. Организационный момент.

II. Презентация, рассказ детей (лицеистов), инсценирование фрагментов посвящены дням Царскосельского Лицея - “…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”).

III. Литературная викторина (биография А.С. Пушкина и «Дубровский»).

IV. Итоги мероприятия.


Ход проведения внеклассного мероприятия

  1. Организационный момент.

Слово учителя.



Слайд 1, 2.

Добрый день! Имя А.С. Пушкина мы помним всю жизнь. Мы произносим его с особым волнением, трепетом и гордостью. Именно Пушкин показал в своих произведениях нравственные ориентиры, истинные ценности: честь, дружбу, преданность, любовь к Отечеству, верность долгу. Творчество А.С. Пушкина – это чистейший нравственный родник. Оно дарит нам минуты радостного общения. Сегодня мы проводим мероприятие «Вокруг Пушкина». Оно посвящено творчеству и лицейскому периоду в жизни поэта. Слайд 3. Именно в Лицее формировались гражданские и нравственные взгляды Пушкина. Именно здесь он научился важному и необходимому – ДРУЖИТЬ и ЛЮБИТЬ ОТЕЧЕСТВО. Что для каждого значит ПУШКИН?

Слайд 4.

Д.С. Лихачёв говорил так:

Все то, что связано с Пушкиным, является для человека родным. Почему так? Пушкин в своей поэзии задевает самые тонкие, самые душевные черты. В его собственной и в вашей мысли происходит как бы созвучное, совместное звучание. Человек откликается на поэзию Пушкина. Она вечна.

II. “…благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!”

1 ведущий. Всей жизнью и творчеством Пушкин утверждал такое благородное чувство, как дружба. Дружбу он называл «отрадной звездой». Для Пушкина не было чувства сильнее и благороднее, чем дружба, не было связи прочнее товарищества. Дружбе, «светлому братству» он посвятил едва ли не самые волнующие строки. Дружба для Пушкина – «отрадная звезда», «святое братство» единомышленников, для которых любовь к товарищам была неотделима от любви к Отечеству. Пушкин тосковал без друзей, он писал: «Печален я: со мною друга нет». Именно в Лицее он нашёл верных друзей.

Слайд 5.

ПУШКИН.

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!



2-й ведущий. 19 октября 1811 года в Царском Селе близ Петербурга тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники.

1-й ведущий. Пушкинский выпуск. Пушкинский Лицей. Вот о чём наш сегодняшний рассказ.

Играет вальс Свиридова (Звучит «Вальс» Г.В. Свиридова из к/ф «Метель»)

Вольховский. Вольховский Владимир. 13 лет. Прозвище Суворочка. СЛАЙД 6

1-й ведущий. Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

Вольховский. Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах:

Суворов наш

Ура! Марш, марш!

Кричит верхом на стуле.

1-й ведущий. Вольховский Владимир – член тайного общества декабристов.

Горчаков. Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище Франт. СЛАЙД 7

2-й ведущий. Министр.

Дельвиг. Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище Тося, Тосинька. СЛАЙД 8

2-й ведущий. Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

Дельвиг. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали:

Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыплённый.

Корсаков. Корсаков Николай. 11 лет. СЛАЙД 9

1-й ведущий. Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. Умер в 20 лет от чахотки во Флоренции, написав себе эпитафию:

Прохожий, поспеши к стране родной своей.

Ах! Грустно умирать далёко от друзей.

Кюхельбекер. СЛАЙД 10. Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище Кюхля.

2-й ведущий. Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.


Кюхельбекер. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно.


Мы все писали стихи, я особенно старался… Но получалось не очень. Я часто обижался на критику.


МУЗЫКА. Валерий Гаврилин - Тарантелла из балета «Анюта»


СЦЕНКА 1. У больного поэта. СЛАЙД.11


Друзья вошли в маленькую комнату


ПУШКИН. Добрый день, друзья! Рассаживайтесь!
КЮХЕЛЬБЕКЕР. Пушкин, – ты сочинил новые стихи?
ПУШКИН. Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты.
КЮХЕЛЬБЕКЕР. Ну, прочти! Прочти же!
В руках у Пушкина появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие.

ПУШКИН. Преданным поэзии посвящается… Вильгельм, прочти свои стихи,
         Чтоб мне заснуть скорее!


Всеобщий хохот. Все тормошат Виленьку и повторяют стих Пушкина. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.


ПУШКИН. Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как же я себя презираю! Что я должен сделать?

КЮХЕЛЬБЕКЕР. Я тебя прощу, если ты…
ПУШКИН. Ну?
КЮХЕЛЬБЕКЕР. Если ты…
 ПУШКИН. Ну, говори!

КЮХЕЛЬБЕКЕР. Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! (47)Ах, Пушкин, Пушкин…

И Виленька обнял друга.

КЮХЕЛЬБЕКЕР. Ах, Пушкин! Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья… А что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!




Малиновский. Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище Казак. Слайд 12.

1-й ведущий. Сын директора Лицея.

Малиновский. Я знал много пословиц и поговорок, за что один из воспитателей называл меня Санчо Панса.

1-й ведущий. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

Пущин. Пущин Иван. 13 лет. Прозвища: Большой Жано, Иван Великий. Слайд 13.


2-й ведущий. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки.

(Звучит «Вальс» Г.В. Свиридова из к/ф «Метель»)

1-й ведущий. Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища Француз, Егоза. Слайд 14.

Пушкин.

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

По кровле и в окошко лазил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и чёрных глаз…

1-й ведущий. Великий русский поэт.

(Выходит в центр зала, вальс звучит громче)

Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспомним об одном классе, который прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далёко…

(Все лицеисты стоят полукругом. Вспоминают)

Горчаков. Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия лицея – 19 октября. Пушкин к этому дню писал стихи:

Пора и мне… пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное виданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

Горчаков. Мы решили через 10 лет после окончания Лицея праздновать серебряную дружбу, через 20 лет – золотую. 19 октября 1880, 1881, 1882 годов я отмечал один – последний живой лицеист.

Вольховский. За шесть лицейских лет мы полюбили друг друга. Стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь. Пушкин писал:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Малиновский. А помните, на приёмных экзаменах? Слайд 15.


Пущин. Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видал. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого, тоже несколько сконфуженного – Александра Пушкина. По сходству фамилий (он – Пушкин, я – Пущин), потому что наши спальни оказались рядом (моя № 13, его № 14), мне захотелось с ним особенно сойтись. Слайд 16.

2-й ведущий. Они действительно быстро подружились, стали неразлучны. Пущин первый посетил опального поэта в Михайловском. Слайд 17.


МУЗЫКА. Валерий Гаврилин - Тарантелла из балета «Анюта»


СЦЕНКА 2. В Михайловском.

ПУШКИН.

Поэта дом опальный

О Пущин мой, ты первый посетил,

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

ПУЩИН. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора...
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим! Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке.
Было около восьми часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один — почти голый, другой — весь забросанный снегом. Наконец, пробила слеза — мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только, ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, — чуть не задушил ее в объятиях.
ПУШКИН. Слайд 18.

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!


Корсаков. За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй, было много гостей. Слайд 19.

Кюхельбекер. Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…

Корсаков. А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли. Снег в ту осень выпал очень рано.

Пущин. Потом начались обычные дни.

(Показываются слайды с видами Лицея и сцен из лицейской жизни).

Кюхельбекер. Лицей – маленький четырёхэтажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление. Слайд 20.

Вольховский. На втором этаже столовая, больница, конференц-зал. Слайд 21.

Дельвиг. Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!» Слайд 22.

Горчаков. Третий этаж – учебные классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека. Слайд 23.

Малиновский. У нас глобус и географические карты, на которых вы не увидите Антарктиды и истоков Нила. А Сахалин – ещё не остров.

Горчаков. На четвёртом этаже – спальни. У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами. Слайд 24.

Вольховский. На каждой комнате номер.

Пущин. Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами. «№ 14 не согласен с № 13» означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

Корсаков. В Лицее были запрещены телесные наказания. Наказывали только «домашним арестом» - закрывали в комнате и к дверям приставляли «дядьку» на часах.

Дельвиг. Подъём был в 6 часов утра, потом молитва, уроки, остальное – прогулки, игры, гимнастика. По средам и субботам бывало вечернее «танцеванье» или «фехтованье».

Малиновский. Уроков немало, зато немало и забав.

Кюхельбекер. А помните, как Мясоедов по кличке Мясожоров описал восход солнца в стихах? «Блеснул на западе румяный царь природы…» Слайд 25.

Пущин. А Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, приделал окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумлённые народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать.

Горчаков. А помните первый лицейский анекдот и первое лицейское прозвище?



Дельвиг. Да, отличился Александр Корнилов и навсегда остался «Мосье». Императрица Мария Фёдоровна решила узнать, хорошо ли кормят. Слайд 26.

Александр Корнилов, испугавшись или смутившись, отвечает по-французски: «Oui,monsieur».

Дельвиг. Так он и превратился из Корнилова в «Мосье».

Вольховский. Много прозвищ мы придумывали друг другу. Вот, например, Пушкину: Стрекоза, Сверчок, Искра, Обезьяна, Мартышка, Смесь обезьяны с тигром.


1-й ведущий. У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал.

МУЗЫКА. Валерий Гаврилин - Тарантелла из балета «Анюта»


СЦЕНКА 3. НЕЛАДЫ С МАТЕМАТИКОЙ. Слайд 27.


Пушкин пишет на импровизированной доске. Подходит учитель математики с указкой в руке.

Учитель математики. Что же вышло? Чему равняется икс?

Пушкин (улыбаясь). Нулю.

Учитель математики. Хорошо! У Вас, Пушкин, в моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи!


2-й ведущий. И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет –

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись,

День веселья, верь, настанет!

Горчаков. В Лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

Корсаков. Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы: Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было ещё много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина… Слайд 28

ПУШКИН

В те дни… в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной девы и любовь

Младую взволновала кровь...

Пущин. В Лицее о любви Пушкин писал ещё и так:

Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь неизлечима.

1-й ведущий. От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим строкам.

Слайд 29

Дельвиг. Нас всегда волновала история. 1812 год…

2-й ведущий. Лицей для юного Пушкина и его товарищей стал школой гражданственности. Здесь родились мысли о человеческом достоинстве, о свободе, равенстве и братстве, о несправедливости строя, основанного на угнетении и произволе.

12 июня 1812г. пятисоттысячная армия Наполеона перешла Неман. Началась Отечественная война. Военные события потрясли лицеистов. Затем Иван Пущин скажет:

Пущин. «Эти события сильно отразились на нашем детстве… Всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции; Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов; читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему».

1-й ведущий. Когда было получено известие о занятии Москвы войсками Наполеона, о пожаре, лицеисты не спали ночами, многие плакали.

Пушкин. Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шёл мимо нас…

.

2-й ведущий. Лицеист Пушкин сожалел, что не мог принять участия в войне с захватчиками. Свои патриотические чувства юный поэт выразил в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Страшись, о рать иноплеменных!

России двинулись сыны;

Восстал и стар, и млад; Летят на дерзновенных,

Сердца их мщеньем зажжены.

Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья!

Ты в каждом ратнике узришь богатыря,

Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья

За Русь, за святость алтаря.

Кюхельбекер. Зато какое «Ура!» прогремело при известии об отступлении Бонапарта из Москвы!

1-й ведущий. Русские войска одержали победу. Изгнав врага из пределов своего Отечества, они освободили Европу.

Вольховский. Слайд 30. Как горячо мы обсуждали подвиг Раевских! Генерал Николай Николаевич Раевский повёл в бой двух сыновей: Александра, шестнадцати лет, и Николая, одиннадцати лет (моложе нас!). Сам генерал с обычной скромностью объяснил, что ему просто некуда было девать своих мальчиков… Как нам хотелось быть вместе с ними, как мы хотели совершать подвиги!

Малиновский. И всё-таки главное наше увлечение – стихосложение.

У нас в Лицее писали почти все, писали по любому поводу и без повода. А помните, в связи с чем написано вот это:

Мы недавно от печали –

Пущин, Пушкин, я, барон,

По бокалу осушали

И Фому прогнали вон…

Пущин. Ну конечно… Мы втроём затеяли выпить гогель-могель.

МУЗЫКА. Валерий Гаврилин - Тарантелла из балета «Анюта»


СЦЕНКА 4. ГОГЕЛЬ-МОГЕЛЬ. Слайд 31

ПУЩИН. Сегодня расскажу вам историю гогель-могеля ... Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин, затеяли выпить гогель-могелю. Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкли сахару, и началась работа у кипящего самовара.

Малиновский, Пушкин, Тырков шалят, толкаются.

ПУЩИН. Разумеется, кроме нас были и другие участники, а именно Тырков, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот, после ужина, всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное. Тут же начались опросы, розыски. Мы трое явились и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты. СЛАЙД 32

Исправлявший тогда должность директора профессор Гауеншильд донес министру. Разумовский приехал из Петербурга, вызвал нас из класса и сделал нам формальный строгий выговор. Этим не кончилось, — дело поступило на решение конференции.

Малиновский, Пущин, Пушкин, Тырков виновато опустили головы.

СЛАЙД 33.

ГУВЕРНЕР. Конференция постановила следующее:

1) Две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы,
2) Сместить нас на последние места за столом, где мы сидели по поведению, и
3) Занести фамилии наши, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.

Первый пункт приговора был выполнен буквально. Второй смягчался по усмотрению начальства: нас, по истечении некоторого времени, постепенно подвигали опять вверх. При этом случае Пушкин сказал:


ПУШКИН.

Блажен муж, иже
Сидит к каше ближе.


На этом конце стола раздавалось кушанье дежурным гувернером. Третий пункт, самый важный, остался без всяких последствий. Когда при рассуждениях конференции о выпуске представлена была директору Энгельгардту черная эта книга, где только мы и были записаны, он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам, что мудрено допустить, чтобы давнишняя шалость, за которую тогда же было взыскано, могла бы еще иметь влияние и на всю будущность после выпуска. Все тотчас же согласились с его мнением, и дело было сдано в архив.

Гогель-могель — ключ к посланию Пушкина ко мне:

ПУШКИН

Помнишь ли, мой брат по чаше,
Как в отрадной тишине
Мы топили горе наше
В чистом пенистом вине?
Как, укрывшись молчаливо
В нашем тесном уголке,
С Вакхом нежились лениво
Школьной стражи вдалеке?
Помнишь ли друзей шептанье
Вкруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье,
Пламя трубок грошевых?
Закипев, о сколь прекрасно
Токи дымные текли!

Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался вдали —
И бутылки вмиг разбиты,
И бокалы все в окно,
Всюду по полу разлиты
Пунш и светлое вино.
Убегаем торопливо;
Вмиг исчез минутный страх;
Щек румяных цвет игривый,
Ум и сердце на устах.
Хохот чистого веселья,
Неподвижный тусклый взор
Изменяли час похмелья,
Сладкий Вакха заговор!
О друзья мои сердечны!
Вам клянуся, за столом
Всякий год, в часы беспечны,
Поминать его вином.




2-й ведущий. Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюблённости… Но была и большая духовная работа. СЛАЙД 34. Дружба с поэтом Василием Андреевичем Жуковским, знакомство с историком Николаем Михайловичем Карамзиным, СЛАЙД 35 поэтом Петром Андреевичем Вяземским, политическим деятелем Петром Александровичем Плетнёвым.

1-й ведущий. "Кюхельбекер бывал, между прочим, у Жуковского и порядочно докучал ему своими стихами. Однажды Жуковский был зван куда-то на вечер и не явился. Когда его после спросили, отчего он не был, Жуковский ответил:

2-й ведущий.

- Я еще накануне расстроил себе желудок; к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома".

Кюхельбекер, узнав, кто автор стихов «И кюхельбекерно и тошно», взбесился и вызвал Пушкина на дуэль. Никак нельзя было отговорить его. Пришлось Пушкину принять вызов. Но, к счастью, всё закончилось мирно. Лицеисты вставили в мушкеты дуэлянтов клюкву.

Музыка. Валерий Гаврилин - Тарантелла из балета «Анюта»

СЦЕНКА 5. ДУЭЛЬ

КЮХЕЛЬБЕКЕР. К барьеру! Стреляемся!

Кюхельбекер стреляет.

ПУШКИН. Мимо! Стрелял первый и промахнулся. Хочу бросить пистолет и обнять тебя!

Но Кюхельбекер неистово кричит.

КЮХЕЛЬБЕКЕР. Стреляй, стреляй!

Пушкин выстрелил в воздух, подал Кюхельбекеру руку.

ПУШКИН. Полно дурачиться, милый; пойдем чай пить!"...

Дельвиг. Наше главное достояние – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский. Много выше карьеры.

Корсаков. Удачи.

Кюхельбекер. Даже любви.

1-й ведущий. В среде лицеистов царит культ дружбы. Ничто не ценилось так высоко, как дружество. Ему отдавалось предпочтение перед самыми светлыми человеческими чувствами.

В произведениях, письмах и дневниках Пушкина слова «товарищ», «друг», «друзья», «дружба» встречаются сотни раз. Шестнадцать раз употреблены эти слова только в одном стихотворении «19 октября 1825 года». Пушкину было свойственно возвышенное понятие о дружбе. Жили лицеисты как одна большая семья.

Вольховский. Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

2-й ведущий. В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

Дельвиг. Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

1-й ведущий. И ещё одна большая дружба входит в жизнь Пушкина в юношеские годы. Слайд 36. На квартире у Карамзина поэт знакомится с Петром Яковлевичем Чаадаевым, гусарским корнетом, участником Отечественной войны 1812 года. Это был революционно настроенный, высокообразованный офицер, человек критического склада ума. Беседы и споры с Чаадаевым на политические темы производили на Пушкина сильное впечатление. Слайд 37.

2-й ведущий. Чаадаев ценил Пушкина за свободомыслие, видел в нём талантливого поэта. Пушкин называл Чаадаева мудрецом, мечтателем, был признателен ему за внимание и поддержку.

Пушкин гордился и дорожил дружбой с Чаадаевым. В 1821г. в дневнике поэт сделал запись: «Друг мой… Никогда тебя не забуду. Твоя дружба мне заменила счастье. Одного тебя может любить холодная душа моя».

1-й ведущий. Чаадаеву Пушкин посвятил одно из своих лучших произведений политической лирики.

Пушкин. … Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Малиновский. Потом директор надел нам на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. Расставаясь, воспитанники Лицея поклялись: «И последний лицеист один будет праздновать 19 октября».

Клятву свою лицеисты сдержали. Первый раз день открытия Лицея был отмечен 19 октября 1817г. в Царском Селе. На встречу пришли Пушкин, Кюхельбекер, Малиновский, Вольховский, Корсаков, Илличевский и другие.

19 октября 1818г. на лицейский праздник у Пущина собрались 14 человек. «Снова возвратились в доброе, старое время», - писал Корсаков своему товарищу Горчакову.

Пять трогательных посланий с выражением дружеских чувств написал Пушкин товарищам в лицейские годовщины. Самое яркое и впечатляющее из них – «19 октября 1825 года».

Кюхельбекер. Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество. Слайд 38

2-й ведущий. Дружба лицеистов, так счастливо начавшаяся в Царском Селе, выдержала проверку временем. Через всю жизнь питомцы лицея пронесли «единенье сердец». Во имя дружбы они совершали благородные поступки. Дружба лицеистов первого выпуска стала символом человеческой верности.

Лицеисты (взявшись за руки, читают стихи Пушкина).

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

(Звучит «Вальс» Г.В. Свиридова)


III. ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

  1. Назовите День открытия Лицея (19 октября 1811 г.)

  2. Кто из лицеистов заснул под кафедрой? (Дельвиг)

  3. Кто из учеников носил на плечах два тяжёлых словаря? (Вольховский)

  4. Назовите прозвища лицеистов (Вольховский – Суворочка, Горчаков – Франт, Дельвиг – Тося, Тосинька, Кюхельбекер – Кюхля, Малиновский – Казак, Пущин – Большой Жано, Иван Великий, Пушкин – Француз, Егоза, Мартышка, Обезьяна и др.)

  5. Кто отмечал один День Лицея? (последний живой лицеист – Горчаков).

  6. Как закаляли в Лицее?

  7. Какие качества сформировались у воспитанников в Лицее? (умение дружить, мыслить, творить, горячо любить Отечество)

  8. Кто из лицеистов в стихах восход назвал западом? (Мясоедов)

  9. Где произошла последняя встреча Пущина и Пушкина? (В Михайловском)

  10. Кто из лицейских товарищей был особенно близок Пушкину? (Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер)

  11. Кто был основателем Лицея? (Александр I)

  12. Кто из лицеистов стал министром? (Горчаков)

  13. Назовите имя няни поэта? (Арина Родионовна Яковлева)

  14. Какое время года особенно любил Пушкин? (Осень)

  15. Кто из лицеистов стал членом общества декабристов? (Пущин, Кюхельбекер)

  16. Какие шалости остались в памяти лицеистов и потомков? (шутки, анекдоты, история о гоголь-моголе, эпизод с княжной Волконской)

Вспомним изученный роман «Дубровский». Узнайте героев романа по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

  2. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»

(Владимир Дубровский)

  1. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» (Троекуров)

  2. Как называется деревня Троекурова? (Покровское)

  3. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)

  4. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)

  5. Что сделал Владимир Дубровский, когда его заперли в комнату с медведем? (застрелил его).

  6. В каком городе учился Владимир Дубровский? (Петербург).

  7. Как звали няню Владимира Дубровского? (Егоровна).

  8. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)

  9. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)

  10. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи)

  11. Сколько лет было Маше Троекуровой? (18)

  12. Через сколько лет возвратился Владимир Дубровский к себе на родину? (12).

  13. О каких сценах, событиях идёт речь?

1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)

2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки». (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)

  1. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его)

  2. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес).

  3. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями)

  4. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды)

  5. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)

  6. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)

  7. Какие произведения учат быть добрее и терпимее друг к другу? (Лицейская лирика, сказки, «Дубровский»)

За каждый ответ – 1 балл. Жюри следят за 6-классниками, записывают баллы. Подведение итогов.

IV. Итоги мероприятия.

Награждение.


Список источников

  1. Внеклассное мероприятие «Вокруг Пушкина». Туркова Р.З. https://multiurok.ru/index.php/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-vokrugh-pushkina.html



  1. Гессен А.И. «Кюхля». http://a-pushkin.ru/books/item/f00/s00/z0000030/st028.shtml

  2. «Друзья, прекрасен наш союз!» (сценарий литературного вечера, посвященного лицейским друзьям и роли дружбы в жизни А. С. Пушкина). Протасова Елена Ивановна https://uchitelya.com/literatura/104460-scenariy-druzya-prekrasen-nash-soyuz-posvyaschennyy.html

  3. Пущин И.И. «Записки о Пушкине». https://онлайн-читать.рф/пущин-записки-о-пушкине/

  4. Олеша Ю.К. «Друзья». https://lit-ra.su/yuriy-olesha/druzya-9/







18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!