СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Викторина «Знатоки Байкала»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие «Викторина  «Знатоки Байкала» 

Цель: расширить и углубить знания учащихся  об экологических особенностях  и уникальности озера Байкал.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Викторина «Знатоки Байкала»»

Внеклассное мероприятие «Викторина  «Знатоки Байкала»


Форма проведения: игра - викторина, олимпиада о Байкале.

Методы: беседа, частично-поисковый.

Оборудование: конверты с заданиями, компьютер, проектор, презентация

Цель: расширить и углубить знания учащихся об экологических особенностях и уникальности озера Байкал.

Задачи:

Обучающая: расширить и углубить знания учащихся об озере Байкал, его животном и растительном мире.

Развивающая: содействовать формированию коммуникативных навыков (умения работать в команде, слушать других), интеллектуальных умений, творческих способностей через применение игровой технологии, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера.

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе, истории и традициям своей малой родины


Участники: команды 7 классов по 5 человек.

Жюри: учителя географии, биологии, эколидеры школы.

Жюри оценивает выступление команд по 5 бальной шкале.

Ведущий: эколидер школы или учитель.


Ход мероприятия.


I .Фильм о Байкале (трейлер «Заповедное ожерелье Байкала»)


II. Вступительное слово учителя. (Слайд 1)

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами выявим самых лучших Знатоков Байкала.

Эпиграфом нашей игры будут следующие слова:

“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины – все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей.”


Игра будет состоять из нескольких этапов. (Слайд 2)


1. Командная игра

  1. Человек на Байкале

  2. География Байкала.

  3. Байкальская флора и фауна.

  4. Охрана Байкала

  5. Синквейн о Байкале.

2. Личная олимпиада.

Все этапы будут оценивать жюри.


III. Командная игра


1 этап. Человек на Байкале. (1 балл) каждой команде по вопросу. (Слайд 3)

1. Когда появились люди на Байкале?

Археологические исследования, выполненные экспедицией Института археологии АН СССР, а также археологами Иркутского госуниверситета В период строительства Иркутской ГЭС, позволили найти и изучить стоянки людей на берегу Байкала, в заливе Мухор, отнесенные к верхнему палеолиту - раннему неолиту или мезолиту. (40-12 тыс.лет назад)

2.Что означает слово «Байкал»?

«Байкал» — слово тюркоязычное, происходит от Бай-Куль, что значит «богатое озеро» (аналогично Иссык-Куль — «теплое озеро», Кара-Куль — «черное озеро»). Некоторые авторы полагают, что это слово происходит от монгольского Баигал — «богатый огонь» или Байгал-Далай — «большое озеро» (море).

3. Когда Байкал назван Байкалом?

Достоверных сведений об этом пока нет. Вероятно, название появилось со времени поселения в его окрестностях тюркоязычных племен. Название Байкал встречается в одной из доисторических китайских летописей II в. до н. э., надо полагать, не самое раннее. Оно найдено в записке китайского министра династии Суй-Гао Фаня о тюрках, живших в то же время в Прибайкалье: «Со времени Сюань-Юань Хунь-юни много причиняли беспокойства нашим границам. Ныне они до самого Северного моря все сделались нашими «вассалами». Под Северным морем (Бэй-Хай), как полагают некоторые историки, китайские источники имеют в виду Байкал.

4. Кто из исследователей впервые побывал на Байкале?

Первым исследователем, который оставил для потомков «Чертеж Байкала и в Байкал падучим рекам», а также сведения о рыбах озера и пушных зверях прибрежной тайги, следует считать казачьего пятидесятника, землепроходца Курбата Иванова, который в 1643 г. из Верхоленского острога с группой казаков и промышленных людей достиг западных берегов Байкала, побывав на о. Ольхон.

5. Кто впервые рассказал о природе озера?

Аввакум в своей книге «Житие протопопа Аввакума». Он переплыл озеро в конце июля 1662 г., возвращаясь из ссылки в Даурии (Забайкалье). «...Лодку починя и паруса скропав, через море пошли. Погода окинула на море, и мы гребмя перегреблись: не больно в том месте: широко,— или со сто, или осьмьдесят верст…)

6. Что изучает лимнология?

Лимнология (синоним – озероведение) – это наука, которая изучает континентальные водные объекты с замедленным водообменом – озера, водохранилища, пруды. Главная задача лимнологии – комплексные исследования развития водоемов, особенностей их физических, химических и биологических процессов. Взаимодействие этих процессов и определяет экологические особенности водоемов.

7. С помощью каких глубоководных аппаратов исследовали Байкал?

Глубоководные исследования были впервые проведены на аппаратах канадского производства «Пайсис» в 1977 году и в 1990-1991гг. Максимальная глубина погружения была равна 1630 м. В 2008-2-10 Международная научно-исследовательская экспедиция «„Миры“ на Байкале» — российская научно-исследовательская экспедиция на озеро Байкал в ходе которой было совершено 160 погружений на глубоководных аппаратах «Мир-1» и «Мир-2»[1]. Это первое погружение «Миров» в пресной воде, но не первые глубоководные аппараты на Байкале.

Руководитель экспедиции — учёный-океанолог, доктор географических наук, Артур Николаевич Чилингаров.


2 этап. География Байкала. (5 баллов)


Вы должны внимательно прочитать письмо и на листах бумаги написать ошибки, которые допущены в рассказе. За каждый правильный ответ команда получает балл.


Письмо «Озеро Байкал»

Байкал расположен в центре Азии, на юге Западной Сибири, между Иркутской областью и Республикой Бурятии. Протяженность Байкала с юго-запада на северо-восток -636 км.

Считается, что озеро Байкал - самое древнее озеро на Земле. Некоторые учёные утверждают, что ему около 20-25 миллионов лет. А ещё это самое глубокое озеро в мире (1470м).

Общая площадь Байкала - около 31 500 тысяч квадратных километров. Она равна площади отдельного государства, например, Бельгии со всеми ее городами.

Байкал со всех сторон окружен горами и горными хребтами. На западной стороне Байкала расположен Байкальский хребет, на северной стороне переходит в Приморский хребет. Восточный берег с юга окружен хребтом Хамар-Дабан, который отходит от Саянских гор. А вдоль северной части тянется Баргузинский хребет, вершины которого достигают 2300-2600 м. На Байкале много островов, мысов, а крупнейший полуостров - это Святой Нос.

В средней части озера Байкал находится самый крупный остров - Ярки.

Климат на Байкале субарктический, с резкими контрастами температуры между зимой и летом. Однако водные массы Байкала сглаживают контрастность температур на его побережье. Особые черты климата обусловлены байкальскими ветрами, которые имеют собственные названия — баргузин,  сарма, верховик, култук и другие.


Ответы: (Слайд 4)

1. Байкал расположен на юге Восточной Сибири.

2.Глубина озера Байкал -1637м.

3. На западной стороне Байкала расположен Приморский хребет, на северной стороне переходит в Байкальский хребет.

4. Самый крупный остров – Ольхон.

5. Климат континентальный.


3этап. Флора и фауна Байкала. О ком идет речь?

  1. Я – очень маленького размера, питаюсь микроорганизмами и микроскопическими водорослями. Догадайся, кто я. В составе зоопланктона Байкала я – самый многочисленный рачок.Меня называют «биофильтром Байкала».Населяя всю толщу вод Байкала, я формирую 90% его биомассы. Я являюсь наиболее известным эндемиком Байкала. Это же Эпишура байкальская (Слайд 6)

  2. Икру я мечу весной и в начале лета. Догадайся, кто я. У меня плотная переливающаяся разными цветами чешуя, высокие яркие плавники. И я могу вырасти до 60 см. По своему цвету я – одна из самых пестрых и красивых рыб. Меня легко отличить по очень крупному спинному плавнику. Цвет у меня бывает разный: черный и белый. На нерест я отправляюсь вверх по горным рекам с каменистым дном, поднимаясь иногда на сотни километров. Это же Хариус байкальский (Слайд 7)

  3. Я - живородящая рыбка, самая многочисленная и глубоководная рыба Байкала. Догадайся, кто я. Через мой хвост можно читать текст книги. В тибетской медицине для заживления ран используют снадобье, приготовленное из моего жира. Я очень чувствительна к температуре воды: при + 10 С я могу погибнуть. Меня называют рыбкой-невидимкой из-за отсутствия чешуи, а тело мое почти полностью состоит из жира. Это же Голомянка (Слайд 8)

  4. Я являюсь наиболее крупным представителем байкальских ракообразных. Догадайся, кто я. Я являюсь санитаром Байкала, так как питаюсь мягкими частями растений, умершими и ослабленными животными. Живу я на камнях и на губках, в Байкале нас более 200 видов. В народе нас называют бормашами. Находясь на дне или поверхности воды, я могу плавать на боку, за что и получил свое название. Это же Бокоплав (Слайд 9)

  5. Мой скелет состоит из множества кремнезёмных игл. Догадайся, кто я. Я постоянно обитаю на дне озера, в основном в прибрежных мелководных заливах и сорах Байкала. Массовые поселения таких же, как я, растений образуют на дне Байкала настоящие подводные леса. Эти поселения имеют ярко-зеленую окраску, т. к. на нашем теле живет множество зеленых микроскопических водорослей. Мое тело пронизано множеством пор, через которые я фильтрую воду озера, очищая ее от различных примесей. Меня называют лучшим природным фильтром Байкала. Это же Губка байкальская (Слайд 10)

  6. Я живу в толще воды Байкала и передвигаюсь за счет постоянных взмахов длинных боковых антенн. Я питаюсь и дышу необычно. Для этого я использую ножки. Мои ножки делают до 500 взмахов в минуту - так создается поток воды, несущий мне водоросли, бактерии, дрожжи и кислород. Я вынашиваю яйца в специальной выводковой сумке на спине. Из-за малых размеров и скачкообразного способа передвижения меня называют водяной блохой. Дафния. (Слайд 11)

  7. Мое тело представляет собой мешок, открытый конец которого окружен венчиком щупалец для охоты. Охотимся мы с помощью крапивных клеток, начиненных ядом. Передвигаемся по воде, кувыркаясь через голову. Меня можно встретить в сорах и заливах Байкала, и я – единственное исключение среди других кишечнополостных, которые живут в морях и океанах. В древнегреческой мифологии в честь меня названо чудовище, с которым сражался Геракл. Это же Гидра байкальская глубоководная (Слайд 12)

  8. Я – эндемик Байкала. Догадайся, кто я. Моего детеныша из-за цвета меха называют «белек» или «кумуткан». Наши самые крупные лежбища расположены на Ушканьих островах. Я – единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале. Я горжусь тем, что являюсь символом великого озера Байкал. Это же Нерпа байкальская (Слайд 13)


4 этап. Охрана Байкала. (Слайд 14)

Что такое заповедник? Напишите названия заповедников Бурятии.

Заповедник- участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена. В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков. Среди которых Баргузинский государственный биосферный заповедник,  Байкальский заповедник, Государственный природный заповедник "Джергинский ", 

Национальный парк "Забайкальский"  и "Тункинский".


5 этап. Синквейн. Байкал (Слайд 15)

1 строчка – 1 слово, существительное по теме задания;

2 строчка – 2 слова, прилагательное или причастие;

3 строчка – 3 глагола описывающие характерные действия;

4 строчка – фраза из 4 слов выражающая отношение к предмету;

5 строчка – 1 слово, описывающее суть предмета.


IV. Личная олимпиада.

Выберите одно верное утверждение.

1. Что означает в переводе с тюркского языка «Байкал»?

а) большое озеро б) богатое озеро в) мертвое озеро

2. Сколько лет озеру Байкал?

а) 20–25 млн лет б) 10–20 млн лет в) 100 млн лет

3. Какова максимальная глубина Байкала?

а) 393 м б) 1435 м в) 1637 м

4. Какова длина Байкала?

а) 536 км б) 636 км в) 836 км

5. Какое озеро по форме является двойником Байкала?

а) Виктория б) Танганьика в) Ладожское

6. Сколько рек впадает в Байкал?

а) 336 б) 486 в) 544

7. Самая крупная река, впадающая в Байкал?

а) Баргузин б) Селенга в) Турка

8. Назовите самый крупный остров на Байкале

а) Большой Ушканий остров б) остров Огой в) остров Ольхон

9. Какое животное является символом Ушканьих островов?

а) соболь б) нерпа в) заяц

10. Как называются рыба, в теле которой содержится более 40% жира?

А) голомянка б) бычок - длиннокрылка в) бычок -желтокрылка


11. Выберите три верных утверждения:

а) на дне Байкала обнаружены газогидраты

б) первое подводное судно, побывавшее на дне Байкала «Мир».

в) Сарма - самый крупный залив на Байкале

г) главные смотрители за чистотой и прозрачностью воды – рачки-бокоплавы

д) губки – самые древние обитатели озера


12. О ком идет речь?

А) Я могу весить более 100 кг и жить 50-60 лет. Догадайся, кто я. Я - самая древняя, самая крупная и самая плодовитая рыба Байкала, способная отложить до 400 тыс. икринок. Основными местами моего обитания являются дельта реки Селенга, устья некоторых рек и заливы глубиной - 20-50 м. Буряты называют меня «hэлмэ». Как редко встречающийся вид я занесен в Красную Книгу России и Бурятии.

Б) Полагают, что я попал в озеро Байкал из Северного Ледовитого океана около 20 тыс. лет назад. Догадайся, кто я. Нас в Байкале – четыре расы: селенгинская, посольская, чивыркуйская, баргузинская. На нерест я отправляюсь только вверх по течению реки. Моя основная пища – мелкий рачёк – эпишура, а также планктон и мальки голомянки. Я – самая знаменитая и основная промысловая рыба Байкала. Догадайся, кто я.

Ответы олимпиады "Знатоки Байкала"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

б

а

в

б

а

а

б

в

б

а

агд

А) байкальский осетр

Б) байкальский омуль



Литература.


  1. Байкальский сундучок. Учебно-методический комплект для учащихся младшего и среднего школьного возраста. – Издательство БГУ, 2012

  2. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1987.

  3. Кузеванова Е.Н. Олимпиада по байкаловедению: Сборник материалов / Обл. юнош. б-ка им. И.П.Уткина. – Иркутск, 2002.

  4. Хобракова Н. В. Разработка внеклассного мероприятия по Байкаловедению.

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/09/14/vneklassnoe-meropriyatie-znatoki-baykala


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!