СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Вам и не снилось..." (тема любви в русской литературе).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное воспитательное мероприятие, позволяющее раскрыть тему любви в произведениях русских писателей, вызвать восхищение этим чувством, формировать потребность в красивой, преданной любви. Данная разработка может быть использована при подготовке обучающихся к итоговому сочинению, сочинениям ЕГЭ, ОГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Вам и не снилось..." (тема любви в русской литературе).»

Разработка внеклассного воспитательного мероприятия

( приурочено к празднованию Дня всех Влюбленных)

«ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ…»

(Тема любви в русской литературе)

9Л класс



Форма: игра-состязание

Цель:

  1. Раскрыть тему любви в произведениях русских писателей (В.Тендряков «Весенние перевертыши», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Г.Щербакова «Вам и не снилось…», С.Георгиевская «Лгунья»)

  2. Развивать монологическую речь учащихся, артистические способности, мышление, память творческие способности, умение выразительно читать художественные произведения.

  3. Стимулировать процессы самопознания, саморазвития, самореализации.

  4. Вызвать восхищение чувством любви, формировать потребность в красивой, преданной любви.

  5. Воспитывать у учащихся культуру чувств, чувство ответственности, товарищества, взаимопомощи.

Предварительная работа: прочитать произведения В.Тендрякова, М.Булгакова, Г.Щербаковой, С.Георгиевской. Разделить класс на 4 группы. Каждая группа готовит ответы на вопросы по одному из прочитанных произведений. Индивидуальные задания – сочинить миниатюры о любви, нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям, индивидуальные задания по оформлению кабинета.

Кто сказал, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут лгуну

его гнусный язык.

М.Булгаков.

Оформление кабинета: портреты И.Тургенева, А.Пушкина, М.Лермонтова, П.Виардо, Н.Гончаровой, В.Лопухиной. Репродукции картин М.Шагала «Прогулка», В.Маковского «На скамейке», «Объяснение», рисунки учащихся.

Структура занятия.

  1. Объяснение учителем правил игры. Представление жюри (могут быть учителя или учащиеся 10 – 11 классов)

  2. Вступительное слово учителя. Тема любви – сквозная тема в русской литературе. Красивая, заманчивая, но глубоко интимная. Чтение отрывка старинного письма. «В конце письма было написано, что сочинил его какой-то полузабытый литератор, острослов 17 века, и героев этой истории вообще не существовало. Я подумала, неужели действительно не было этой тоски, нежности, потребности в понимании, этой любви, этого великого чувства самопожертвования, о котором в нем написано? Попробуем ответить на этот вопрос вместе».

  3. Работа в группах.

Задание первое.

Говорят, что люди, которые любят, становятся похожими друг на друга. Посмотрите на портреты мужчин и женщин и попробуйте найти пары влюбленных ( портреты писателей, поэтов и их возлюбленных на экране).

Работа в группах, ответы учащихся, обобщение учителя.

Звучит песня в исполнении Н.Караченцова «Наталья Николаевна». Во время исполнения второго куплета учитель читает строки из письма А.Пушкина Н.Плетневу: «Я женат – и счастлив. Одно желание мое, - чтоб ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь…»

Задание второе.

Какое отношение имеет имя Н.Гончаровой к произведению В.Тендрякова «Весенние перевертыши»? (Главный герой повести Дюшка считал, что Римка была похожа на Н.Гончарову)

Вопросы для первой группы ( по повести В.Тендрякова «Весенние перевертыши»).

  1. Как изменился Дюшка, когда влюбился?

  2. Какое значение в повести имеет сцена с лягушкой?

  3. Послушайте стихотворение грузинского романтика Г.Орбелиани «Только я глаза закрою…». Что общего между стихотворением и повестью В.Тендрякова?

  4. Можно ли назвать состояние Дюшки счастьем?

Обобщение и дополнение учителя.

Третье задание.

Предлагаю вам высказывания известных людей о любви, поразмышляйте над ними и выскажите свое мнение ( работа в группах и ответы ребят).

Звучит песня В.Долиной «Женщина летающая».

Вопросы и задания второй группы ( по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

  1. Посмотрите инсценировку первой встречи Мастера и Маргариты. Объясните сочетание черного и желтого цветов на страницах романа, посвященных любви Мастера и Маргариты. (Сценка готовится группой заранее).

  2. Почему Мастеру и Маргарите помогает Воланд, а не Бог?

  3. Почему Мастер и Маргарита в конце романа погибают, почему счастье они могут найти только в ином мире?

Обобщение и дополнение учителя.

Чтение стихотворения А.Кушнера (подготовленный ученик).

Любовь – это боль. Не до книг,

Друзей, тополиного ворса!

К руке бы любимой приник

Навек. Остальное – притворство.

Любовь – это боль. Не до лип

И рифм перекрестных и парных.

К руке бы любимой прилип

Навек. Остальное – бездарно.

Любовь – это боль. Не до скал,

Облизанных ветром и влажных.

К руке бы любимой припал

Навек. Остальное – неважно.

Звучит песня В.Долиной «Старая драма».

Вопросы и задания третьей группы (по повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось…».

  1. Послушайте запись одного эпизода из повести ( «Таблица умножения», которую Ромка оставил Юльке, уезжая в Ленинград…). Проследите, как развиваются чувства Ромки и Юльки.

  2. Как вы понимаете смысл названия?

  3. Объясните смысл финала.

Обобщение и дополнение учителя.

Звучит песня В.Долиной «Трещина».

Вопросы и задания четвертой группы ( по повести С.Георгиевской «Лгунья»).

  1. Какие фантазии Киры вас поразили больше всего и почему?

  2. Прочитайте по ролям эпизод из повести (о том как Севка ударил Киру). Неужели это можно назвать любовью?

  3. Считаете ли вы , что Кира унижалась, когда добивалась встречи с Севкой Костыриком в армии?

  4. С кем сопоставляет Севка Киру в конце повести, когда идет по городу?



Третье задание.

У каждого из вас есть свое представление о любви. Посмотрите на репродукции картин художников. Какая из них отражает ваш идеал любви?

Прочитайте ваши творческие миниатюры, прокомментируйте свои рисунки.

Чтение миниатюр и комментарий рисунков можно сопроводить тихой красивой музыкой.

Заключительное слово учителя.

Слово жюри. Подведение итогов. Вручение призов. ( Можно провести это мероприятие в форме «литературного кафе», тогда в заключение уместно устроить чаепитие, послушать музыку, чтение стихов ( в записи актеров).





Анализ мероприятия

При проектировании и проведении занятия учитель опирался на учебные и воспитательные возможности подобранного материала. Сформулированные в начале занятия цели удалось достигнуть. Учитель умело сочетала фронтальные и групповые формы работы. Необходимо отметить благоприятный психологический климат на занятии, создана ситуация успеха для каждого ученика. Стиль образовательного общения продемонстрировал коммуникативную культуру учащихся. Ученики свободно и продуктивно общаются между собой на учебные темы, а также достаточно легко представляют информацию аудитории. На занятии успешно сочетались такие педагогические приемы как ответы на вопросы, художественное чтение, инсценировка, мини-дискуссии, написание миниатюр, анализ эпизода. Такое сочетание педагогических приемов позволяет каждому ученику в соответствии с его природой и в зоне его ближайшего развития получить наилучший обучающий и развивающий результат. Занятие, безусловно, удалось.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!