СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие " В книжной памяти мгновения войны"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 классов "В книжной памяти мгновения войны"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " В книжной памяти мгновения войны"»



Внеклассное мероприятие по литературе


для 10-11 классов


" В книжной памяти мгновения войны"









Выполнила:

учитель литературы и русского языка

МБОУ Фокинская средняя школа

Котелкова Анна Викторовна



























Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 классов

" В книжной памяти мгновения войны"

В мире происходит множество ужасных событий. В их числе война. К празднованию победы 75-летия в Великой Отечественной войне это особо актуально. Несмотря на то, что прошло много лет, и все меньше остается свидетелей этих страшных событий, мы не можем и не должны их забывать. К сожалению, уроки войны не всеми поняты. В память о печальных моментах войны написано множество художественных произведений. Многие из авторов были свидетелями этих событий. Все меньше остается людей способных рассказать о трагических событиях В литературе навсегда останутся воспоминания о войне. Напомнить нам об ужасах войны может литература. Об исторически важных печальных событиях, силе, героизме, мужестве людей, великой победе рассказывает литература.

Для формирования патриотизма и пробуждения интереса к литературе ВОВ разработано внеклассное мероприятие по литературе для 10- 11 классов " В книжной памяти мгновения войны. Содержание представлено в следующих формах: соотнесение портретов писателей, отрывков из произведений, работа с иллюстрациями текстов, викторина по жизни и творчеству поэтов.


Цель: пробудить интерес к литературе о ВОВ , сформировать патриотическое чувство причастности к великому событию Победы 1945 года.

Задачи:

*   воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;

*   помочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне;

*содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

*   прививать любовь и бережное отношение к Родине, как любили и защищали ее наши деды и прадеды;

*   воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, терпение, умение слушать.

 

Оборудование: Компьютер, презентация, выставка книг о войне, портреты писателей.





План:

1. " Знаем в лицо" Соотнесение портретов писателей и поэтов с фамилиями

2. " Многое скрыто в этих строчках" Воспроизведение и сопоставление отрывков произведений с авторами

3. " Творчество в изображении" Иллюстрирование произведений о ВОВ

4. Викторина "Жизнь и творчество писателей и поэтов ВОВ"

5. Песни о войне

6. Эмблема в память о ВОВ

7. "Голос ВОВ" Художественное исполнение произведений о ВОВ


Ход мероприятия:


Эпиграф:

«Они завещали – воспой эту землю,

   Когда отгремит, отгрохочет война.

   Шумящие волны, шумящую зелень

   И ветер… В нём наши шумят имена.

             (С. Эмин).     


Вступительное слово ведущего:

Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.


1. " Знаем в лицо" Соотнесение изображений с фамилиями поэтов и писателей.

Не только солдат, генералов участвовавших в войне нужно знать в лицо. Важную роль в сохранении памяти о ВОВ сыграли поэты и писатели. Сейчас мы и проверим вашу память Вам будут представлены портреты, вы должны назвать фамилию, имя и отчество писателя или поэта.



1. 2. 3.

4. 5.

6. а) В.Г. Распутин б) А.Т. Твардовский в) К. Симонов


г) М.А. Шолохов д) А.А. Ахматова. е) В.П. Астафьев. Ответы: 1-г,2-е, 3- д, 4-а, 5-б, 6-в.




2. " Многое скрыто в этих строчках" Воспроизведение и сопоставление отрывков произведений с авторами.

Множество великих произведений написано о войне. Проверим какие произведения вам запомнились. Вам представлены отрывки из произведений, назовите автора и название.


1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.


2. После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.


3. Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.,

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.

4. Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело.


5. Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама. Отказываться я не смел. Мне казалось, что игра доставляет ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня.

Знать бы нам, чем это все кончится…


6. И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить



а) В.Г. Распутин " Уроки французского" б) А.Т. Твардовский " Василий Теркин"

в) К. Симонов " Жди меня" г) М.А. Шолохов " Судьба человека" д) А.А. Ахматова. " Реквием" е) В.П. Астафьев " Конь с розовой гривой"

Ответы: 1-в, 2- г, 3- б, 4-е, 5-а, 6- д.



3. " Творчество в изображении" Иллюстрирование произведений о ВОВ.

Самые яркие моменты произведений о войне запечатлены в иллюстрациях. Посмотрите на изображения и назовите автора и название произведения.



1. 2.


3. 4.


5. а) А.Т . Твардовский " Василий Теркин"

б) А.П. Платонов " Возвращение" в) М.А. Шолохов " Судьба человека"

г) А.Т. Твардовский " Рассказ танкиста" д) В.Г. Распутин " уроки французского"

Ответы: 1-д, 2-в, 3-б, 4-а, 5-г.


4. Викторина "Жизнь и творчество писателей и поэтов ВОВ"

Ответьте на вопросы.

1. Миллионы солдат выживали, а их близкие не теряли надежды благодаря этому стихотворению, пожалуй, самому известному и ставшему народным.

(Симонов " Жди меня..")

2. Назовите автора и название произведения, где герой во время ВОВ пережил плен, смерть семьи, но нашел смысл жизни в заботе о Ванюше. ( Шолохов " Судьба человека")

3. Отец этого поэта пострадал от коллективизации ( Твардовский)

4. Фамилия поэтессы, чей муж был расстрелян, а сын осужден на 10 лет. ( Ахматова )

5. Фамилия автора произведения "Возвращение" или " семья Иванова" ( Платонов)

6. Отец этого писателя был несправедливо осужден, а мать утонула. ( Астафьев)

7. Название произведения В.П. Астафьева, которое родилось из написанного в школе сочинения ( Васюткино озеро)

8. Окончив местную начальную школу, вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ " Уроки французского" ( Распутин)

9. Произведение В.Г. Распутина об экологических проблемах, связанных с затоплением деревни ( Прощание с Матерой)

10. Незадолго до отъезда на фронт окончательно изменил имя, взяв псевдоним Константин Причиной стали особенности дикции и артикуляции : не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт приобретает всесоюзную популярность. Мать поэта новое имя не признавала и до конца жизни называла сына Кирюшей. ( К. Симонов)

11. В поэме Твардовского герой является вымышленным литературным персонажем, олицетворяющий собой собирательный образ русского солдата, воплотивший в себе все его лучшие качества ( Василий Теркин)

12. В 1965 году писатель был (в одиннадцатый раз) выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и получил её. Премия была присуждена единогласно «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе с согласия руководства СССР. ( М. Шолохов)




5. Песни о войне.

Не только в прозе и лирике отразилась война. Песни, написанные во время ВОВ поддерживали боевой дух, давали надежду на победу. и сейчас у многих в памяти эти песни. Узнайте отрывки песен о ВОВ.

  1. «Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой тёмною,
    С проклятою ордой!»
    "Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)


  1. «Выходила, песню заводила
    Про степного сизого орла.
    Про того, которого любила,
    Про того, чьи письма берегла.»
    "Катюша" (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)



  1. «Ты сейчас далеко – далеко.
    Между нами снега и снега.
    До тебя мне дойти нелегко,
    А до смерти четыре шага.»
    "В землянке" (слова А. Суркова, музыка К. Листова)


4. Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой,
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной! ( Смуглянка Музыка А.Новикова, стихи Я.Шведова)



5. На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят. («Три танкиста». Музыка братьев Покрасс, стихи Б. Ласкина.)


6. Эмблема в память о ВОВ

Вам известны многие символы ВОВ. Сегодня мы создадим свои эмблемы войны илии победы над войной. Нарисуйте.


7. "Голос ВОВ" Художественное исполнение произведений о ВОВ


Подведение итогов: Как вы думаете ?

Почему наша страна победила в этой страшной войне, к которой мы были подготовлены гораздо хуже, чем наш противник?



Список литературы:



1. https://azbyka.ru/fiction/teksty-pesen-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/


2. https://ru.wikipedia.org/wiki


3. https://www.culture.ru/poems/32975/zhdi-menya-i-ya-vernus


4. https://www.culture.ru/poems/32975/zhdi-menya-i-ya-vernus


5. https://yandex.ru/images/search?text=Анна Ахматова фото














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!