Внеклассное мероприятие по литературе
для 10-11 классов
" В книжной памяти мгновения войны"
Выполнила:
учитель литературы и русского языка
МБОУ Фокинская средняя школа
Котелкова Анна Викторовна
Внеклассное мероприятие по литературе для 10-11 классов
" В книжной памяти мгновения войны"
В мире происходит множество ужасных событий. В их числе война. К празднованию победы 75-летия в Великой Отечественной войне это особо актуально. Несмотря на то, что прошло много лет, и все меньше остается свидетелей этих страшных событий, мы не можем и не должны их забывать. К сожалению, уроки войны не всеми поняты. В память о печальных моментах войны написано множество художественных произведений. Многие из авторов были свидетелями этих событий. Все меньше остается людей способных рассказать о трагических событиях В литературе навсегда останутся воспоминания о войне. Напомнить нам об ужасах войны может литература. Об исторически важных печальных событиях, силе, героизме, мужестве людей, великой победе рассказывает литература.
Для формирования патриотизма и пробуждения интереса к литературе ВОВ разработано внеклассное мероприятие по литературе для 10- 11 классов " В книжной памяти мгновения войны. Содержание представлено в следующих формах: соотнесение портретов писателей, отрывков из произведений, работа с иллюстрациями текстов, викторина по жизни и творчеству поэтов.
Цель: пробудить интерес к литературе о ВОВ , сформировать патриотическое чувство причастности к великому событию Победы 1945 года.
Задачи:
* воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за русских людей;
* помочь учащимся осознать истоки нашей победы в Великой Отечественной войне;
*содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.
* прививать любовь и бережное отношение к Родине, как любили и защищали ее наши деды и прадеды;
* воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, терпение, умение слушать.
Оборудование: Компьютер, презентация, выставка книг о войне, портреты писателей.
План:
1. " Знаем в лицо" Соотнесение портретов писателей и поэтов с фамилиями
2. " Многое скрыто в этих строчках" Воспроизведение и сопоставление отрывков произведений с авторами
3. " Творчество в изображении" Иллюстрирование произведений о ВОВ
4. Викторина "Жизнь и творчество писателей и поэтов ВОВ"
5. Песни о войне
6. Эмблема в память о ВОВ
7. "Голос ВОВ" Художественное исполнение произведений о ВОВ
Ход мероприятия:
Эпиграф:
«Они завещали – воспой эту землю,
Когда отгремит, отгрохочет война.
Шумящие волны, шумящую зелень
И ветер… В нём наши шумят имена.
(С. Эмин).
Вступительное слово ведущего:
Много лет отделяют нас от Великой Отечественной войны (1941-1945). Но время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата - героя, освободителя, гуманиста. Да, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить; Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира- они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
1. " Знаем в лицо" Соотнесение изображений с фамилиями поэтов и писателей.
Не только солдат, генералов участвовавших в войне нужно знать в лицо. Важную роль в сохранении памяти о ВОВ сыграли поэты и писатели. Сейчас мы и проверим вашу память Вам будут представлены портреты, вы должны назвать фамилию, имя и отчество писателя или поэта.
1. 2. 3.
4. 5.
6. а) В.Г. Распутин б) А.Т. Твардовский в) К. Симонов
г) М.А. Шолохов д) А.А. Ахматова. е) В.П. Астафьев. Ответы: 1-г,2-е, 3- д, 4-а, 5-б, 6-в.
2. " Многое скрыто в этих строчках" Воспроизведение и сопоставление отрывков произведений с авторами.
Множество великих произведений написано о войне. Проверим какие произведения вам запомнились. Вам представлены отрывки из произведений, назовите автора и название.
1. Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
2. После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: «Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я — тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость», — и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
3. Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда.,
Кому память, кому слава,
Кому темная вода, —
Ни приметы, ни следа.
4. Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело.
5. Конечно, принимая деньги от Лидии Михайловны, я чувствовал себя неловко, но всякий раз успокаивался тем, что это честный выигрыш. Я никогда не напрашивался на игру, Лидия Михайловна предлагала ее сама. Отказываться я не смел. Мне казалось, что игра доставляет ей удовольствие, она веселела, смеялась, тормошила меня.
Знать бы нам, чем это все кончится…
6. И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить
а) В.Г. Распутин " Уроки французского" б) А.Т. Твардовский " Василий Теркин"
в) К. Симонов " Жди меня" г) М.А. Шолохов " Судьба человека" д) А.А. Ахматова. " Реквием" е) В.П. Астафьев " Конь с розовой гривой"
Ответы: 1-в, 2- г, 3- б, 4-е, 5-а, 6- д.
3. " Творчество в изображении" Иллюстрирование произведений о ВОВ.
Самые яркие моменты произведений о войне запечатлены в иллюстрациях. Посмотрите на изображения и назовите автора и название произведения.
1. 2.
3. 4.
5. а) А.Т . Твардовский " Василий Теркин"
б) А.П. Платонов " Возвращение" в) М.А. Шолохов " Судьба человека"
г) А.Т. Твардовский " Рассказ танкиста" д) В.Г. Распутин " уроки французского"
Ответы: 1-д, 2-в, 3-б, 4-а, 5-г.
4. Викторина "Жизнь и творчество писателей и поэтов ВОВ"
Ответьте на вопросы.
1. Миллионы солдат выживали, а их близкие не теряли надежды благодаря этому стихотворению, пожалуй, самому известному и ставшему народным.
(Симонов " Жди меня..")
2. Назовите автора и название произведения, где герой во время ВОВ пережил плен, смерть семьи, но нашел смысл жизни в заботе о Ванюше. ( Шолохов " Судьба человека")
3. Отец этого поэта пострадал от коллективизации ( Твардовский)
4. Фамилия поэтессы, чей муж был расстрелян, а сын осужден на 10 лет. ( Ахматова )
5. Фамилия автора произведения "Возвращение" или " семья Иванова" ( Платонов)
6. Отец этого писателя был несправедливо осужден, а мать утонула. ( Астафьев)
7. Название произведения В.П. Астафьева, которое родилось из написанного в школе сочинения ( Васюткино озеро)
8. Окончив местную начальную школу, вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа, об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ " Уроки французского" ( Распутин)
9. Произведение В.Г. Распутина об экологических проблемах, связанных с затоплением деревни ( Прощание с Матерой)
10. Незадолго до отъезда на фронт окончательно изменил имя, взяв псевдоним Константин Причиной стали особенности дикции и артикуляции : не выговаривая «р» и твёрдого «л», произнести собственное имя ему было затруднительно. Псевдоним становится литературным фактом, и вскоре поэт приобретает всесоюзную популярность. Мать поэта новое имя не признавала и до конца жизни называла сына Кирюшей. ( К. Симонов)
11. В поэме Твардовского герой является вымышленным литературным персонажем, олицетворяющий собой собирательный образ русского солдата, воплотивший в себе все его лучшие качества ( Василий Теркин)
12. В 1965 году писатель был (в одиннадцатый раз) выдвинут на Нобелевскую премию по литературе и получил её. Премия была присуждена единогласно «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию по литературе с согласия руководства СССР. ( М. Шолохов)
5. Песни о войне.
Не только в прозе и лирике отразилась война. Песни, написанные во время ВОВ поддерживали боевой дух, давали надежду на победу. и сейчас у многих в памяти эти песни. Узнайте отрывки песен о ВОВ.
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!»
"Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)
«Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.»
"Катюша" (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера)
«Ты сейчас далеко – далеко.
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти четыре шага.»
"В землянке" (слова А. Суркова, музыка К. Листова)
4. Раскудрявый клен зеленый, лист резной,
Я влюбленный и смущенный пред тобой,
Клен зеленый, да клен кудрявый,
Да раскудрявый, резной! ( Смуглянка Музыка А.Новикова, стихи Я.Шведова)
5. На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят. («Три танкиста». Музыка братьев Покрасс, стихи Б. Ласкина.)
6. Эмблема в память о ВОВ
Вам известны многие символы ВОВ. Сегодня мы создадим свои эмблемы войны илии победы над войной. Нарисуйте.
7. "Голос ВОВ" Художественное исполнение произведений о ВОВ
Подведение итогов: Как вы думаете ?
Почему наша страна победила в этой страшной войне, к которой мы были подготовлены гораздо хуже, чем наш противник?
Список литературы:
1. https://azbyka.ru/fiction/teksty-pesen-o-velikoj-otechestvennoj-vojne/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki
3. https://www.culture.ru/poems/32975/zhdi-menya-i-ya-vernus
4. https://www.culture.ru/poems/32975/zhdi-menya-i-ya-vernus
5. https://yandex.ru/images/search?text=Анна Ахматова фото