Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов.
«В гостях у Алхимика»
Цель:
- воспитание у школьников познавательного интереса к науке химия;
- сформировать логическое мышление у школьников;
- обучить навыкам практической, лабораторной работы;
-формирование у обучающихся умения применять приобретённые ими знания в повседневной жизни.
В ходе проведения занятия решались следующие задачи:
- Познакомить с основными правилами техники безопасности при работе в химической лаборатории.
-Обучение правилам поведения в химической лаборатории, практическим навыкам сбора химического оборудования использования химических реактивов.
Ход занятия:
1 ведущий : Давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика. (Разыгрывается сценка с показом опытов, где участвуют доктор алхимии, его ученик и ведущие вечера).
Алхимик : Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий : Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик : О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий : Так я вам и поверил!
Алхимик : Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир?! (Обращается к своему ученику.) Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий : Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик : (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик : Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья. А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Объяснение опыта: BaCO3 + 2HCl = BaCl2 + H2O + CO2
Алхимик : Вот видишь, получили воду, да еще и газированную!
1 ведущий : Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимик, за показанные чудеса.
2ведущий: Чудеса это конечно хорошо, но хотелось бы сделать, что-то нужное и полезное.
Алхимик: Давайте вместе очистим загрязненную соль .
Практическая часть
Этапы работы
1.Растворение смеси(речной песок + поваренная соль.)
2.Фильтрование смеси(вода + поваренная соль + речной песок.)
3.Выпаривание однородной смеси(вода + поваренной соли.)
4.Сравнение соли до и после практической работы.
Занимательный эксперимент «Получение газировки»
Раствор лимонной кислоты + индикатор метилоранжевый + раствор пищевой соды
Алхимик:
Итак, мы приоткрыли завесу над удивительными тайнами замечательной науки-химии. Я думаю вас не оставил равнодушными этот урок. Вам было интересно?
А закончить его я хотел бы стихами:
Спасибо химия за то,
Что ты- реальнейшее чудо,
Что ты- наука, не причуда,
Там жизни нет, где ты ничто
Спасибо химия за всё.
До новых встреч.
После окончания опытов , нужно подвести итоги и ещё раз напомнить учащимся, что с веществами нужно обращаться осторожно и никогда не смешивать вещества, если неизвестны их химические свойства.