СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие. «Тематический вечер», с элементами театрализации». «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие. «Тематический вечер», с элементами театрализации». «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»»

Внеклассное мероприятие

«Тематический вечер», с элементами театрализации


«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»


Подготовила:

Щербина Е. К.

Учитель русского языка и литературы

«Коротоякская СОШ»




Использованная литература:

1. М. Н Кузнецова, В. Н. Орлова, Н. А. Пестрякова. Литературные вечера, Москва «Вако», 2006

2. Т. А. Курушина, В. А. Басистая, Л. В. Авдощенко, Н. Ю. Кадашникова, А. И. Жданова, Т. А. Батракова. Русский язык. Интеллектуальный марафон. Волгоград, 2009 г.

3. Д. И. Фонвизин «Недоросль»

4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В сценарии использованы стихи М. Матусовского, М. Лисянского, В. Солоухина, Н. Гумилёва, И. Бунина, И. Тургенева.

Музыкальное оформление: песня Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».














"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся"


Цели: прививать любовь к русскому языку;

воспитать бережное отношение к нему;

предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата;

уяснить негативное воздействие сквернословия на человека;

мотивировать необходимость борьбы за чистоту слова.


Оформление: плакаты:

"Слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним". Л. Н. Толстой;

"Мал язык да всем телом владеет";

Без языка и колокол нем";

"От доброго слова язык не усохнет";

"Человеческое слово стрелы острее";

"Хорошую речь хорошо и слушать";

"Пулей попадёшь в одного, а словом - в тысячу";

"Не бросай слова на ветер!"


Оборудование: Выставка книг,

компьютер и медиапроектор,

экран, мультимедийная презентация,

отрывок из д\ф «Великая тайна воды».





















Здравствуйте, дорогие гости, позвольте представить наше внеклассное мероприятие

"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся" (Слайд 1)


Учитель: Общение относится к числу важнейших  для  подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как  складываться  наше общение,  зависит формирование  будущей  личности.  

При  общении  речь  современной молодежи приводит  в  негодование учителей, родителей, представителей  старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть  о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (превышает 50% для юношей и 33% для девушек).

Проблема нашего времени – это то, что происходит с нашим языком? Культура общения, к сожалению, падает.

Наша речь примитивна, небрежна, эмоциональна и двусмысленна!

Мы упростили язык до крайности.

Почему у нас такая речь, почему мы так говорим? Ответ прост: всему виной наша необразованность и наша неграмотность, неграмотность во всем!

Главная причина, которая способствует нашей необразованности и неграмотности, - это мы сами, а именно: наша лень, безразличие и нежелание развиваться!

Ведь наша речь - это зеркало, отражающее нас. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума.

Слайд 2. Наше мероприятие мы проводим его для того, чтобы привить любовь к русскому литературному языку;

воспитать бережное отношение к нему;

Для того, чтобы предупреждать употребление учащимися бранных слов, мата;

уяснить негативное воздействие сквернословия на человека;

мотивировать необходимость борьбы за чистоту слова.

Слово предоставляется чтецам.

Слайд 3 Наша речь - это зеркало, отражающее нас.


Чтецы.

Слайд 4- Слова бывают разные - то дельные, то праздные,

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

- Есть слово-утешение и слово-удушение.

- Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

- Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

- Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.

- Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.

- Слова высокой доблести, и самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

- Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

Слайд 5

1 ведущий:

"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся", - писал Фёдор Тютчев. И сегодня мы будем говорить о Слове.

2 ведущий: Как важно вовремя сказать нужное слово для себя и других. Именно слово является стержнем всей человеческой культуры.

1 ведущий: Особенно остро это ощущается здесь, в России. Наш народ был воспитан на Слове, придавал всему сказанному и написанному великое значение.

2 ведущий: Вот почему так страшна сила агрессивного слова, вот почему важна сила созидательного слова.

1 ведущий: Есть восточная мудрость: "Говорить с глупым - терять слова. Не говорить с умным - терять себя". Мудрый человек не будет терять слов и себя.

2 ведущий: От своего рождения человек включён в семью, общество, народ, государство. Как важны слова, которые скажет ему мать, отец.

1 ведущий: Послушаем урок, который даёт своему сыну мать: Митрофан и госпожа Простакова из комедии Фонвизина "Недоросль".

Слайд 7

Сцена из комедии Фонвизина "Недоросль".

Простакова: Пока Стародум отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись.

Митрофан: Слушай, матушка, я те потешу, поучусь, только чтоб был последний раз.

Простакова: Придёт час воли Божией.

Митрофан: Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Вот я сел.

Простакова: А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой. Софьюшкины денежки было б куда класть.

Митрофан: Ну! Давай доску, горнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин: Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мною. Ну хоть возьмём с собою Сидорыча. нашли мы трое...

Митрофан: (пишет) Трое.

Цыфиркин: А дороге, на приклад, триста рублей.

Митрофан: (пишет) Триста.

Цыфиркин: Дошло дело до дележа. Смекни-тко, по чему на брата?

Митрофан: (вычисляя, шепчет) Единожды три - три. Единожды нуль - нуль.

Простакова: Что, что, до дележа?

Митрофан: Вишь, триста рублёв, что нашли, троим разделить.

Простакова: Врёт он, друг мой сердечный. Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке. Лишь тебе мученье, а всё, вижу, пустота.

Ай, ай, ай. Теперь я вижу, уморить хотят ребёнка. Дай волю этим проклятым злодеям.

Митрофанушка, друг мой, коль ученье опасно для твоей головушки, так, по мне, перестань.

Митрофан: А по мне и подавно.

Стародум: До моих ушей уже дошло, что Митрофан только отучиться изволил. Любопытен бы я был послушать.

Правдин: Это грамматика? Что ж в ней знает Митрофан?

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна.

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь? Котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту. Вон с чулана места дверь стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово "дурак" прилагательное, что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Простакова: Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка. Без наук люди живут и жили.

2 ведущий: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…»

Простакова: Один ты остался у меня, мой сердешный друг Митрофанушка!

Митрофан: Да отвяжись, матушка, как навязалась... (убегает)


1 ведущий: Вот злонравия достойные плоды.

2 ведущий: Известен факт, что один из современников Фонвизина после знакомства с комедией всё сделал для того, чтобы стать образованным человеком.


1 ведущий: Другому недорослю, современнику Митрофана Простакова, отец говорил другие слова; другие слова - другая судьба.

Слайд 8


Сцена из "Капитанской дочки А. С. Пушкина. Гостиная Гринёвых. Петруша клеит змея из карты. Матушка варит варенье. Батюшка читает придворный календарь.

Батюшка: Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?

Матушка: Да вот пошёл семнадцатый годок. Петруша родился в тот год, как окривела тётушка Настасья Герасимовна, и когда ещё...

Батюшка: Добро, пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни. (пишет письмо)

Матушка: Не забудь, Андрей Петрович, поклониться и от меня князю, я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

Батюшка: Что за вздор! К какой стати стану я писать князю?

Матушка: Да ведь начальник Петруши - князь. Ведь Петруша записан в Семёновский полк.

Батюшка: Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится Петруша, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай он послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Где его пашпорт? Подай его сюда?

(Петруше) Вот тебе письмо. Ты едешь в Оренбург служить под началом моего старинного товарища. Прощай, Пётр (все встают). Служи верно, кому присягнёшь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.

(Мать крестит Петрушу, отец вытирает платком глаза. Уходят.)

2 ведущий: Митрофан и Пётр - ровесники с разной судьбой. Разные слова говорили им родители.


Слайд 9

1 ведущий: Язык может быть добрым другом и злым, жестоким, коварным врагом. У Л. Н. Толстого есть замечательное высказывание: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей".

2 ведущий: Оттенков множества в себе тая,

Звучание не больше, чем одежа...

У каждого из слов душа своя;

На душу говорящего похожа.

Представьте слово как живое существо, которое подобно человеку, может радоваться, обижаться, ругаться...

Как и у человека, у каждого слова свой нрав и характер.

Как в жизни, так и в языке есть слова добрые и злые. Выражаясь языком математики, слово может быть со знаком "+" или со знаком "-".

Чтецы Слайд 10

1.Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши:

Оно бывает то свинцово,

То рождено теплом души.


2.Оно то жаворонком в выси,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полёт.


1.Им можно радости прибавить

И радость ядом отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.


2.Оно ограбит иль одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай, как бы не ударить

Того, кто слушает тебя.


Учитель. Слайд 11 Напишите на одной стороне листочка слова, которые вас больше всего радуют, на другой стороне - слова, которые больше всего вас обижают.

В каких словах живёт добрая душа? Ребята, давайте с этими словами и будем жить.

Чтец. Слайд12

1.Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек.

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хороших слов тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.


2.Ах, как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова - дела важны?

Дела делами, а слова словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы!

1 ведущий. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и ранить.

Чтец. Слайд13

Масюкова Настя

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано или поздно.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

2 ведущий. Слайд14

Дурная, унижающая человеческое достоинство привычка сквернословить, которая присуща некоторой молодёжи и взрослым, не украшает человека, а говорит о его невоспитанности и низкой культуре.

1 ведущий. Последние исследования учёных-генетиков доказали, что слово - материально. Посмотрите, как оно действует, например, на воду.

(Фрагмент в/ф "Великая тайна воды". Опыт с рисом.) Слайды 15 - 23


Слайд 24

2 ведущий. Человек на 70 - 90% состоит из воды. Академик Гараев П.П. сделал важное открытие и описал его в книге "Волновой генетический код". Оказывается, бранные слова вызывают в человеке мутации, аналогичные воздействию радиации при взрыве атомной бомбы, но протекающие в организме постепенно. В результате "корежатся и рвутся" хромосомы человека, и он медленно умирает. Выходит, злыми словами можно расшатать здоровье человека и даже убить его.

Слайд 25

1 ведущий. Ученые обругали жидкость отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. "В результате, из тех зерен, которые были политы водой с агрессивным матом, взошли только 48%, из тех, что бытовым - 53%, а семена, политые святой водой проросли на 93%. Страшно представить, что происходит с человеческим организмом", - заметил исследователь.

Но помните, что слово - меч обоюдоострый. Мы все связаны единым кругом. И всё, что ты пожелал плохого другому человеку, обязательно вернётся к тебе. Получается, что бранные слова наносят вред здоровью не только слушающего, но и говорящего. Более того, брань пагубно действует на всё мировоззрение, на весь космос, на экологию.


Чтец. Слайд26

Бек Рома

В оный день, когда над миром новым

Бог склонил лицо своё, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города...


Но забыли мы, что осиянно

Только слово средь земных тревог,

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово это - Бог.


Мы ему поставили пределом

Скудные пределы естества,

И, как пчёлы в улье опустелом,

Дурно пахнут мёртвые слова.

2 ведущий. Слайд27

И этот запах гнили, смрад, вонь витает в воздухе, которым мы дышим. Мы его выпускаем из себя, когда сквернословим, и отравляем им всё окружающее: растения, животных, людей. Вы заметили, как много стало больных людей, особенно молодёжи? Теперь вы поняли почему?


Учитель. Давайте прямо сейчас начнём бороться за красоту и чистоту нашей речи. Я предлагаю составить словарик добрых слов и пользоваться ими. Какие слова могли бы войти в него?

Ответ детей: Спасибо, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, вы прекрасно выглядите, прости...

Слайд28

Ещё я предлагаю вам сегодня провести сеанс словотерапии.


Слайд29. Давайте скажем друг другу что-нибудь приятное, красивое, какой-нибудь комплимент, ведь слово материально. (Работа в парах, начинает учитель) (Я желаю Вам всем добра).

Я надеюсь, что мы прибавили друг другу здоровья.

Чтец. Слайд 30

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.


И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья

Наш дар бессмертный - речь.


1 ведущий. "Если бесстыдство быта (брань) переходит в язык, то бесстыдство языка создаёт ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело".

Д. Лихачёв


2 ведущий.

Слайд31. Сквернословие. В словаре В. И. Даля сказано «Скверна – мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, смрад, вонь, нравственное растление; всё богопротивное».


Чтец. Слайд32

1.Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире слово самое простое

И самое возвышенное - Мать!


Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.


2.Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут всё-таки при чём?


Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова,

И всё же трудно попросту понять,

Что слово "мат" идёт от слова "мать",

Сквернейшее - от самого святого!


3.Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!


4.Ну как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:


Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!


Слайд33. Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей.


Учитель просит детей зачитать выражения, афоризмы о слове, о его влиятельности, о речи, о языке, которые они готовили дома, пользовавшись интернет-ресурсами.


2 ведущий. Слайд34. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!


Учитель:

Рефлексия

- Что нового вы узнали, открыли для себя на сегодняшнем мероприятии?

- Вы достигли поставленной цели?

Нужно ли и будем мы воспитывать в себе бережное отношение к нему?

Уяснили негативное воздействие сквернословия на человека?

Есть ли у нас мотив и стимул необходимости борьбы за чистоту слова?

- За что бы вы похвалили себя?


Звучит песня. Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».



Слайд35.

Давайте восклицать,

Друг другом восхищаться,

Высокопарных слов

Не надо опасаться.

Давайте говорить

Друг другу комплименты -

Ведь это всё любви

Счастливые моменты.

Давайте горевать

И плакать откровенно,

То вместе, то поврозь,

А то попеременно.

Не надо придавать

Значения злословью,

Поскольку грусть всегда

Соседствует с любовью.

Давайте понимать

Друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз,

Не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём

Друг другу потакая,

Тем более, что жизнь

Короткая такая...


Слайд 35.

Спасибо за внимани





13




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!