СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Шифры и коды. Криптография». 5-8 классы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие, проводимое в рамках недели информатики и математики.Предназначено для обучающихся 5-8 классов. В разработке используются задания из теста 2018-2019 года "Криптография" онлайн-школы Фоксфорд. 

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Шифры и коды. Криптография». 5-8 классы»

Внеклассное мероприятие

«Шифры и коды. Криптография»


Автор

Литвинова Юлия Николаевна,

Учитель информатики

МБОУ БГО СОШ №3


Цель: развитие интереса учащихся к изучению основ криптографии с целью ее применения для защиты информации.

Обучающие задачи:

- ознакомить учащихся с понятиями защита информации, криптография, шифрование, дешифрование и др.;

- научиться кодировать и декодировать информацию;

- объяснить практическую значимость темы.

Развивающие задачи:

- развить алгоритмическое мышление учащихся;

- уметь применять знания в жизни;

- развить навыки работы с инструкционной картой.

Воспитательные задачи:

- уметь работать сообща, в группе;

- уметь высказывать свои мысли по теме.

Форма работы: индивидуальная, командная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, интерактивный, практический.

Средства и оснащения игры: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Предварительная подготовка: игра проводится после курса бесед и занятий по видам шифров.


Ход игры:

  1. Организационный момент: создание рабочего настроя.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Пусть сегодняшняя игра принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Определение темы, постановка целей и задач игры.

Слово учителя: Общество, в котором живёт человек, на протяжении своего развития имеет дело с информацией. Она накапливается, перерабатывается, хранится, передаётся. Существует секретная информация, которой владеют лишь ограниченный круг специалистов. Люди всегда стремились скрыть от посторонних свои секреты. Поэтому появилась необходимость шифровки информации и стала развиваться наука криптография.

Криптография - (от др.-греч. скрытый и пишу) — наука о методах обеспечения конфиденциальности (невозможности прочтения информации посторонним) и аутентичности (целостности и подлинности авторства, а также невозможности отказа от авторства) информации, тайнопись, специальная система изменения обычного письма, используемая с целью сделать текст понятным лишь для ограниченного числа лиц, знающих эту систему.

ВопросКакая информация должна быть зашифрована?

Проблема использования криптографических методов защиты информации в настоящий момент особенно актуальна. Шифровать необходимо ту информацию, которая нуждается в защите.

- государственная тайна,

- военная тайна,

- коммерческая тайна,

- юридическая тайна,

- врачебная тайна и др.

Вопрос: Люди какой профессии этим занимаются? Правильно, криптографы.

Криптограф - специалист в области криптографии.

Вопрос: Какими качествами должны обладать люди этой специальности?

- усидчивость, грамотность;

- внимательность, широкий кругозор;

- логика.

Сегодня вы попробуете свои силы в области кодирования и декодирования информации, опираясь на все эти качества. Но вначале ответьте на вопросы:

- Для чего кодируют информацию? (для хранения и передачи)

- Можно ли кодировать информацию изображениями? (да)

- Что кодируется нотами? (звук, музыка)

- Является ли алфавит кодовой таблицей? (да)

- Какие два знака используются в азбуке Морзе? (точка, тире)


Задания игры


Конкурс 1. Распределение на команды.

Команды 5а и 5б класса придумывают названия

Конкурс 2. Разминка. (Слайд 5-6)

Под длиной слова понимается количество букв в нём. Слово длины k называется компактным, если из его букв можно сложить осмысленные слова. Например, для слова САЛОН можно создать новые слова: ас, сон, слон.

ЗАДАНИЕ

Сложите слова как можно большей длины из букв слова Криптография. Побеждает команда, в словах которой больше букв.

(Например: кит, пот, граф, кот, крот, торф, рог, гора, пир,

Распределяем задания между классами:

Стойкий шифр

Этот шифр изобретался несколько раз разными людьми.

Долгое время считалось, что сообщения, зашифрованные этим шифром, невозможно дешифровать.

Метод взлома этого шифра носит фамилию человека, придумавшего его на 9 лет позже, чем Чарльз Бэббидж.

О каком шифре идет речь?

Начало формы

Шифр Виженера

Комната N

Во время Первой мировой войны в Англии действовало особое подразделение, занимавшееся взломом и дешифровкой секретных сообщений. Называлось оно "Комната N" (по номеру комнаты, в которой изначально находилось). Какое число мы заменили на букву N?

Начало формы

Правильный ответ:

40

Старинный шифр

Разгадайте сообщение и вы узнаете, как назывался несложный шифр, которым пользовались иудеи еще в VI веке до нашей эры. В качестве ответа запишите название шифра.

етивафла в ми еынжолоповиторп ан ястюянем ывкуб шабта ерфиш в

Что это?

Какое слово зашифровано с помощью геометрического шифра?

 

Начало формы

Какое слово зашифровано с помощью геометрического шифра?

Правильный ответ:

КРИПТОАНАЛИЗ

Кто это сказал?

Зная, что каждому числу соответствует буква алфавита с таким же порядковым номером, расшифруйте сообщение и определите, кому принадлежит эта фраза:

17211920331210, 561316–2016 810206111912166!

Начало формы

Винни-Пух

Почтальон Печкин

Карлсон

А.С. Пушкин

Матроскин

Неизвестный ключ

Перед вами сообщение, зашифрованное шифром Цезаря: 

ФТСНСМФХЕЛЗ, ХСОЯНС ФТСНСМФХЕЛЗ!

Каков ключ этого шифра, если при шифровке сдвиг происходил вправо по алфавиту? В качестве ответа выведите наименьшее подходящее число.

Начало формы

Правильный ответ:

3

Решение задачи:

С помощью шифра Цезаря с ключом 3 зашифрована фраза Карлсона "Спокойствие, только спокойствие!"

Как-то раз в Простоквашино...

Матроскин оставил Шарику зашифрованную записку – это была полоска, на которой были записаны такие буквы: ПЮКОТТЗЕЫДББРЯААШЛВАБЛРЕЯИС

Расшифруйте сообщение и запишите его в ответ без знаков препинания, разделяя слова одинарными пробелами.

Начало формы

Правильный ответ:


поздравляю тебя шарик ты балбес

Футбольный шифр

За какую сборную выступал футболист, чье имя зашифровано на этом рисунке?

Начало формы

Венгрия

Испания

Франция

Бразилия

Португалия

Россия

Мексика

Англия

Германия

Решетка Кардано

На рисунке слева ключ к шифру, который называется решетка Кардано. С помощью этого ключа разгадайте сообщение, изображенное на рисунке справа. Ответьте на вопрос, сформулированный в зашифрованном сообщении.

Правильный ответ:

5

Решение задачи:

Зашифрован текст «сколькогласныхбукввсловекриптография». Гласных букв в слове криптография 5, это и есть ответ в этой задаче.

По ходу решения заданий разъясняется значение слова криптоанализ, объясняются приемы дешифровки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!