СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир клеток"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир клеток"»


МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина»

г.Белогорска Республики Крым







Интеллектуальная игра

«ПУТЕШЕСТВИЕ

В МИР КЛЕТКИ»

Открытое внеклассное мероприятие в рамках

предметной недели «Биологии».























Провел учитель биологии Федоренко В.В.



Путешествие в мир клетки.

Цели:

  • Повышение интереса к предмету.


Задачи:

Образовательные:

- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и органоидов клетки;

-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к окружающему миру;

-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные способности студентов, культуру диалогового общения;

- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.



Необходимое оборудование и материалы: компьютер, видеопроектор, компьютерная презентация, материалы для заданий.



Ход и содержание мероприятия.


Правила игры.

  1. Играют три команды.

  2. Каждая команда выполняет определенные задания.

  3. За правильный ответ команда получает «смайлик».

  4. При неправильном ответе – право ответить передается соперникам.

  5. В конце игры каждая команда подсчитывает количество «смайликов». У какой команды больше «смайликов», та команда – победитель.


  1. Приветствие, вступительное слово.

Так клетка, кажется мала,

Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна…


Здравствуйте, дорогие участники. Сегодня на нашей интеллектуальной игре «Путешествие в мир клетки» вы покажите свои знания, смекалку и эрудицию.


  1. Представление команд.

Итак, у нас участвуют 3 команды – «Рибосомы», «Лизосомы», «Хлоропласты».

Каждая команда сейчас представится.





Команда «Рибосомы»

Мы команда рибосом,

Нам противник нипочем!

Функция у нас сложна,

Без белков мы никуда.



Команда «Лизосомы»

Лишь появится белок, 
Лизосома, скок-поскок, 
Прибежит и расщепит. 
Без нее ты – инвалид. 





Команда «Хлоропласты».

Я хлоропласт, всегда зеленый.

Пускай прохлада или зной,

Но я тружусь, как заведенный,

И каждый раз иду я в бой.

Лишь только солнышко проглянет,

Я первый луч его ловлю.

И сразу воздух чистым станет,

И сразу всех я накормлю.



  1. Интеллектуальная игра.

Студент.

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!



Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15000 км. 

- А что же такое клетка?

(Кле́тка — структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех известных организмов).

- Какая наука изучает клетку? (цитология).

1 задание. «История клетки».

Я показываю портрет ученого (на экране), вы должны назвать его имя и его вклад в изучении клетки. Какая команда первая поднимет руку, та отвечает.



  1. Роберт Гук – впервые увидел «ячейки» у тонкого среза пробки - назвал их клетками.







  1. Антони ван Левенгук - усовершенствовал микроскоп, первым наблюдал простейших, эритроциты и сперматозоиды.







  1. Теодор Шванн - изучал клетки животных, сформулировал основные положения клеточной теории.





  1. Матиас Шлейден - изучал клетки растений, сформулировал основные положения клеточной теории.





  1. Карл Бэр - открыл яйцеклетку млекопитающих и установил, что все многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – зиготы.









2 задание. Мозайка «Методы изучения клетки».

Из разрезанных частиц собрать рисунок, по рисунку определить метод изучения клетки.

(Световое микроскопирование)







(Электронное микроскопирование)







3.



(Центрифугирование)



3 задание. Ребусы «Органические и неорганические вещества»

Отгадать ребус и назвать к каким веществам оно относится: к органическим или неорганическим. (на экране)

(вода, неорганическое вещество)



(белки, органическое вещество)







(жиры, органическое вещество)

4.



(минеральные соли, неорганическое вещество)

5.

(углеводы, органическое вещество)



6 .

Р=Н П=Л Ц













(нуклеиновые кислоты, органическое вещество)















  1. задание «Органические вещества»

Перед вами рисунки продуктов питания (раздаются каждой команде). Вам необходимо распределить их на 3 вида: продукты богатые белками, жирами и углеводами.

(белки: сыр, фасоль, рыба, творог; жиры: сало, майонез, семечки, грецкий орех; углеводы: сахар-рафинад, мед пчелиный, макароны, кукуруза).



5 задание «Один лишний».

Найди лишний рисунок и объясни почему. (на экране)



6 задание «Тест «Бактерии».



- Бактерии имеют клеточное строение? (да)

Перед вами тест по теме «Бактерии» (раздается каждой команде). Вам необходимо его правильно выполнить. Какая команда первая и правильно выполнит, та получит «смайлик».



Вопрос № 1 
Наибольшее количество бактерий содержится в:

 Воде
 Воздухе
 Почве
 Горных породах

Вопрос № 2 


Важную роль в накоплении кислорода на земле сыграли:

 Цианобактерии
 Бациллы
 Спириллы
 Вибрионы

Вопрос № 3 

Шарообразную форму имеют:

 Бациллы
 Вибрионы
 Спириллы
 Палочки
 Кокки

Вопрос № 4 

Эпидемия – это:

 Массовое заболевание среди людей
 Вид болезни
 Название бактерии
 Часть бактерии

Вопрос № 5 

Молочнокислые бактерии относятся к группе:

 паразитов
 сапрофитов
 симбионтов
 автотрофов


Вопрос № 6 

Клетки бактерий отличаются от растительных клеток:

 Отсутствием клеточной стенки
 Отсутствием цитоплазмы
 Отсутствием оформленного ядра
 Отсутствием ядерного вещества

Вопрос № 7 

Симбионты – это организмы, которые питаются:

 Мертвыми органическими веществами
 При помощи другого организма
 Гетеротрофно
 Растворенными в почве веществами

Вопрос № 8 

Спора бактерий – это приспособление к:

 Размножению
 Перенесению неблагоприятных условий
 Питанию
 Передвижению

Вопрос № 9 

Одиночные округлые бактерии называются:

 Стрептококки;
 Кокки
 Бациллы
 Вибрионы
 Спириллы

Вопрос № 10 

Отметь верное утверждение:

 Бактерии – это прокариотические организмы
 Клетка бактерий не имеет клеточной стенки
 Бактерии питаются органическими веществами только мертвых организмов
 Цианобактерии – гетеротрофы



7 задание «Загадки-органоиды»

Перед вами стихотворение с пропущенными словами, необходимо их отгадать. (на экране)


Клетка-город.


Клетка живая на город похожа.

Стена крепостная в клетке есть тоже.

_____________ она названа –

Чужих не впускает она! (мембраной)

 

В клетке внутри – __________________ в движении,

Подобна дорогам и направлениям.

Куда по дорогам спешит народ?

Конечно, на фабрику или завод. (цитоплазма)

 

_____________________ словно заводы

Производит жиры, белки, углеводы. (эндоплазматическая сеть (ЭПС))


Для города электрический нужен ток,

Здесь ________________ – энергии исток. (митохондрии)

 

В городе есть полицейских отряд,

В клетке ____________ за порядком следят. (лизосомы)


Их синтезирует _________________

На полицейский участок похожий. (комплекс Гольджи)

 

Но главное это – ___________ несомненно.

Оно управляет клеткой бессменно. (ядро)


В _____________ записаны законы и правила,

Которые природа для клетки составила. (хромосомах)

 



8 задание «Органоиды клетки»

Загляните на часок 
В нашу клетку-теремок, 
В цитоплазме там и тут 
Органоиды живут. 


Мы повторили органоиды клетки. А сейчас перед вами лежит рисунок клетки и названия органоидов клетки. Вам нужно поставить органоиды на нужные места (вставить названия в прорези на клетке).

9 задание « Да или нет»

Определите, какие утверждения являются верными и запишите их номера (задания зачитываются).

  1. Функция хлоропластов, хромопластов и лейкопластов – фотосинтез. (нет)

  2. Бактрии и грибы относятся к прокариотам. (нет)

  3. Клеточная стенка растительной клетки состоит из целлюлозы. (да)

  4. Пластиды различаются по выполняемым функциям. (да)

  5. Эндоплазматическая сеть – это часть комплекса Гольджи. (нет)

  6. Включения – это постоянные образования клеток. (нет)

  7. Рибосомы в цитоплазме могут располагаться свободно или быть прикрепленными к поверхности мембран эндоплазматической сети. (да)

  8. Лизосомы образуются из пузырьков комплекса Гольджи. (да)

  9. Хромосомы – органоиды клеточного ядра. (да)

  10. Все живые организмы, существующие на Земле, имеют клеточное строение.(нет)



10 задание «Пантомима»

Каждая команда выбирает листок с названием органоида клетки. Необходимо с помощью пантомимы показать этот органоид клетки, чтобы другие команды угадали.

Органоиды: ядро, митохондрия, хлоропласт.

11 задание «Составь слово»

Каждая команда в течение 1 минуты должна составить как можно больше слов из слов

ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ.

  1. Подведение итогов. Подсчет «смайликов».


Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все показали хорошие знания. Со счетом ……… победила команда ……..

  1. Рефлексия.

Рефлексия деятельности на мероприятии.

Ребята, перед вами на столе лежат по 3 смайлика с разными эмоциями. Поднимите смайлики, если вам: понравилось, не понравилось мероприятие и все равно.


«Смайлики» для оценивания на положительные и отрицательные эмоции:

1 – понравилось 2 – мне все равно 3 – не понравилось


Всем спасибо за участие!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!