СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по математике и физике "Турнир веселых и смекалистых"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка турнира весёлых и смекалистых по дисциплине «Математика» рекомендуется для использования при подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Данная  разработка содержит рекомендации и практические советы по проведению турнира. Методический материал, содержащийся в разработке, может быть использован преподавателями общеобразовательных дисциплин.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике и физике "Турнир веселых и смекалистых"»

Федеральное агентство по образованию

ФГОУ СПО «Мичуринский аграрный колледж»






РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании цикловой комиссии Зам. директора по

общеобразовательных дисциплин учебной работе

Протокол № ____ от ___________ __________ В.М. Кириллова

Председатель комиссии

_______________ О.А. Белоусова










Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Турнир весёлых и смекалистых

по дисциплине «Математика»






Подготовила преподаватель

Долгова И.М.










Мичуринск

2007



Методическая разработка турнира весёлых и смекалистых по дисциплине «Математика» рекомендуется для использования при подготовке и проведении внеклассных мероприятий.

Данная разработка содержит рекомендации и практические советы по проведению турнира.

Методический материал, содержащийся в разработке, может быть использован преподавателями общеобразовательных дисциплин.















































2

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Подготовительная работа……………………………………………………………4

План мероприятия……………………………………………………………………5

Структура мероприятия……………………………………………………………...6

Методические рекомендации………………………………………………………..6

Организация мероприятия…………………………………………………….6

Вводная часть…………………………………………………………………..7

Ход мероприятия………………………………………………………………7

Проведение итогов мероприятия……………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………9

Литература…………………………………………………………………………...10

Приложения………………………………………………………………………….11































3

Введение


В настоящей разработке представлена методика проведения турнира весёлых и смекалистых. Её рекомендуется использовать во внеклассной работе по дисциплине «Математика» со студентами первого курса ССУЗов.

Среди различных форм внеклассной работы по математике особое место занимают математические вечера и турниры. Присущий им дух соревнования и юмор нравятся студентам как младших, так и старших курсов. Для некоторых ребят такие турниры становятся началом большого пути в математику. Задорные состязания содействуют сплочению коллектива студентов, укреплению их дружбы.

Автор настоящей разработки предлагает методику проведения своеобразного праздника, где собраны воедино разнообразные конкурсы, стихи, ребусы, инсценировки, игры математического содержания и прочее.

Методический материал может помочь преподавателю включить студентов в активную внеклассную работу по математике. Используемые в разработке методы и приёмы позволят провести мероприятие, способствующее осознанию студентами всей прелести и красоты математики, ответственности за свои действия и коллектив, укреплению дружбы, ибо только при согласии в команде возможна победа.

Разработка включает подробное описание подготовительного этапа, сценарий мероприятия, методические рекомендации по его проведению. Она адресована в помощь преподавателям, работающим над проблемой активизации познавательной деятельности студентов на занятиях математики, развитием их интереса к данной дисциплине. Данный материал позволит решить ряд задач по нравственному и эстетическому воспитанию студентов.

При подготовке методической разработки использован материал, изложенный в журнале «Математика в школе» и в приложении «Математика» к газете «1 сентября».
















4

Подготовительная работа


За месяц до проведения мероприятия студентам первого курса, изучающим дисциплину «Математика», предлагается принять участие в турнире весёлых и смекалистых. Студенты знакомятся со сценарием, им представляется возможность внесения предложений и корректив.

Спустя неделю, преподаватель знакомится с замечаниями и предложениями студентов по организации и проведению мероприятия, если такие поступят. Принимается совместное решение по внесению корректив в сценарий турнира, студенты получают задания для подготовки к мероприятию.

Определяется ведущий турнира. Сценарий предусматривает использование музыкальных пауз, а именно, песен о математике. Преподаватель вместе со студентами определяет исполнителей.

В мероприятии предлагаются инсценировка дидактической сказки о свойствах нуля, проведение одного из конкурса Бабой-Ягой, поэтому целесообразно определить группу студентов, отличающихся способностями к театральному искусству. Распределяются между ними роли. Ребята получают задание по подбору и изготовлению необходимых костюмов, реквизита.

Для музыкального оформления мероприятия преподаватель поручает студентам найти необходимые фонограммы для музыкальных пауз. Определяется студент, отвечающий за музыкальную аппаратуру.

Создаётся слайдовая презентация, по возможности отражающая все этапы турнира. Определяется студент, отвечающий за создание презентации и её проведение.

Членам редколлегии поручается тематическое оформление аудитории и выпуск стенных газет по дисциплине.

Сценарий предусматривает проведение среди студентов игры со зрителями. Поэтому преподаватель обращает внимание студентов на необходимость повторения материала по изученным ранее темам.

Для накопления материала, отражающего работу кабинета математики, целесообразно определить студента, отвечающего за фотографирование мероприятия.

Отбираются студенты – члены команд, участвующих в турнире. Особый интерес представляет то, что команды составляются из студентов разных групп.







5

План мероприятия


Тема: Турнир весёлых и смекалистых.

Дисциплина: математика.

Цели: дидактическая – актуализировать знания студентов по математике;

воспитательная – воспитывать чувство ответственности за свои

действия, коллективизм; формировать умение работать в команде;

прививать навыки рационального использования

времени, адекватной самооценки; осуществлять

эстетическое и нравственное воспитание;

развивающая – развивать математическую грамотность студентов, их

логическое мышление и культуру речи, творческие

способности.

Форма проведения – турнир.

Методы проведения – игра, слайдовая презентация, тестирование,

стихотворный, дидактическая сказка.

Место проведения – аудитория.

Время проведения – 60 минут.

Сферы: «Я и мой внутренний мир»; «Я и коллектив».

Социальные роли: 1) духовно-потребительская и творческая;

2) организаторско-коммуникативная.

Участники – студенты первого курса специальностей Механизация сельского

хозяйства и Страховое дело.

Оформление и оборудование: магнитофон, аудиозаписи фонограмм, фотоаппарат, выставка книг о математике, стенные газеты математического содержания, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, декорации и реквизит для инсценировки дидактической сказки, раздаточный материал с заданиями для команд, таблички с названиями команд, бейджики для участников турнира, оценочные листы для жюри.















6

Структура мероприятия



  1. Организация мероприятия (2 мин.)

  2. Вводная часть (1 мин.)

  3. Ход мероприятия (52 мин.)

    1. «Вы нас не ждали? А мы уже здесь!» (представление команд) (4 мин.)

    2. «Да или нет» (разминка) (3 мин.)

    3. «Угадай-ка» (конкурс ребусов) (4 мин.)

    4. «Сладкоежка» (3 мин.)

    5. «Блеск и сияние интеллекта» (3 мин.)

    6. «Ловкость ног и быстрота мысли» (3 мин.)

    7. «И поискам предела нет …» (конкурс шарад) (4 мин.)

    8. «Там, на неведомых дорожках» (сказочный) (10 мин.)

    9. «Отвечаю я один» (конкурс капитанов) (5 мин.)

    10. «Мудрые мысли посещают иногда наши головы» (конкурс высказываний) (3 мин.)

    11. «С полуслова» (конкурс для зрителей) (3 мин.)

    12. «Гонка за лидером» (3 мин.)

    13. «Музыкальные паузы» (5 мин.)

  4. Подведение итогов мероприятия (5 мин.)

Методические рекомендации по проведению мероприятия



Организация мероприятия



Мероприятие можно провести, используя самые разнообразные факты и сведения из математики, причём целесообразнее использовать задания на смекалку и сообразительность, компактно сформулированные и не требующие много времени на обдумывание. Особую эмоциональную атмосферу создадут музыкальные паузы, песни о математике в исполнении студентов, инсценирование дидактической сказки о свойствах нуля, конкурс, проводимый Бабой-Ягой, слайдовая презентация.

От организационного момента во многом зависит чёткий ритм проведения турнира. С первых минут студенты должны почувствовать важность мероприятия, ответственно отнестись к его проведению. Методы и приёмы используемые в ходе турнира, должны развивать у студентов интерес к дисциплине, заставить их задуматься о том, насколько многогранна и глубока математика с одной стороны, а с другой, что даже и такой серьёзный науке не чужды шутки и смех.

Перед началом мероприятия преподавателю необходимо удостовериться в присутствии всех участников, ответственных за музыкальное, компьютерное и фотооформление; проверить качество работы музыкальной и мульмедийной аппаратуры, наличие реквизита, наглядного оформления.

7

Вводная часть



Мероприятие целесообразно начать преподавателю. Это можно сделать в поэтической форме, например, прочитать стихотворение, дающие напутствие командам в тернистый мир загадок и задач (прил.1).

Ведущий приглашает присутствующих на «Турнир весёлых и смекалистых», посвящает гостей и членов команд в сущность предстоящего мероприятия, называя его задачи и подчеркивая важность математики в вашей жизни. Важно, чтобы уже в самом начале мероприятия и участники, и зрители ощутили значимость проводимого мероприятия. А какой же турнир, какое же мероприятие без жюри? Ведущий представляет членов жюри.



Ход мероприятия



Всё мероприятие разбивается на несколько разнообразных конкурсов. Начать турнир рекомендуется с представления команд, участников турнира. Этот этап проходит под девизом «Вы нас не ждали? А мы уже здесь!» Команды в стихотворной форме представляют своё название и девиз (прил.1).

Далее проводится конкурс разминки под названием «Да или нет?» Каждая команда должна дать максимальное количество правильных ответов «да» и «нет» на заданные вопросы в течение 1 минуты (прил. 1).

Следующий конкурс «Угадай-ка» - конкурс ребусов. На экране – слайд с тремя словесными ребусами (прил. 1).

По ходу всего мероприятия следует постоянно помнить об эмоциональной атмосфере, стараться преподносить информацию красочно, увлекательно, чтобы она осталась в памяти студентов, а мероприятие не было бы скучным и сухим. С этой целью в гости к участникам турнира и его зрителям приходит Баба-Яга, которая заявляет, что тоже увлекается математикой и может хорошо считать, а вот насколько хорошо владеют счётом члены команд, она сейчас проверит. Баба-Яга объявляет следующий этап турнира – «Сладкоежка». Ей сегодня достался стаканчик со сладостями. Но прежде чем их съесть, ей очень хочется узнать, сколько конфет-горошин в стакане. Та команда, которая подсчитает количество конфет правильно за 10 секунд, получит 1 балл. После Баба-Яга делится со всеми присутствующими конфетами.

Затем команды переходят к следующему конкурсу под названием «Блеск и сияние интеллекта». Ребятам предлагаются пять тестовых заданий математического содержания с выбором ответа (прил. 1).

Для проведения игры «Ловкость ног и быстрота мысли» необходимо приготовить по два стула, за которыми каждая команда строится в линию. На груди у каждого участника карточка с цифрой (от 0 до 5). Увидев на слайде пример, команда должна провести вычисления в уме и сесть на стулья так, чтобы можно было прочитать результат (прил. 1).



8

Следующий этап мероприятия – этап шарад. Он проходит под названием «И поискам предела нет» (прил. 1).

С целью развития интереса к дисциплине и творческих способностей студентов следующий этап мероприятия проводится в форме инсценировки дидактической сказки о свойствах нуля под названием «Там, на неведомых дорожках…». По ходу инсценировки представители команд, отвечая на вопросы сказочных героев, зарабатывают баллы (прил. 1).

Далее предлагается конкурс «Мудрые мысли посещают иногда наши головы». Команды получают по три набора слов, из которых они должны за 3 минуты составить три высказывания о математике (прил. 1).

В то же время проходит конкурс капитанов «Отвечаю я один». Капитанам предлагается разгадать за пять минут кроссворд (прил. 1).

Представленные методы и приёмы должны оказать помощь преподавателю в нравственном, эстетическом воспитании студентов, развитии интереса к математике, как к дисциплине. Вместе с тем мероприятие призвано проверить и знание студентов по математике. С этой целью можно провести конкурс «Гонка за лидером». Командам в течение трёх минут предлагается ответить на максимальное количество вопросов и задач (прил. 1).

Конкурсы турнира чередуются с музыкальными номерами (прил. 2).

После конкурса «Гонка за лидером» жюри подсчитывает количество баллов, набранные командами в ходе турнира. А в это время ведущий проводит конкурс «С полуслова» - игру со зрителями. Ведущий читает начало фразы или высказывания, зритель её заканчивает. Правильно ответивший получает сладкий приз.

Весь ход мероприятия рекомендуется сопровождать слайдовой презентацией с изображением названий конкурсов, заданий, о которых будет идти речь. Использование мультимедийного оборудования облегчит восприятие информации, сделает мероприятия более красочным, зрелищным и запоминающимся.



Подведение итогов мероприятия



После того, как ведущий с членами жюри подведут итоги конкурсов, назовут команду-победителя, проводится награждение грамотами за I и II места, а также вручаются грамоты в индивидуальных номинациях: «Самому умному», «Самому артистичному», и прочее.

Логичным завершением турнира может стать вновь выступление преподавателя.











9

Заключение



Основополагающая идея данной методической разработки состоит в том, чтобы помочь преподавателям организовать мероприятие, призванное развивать интерес к математике и активизировать познавательную и творческую деятельность студентов.

Разработка интереса характером изложения серьёзной математической информации. И сухие, абстрактные числа, математические действия становятся ближе и понятнее, если с ними происходят события, похожие на реальные, или сказочные приключения. Используемая в мероприятии дидактическая сказка должна не только привлекать студентов, но и учить уму-разуму. Математическая сказка рассматривает математические закономерности, делает математические выводы, но при этом обязана следовать законам жанра, то есть учить добру и справедливости.

Включение стихотворного метода в мероприятие даёт возможность убедиться в том, насколько органично стихи могут сочетаться с математическим материалом.

Приёмы, используемые в мероприятии, позволяют студентам не только внимательно следить за ходом турнира, но и постигать математические законы и правила, приобретать житейский опыт. Такой подход создаёт атмосферу праздника знаний, вносит разнообразие и эмоциональную окраску во внеклассную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.

Сценарий, включённый в разработку, подробно описывает весь ход мероприятия. Каждый преподаватель может внести в него творческие изменения и провести своё, неповторимое мероприятие, развивающее у студентов интерес к математике.

Предложенную методразработку можно использовать при организации математических недель, творческих вечеров, праздников по математике.



















10

Литература

1. Бахматов Р.Б. Для кого падают яблоки?/ Р.Б. Бахматов. – М.: Детская литература, 1973. – 16 с.

2.Колдашов А.М. Неделя математики в школе: методические рекомендации/А.М. Колдашов. – Тамбов, 1987. – 36 с.

3. Оникул П.Р. 19 игр по математике: учеб. пособие/П.Р. Оникул. – СПб.: Союз, 1999. – 95 с.

4. Петрова Ф.Г. Математические вечера/Ф.Г. Петрова. – Ижевск: Удмуртия, 1986. – 184 с.




































11

Приложение 1

Сценарий «Турнира весёлых и смекалистых»


Вступительное слово преподавателя.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело,

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.


Итак, мы начинаем. А какой же турнир без жюри? Приветствуем наше многоуважаемое жюри! (В состав жюри могут входить преподаватели общеобразовательных дисциплин, студенты старших курсов.)


I. «Вы нас не ждали? А мы уже здесь!» (Представление команд: название, девиз). (Максимум 3 балла).


Команда «5+».

Мы команда – просто класс,

На пять с плюсом жизнь у нас.

Мы не ленимся учиться.

Вам всем с нами не сравниться.


Этот турнир ждали мы,

По нему стосковались умы.

Будем же веселиться,

Смеяться, шутить.

Ведь сегодня на турнире

Мы решили победить!


Команда «Двоечники».

Мы ребята – просто супер,

Мы ребята – просто класс.

Мы – ребята-акробаты,

Только двоечки у нас.


Сегодняшний турнир мы выиграть хотим

И победу вам не отдадим.

12

Придётся попотеть и постараться:

За каждое очко мы будем драться.

Смекалку мы проявим и отвагу

И победим врагов всех вместе сразу!


II. «Да или нет?» (конкурс разминки). Команды отвечают на вопросы по-очереди. В течении одной минуты представители команд должны дать максимальное количество правильных ответов «да» или «нет». За каждый верный ответ – 1 балл.


Вопросы для команды «5+».

  1. Если две прямые имеют общую точку, то они пересекаются.

(Нет, могут совпасть)

  1. Точки, ограничивающие отрезок, называются его концами.

(Да)

  1. «Литература ум в порядок приводит».

(Нет, это математика)

  1. Координата Х точки на плоскости – это ордината.

(Нет)

  1. Углы при основании равнобедренной трапеции равны.

(Да)

  1. Абак – это древние счёты.

(Да)

  1. Чтобы построить график функции, достаточно двух точек.

(Нет)

  1. Угол в квадрате равен 450.

(Нет)

  1. Узел – это единица скорости на суше.

(Нет, на море)

  1. Дядя Стёпа носит сапоги 45 размера.

(Да)

Вопросы для команды «Двоечники».


  1. Через любые две точки можно провести прямую.

(Да)

  1. Две пересекающиеся прямые имеют только одну общую точку.

(Да)

  1. 1 пуд – это 10 кг.

(Нет, это 16 кг)

  1. Фалес доказал теорему о сумме углов треугольника.

(Нет)

  1. Астролябия – это прибор измерения углов на местности.

13

(Да)

  1. Диагонали параллелограмма равны.

(Нет)

  1. 1% рубля равен 1 копейке.

(Да)

  1. 1 кг свинца тяжелее 1 кг ваты.

(Нет)

  1. Если два угла имеют общую вершину, то они смежные.

(Нет)

  1. Может ли при делении получится нуль?

(Да, если нуль делить на число)



III. Конкурс ребус «Угадай-ка». Командам предлагается решить словесные ребусы. Каждый ребус оценивается в 3 балла.


IV. Конкурс «Сладкоежка». Проводится гостьей – Бабой-Ягой.


Баба-Яга. На шум я к вам решила зайти. Вы меня узнали? Кощей Бессмертный сегодня дал мне стаканчик со сладостями. Но прежде чем их съесть, мне хочется узнать, сколько конфет-горошин в стакане. Помогите мне, ребята, ответить на этот вопрос, но ответить вы должны за десять секунд. Та команда, которая предложит правильный ответ, получит 1 балл.

Комментарий. Участники игры, выполняя задание, разбирают по пять горошин каждый, затем ещё по пять, остальные считают вместе, что позволяет им ускорить процесс подсчёта. Если они считают вместе, то, как правило, не успевают выполнить задание.

Баба-Яга. Ну что же, спасибо, мне придётся с вами поделиться. Конфеты можете съесть. Пойду-ка я обратно к Кощею, может быть, он мне ещё даст.


14

V. «Блеск и сияние интеллекта» - конкурс тестовых заданий, который позволяет проявить интеллект и показать глубину знаний и широту кругозора участников турнира. К каждому вопросу предлагается три варианта ответа. Задача команды – выбрать верный и заработать 1 балл.


1. По мнению Л.Н. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет, по мнению писателя, знаменатель этой дроби?

А. То, как этот человек выглядит.

Б. То, что он о себе думает.

В. То, что про него думают другие.

(ответ: Б)


2. Хи – это …

А. Корейское блюдо с добавлением уксуса.

Б. Восклицание преподавателя с уксусным видом.

В. Греческая буква алфавита.

(ответ: В)


3. Русские дети в городе Лос-Анджелесе решили пошутить и запустили в школу трех свиней. При этом написали на них краской номера 1,2 и 4. Неделю американская полиция искала …

А. Детей, которые это сделали.

Б. Свиней, которые разбежались.

В. Свинью под номером 3.

(ответ: В)


4. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи?

А. Красота, разум, истина.

Б. Цвет, звук, мысль.

В. Буква, цифра, нота.

(ответ: В)


5. Над входом в Академию Платона было написано: «Да не войдет в Академию не знающий …». Закончите фразу:

А. Геометрии;

Б. Истины;


15

В. Дружбы.

(ответ: А)


VI. Для проведения конкурса «Ловкость ног и быстрота мысли» необходимо приготовить по два стула, за которым каждая команда строится в линию. На груди у каждого участника карточка с цифрой (от 0 до 5). Увидев пример на экране, команда должна провести вычисления в уме и сесть на стулья так, чтобы можно было прочитать результат. Команда, первой выполнившая задание, получает 1 очко за каждый правильный ответ.



  1. (ответ: 40)

  2. (ответ: 25)

  3. (ответ: 13)


  1. Конкурс «И поискам предела нет». Это конкурс шарад. Каждая верно отгаданная шарада оценивается двумя баллами.


1. Первое – предлог, второе – летний дом,

А целое порой решается с трудом.

(задача)



2. Я цифра меньше десяти.

И вам легко меня найти.

Поставь предлог передо мною,

И я уже – число другое.

(семь-восемь)



3. Три слога в слове. Первый слог –

Большой снеговика кусок.

Осуществляют слог второй

Слоны, придя на водопой.

А третий слог зовется так,

Как раньше звали твердый знак.

Соедини все три как надо –

Получишь ЭВМ в награду!

(компьютер)



  1. Из чисел вы мой первый слог возьмите,

16

Второй из слова «гордецы»,

А третьим лошадей гоните,

Четвертым будет блеянье овцы.

Мой пятый слог такой же, как и первый.

Последней буквой в алфавите является шестой.

И если угадаете все верно,

То в математике раздел получите такой.

(тригонометрия)



  1. Конкурс «Там, на неведомых дорожках …» (дидактическая сказка). Отвечая по ходу сказки на поставленные её героями вопросы, команды зарабатывают баллы. Действующие лица: Ошибка, отличник Антон, Баба-Яга, Тигр, ведущий, принцесса Пятерка, Нуль.



Пролог.

Разные цифры, числа и знаки

Жили в прекрасной, чудесной стране.

Царь справедливый давно ею правил,

Счастливы жители были вполне.

Однажды Ошибка в страну ту попала.

На троне царя захотела сидеть.

На подданных всех напустила дурмана,

В сомненье поставила царскую честь.

Нелепость одну за другой совершила,

Порядок смешала, схватила царя

И в подземелье его посадила,

В стране беспредел с наслажденьем творя.

В ссорах и драках все дни пролетали.

И чем бы закончился этот кошмар,

Если б отличник Антон не исправил

Всё, что Ошибка наделала там.

Однажды уроки готовил Антон.

Учебник открыв, был Антон удивлён:

Ошибка сидит, аж на каждой странице,

«Жвачку» жуёт, ничего не боится.

И понял Антон: Случилось несчастье!

Страну надо срочно спасать от напасти!


Антон. У Бабы-Яги попрошу я совета,

Старая знает всё обо всём.

Избушка, избушка, стань ко мне передом!

17

Пусть Баба-Яга пригласит на приём.


Баба-Яга. Некогда мне тут с тобой разговаривать!

В избушке затеян евроремонт.

Но если объём помещенья узнаешь,

Хороший совет дам, отличник Антон!


Антон. Согласен! Скорей говори измеренья!


Баба-Яга. Высота у избушки два метра была,

Длина с шириной метра три, без сомненья.


Антон. Так надо умножить три на три и на два!

И восемнадцать кубических метров

Дом твой составит. Теперь дай совет:

Как все ошибки быстрее исправить,

Страну и царя как избавить от бед?


Баба-Яга. Преодолеть надо три испытанья,

Как только пройдешь их, Ошибке конец!

Порядок, спокойствие сразу настанут,

Тюрьму царь покинет, наденет венец.

Ступай! И запомни: как только заданье

Тебе вдруг окажется не по зубам,

Вот этот волшебный платочек достанешь.

(Его безвозмездно в подарок я дам.)


Антон. Спасибо, бабуля Яга, за заботу.

Прощай! Эй, Ошибка, где ты? Выходи!

Назначь испытанья, любую работу,

Тебя не боюсь, я пришел победить!


(Выходит Ошибка, ведя на поводке тигра. Тигр очень ленив и вальяжен.)


Ошибка. Кто тут нарушает покой в моём царстве?

Антошка? Мой тигр уничтожит тебя!

Сто метров сейчас расстоянье меж вами.

За сколько минут тигр догонит тебя?

100 метров в минуту хищника скорость,

А 90 всего лишь твоя.


Антон. Ребята, задачу решить помогите,

От страха в решенье запутался я.


18

Ведущий. Ребята! Придётся помогать, а то беды не миновать.

Запомнили условие задачи? Скорость тигра – 100 м/мин,

а Антона – 90 м/мин. Расстояние между ними 100 м. Через сколько

минут они сблизятся? (Идёт процесс решения.) Ура, задача решена!


Тигр. Эх, без обеда я снова остался!

Ошибка ошиблась, да лёгкий вопрос.


Ошибка. Кыш, кошка драная, прочь убирайся!

В дела Ошибки не суй глупый нос.

Рано, Антошка, торжествуешь!

Нуль подошлю, разделайся с ним!


Антон. Всё бесполезно! Ребята всё знают,

Как Нуль опасен и … необходим.


Ведущий. Ребята! Послушайте внимательно сказочных героев и ответьте на

вопрос: какую опасную роль может сыграть нуль? Какие ещё

свойства нуля вам известны? (Ответы студентов.)


(На сцену выходят принцесса Пятёрка, принц Нуль, придворные.)


В одном королевстве Пятёрка жила,

Красивой, но жадной принцесса слыла.

Из дальнего царства, царства Нулей,

Пожаловал принц, чтоб посвататься с ней.

Румяный, весёлый, круглый и добрый –

Вот для принцессы муж бесподобный!

А рядом как встали, такое блаженство,

Число 50 ведь само совершенство.

Но в зеркало смотрит принцесса в смятенье:

Там Нуль и Пятёрка само невезенье!

Ни прока, ни прибыли нет от Нуля,

Не надо такого ей короля!

Принцессе твердят все, что пара прекрасна.

Слова бесполезны, советы напрасны.

Министр предложил Тигра позвать,

Чтоб знаками действия пару связать.

Пятёрка согласна. Вмиг тигр прибежал,

Но как ни сложил бы: всё тот же финал!

С Тигра сошло пятьдесят пять потов,

Он Нуль вычитать хоть 100 раз был готов.

Но жадной принцессе к чему вычитанья?

«Богатство умножить», - твердит ей сознанье.

19

Пытался Тигр Пятёрку унять,

Чтобы потом на себя не пенять.

«Действовать быстро», - был отдан приказ.

Тигр числа умножил и отбыл тот час.

И в ужасе замерли все, как один:

Принцесса исчезла, а Нуль невредим!

Он улыбнулся слегка виновато:

«Пятёрку искать бесполезно, ребята!»

Так умноженья известное правило

От жадной принцессы придворных избавило.


Ведущий. Итак, какую же опасную роль может сыграть нуль? О каком

свойстве нуля идёт речь? Какие ещё свойства нуля вам известны?

(Ответы студентов.)


Ошибка. Последнее средство – бандитов позвать,

Ребят и Антона в заложники взять.

В доме, где сотня квартир, запереть,

И запретить им кричать и шуметь.


Ведущий. Сколько квартир обойти надо в доме,

Чтобы спасти и ребят, и Антона,

Если известно, что номер квартиры

Точно содержит цифру «четыре»?

Задачу Антон моментально решил

И даже подумал, что он победил.

Но не учёл, что бандиты следят,

Антону ответ говорить не велят.

Ребята, надежда только на вас.

Так сколько квартир обойдём мы сейчас?


Ребята, опять нужна ваша помощь. Антона хотят запереть в доме, в котором 100 квартир. А номер квартиры содержит цифру 4. Сколько квартир из ста имеют в своём номере четвёрку? (Ответы студентов.)


Эпилог.

(Выходят ведущий, Антон, Ошибка, Тигр, Нуль.)


Задачу мы решили!

Антона из плена освободили

А где же ошибка?

Исчезла, пропала

Как будто её тут и не бывало!

Вот царь из тюрьмы

20

Возвратился домой.

В стране воцарились

Мир и покой.

Только Тигр

В угол забился,

Прощенье просить

У Антона решился:

«В школу собрался учиться пойти,

Иммунитет от Ошибки найти».

На праздник весёлый царь всех созывает,

Концерт в честь победы устроить желает.



  1. Конкурс капитанов «Отвечаю я один». Капитанам команд предлагается разгадать математические кроссворды. Каждое верно отгаданное слово – 1 балл

5





6









7



1




















4



























2
















3












По горизонтали: 1. Число, из которого вычитают. 2. Число, на которое делят. 3. Сумма длин всех сторон треугольника. 4. Как называют фигуру, изображенную на рисунке?









По вертикали: 1. Что это такое: 2х-6=2? 5. Число, которое прибавляют.

6. 23=4•5+3, 3-это… 7. Арифметическое действие.

21


Ответы: По горизонтали: 1. Уменьшаемое. 2. Делитель. 3. Периметр.

4. Пентагон.

По вертикали: 1. Уравнение. 5. Слагаемое. 6. Остаток. 7. Умножение.



  1. Конкурс «Мудрые мысли посещают иногда наши головы» (конкурс высказываний). Из полученных наборов слов командам надо собрать по три высказывания о математике. Время выполнения – 2 минуты. 1 балл за каждое правильно составленное высказывание.


  1. В математике есть своя красота, как в живописи и в поэзии.

(Н.Е. Жуковский)


  1. Математика – это язык, на котором говорят все точные науки.

(Н.И. Лобачевский)


  1. Язык природы есть язык математики.

(Г. Галилей)


  1. «С полуслова» - конкурс для зрителей. На экране появляется текст с определениями, формулами и высказываниями; нужно закончить формулировку.


  1. Инструмент для вычерчивания окружностей …

(циркуль)

  1. Прямые называются параллельными, если …

(не пересекаются)

  1. В новогоднюю ночь бокалы с шампанским поднимают в …

(12 часов)

  1. Графиком линейной функции является …

(прямая)

  1. Архимед произнёс, выскакивая из ванны, слово …

(«эврика»)

  1. Первая женщина – математик в России …

(С. Ковалевская)

  1. Утверждение, не требующее доказательств – это …

(аксиома)

  1. В прямоугольнике диагонали …

(равны)

  1. Яблоко упало на голову этому знаменитому физику …

(Ньютону)

  1. Теорему Пифагора доказал …

(Пифагор)


22

  1. Конкурс «Гонка за лидером».


Вопросы для команды «5+»


  1. Сумма каких трёх натуральных чисел равна их произведению?

(1;2;3)

  1. Сколько нулей в миллионе?

(Шесть)

  1. Ромб, у которого все углы прямые.

(Квадрат)

  1. Какой русский писатель окончил математический факультет Московского университета?

(Грибоедов)

  1. Как переводится на русский язык слово «конус»?

(Шишка)

  1. Летели три страуса, одного убил охотник. Сколько страусов осталось?

(Страусы не летают)

  1. У рабочего была путёвка в дом отдыха со 2-го по 17-е. Сколько дней отдыхал рабочий?

(16)

  1. Какое число называлось «тьмой» в древности?

(10.000)

  1. Как называется старинный домашний прибор для измерения веса?

(Безмен)

  1. Единица скорости на море.

(Узел)

  1. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?

(4 часа)

  1. Шли по дороге два мальчика и нашли 2 рубля. За ними ещё четверо идут, сколько они найдут?

(Ничего не найдут)

  1. Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости.

(Планиметрия)

  1. Наибольшее двузначное число.

(100)

  1. Верно ли, что Гауссе, Пифагор, Пушкин – математики?

(Пушкин – не математик)

  1. Окружность – это линия или часть плоскости?

(Линия)

  1. Какой знак нужно поставить между 2-мя и 3-мя, чтобы получилось число, больше 2-х и меньше 3-х?

(Запятую)



23

Вопросы для команды «Двоечники».


  1. Чему равно произведение первых трёх натуральных чисел?

(6)

  1. Сколько секунд в одном часе?

(3600)

  1. Какой угол образуют пути двух туристов, если один идёт на север, а другой на восток?

(900)

  1. Воспитывая сына-двоечника, папа изнашивает за год 2 ремня. Сколько ремней износил папа за 10 лет обучения сына в школе, если сын в пятом классе учился два года?

(22)

  1. Крышка стола имеет 4 угла. Если отпилить один угол, сколько углов останется?

(5)

  1. Цапля, стоя на одной ноге, весит 15 кг. Сколько будет весить цапля, если она встанет на две ноги?

(15 кг)

  1. Сколько ног у мухи?

(Шесть)

  1. У семи братьев по сестре. Много ли сестёр?

(Одна)

  1. Две матери, две дочки, да бабушка с внучкой. Сколько всего человек?

(Трое)

  1. Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?

(Нисколько, все разбились)

  1. Когда козе исполнится семь лет, что с ней будет дальше?

(Пойдет восьмой год)

  1. «Фунт» - это старинная мера веса или длины?

(Веса)

  1. Равенство, содержащее неизвестное.

(Уравнение)

  1. Треугольник с равными сторонами.

(Равносторонний)

  1. Какую часть часа составляет 20 мин?

  1. Немецкий учёный, которого называли «Королём математики»?

(Гаусс).

  1. В какой стране впервые появились отрицательные числа: в Индии или Китае?

(В Древнем Китае).


24

Подведение итогов. Жюри подсчитывает баллы, набранные командами. Происходит награждение командное и индивидуальное в номинациях «Самому умному», «Самому артистичному».










































25

Приложение 2


Турнирная таблица


п/п

Название конкурса

Макс. оценка за конкурс

Кол-во набранных баллов

команда

«5+»

команда

«Двоечники»

I

Вы нас не ждали? А мы уже здесь! (представление команд)

3 балла



II

«Да или нет» (разминка)

1 вопрос - 1 балл; max – 10 баллов



III

«Угадай-ка» (конкурс ребусов)

1 ребус – 3 балла;

max – 9 баллов



IV

«Сладкоежка»

1 балл



V

«Блеск и сияние интеллекта»

1 вопрос - 1 балл; max – 5 баллов



VI

«Ловкость ног и быстрота мысли»

1 шарада - 1 балл; max – 3 балла



VII

«И поискам предела нет …»

(конкурс шарад)

1 вопрос - 1 балл; max – 8 баллов



VIII

«Там, на неведомых дорожках» (сказочный)

1 вопрос - 1 балл; max – 3 балла



IX

«Отвечаю я один» (конкурс капитанов)

max – 8 баллов



X

«Мудрые мысли посещают иногда наши головы» (конкурс высказываний)

1 высказывание - 1 балл;

max – 3 балла



XI

«Гонка за лидером»

1 вопрос - 1 балл; max – 17 баллов




Всего












26

Приложение 3

Песня «Ты не понял»

  1. Мы разошлись, как в море корабли,

Ты математику учишь,

Хотя друзья говорили: «Смотри,

Ты всё же двойку получишь».

Но мы то знали, что время пройдёт

И за советом придёшь ты.

И не вернуть нам обратно того,

Училке снова соврёшь ты.

Припев: А ты так и ничего не понял,

Ничего не понял, не понял ничего.

Когда ты учишь эти интегралы,

От формул в голове сплошная чехарда.

Когда ты учишь эти интегралы,

От формул в голове сплошная чехарда.


  1. Что смотреть нам, кто прав, кто виноват,

Все математику знают.

Ведь ты один не учил ничего

И снова двойки нахватаешь.

Только сейчас за учебники сел.

Не слишком сделал ли поздно

Всё для того, чтоб математику знать,

Предмет ведь этот так сложен?


Припев: А ты так и ничего не понял,

Ничего не понял, не понял ничего.

Когда ты учишь эти интегралы,

От формул в голове сплошная чехарда.

Когда ты учишь эти интегралы,

От формул в голове сплошная чехарда.


  1. Только сейчас за учебники сел.

Не слишком сделал ли поздно

Всё для того, чтоб математику знать,

Предмет ведь этот так сложен?

27

Приложение 4

Песня «Весёлые страховики»

  1. Не правоведы, не механики,

И сожалений горьких нет, да нет.

Страховщики – специалисты мы

И шлём сердечный вам привет.


  1. Наверно вызвал ведь сомнение

У вас наш юный коллектив?

Принять серьёзное решение

Сумеем как один, как один.


  1. Кристина – гений в арифметике,

Егор – так просто вундеркинд,

Сильна Надюха в геометрии,

Марина так во всём специалист.


  1. Страховщики – специалисты мы,

Пока и без пяти минут ещё.

А вот какие математики мы-

Известно всем давным-давно!


















28

Приложение 5

Диалог «Из жизни студентов»


  1. Как-то раз мы с другом лучшим

Так устали-нету сил.


  1. На уроке мы уснули,

Парта милее, чем кровать.

Мы зевнули так, что скулы

Стало некому выровнять.


  1. Мы проснулись, чем заняться?

Не придумать, хоть убей!

Посмеяться мы решили

Над соседкою своей


  1. Ах, учитель, что наделал?

Слова он не проронил.

И, не вникнув в сущность дела,

Сразу маму пригласил.


  1. Если время на уроке очень

Медленно течёт,

Мы, забыв учебник строгий,

Чертим, что на ум взбредёт.


  1. На тетради и на парте,

На доске и на стене,

На портфеле и на карте,

У соседа на спине.


  1. Чтобы лучше на уроке

Наши думали мозги,

Мы едим на задней парте

С колбасою пироги.


  1. Мы устали от ученья.

Ах, скорей бы выходной!

29

Окончание прил. 5

Скоро всем конец мученьям,

Мама, я хочу домой!


I, II. Обезьяну человеком

Сделал труд не для того,

Чтоб надеть ярмо навеки,

В лошадь превратить его!





















Рецензия

на методическую разработку внеклассного мероприятия

«Турнир веселых и смекалистых» по дисциплине «Математика»,

выполненную преподавателем

ФГОУ СПО «Мичуринский аграрный колледж»

И.М. Долговой.



Методическая разработка внеклассного мероприятия «Турнир веселых и смекалистых» с элементами конкурсов и игры предназначена для организации учебно-воспитательной работы по дисциплине «Математика» для студентов первого курса ССУЗов по всем специальностям.

Работа включает подробное описание подготовительного этапа, методические рекомендации по проведению данного мероприятия, сценарий в виде текстового варианта.

Разработка интересна характером изложения серьезной математической информации. Используемые в мероприятии дидактическая сказка, стихотворный метод и прочие приемы, позволяют студентам не только внимательно следить за ходом турнира, но и постигать математические законы и правила, приобретать житейский опыт.

Данная разработка позволяет решать образовательные задачи учебного процесса, а также задачи развития интереса к дисциплине и этического воспитания студентов.

Предложенную работу можно рекомендовать для использования во внеклассной работе преподавателям общеобразовательных дисциплин ССУЗов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!