СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по химии "Турнир химиков"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через обобщение знаний о веществе и химической реакции.

Задачи:

Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.

Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии "Турнир химиков"»

Внеклассное мероприятие для 9-х классов «Турнир химиков»

Цель: формирование познавательного интереса к изучению химии через обобщение знаний о веществе и химической реакции.

Задачи:

Образовательная: закрепить навыки составления химических формул и уравнений реакций, определять их тип; совершенствовать умения работы с реактивами с соблюдением всех правил по технике безопасности.

Развивающая: формировать познавательный интерес к химии, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: формировать безопасный образ жизни.

Оборудование: презентация, реактивы.

Учитель: Мы рады приветствовать всех участников турнира по химии. Сегодня Вам предоставлена возможность не только показать свои знания и умения, полученные на уроках химии, но и применить быстроту своего мышления, внимания.

Надеюсь, задания, которые Вас ждут, раскроют перед Вами мир химии несколько с другой стороны.  Мы Вам желаем успехов и пусть победят сильнейшие.


Представление команд (знакомство с капитанами команд, девиз команды)

Представление членов жюри


Учитель: Ребята, на сегодняшнем турнире будет много разных конкурсов, а поэтому от вас требуется концентрация, скорость и особое внимание на детали. Желаю вам успехов! Химия – наука удивительная. Она конкретная и касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас. Поэтому химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она абстрактная и имеет дело с мельчайшими частицами, которые не разглядишь в микроскоп, со сложными формулами и на первый взгляд непонятными законами.

Эпиграфом сегодняшней встречи будут слова М.В. Ломоносова: “Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие... куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед нами успехи её прилежания”

Тур 1 (Разминка) —  «Составь формулу»

   Даны 8 символов химических элементов. За минуту надо составить как можно больше формул из знаков, изображенных на карточке; индексы использовать можно. (Элементы: H, O, K, S, Fe, C, Na, N). Команда с большим количеством формул получает соответсвующее количество баллов.


Тур 2. Лирическая химия

Может показаться странным, что на химическом вечере мы вдруг решили вспомнить о литературе. Но, с другой стороны, наши девятиклассники стремятся стать не просто образованными, но и всесторонне развитыми, культурными людьми. Не зря известный химик академик Арбузов говорил: “Не могу представить себе химика, не знакомого с вопросами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области”.

 – Я буду предлагать командам вопросы, так или иначе связанные с литературой, музыкой и живописью. Отвечать будете по очереди. За правильный ответ – 2 балла.


  1. Как-то Федор Иванович Тютчев написал такие строки:

Люблю грозу в начале мая,

 Когда весенний первый гром,

 Как бы резвяся и играя,

 Грохочет в небе голубом.

После грозы в воздухе ощущается специфический запах, который мы называем запахом свежести. Какое вещество придаёт такой запах воздуху? (Озон)


  1. “Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль... из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте”. Кто автор этих строк и о каком химическом веществе идёт речь? (А. Конан Дойль, Собака Баскервилей, белый фосфор)

  1. В каком произведении А.С. Пушкина есть такие строки:

И он по площади пустой

 Бежит и слышит за собой

 Как будто грома грохотанье,

 Тяжёло-звонкое скаканье

 По потрясённой мостовой.

 И, озарён луною бледной,

 Простёрши руку в вышине,

 За ним несётся....                                                 (“Медный всадник”)

  1. Владимир Одоевский в сказке «Мороз Иванович» писал:

А я затем в окошки стучусь, -- отвечал Мороз Иванович,-- чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах
зелено; даже и совсем умереть от него (угара) можно». О каком химическом веществе здесь идет речь? Ответ обоснуйте. (При горении угля в печи происходит химическая реакция:
С + О2 = СО2 +402 кДж.
Но если трубу закрыть раньше того, как угли прогорят, то в печи скапливается избыток углекислого газа, который взаимодействует с еще раскаленными углями.
СО2 + С = 2СО – 160 кДж.
При закрытой трубе угарный газ проникает в помещение. При вдыхании он попадает в кровь человека и образует с гемоглобином стойкое соединение.)

  1. Владимир Короткевич в произведении «Лихая охота на короля Стаха» написал:

Вы слышали об эффекте “Собачьей пещеры в Италии”? Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут». Почему это происходит? (Дело в том, что причиной такого резкого ухудшения самочувствия у животных был скопившийся на дне пещеры углекислый газ. Можно сказать, это было такое пещерное озера газа глубиной всего лишь около тридцати сантиметров.)

  1. Это сложное вещество обладает уникальными физическими свойствами. При очень не большой молекулярной массе оно имеет аномально высокую температуру кипения. Это вещество – обязательный участник химических реакций, протекающих в живых организмах. Французский писатель Антуан де Сент – Экзюпери отзывался о нем: «…Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь». Внимание, вопрос, что это за вещество?  (Вода)

Тур 3 « Стобуквенная абракадабра»

Какой же химик не знает лабораторного оборудования? В квадрате спрятались 15 объектов химического оборудования. За 3 минуты отыщите их. Чья команда отыщет быстрее все 15 элементов химического оборудования получает 5 баллов (если меньше 3 балла).

Тур 4. «Химия в биологии»

В этом туре вы должны показать не только знания в области химии, но и биологии. За каждый правильный ответ 2 балла команде.


1) Это «заболевание» связано с металлом, относящимся к группе благородных металлов. Считается, что им болели люди, населявшие в большей степени североамериканский материк. Этим заболеванием болели люди на всех континентах, даже в Евразии - в Сибири. Но самая массовая вспышка этого заболевания произошла в Бразилии в период с 1690 по 1923 год.

(золотая лихорадка)

2) В крови человека находится химический элемент  железо, которое входит в состав гемоглобина и, окисляясь на воздухе, дает алую окраску крови. У ракообразных и моллюсков кровь при насыщении кислородом становится голубого цвета. Какой химический элемент- металл находится в крови ракообразных? (медь)

3) Жалящее действие крапивы, пчел и некоторых медуз связано с действием органической кислоты. Впервые она была выделена из яда насекомого и получила его имя. О каком веществе идет речь? (муравьиная кислота)

4) Это вещество входит в состав практически всех жидкостей организма. 0,9% раствор его в воде носит название физиологическим раствором. О чем идет речь? (поваренная соль-хлорид натрия)


Тур 5 – «Исправь ошибку» (прием РКМ – «лови ошибку»)

   Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учите­лю приходится исправлять их. Сейчас ис­правлять ошибки придется командам, кото­рым предлагается рассказ, содержащий химические ошибки. Команда, выявившая большее количество ошибок получает 3 балла.

«В яркий солнечный день ребята отпра­вились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий в основном из окси­да алюминия, был сухим и чистым. Чтобы поход стал запоминающимся и веселым, они решили запустить воздушные шары в небо и надули их, набрав полные легкие воздуха. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. Далеко впе­реди ребята увидели гусеничный трактор, ко­торый тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Потом ребята снова вышли к реке и запели веселую песенку: «Вода, вода, кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрач­ной, как лакмус в кислоте. Сварили ужин и легли спать. Хорошим был этот день, ясным, в воздухе пахло озоном».

Для проверки ошибки обозначены курсивом.

Тур 6. «Химический аукцион»

Игрокам предстоит по описанию особенностей свойств веществ, истории их открытия, сведений о приме­нении ве угадать, о каком веществе идет речь. Каждый пункт описания – подсказка. Если команда угадывает после первой подсказки, то получает 7 баллов, после второй – 6, и т.д., после седьмой – 1 балл.

1 команда

1. Это сложное вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жер­тву богам, а иногда поклонялись ему как божеству.

2. Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодос­ти и красоты.

3. Оно и стада хранило, и урожай берегло, и рыбу в реке приманивало — нигде без него не об­ходились.

4. Его алхимический знак — ключ.

5. Оно в воде рождается, в воде умирает: «Из воды родится, а воды боится».

6. По поверьям, оно обладает способностью по­могать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. Начиная день, проглоти его кристаллик — жди удачи. Вошел в дом незнакомый человек — не­заметно брось щепотку его в огонь: спасет от «дур­ного глаза». Собираясь в дальнюю дорогу, заверни его в тряпицу и повесь на грудь — принесет удачу.

7. На пирах у киевского князя его ставили в зо­лотой посуде лишь на стол, где сидели князь и его приближенные. А гости попроще с княжеского пира уходили «несолоно хлебавши».

2 команда

1. Зерна кристаллов этого вещества хрупкие, их не удается расплющить даже молотком на наковаль­не. В пламени кузнечного горна, где все металлы плачут огненными слезами, они даже не краснели. Растворить их не удается ни в кислотах, ни в щело­чах. «Ни огнем, ни искусством» — такой вердикт вынесли алхимики, исчерпав все возможности.

2. Его появлению, как отметил академик В.И.Вернадский, в научной литературе середины XVIII в. уделено внимания больше, чем любому другому веществу. Это отражает заботы и волне­ния, которые доставил сей металл, выскочив на арену жизни, словно джинн, спутав все карты ал­химии и религии.

3. Его привезли в Европу из Колумбии, из провиции дель Пинто.

4. Он был в Испании под запретом 43 года. По­купали его в основном для подделок серебряных монет. В 1791 г. ис­панский король издал указ: «Его добывать всюду, где только можно, скупать, беречь за семью замка­ми и везти в Испанию с такой же охраной, как золото. А если кто нарушит указ — рубить голову».

5. Он следовал за золотом как тень. Его примесь в золоте проявлялась в том, что мерк червонный блеск, присущий высокопробному золоту; монеты приобретали сероватый' тусклый оттенок. Такое золото называли гнилым, или «испанским». Дука­ты самого могущественного государства - Испа­нии — упали в цене. Злые языки утверждали, что монеты померкли, как сама испанская корона.

6. В 1752 г. в актах Стокгольмской академии наук появилось сообщение «О белом золоте, или Седь­мом металле, называемом в Испании ''серебришко из Пинто"». Его автор, директор шведского монет­ного двора Шеффер, предложил название новому элементу Aurum Album — белое золото. Предложен­ное им название не прижилось. Серебришко оста­лось серебришком, бесовским соблазном, нарушив­шим веру в самое святое — чистоту и неподдель­ность золота.

7. Теперь это металл роскоши, «юве­лирный король», из него сделаны первые эталоны длины и массы.

Тур 7. Великий экспериментатор.

В этом туре от каждой команды приглашается участник, знающий толк в химических экспериментах. За правильное выполнение опыта и запись уравнений реакций команда получает 3 балла.

1-я команда: реактивы: карбонат натрия, соляная кислота, сульфат меди (2), хлорид натрия и гидроксид калия. Перед вами набор реактивов, ваша задача- получить из них бесцветный кислотный оксид и записать молекулярные и ионные уравнения реакций.

2-я команда: реактивы: карбонат натрия, соляная кислота, сульфат меди (2), хлорид натрия и гидроксид калия. Перед вами набор реактивов, ваша задача- получить из них нерастворимое основание и записать молекулярные и ионные уравнения реакций.

Тур 8. Конкурс «Черный ящик» (2б за каждый правильный ответ)

На сцену выносится черный ящик, в котором лежат 4 пакета. Нужно отгадать, что лежит в черном ящике. Условия конкурса: по очереди каждый член команды задает всего один вопрос ведущему, на который тот может отвечать только словами «Да» или «Нет». После заданных 9 вопросов, команда, посовещавшись минуту, назовет, то что, по их мнению, лежит в этом черном ящике. (Соль, сода, уксус и сахар).


Тур 8 —  «Конкурс капитанов». Ну вот и настала пора отыграться командам. В конкурсе капитанов за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда помогает капитану, балл снимается.

А. Вопросы капитанам

Вопросы первому капитану

  1. Электролиз расплава хлорида калия (что образуется на катоде и аноде?)

  2. Элемент, предотвращающий развитие кариеса.

  3. Жидкий металл.

  4. Соли сернистой кислоты.

  5. Реакция, протекающая с выделением теплоты.

  6. Сколько нейтронов в ядре водорода.

  7. Формула алмаза.

  8. Какой элемент придает красный цвет крови.

  9. Формула плавиковой кислоты.

  10. Цвет лакмуса в кислой среде.

Вопросы второму капитану

  1. Электролиз расплава бромида магния (что образуется на катоде и аноде?).

  2. Латинское название химического эле­мента мышьяка.

  3. Формула азотистой кислоты.

  4. Самый активный металл.

  5. Агрегатное состояние брома.

  6. Цвет лакмуса в щелочи.

  7. Мельчайшая частица вещества.

  8. Название реакции между кислотой и щелочью.

  9. Соединения этого элемента используют для дезинфекции воды в плавательных бассейнах.

  10. Соли угольной кислоты.

Игра с болельщиками.

 Он любил переплетать книги и делать чемоданы. Однажды он покупал материал для работы. Кто-то спросил: «Кто это такой?» - «Неужели вы не знаете? – ответил продавец. – Их все знают – это известный чемоданных дел мастер, господин…» Внимание вопрос, какого великого химика имел в виду продавец?

 (Д.И. Менделеев)

 Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Были покорены Персия, Египет, Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что интересно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина более частого заболевания рядовых воинов?

 (Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро способно убивать микробы, находящиеся в воде).

 Он относится к биогенным элементам, входя в состав биополимеров, хотя при открытии получил название «безжизненный». Простое вещество, образованное им, - бесцветный газ, не поддерживающий горение. Он очень тяжело вступает в химические реакции. Пожалуй, единственное вещество, реагирующее с ним при нормальных условиях – литий. Соединение этого элемента с самым легким элементом в периодической системе – газ, имеющий резкий запах и великолепно растворяющийся в воде. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь?(Азот)

 Атомы этого элемента обладают уникальными способностями отдавать и принимать одинаковое количество электронов, равное номеру его группы. Этот элемент обязательно входит в состав любого органического вещества. Его атомы в природе образуют две аллотропные модификации. Одно из веществ - самое твердое в природе. Другое - используется при производстве канцелярских товаров. Внимание вопрос, о каком элементе идет речь? (Углерод)

 Вопрос – сказка. Мы с вами побываем в одной удивительной стране. Коренные жители этой страны назывались… Впрочем догадайтесь сами по характеру жителей. Народ в этой стране был беден, но беспечен. Хотя в карманах у большинства из них не было ни одной свободной монеты (а «валюта» в стране называлась электронами), никто не горевал по этому поводу. Напротив, если у них заводился хоть один лишний электрончик, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, потому скорее хотели от него избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми. Надо сказать, что «высшая знать» этой страны отличалась  от простых граждан своей скупостью. Свою «электронную валюту» они неохотно одалживали, и наоборот, при малейшей возможности стремились забрать еще…Внимание вопрос, кто были жители этой страны? Объясните почему «простые жители» и «знать» имели такие разные черты характера?

 (Металлы и неметаллы, способность отдавать и присоединять электроны)

 

Шуточные вопросы – загадки:

 Какой элемент не имеет постоянной прописки в периодической системе? (Водород).

 Какой элемент всегда рад? (Радон).

 Какой неметалл является лесом? (Бор).

  Какие химические элементы утверждают, что могут другие вещества «рождать»? (углерод, водород, кислород).

 В состав названий каких элементов входит напиток морских пиратов? (бром, хром).

 От какого металла нужно убрать две буквы, чтобы получилась известная кость скелета животного или человека? (Серебро).

 Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний).

 Какие простые вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (Бром, ртуть).

 Как обуглить дерево без огня? (Серной кислотой).

 Как получить воду из огня? (При горении водорода).

 Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы? (Опустить в раствор кислоты).

 Какой металл самый лёгкий? (литий) 

2. Самый активный металл? (франций)

3. Самый легкоплавкий металл? (цезий)

4. Самая мельчайшая частица, химически неделимая? (атом) 
5. Самый распространённый химический элемент на Земле? (кислород) 
6. Самый распространённый химический элемент во Вселенной? (водород) 

7. Самый жидкий металл? (ртуть)

8. Самый дорогой металл? (родий)
9. Какой самый тугоплавкий металл? (вольфрам) 
10. Самый химически активный неметалл? (фтор) 

11. Самое твердое природное вещество? (алмаз).

Жюри подводит итоги игры, определяет команду – победителя. 

Награждение победителей  и участников (шоколадки, грамоты).

Заключительное слово учителя.

Слово о шоколаде.

Шоколад богат кальцием, магнием и фосфором, благодаря которым мы становимся красивыми и умными. Фосфор питает мозг, магний регулирует клеточный обмен, кальций обеспечивает крепость костной ткани. Танины, содержащиеся в шоколаде, обладают антибактериальными свойствами и препятствуют образованию зубного налета, фосфаты и фтор укрепляют зубы. Но наиболее ценное свойство шоколада - способность поднимать настроение. Это объясняется содержанием в нём магния, который противодействует депрессии, улучшает память, повышает устойчивость к стрессам и укрепляет иммунитет. Потребление шоколада стимулирует творческую активность человека. Кроме того, он помогает выдерживать значительные нагрузки, стимулирует мозговую деятельность человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!