Автор внеклассного мероприятия: Селиванова Ольга Александровна,
учитель химии МБОУ СОШ №1 пгт.Троицко-Печорск Республика Коми
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса
«Химический воображариум»
Данное внеклассное мероприятие «Химический воображариум» проводилось для 5 классов в рамках естественно-экологической декады. Оно способствует формированию у учащихся интереса к химии, к последующему выбору ими своей будущей профессии.
Основной целью проведения указанного мероприятия является первоначальное знакомство учащихся 5 классов с предметом химии, веществами, свойствами и с правилами обращения с веществами, а для учащихся 7 класса развитию личностных и метапредметных учебных действий.
Сценарий мероприятия был разработан совместно учителем химии с учащимися 7 класса. Семиклассники посещали вводный курс «Старт в химию» и изъявили желание повести «простые» опыты для учащихся 5 класса. Была проведена большая подготовительная работа: изучена информация о «простых» демонстрационных опытах, подобраны эффектные опыты исходя из наличия реактивов и интереса семиклассников, даны названия опытам и определена их последовательность, распределены роли (кто какой опыт будет проводить), и конечно проведены репетиции всего мероприятия с проведением опытов и их комментариев. С учащимися 7 класса был проведен серьезный инструктаж по соблюдению техники безопасности в ходе подготовки мероприятия и перед его проведением. Заранее приготовлены реактивы, оборудование и все рационально разместили на демонстрационном столе.
Задачи внеклассного мероприятия:
развивать познавательную активность учащихся 5 и 7 классов к новому предмету;
пробудить интерес пятиклассников к предмету «Химия», познакомить их с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете химии;
обратить внимание пятиклассников на вещества рядом с нами и происходящие с ними химические реакции;
развивать у семиклассников творческие, интеллектуальные способности и практические навыки проведения демонстрационных опытов, следуя правилам техники безопасности.
Форма проведения: беседа, комментарии учителя с демонстрацией опытов, которые проводят учащиеся 7 класса, соблюдая правила техники безопасности.
Оборудование: лабораторное оборудование (пробирки, химические стаканы и колбы, пробирочные штативы, специальные подставки) и реактивы в растворенном виде (указаны в описании опытов).
План мероприятия:
Вступительное слово учителя о предмете «Химия», правилах поведения и техники безопасности в кабинете химии.
Беседа учителя о химических веществах и их превращениях, происходящих вокруг нас с демонстрацией опытов (проводят семиклассники).
Игра «Химический элемент».
Подведение итогов, рефлексия (заключительная обобщающая беседа).
Ход занятия:
Учитель:
Ребята, вам выдали билеты на «Химические воображариум», просьба их сохранить, они понадобятся в конце мероприятия (Приложение 1). В 8 классе вы начнете изучать новый для вас предмет «Химия». А что она изучает? (вещества) Правильно, химия – это наука о веществах и их превращениях. Какие химические вещества вас окружают? (соль, сахар, вода и т.д.) Все вещества, окружающие нас, состоят из химических элементов. Какие химические реакции вы наблюдали дома, в повседневной жизни? (гашение соды уксусом, обесцвечивание чая лимоном и т.п.). На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и окружающих нас веществ. Как вы думаете, почему предмет «Химия» изучается только в 8-ом классе? (чтобы понимать какие вещества можно смешивать). Да, ведь для проведения опытов надо знать свойства веществ, чтобы правильно обращаться с ними и отличать их друг от друга. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией. А что необходимо соблюдать в изучении «Химии»? (правила проведения опытов). Правильно. Давайте познакомимся с правилами техники безопасности в кабинете химии (рисунок 1).
рис.1. Техника безопасности при выполнении опытов
Химия – это область чудес, но знание химии позволяет осуществлять эти чудеса своими руками. Сегодня семиклассники вам продемонстрируют некоторые эффектные опыты.
Учитель описывает опыт, а ученики 7 класса проводят демонстрационные опыты по химии, соблюдая правила техники безопасности.
Опыт №1 «Хамелеон» (проводит Анастасия)
а) изменение цвета проводится в колбе | В чистую колбу приливаем щелочь (гидроксид натрия), затем к ней приливаем индикатор (фенол-фталеин) и к полученному окрашенному раствору (малиновая окраска) добавляем кислоты (соляная кислота), наблюдается обесцвечивание раствора. |
б) образование молока проводится в колбе | В чистую колбу приливаем хлорида бария и добавляем к нему серной кислоты, в колбе образуется жидкость белого цвета, напоминающая молоко. |
в) выпадение осадка проводится в колбе | В чистую колбу приливаем хлорид железа (III), затем к нему приливаем щелочь (гидроксид натрия), при этом образуется осадок бурого цвета. Далее к осадку добавляем кислоты (соляная кислота), наблюдается растворение осадка. |
Опыт №2 «Газировка» (проводит Кирилл)
а) получение шипучки проводится в колбе | В чистую колбу приливаем раствор карбоната натрия и к нему добавляем кислоты (соляная кислота), наблюдается выделение газов, напоминающая газированные напитки. |
б) получение газов проводится в колбе | В чистую колбу приливаем кислоты (соляная кислота) и бросаем в колбу кусочки мела, наблюдается бурное выделение газа. |
Опыт №3 «Непроливайка» (проводит Алексей)
Получение студенистого осадка проводится в пробирке | В чистую пробирку приливаем щелочь (гидроксид натрия) и к ней по капелькам добавляем раствор сульфата цинка, наблюдается образование студенистого осадка, который не выливается из пробирки. Далее добавляем избыток раствора щелочи (гидроксид натрия) и наблюдается растворение осадка. |
Опыт №4 «Операция» (проводит Даниил)
Проведение медицинской операции реактивы находятся в химических стаканах | Одному из приглашенных гостей протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа(III) (как будто это йод, т.к. он похож по цвету), затем берут тупой нож, опускают (как будто для дезинфекции в спирт) в раствор роданида калия, а затем проводят им по руке, обработанной хлоридом железа. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется «кровяной след». Создается впечатление, что руку порезали, и появилась кровь. Затем тампоном ваты проводят по «порезу» и «рана» исчезает. |
Опыт №5 «Фараоновы змеи» (проводит Кирилл)
Появление змей проводится на специальной подставке | На специальную подставку кладут таблетку сухого горючего и на ее поверхности размещают несколько таблеток глюконата кальция, а затем поджигают сухое горючее. Наблюдается появление змей, как будто они выползают из огня. |
Опыт №6 «Чудо огня» (проводит Александра)
а) образование огня проводится в пробирке | В чистую пробирку насыпать сухой марганцовки (перманганата калия) и к ней прилить раствор перекиси водорода, а затем сразу опустить тлеющую лучинку, наблюдается вспыхивание лучинки, т.е. появление огня. |
б) гашение огня проводится в пробирке | В чистую пробирку насыпать сухой пищевой соды (гидрокарбонат натрия) и к ней прилить раствор уксусной кислоты, а затем сразу опустить горящую лучинку, наблюдается гашение лучинки, т.е. огонь гаснет. |
Опыт №7 «Вулкан» (проводит Алексей)
Разложение бихромата аммония проводится на специальной подставке | Под «треногу» положить большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). На металлический лист горкой, насыпаем дихромат аммония и поджигаем горящей лучинкой, начинается реакция разложения, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Это напоминает извержение вулкана. |
Учитель: ребята теперь вы знаете немного больше о химии, видели необычные опыты, может, кто то, из вас свяжет свою профессию с наукой «Химия». У вас есть время подумать. А теперь вам предлагаем поучаствовать игре «Химический элемент», для этого возьмите свои билеты, которые получили в начале мероприятия. Правила игры следующие: посмотрите номер билета, найдите его в таблице химических элементов Д.И. Менделеева, узнайте о нем информацию, прочитав с карточки элемента, найдите своих «соседей – химических элементов» и выстроитесь в ряд по порядку номеров.
Вот такой ряд химических элементов у нас получился. А теперь на листочках напишите свои отзывы об увиденных опытах и в целом о проведении мероприятия. (Приложение 2).
Приложение 1
Билеты на внеклассное мероприятие «Химический воображариум»
Приложение 2
Отзывы учащихся 5-х классов