СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по химии, 5 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по химии, 5 класс»

Автор внеклассного мероприятия: Селиванова Ольга Александровна,

учитель химии МБОУ СОШ №1 пгт.Троицко-Печорск Республика Коми


Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса

«Химический воображариум»

Данное внеклассное мероприятие «Химический воображариум» проводилось для 5 классов в рамках естественно-экологической декады. Оно способствует формированию у учащихся интереса к химии, к последующему выбору ими своей будущей профессии.

Основной целью проведения указанного мероприятия является первоначальное знакомство учащихся 5 классов с предметом химии, веществами, свойствами и с правилами обращения с веществами, а для учащихся 7 класса развитию личностных и метапредметных учебных действий.

Сценарий мероприятия был разработан совместно учителем химии с учащимися 7 класса. Семиклассники посещали вводный курс «Старт в химию» и изъявили желание повести «простые» опыты для учащихся 5 класса. Была проведена большая подготовительная работа: изучена информация о «простых» демонстрационных опытах, подобраны эффектные опыты исходя из наличия реактивов и интереса семиклассников, даны названия опытам и определена их последовательность, распределены роли (кто какой опыт будет проводить), и конечно проведены репетиции всего мероприятия с проведением опытов и их комментариев. С учащимися 7 класса был проведен серьезный инструктаж по соблюдению техники безопасности в ходе подготовки мероприятия и перед его проведением. Заранее приготовлены реактивы, оборудование и все рационально разместили на демонстрационном столе.

Задачи внеклассного мероприятия:

  1. развивать познавательную активность учащихся 5 и 7 классов к новому предмету;

  2. пробудить интерес пятиклассников к предмету «Химия», познакомить их с правилами поведения и техникой безопасности в кабинете химии;

  3. об­ратить внимание пятиклассников на вещест­ва рядом с нами и происходящие с ними химические реакции;

  4. развивать у семиклассников творческие, интеллектуальные способности и практические навыки проведения демонстрационных опытов, следуя правилам техники безопасности.

Форма проведения: беседа, комментарии учителя с демонстрацией опытов, которые проводят учащиеся 7 класса, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование: лабораторное оборудование (пробирки, химические стаканы и колбы, пробирочные штативы, специальные подставки) и реактивы в растворенном виде (указаны в описании опытов).

План мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя о предмете «Химия», правилах поведения и техники безопасности в кабинете химии.

  2. Беседа учителя о химических веществах и их превращениях, происходящих вокруг нас с демонстрацией опытов (проводят семиклассники).

  3. Игра «Химический элемент».

  4. Подведение итогов, рефлексия (заключительная обобщающая беседа).

Ход занятия:

Учитель:

Ребята, вам выдали билеты на «Химические воображариум», просьба их сохранить, они понадобятся в конце мероприятия (Приложение 1). В 8 классе вы начнете изучать но­вый для вас предмет «Химия». А что она изучает? (вещества) Правильно, химия – это наука о веществах и их превращениях. Какие химические вещества вас окружают? (соль, сахар, вода и т.д.) Все вещества, окружающие нас, состо­ят из химических элементов. Какие химические реакции вы наблюдали дома, в повседневной жизни? (гашение соды уксусом, обесцвечивание чая лимоном и т.п.). На уроках химии вы узнаете много интересного о химических элементах и окружающих нас веществ. Как вы думаете, почему предмет «Химия» изучается только в 8-ом классе? (чтобы понимать какие вещества можно смешивать). Да, ведь для проведения опытов надо знать свойства веществ, чтобы правильно обращаться с ними и отличать их друг от друга. Сегодня мы хотим немного познакомить вас с химией. А что необходимо соблюдать в изучении «Химии»? (правила проведения опытов). Правильно. Давайте познакомимся с правилами техники безопасности в кабинете химии (рисунок 1).

рис.1. Техника безопасности при выполнении опытов

Химия – это область чудес, но знание химии позволяет осуществлять эти чудеса своими руками. Сегодня семиклассники вам продемонстрируют некоторые эффектные опыты.

Учитель описывает опыт, а ученики 7 класса проводят демонстрационные опыты по химии, соблюдая правила техники безопасности.

Опыт №1 «Хамелеон» (проводит Анастасия)

а) изменение цвета проводится в колбе


В чистую колбу приливаем щелочь (гидроксид натрия), затем к ней приливаем индикатор (фенол-фталеин) и к полученному окрашенному раствору (малиновая окраска) добавляем кислоты (соляная кислота), наблюдается обесцвечивание раствора.

б) образование молока

проводится в колбе

В чистую колбу приливаем хлорида бария и добавляем к нему серной кислоты, в колбе образуется жидкость белого цвета, напоминающая молоко.

в) выпадение осадка

проводится в колбе

В чистую колбу приливаем хлорид железа (III), затем к нему приливаем щелочь (гидроксид натрия), при этом образуется осадок бурого цвета. Далее к осадку добавляем кислоты (соляная кислота), наблюдается растворение осадка.


Опыт №2 «Газировка» (проводит Кирилл)

а) получение шипучки проводится в колбе

В чистую колбу приливаем раствор карбоната натрия и к нему добавляем кислоты (соляная кислота), наблюдается выделение газов, напоминающая газированные напитки.

б) получение газов проводится в колбе

В чистую колбу приливаем кислоты (соляная кислота) и бросаем в колбу кусочки мела, наблюдается бурное выделение газа.


Опыт №3 «Непроливайка» (проводит Алексей)

Получение студенистого осадка проводится в пробирке

В чистую пробирку приливаем щелочь (гидроксид натрия) и к ней по капелькам добавляем раствор сульфата цинка, наблюдается образование студенистого осадка, который не выливается из пробирки. Далее добавляем избыток раствора щелочи (гидроксид натрия) и наблюдается растворение осадка.


Опыт №4 «Операция» (проводит Даниил)

Проведение медицинской операции реактивы находятся в химических стаканах

Одному из приглашенных гостей протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа(III) (как будто это йод, т.к. он похож по цвету), затем берут тупой нож, опускают (как будто для дезинфекции в спирт) в раствор роданида калия, а затем проводят им по руке, обработанной хлоридом железа. В месте соприкосновения ножа с кожей мгновенно появляется «кровяной след». Создается впечатление, что руку порезали, и появилась кровь. Затем тампоном ваты проводят по «порезу» и «рана» исчезает.


Опыт №5 «Фараоновы змеи» (проводит Кирилл)

Появление змей проводится на специальной подставке

На специальную подставку кладут таблетку сухого горючего и на ее поверхности размещают несколько таблеток глюконата кальция, а затем поджигают сухое горючее. Наблюдается появление змей, как будто они выползают из огня.

Опыт №6 «Чудо огня» (проводит Александра)

а) образование огня проводится в пробирке


В чистую пробирку насыпать сухой марганцовки (перманганата калия) и к ней прилить раствор перекиси водорода, а затем сразу опустить тлеющую лучинку, наблюдается вспыхивание лучинки, т.е. появление огня.

б) гашение огня проводится в пробирке


В чистую пробирку насыпать сухой пищевой соды (гидрокарбонат натрия) и к ней прилить раствор уксусной кислоты, а затем сразу опустить горящую лучинку, наблюдается гашение лучинки, т.е. огонь гаснет.


Опыт №7 «Вулкан» (проводит Алексей)

Разложение бихромата аммония проводится на специальной подставке

Под «треногу» положить большой лист бумаги для сбора оксида хрома (III). На металлический лист горкой, насыпаем дихромат аммония и поджигаем горящей лучинкой, начинается реакция разложения, протекает бурно, вместе с азотом вылетают раскаленные частички оксида хрома (III). Это напоминает извержение вулкана.


Учитель: ребята теперь вы знаете немного больше о химии, видели необычные опыты, может, кто то, из вас свяжет свою профессию с наукой «Химия». У вас есть время подумать. А теперь вам предлагаем поучаствовать игре «Химический элемент», для этого возьмите свои билеты, которые получили в начале мероприятия. Правила игры следующие: посмотрите номер билета, найдите его в таблице химических элементов Д.И. Менделеева, узнайте о нем информацию, прочитав с карточки элемента, найдите своих «соседей – химических элементов» и выстроитесь в ряд по порядку номеров.

Вот такой ряд химических элементов у нас получился. А теперь на листочках напишите свои отзывы об увиденных опытах и в целом о проведении мероприятия. (Приложение 2).

Приложение 1

Билеты на внеклассное мероприятие «Химический воображариум»

Приложение 2

Отзывы учащихся 5-х классов



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!