Внеклассное мероприятие
Тема: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Г. УЛАН – УДЭ.
Цели:
Образовательная: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории г. Улан -Удэ;
Развивающая: формирование умений анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты; доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, решать исторические задачи;
Воспитательная: способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории родного края.
Тип мероприятия: закрепление знаний и умений учащихся.
Форма проведения: викторина.
Играют команды из 4-5 человек.
Мероприятие проводит ведущий (учитель). Итоги подводит жюри.
План:
Вступительное слово ведущего. Объяснение правил игры.
Представление членов жюри проводимой игры. Знакомство команд.
Конкурсы:
I тур. Визитная карточка команд, представление домашнего задания.
II тур. Викторина.
III тур. Конкурс капитанов.
IV тур. Что? Где? Когда?
Подведение итогов, награждение команд – победителей, особо отличившихся членов команд и участников из числа зрителей.
Правила игры:
В игре участвуют команды из 4-5 человек. Каждый класс из параллели представляет свою команду. Команды формируются учителем истории из числа учащихся, отлично и хорошо успевающих по предмету.
На подготовку команд к ответам отводится определенное время (1-2 минуты).
Отвечать на вопросы конкурса будет команда, которая первой поднимет руки. За порядком выступления следит жюри.
Если команда дает неполный ответ или затрудняется с ответом, то право отвечать переходит к другой команде. Если не справляется с заданием ни одна из команд, то на вопросы конкурса отвечают болельщики. Баллы, заработанные болельщиками, переходят к команде, которую они поддерживают.
При неполном ответе или при существенном дополнении к ответу команда получает 0,5 балла.
Нарушения дисциплины не допускаются. В этом случае у команды вычитаются 2 балла.
В конце конкурса жюри подводит итоги.
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ход викторины:
Подготовительный этап. Команды получают домашнее задание (см. I тур).
I тур. Команды по очереди представляют свое название, девиз и домашнее задание. (2-3 балла)
Домашнее задание для команды: команда является «Туристическим агенством», поэтому должна заранее подготовить на листе формата А3 рекламный щит г. Улан –Удэ для туристов, где указать интересные достопримечательности, придумать экскурсионный маршрут и рекламный слоган.
II тур. Викторина. (1 ответ – 1 балл) Вопросы:
Когда, где и кем был основан наш город?
(В 1666 году русскими казаками-землепроходцами на высоком берегу Уды недалеко от впадения ее в Селенгу)
Сколько названий имел наш город и когда он был переименован в последний раз?
(Удинск, Верхнеудинск, Улан-Удэ – в 1934 году)
Когда городу Верхнеудинску был вручен герб? Что на нем изображено? Какое значение он имел?
(В 1790 году, Герб – тигр с соболем в зубах, внизу рог изобилия и жезл бога торговли Меркурия. Верхняя часть – административное подчинение Иркутску, нижняя – торговое значение, символ знатных торгов)
Каков герб г. Улан-Удэ?
(Современный герб принят в 2005 году. На гербовом золотом щите изображены кадуцей и рог изобилия. Вверху добавлена корона, в которую вплетены «соёмбо» и бурятский национальный орнамент; под щитом добавлена лента синего цвета, символ ордена Трудового Красного знамени.)
В связи с каким событием в нашем городе были построены «Царские ворота» (триумфальная арка) и когда? Где она стояла?
(21 июня 1891 года – проезд царевича Николая (будущего Николая II). Стояла на ул. Большой (Ленина), между нынешним кинотеатром «Прогресс» и оперным театром, снесена в 1936 году)
Как отзывался о нашем городе А.П. Чехов и когда он был проездом?
(Поездка А.П. Чехова на Сахалин в июне 1890 года. Он назвал Верхнеудинск «премиленьким городком»)
Когда был открыт памятник В.И. Ленину на площади Советов? Кто его автор?
(Памятник Ленину открыт в честь 100-летней даты со дня его рождения – в 1970 г. Авторы: отец и сын Чароды)
Есть в нашем городе Верхняя Березовка, а где находится Нижняя Березовка? Как называется станция и поселок?
(Ныне ст. Дивизионная, пос. Вагжанова. От р. Нижняя Березовка остался овраг, замусоренная канава)
Театр русской драмы получил имя Н.А. Бестужева. Кто это? Где он жил в Бурятии?
(Николай Александрович Бестужев – декабрист, братья Бестужевы жили в Бурятии на поселении в с. Новоселенгинск)
Кто стал первым бурятским ученым? Что в нашем городе носит его имя?
(Доржи Банзаров – востоковед. Его имя носит Бурятский госуниверситет, возле него открыт памятник первому бурятскому ученому, есть улица Банзарова в нашем городе)
Где в Улан -Удэ находится памятник А.С. Пушкину?
(Возле универмага «Юбилейный»)
Каким образом история города связана с районом «Батарейка»?
(«Батарейка» - место основания города. В течение первого столетия – Удинская крепость, острог)
III тур. Конкурс капитанов. (1 ответ – 1 балл)
Назовите улицы и другие городские места, названные в честь героев Советского Союза из Бурятии в период Великой Отечественной войны.
Асеев Г.С., Борсоев В.Б., Жанаев Д.Ж., Орешков С.Н., Оцимик К.В., Ринчино Б.Р., Сенчихин П.Ф., Тулаев Ж.Е., Чертенков И.М.
IV тур. Что? Где? Когда? (1 ответ – 2 балла)
Вопросы:
1. Какие памятники архитектуры сохранились в нашем городе из истории
18 – 19 веков?
(Собор Одигитрий – XVIII век, Большие гостиные ряды – XIX век, Торговые ряды – XIX век, Церковь Троицы – XVIII-XIX вв.)
2. Как назывались улицы и площади нашего города в прошлом:
пл. Революции (пл. Базарная), ул. Ленина (ул. Большая), ул. Смолина, (ул. Селенгинская), ул. Коммунистическая (ул. Троицкая), ул. Куйбышева (ул. Базарная), ул. Кирова (ул. Спасская)?
Какие первые заводы появились в нашем городе?
(Мыловаренные, свечные, лесопильные купца Курбатова, стеклодувный Кобылкина. Первые заводы в годы первых пятилеток в г. Улан –Удэ: Мясокомбинат, Мелькомбинат, ПВРЗ, Кирпичный завод, Стекольный завод)
Жюри подсчитывает баллы, подводит итоги всего конкурса, награждает победителей.
4