СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по биологии в 8 классе по теме: «Природа в творчестве Къайсына Кулиева»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по биологии в 8 классе по теме: «Природа в творчестве Къайсына Кулиева»»


Муниципальное учреждение «Управление образования» местной администрации Эльбрусского муниципального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Эльбрус

Эльбрусского муниципального района

Кабардино-Балкарской Республики



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ с. Эльбрус

___________ (Залиханова А.А.)

Приказ от «___» ______ 2024 г. № ___





ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО БИОЛОГИИ

в 8 классе по теме:

«Природа в творчестве Къайсына Кулиева»







Автор-составитель:

Курданова Азиза Камаловна

Учитель биологии









с. Эльбрус

2024г.

Тема мероприятия: «Природа в творчестве Къайсына Кулиева»

(8 класс) 


Цель и задачи внеклассного мероприятия: воспитание бережного отношения и любви к живой природе, формирование ответственности за принимаемые экологические решения.


Образовательные:

  1. Обобщить, закрепить и углубить экологические знания обучающихся;

  2. Показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;

Развивающие:

  1. Продолжить формирование у обучающихся умений и навыков работы с  текстом учебника;

  2. Продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой;

  3. Развивать творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

  1. Формировать культуру поведения в природе;

  2. Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей;

  3. Используя личностную мотивацию, воспитывать любовь к природе.


Сценарий мероприятия:


Добрый день, дорогие друзья!


Еще вчера самым страшным словом считалось война, сегодня экологическая катастрофа. Впрочем сказать, что сегодня – не совсем точно.

Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные и даже угрожающие симптомы. И хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология и здоровье – одни из важнейших.

Ежедневно мы слышим предостережения и призывы «Образумьтесь, люди!», «Будущее Земли в опасности!», «Сделай наш общий дом цветущим!», « На нас – ответственность перед настоящим и будущим!».

Но все они так и останустя лишь благими намерениями, если мы не осознаем то, главное: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания. Резкое изменение и ухудшение экологической обстановки во многих регионах нашей страны, ставят решения проблемы экологического воспитания, ответственного отношения к природе. В школах Российской Федерации накоплен богатый интересный опыт экологического воспитания и просвещения учащихся. Многие школы Кабардино-Балкарии превратились в экологические лицеи. Наша школа, благодаря тому, что находится на территории Национального парка «Приэльбрусье», не остается в стороне от решения этой проблемы. Часто с сотрудниками Национального парка проводим мероприятия теоретического и практического характера.

Сегодня мы собрались для проведения литературно-музыкального утренника «Природа в творчестве Къайсына Кулиева». Къайсын Шуваевич Кулиев родился в балкарском селе, расположенном высоко в горах. Его предки были скотоводами. Рано потеряв отца, он с детства познал тяготы жизни. С шести лет пас скот и тесно общался с природой. Къайсын очень любил и всех призывал любить природу. За книгу «Человек. Птица. Дерево» Къайсын Кулиев стал лауреатом Ленинской премии. Когда у Къайсына спросили, кому он адресует самые лучшие слова, он ответил: «Родной земле и матери». Только глубоко любящий природу человек мог сопоставить рядом эти два понятия «Мама» и «Природа».

Къайсын Кулиев постоянно внушал, что битва за сохранение жизни на земле «требует участия каждого», что «медлить больше нельзя» и «завтра может быть слишком поздно».

- О чем бы ты промолвить хотел

Самое чистое слово свое?

- О родной земле и о матери!

- О чем бы хотел ты произнести

Самое доброе слово свое?

- О родной земле и о матери!

- О чем бы хотел ты громче сказать

Самое лучшее слово свое?

- О родной земле и о матери!

- О чем бы хотел прошептать

Последнее самое слово свое?

- О родной земле и о матери!

Если бы земля, цветы, птицы могли говорить человеческим голосом и языком, на вопрос, что они хотят, как бы они ответили? Вот как их голоса слышал К.Кулиев.

- Скажи, земля, что хочешь ты?
- Рождать пшеницу летом!
- О чем мечтаете, цветы?
- Цвести весенним цветом!
- Гора, как жить ты хочешь впредь?
- Белеть, не зная горя!
- Что хочешь ты, река, ответь!
- Течь и достигнуть моря!
- Что, птица, хочешь ты?
- Весь век летать, парить на воле!
- Что хочешь ты, о человек?
- Жить на земле, не боле!
- О жизнь, владычица земель,
- В чем цель твоя?
- В движенье.


Жизнь, я сама себе и цель
И цели достиженье.
Порой черна, порой бела,
И радость я и горе несу,
Чтобы горой была гора
И морем море.
И тяжела я и легка
Для всех была от века.
Я — жизнь, но я жива, пока
Жив разум человека.

Да, жизнь жива, пока жив разум человека!


( За кадром)

Я – Природа. Я – великий мастер.
Вечный мастер жизни. Я могу,
Человек, тебя за соучастье
Одарить – в моей все это власти! –
Гриб в лесу, ромашка на лугу,
Небо в час восхода и захода,
Ива над рекой... Наконец,
Солнцем прокаленный, рыжеватый
Хлебный колос, как всему венец!
Только ты мой дар, мое ученье
Не прими за дань: я не раба.
Не забудь: ты сам – мое творенье!
И у нас с тобой – одна судьба!
Да, ты вырос. Ты простился с детством,
Шире, что ни год, твои шаги.
Но не занимайся самоедством
И былинку даже, что в наследство
Я тебе вручила, береги!
Даже волка – вдруг да он последний...
Уничтожишь (зверь не карандаш) –
С помощью сложнейших вычислений
И машин новейших не создашь.
Мы с тобой дорогою одною
Катимся – ни часу врозь, ни дня.
И не можешь быть ты надо мною.
Как не можешь быть и вне меня.


Экологическая проблема сейчас самая актуальная и поэтому планета Земля неспокойна. Она видит, как люди собственными руками рубят сук на котором сидят.


На планете Земля неспокойно

Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,

Только снова седлали коней.

И природа уже на примете

Став над пропастью, в бездну глядит

Как земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.

Не спасет ни утроба от ига

Ни глубинное в недрах гнилье.

Человек полюби ты природу

Только в этом спасенье твое.


Ты, человек, любя природу

Ее по-доброму жалей.

Не жги ее напрополую

И не исчерпывай до дна

И помни истину простую

И помни истину простую

Нас много, а она одна

Будь благодарен каждому цветку,

Чей аромат вдыхал ты на веку.

Будь благодарен дереву за тень

Реке, чью воду пил ты каждый день.


Образ деревьев для Къайсына Кулиева был заветом. К ним обращался он как к родным братьям. В трудные минуты достоинству, терпению учился у них. Къайсын так любил природу, что для его счастья достаточно было зелености чинары.


- Чинара! Тихий дождь идет.
Ты счастлива, чинара?
- Да.
- А мне зелёности твоей
вполне достаточно для счастья,
и тень твоя во всю длину
лежит на глади сновиденья.
- Колосья! Тихий дождь прошел.
Вы рады ли, колосья?
- Да.
- А мне для радости довольно
того, что солнцу рады вы,
и длится жизнь, и хлеб печется,
и дети игры затевают,
и не хотят остановиться
веселых мельниц жернова.

(песня «Разноцветные дети».)


Если бы все люди понимали и любили природу, как Къайсын Кулиев, если бы на ряду с деревом не было б топора, вряд ли появились бы эти строки. И мы должны понять, что рубя деревья – губим свое здоровье, ведь зеленые растения – своеобразный врачеватель.


Есть дерево и тень на склоне гор,
Оно шумит, своей листвой гордится.
Есть дерево и тень и есть топор.
"Но дерево - мой дом", - щебечет птица.
Топор стучит: "Я дом разрушу твой,
Моим владельцам нужен дом для счастья!"
Щебечет птица:
"Дом из камня строй!"
Твердит топор:
"Мне камень не подвластен!"
Стучит топор:
"Срублю, свалю, сгублю".
А птица стонет близ родного дома:
"Постой, топор, я дерево люблю!"
Стучит топор:
"Любовь мне не знакома!"
Есть дерево и тень на склоне гор,
И птица есть, но в этом мире старом
Есть, кроме птиц и дерева, топор,
И спор извечен щебета с ударом.


Ребята не берите пример с топора. Который обижает слабое дерево, ведь камень ему неподвластен. И помните никогда не разлучиться человеку, дереву и птице.


Видно, никогда не разлучиться

Человеку, дереву и птице.

Вместе полюбуются рассветом

И закатным предвечерним светом.

Вместе встретят горестную зиму

С белизной ее невыразимой.

И к весне, улыбчивой, зеленой,

Вместе повернутся изумленно.

Нет, не суждено им разлучиться

Человеку, дереву и птице.


С самого раннего детства воспитывалась любовь у Къайсына к земле. И эту любовь он передавал людям. Он твердо верил, что поднять людей на защиту природы может не только громкий призыв, но и тихое задушевное слово. Невозможно защитить природу не любя ее. «Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, покормит птиц», - слова эти принадлежат К.Кулиеву, творческое наследие которого – бесценный клад для всех учителей, думающих о том, как воспитать у юных любовь к природе.


Не тревожьте птичьи гнезда

Птица счастлива в гнезде

В нем под ливнем самым грозным

Ей покойно, как нигде

Дерево, долину птицы

Не рубите в жаркий день

Мудро от него струится

По всему живому тень

Птиц зеленого гнездовья

Грубой не коснись рукой,

Знаю, горе стать бездомным

Птичий береги покой.


Слышали ли вы, привольный шум ветра, трепет листвы, шум воды, «разговор птиц на рассвете?»

- Я- ласточка. Земля, тебе хвалу свою,

Траве твоей, воде – всегда, везде пою.

Пою хвалу теплу и листьям на ветру,

И тени от дерев, что росах поутру

- А я – фазан. Земля, я славлю голубой

Взгляд неба, что всегда любуется тобой.

Я славлю зелень рощ в долинах и ручьи,

Несущие вершин звенящие лучи.

- Я – дрозд. Земля, хвала на солнечных лучах

Цветом, что день и ночь на тоненьких ногах

Стоят – не устают. Хвала весне! Опять

Над радужьем ее мне суждено летать.

- Я – воробе. Земля, я снова жизни рад:

Рад, что увел мороз, что сгинул снегопад,

Рад, что могу опять я песенкой простой

Восславить сад в цвету и колос налитой.

- А я –орел. Земля, я славлю с высоты

Чистейшие снега, что пали на хребты,

И пыль тоскующих по путнику дорог,

И в сонную реку упавший лунный рог...

- Мы, птицы, славим вновь весеннюю теплынь

-Блаженство- окунать нам снова крылья в синь.

- Нам в выси хорошо, мы – странники высот.

-Высоты – наша страсть, нам радость – наш полет.

- Но что мы без земли? Нам вдалеке от гнезд-

Все выси холодны и у горячих звезд.

- И потому, устав, спускаемся мы к ней,

Чтоб отдохнуть на ней, которой нет родней

- Она встречает нас, дает поесть, попить

Друг с другом по душам до сна поговорить.

-А утром – вновь дела зовут взлетать скорей.

-Наш первый взмах крылом – благодаренье ей.

За пищу, за тепло, за то, что высоту

Она нам отдает, как мамы – доброту.

- Хвала, хвала земле, чья сладостна роса.

- Когда мы пьем росу – видны в ней небеса

Откуда нас влекут к себе река и лес.

- А без земли сердцам, как крыльям – без небес.

- Мы любим высоту, но только на земле

Выводим мы птенцов и холим их в тепле.

-Вы, небо и земля, - наш общий дом ... Поем мы вечно вам хвалу на языке своем...

-Живи, живи, земля!

-Живите, небеса!

-Живите, все!

-Весна!

-Трава!

-Зерно!

-Вода!

-Свобода!

-Радость!

-Жизнь!

Все: Хвала вам всем! Хвала


Ребята! Если мы будем заботиться о природе, то будьте уверены в том, что она ответит нам тем же. Ведь недаром, гласит народная мудрость: «Сделай добро и бросай его в воду» - оно тебе добром обернется, тем более, что без растений и животных мы не смогли бы жить. Ведь они нас кормят, одевают, мы получаем от них все, ведь земля кормилица наша. Ведь для нас с вами трудятся шмель и вол.


Для тебя трудился шмель и вол,

Поклонись им за благое дело.

Для тебя чинар весною цвел,

И звезда на небесах горела.

Деревом и камнем и звездой

Лунным светом и насущным хлебом

Ты навечно обречен с землей

И навеки крепко связан с небом.


В детстве Къайсыну мать пела песню, в которой плакала медведица, медвежат которой убили. Страдания, плачь и боль медведицы, так сумела передать мама Къайсына, что он услышанное в детстве, запомнил на всю жизнь. Поняв, что все матери, будь это звери, птицы или люди, скорбят о потерявших детях одинаково Къайсын Кулиев сложил эти стихи:


Иль холодно было нам в нашей берлоге,

Иль ягоды мало у нас в Садулгу,

Зачем поплелись мы по этой дороге,

Чего мы искали — понять не могу.

Лишь горе да тяготы, детки мои,

С глазами как ягоды детки мои!

Ужели созревшей смородины мало

И мало малины у нас в Текели?

Чего нам в родимом краю не хватало,

Зачем мы к реке этой злобной пришли?

Зачем, несмышленые детки мои,

Рекой унесенные детки мои!

Для деток своих я малину искала,

На склонах я дикий рвала виноград.

Пусть тот потеряет детей своих малых,

Кто гибель навлек на моих медвежат,

Малину любивших деток моих,

Еще не поживших деток моих!


Берегите землю!

Берегите жаворонка в голубом зените

Бабочку на стебле повилики

На тропинке солнечные блики

На камнях играющего краба

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем

Берегите молодые всходы

На земном празднике природы

Небо в звездах, океан и сушу

И в бессмертие верящие нити.

Берегите землю, берегите!


Человек рождается и оставляет о себе память. Какую память о себе оставил К. Кулиев? Как магические знаки пусть вникают в нас его слова: «Там, где природа крепка, где природа не тронута, там и народ тверд без смятения». Его обращение к природе, обращение к живущим – тоже память!


Мир и радость вам, живущие,

Всем, кто воздвигает кров,

Сеет хлеб, пасет коров,

Бережет сады цветущие!

Мир и радость вам, живущие,

Чьим трудом земля живет,

Людям всем, без чьих забот

В мире тьма была бы тьмущая,

Мир и радость вам, живущие,

Не от ваших ли забот

Жизнь идет, земля цветет,

Существует в мире сущее.

Мир и радость вам, живущие!


Много легенд существует на Кавказе, но сейчас мы хотим вспомнить пока одну. Давным – давно жил на кавказе мудрец. Много людей обращались к старцу за советом. Однажды, молодой, горячий горец решил проверить, так ли мудр старец, как о нем говорит народная молва. Пришел молодой джигит к мудрецу, протянул к нему ладонь, сжатую в кулак и спрашивает: «У меня в кулаке спрятана бабочка, угадай, мертвая она или живая?. Старец ответил юноше: «Все в твоих руках! Если ты разожмешь кулак, то бабочка улетит, если сожмешь посильнее, то бабочка умрет! Только тебе решать как поступить! Все в твоих руках!»

В каждой легенде есть смысл. И мы не хотим забывать, какой будет планета. Только от нас зависит будущее.

Все: Все зависит от нас!


Основные источники информации:

К.Ш.Кулиев, «Человек. Птица. Дерево», Москва, Советский писатель

К.Ш.Кулиев. Мир и радость вам, живущие ..., Москва, Московская городская организация Союза писателей России

И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко, Экология, Москва, Просвещение

Дополнительный источник информации:

Официальный сайт балкарского поэта К.Кулиева https://k-kuliev.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!