СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка внеклассного мероприятия на духовно-нравственную тематику "Неделя нравственных дел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Внеклассное мероприятие «Неделя нравственных дел», рассчитанное на учащихся   среднего звена, выполняет следующие цели:

- просветительская (расширяет кругозор учащихся)

-ориентирующая (формирует определенное отношение к миру на основе моральных и духовных ценностей)

-направляющая (воздействует на поведение детей, чтобы знания перешли в убеждения)

-формирующая (вырабатывает навыки ведения диалога, отстаивания своего мнения)

                         

Просмотр содержимого документа
«Разработка внеклассного мероприятия на духовно-нравственную тематику "Неделя нравственных дел"»









Разработка мероприятия

на духовно-нравственную тематику




«Неделя нравственных дел»











Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться исправить их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков.


Святитель Иоанн Златоуст.



Внеклассное мероприятие «Неделя нравственных дел», рассчитанное на учащихся среднего звена, выполняет следующие цели:

- просветительская (расширяет кругозор учащихся)

-ориентирующая (формирует определенное отношение к миру на основе моральных и духовных ценностей)

-направляющая (воздействует на поведение детей, чтобы знания перешли в убеждения)

-формирующая (вырабатывает навыки ведения диалога, отстаивания своего мнения)

Задачи мероприятия:

-научить формировать нравственную оценку личности

-побуждать к анализу своих поступков

-способствовать развитию творческих способностей

-побуждать к конструктивному взаимодействию с людьми

-воспитывать уважение к историческому наследию страны.

Оборудование:

- мультимедийная презентация, коробка «Ящик Пандоры», стихотворение Э. Асадова на столах учащихся, светский и духовный перекидные календари на доске.













План мероприятия: (слайд)

1.День самосовершенствования.


2.День твердых решений.


3.День почитания.


4.День мудрых рассуждений.


5.День сострадания.


6.День творчества.


7.День, прожитый не зря.









1. День самосовершенствования (слайд)

Учитель: свой первый день мы начнем с упражнения «Черное и белое». Участники выстраиваются в две линии друг напротив друга. Задача каждого пройти через этот строй. При этом дети одной линии говорят шепотом хорошие качества, присущие проходящему, а другой линии тоже шепотом – его плохие качества.

А теперь ответьте:

- какое качество вам больше хотелось услышать: плохое или хорошее. Почему.

-какое качество вас заинтересовало

Сейчас каждый из вас смог услышать, что о вас говорят в классе. Вряд ли это оставило вас равнодушными. Значит, когда вы говорите человеку о его качествах, ему это важно.

Вывод: Каждому человеку хочется услышать о разных качествах своего характера и больше, конечно, о хороших. Но чтобы слышать о таковых, нужно их иметь

Попробуйте написать рецепт как исправить себя. Просто добавьте несколько слов. Надеюсь, мои ассоциации на экране вам помогут. (Слайд: лень- Емеля на печи, доброта-Леопольд, ложь- лиса, верность-два лебедя, грубость- баба Яга)


В кипящий пепел сумейте бросить

Старанье, ……., терпенье.

Не надо …, не надо злости,

Не надо жадности и …..

Добавьте честность и вниманье,

Еще решительности ложку.

Добавьте к людям состраданье

И щедрости еще немножко.

Приправьте ………, не лестью

И не предательством к тому же,

Не агрессивностью, не местью,

И …….. совсем не нужно!

Уметь прощать, где ненавидят,

Любить, надеяться и верить,

И в тени светлое увидеть,

И солнцу распахнуть все двери!






А теперь сверимся с правильным текстом (он на экране)

Какие трудности у вас были? Может, вы плохо знаете, какие бывают качества? Надеюсь, следующий день это исправит.








2.День твердых решений


Этот день мы начнем со слов А. Фирдоуси: (Зачитывает кто-то из детей наизусть)


Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в преддверии могилы

Лишь зло пожнем.

Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем,

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится…


Учитель: Вы обратили внимание на то, что рядом с добром соседствует зло? Как вы думаете, почему?

Добро всегда противодействует злу, борется с ним.

Нам нелегко бороться с окружающим злом, но еще сложнее определить его в себе и истребить, побороть.

Но в день твердых решений мы просто обязаны это сделать.

На экране вы видите качества личности, хорошие и плохие. Я предлагаю вам честно написать на листочках свои плохие качества, а затем распрощаться с ними. Для этого я буду подходить к вам с коробкой, в которую вы будете бросать листочки и говорить, с каким злом в себе вы расстаетесь. Когда коробка наполнится, мы назовем ее «Ящик Пандоры» и спрячем на самый высокий шкаф, чтобы ненароком кто-либо ее не открыл. Не стесняйтесь! Открыто признаться, что у вас есть плохое качество и назвать его перед всеми – это уже начало борьбы со злом в себе.

Давайте в этом дне примем твердое решение!

На экране:


Агрессивность Лень Подозрительность

Аккуратность Лицемерие Презрительность

Беспечность Мнительность Смелость

Вежливость Мстительность Скупость

Верность Навязчивость Упрямство

Вспыльчивость Нервозность Уступчивость

Грубость Нерешительность Экономность

Доброта Несдержанность Энтузиазм

Завистливость Обидчивость Язвительность

Злопамятность Осторожность
















3. День почитания


Учитель: в соборе белорусских святых 54 имени. Большинство святых жили в древние времена. В их числе – Евфросиния Полоцкая, святитель Мина, святитель Дионисий. В ХХ веке к лику святых были причислены 23 священника, которые погибли в годы сталинских репрессий. Нам, живущим уже в ХХ1 столетии сложно представить, что святые могут быть нашими современниками. Однако в 2006 году Собор белорусских святых пополнился еще одним именем – канонизирована была Валентина Минская, умершая в 1966 году в деревне недалеко от Дзержинска. Матушка помогала тем людям, которые не просто искали чудес, а стремились найти ответ на мучившие их вопросы на путях познания Бога.

Как жаль, что святыми признают не при жизни, а не раньше чем через 40 лет после смерти. В этот день я хочу, чтобы вы поняли – рядом с вами есть те, кого стоит почитать уже сегодня, чтобы потом не сожалеть о чем-то, что не успели. Посмотрите на экран. О ком я говорю? Давайте прочитаем эпиграф:


« Ежели желаешь в жизни твоей быть благополучной, то старайся жить по заповедям Божиим, а не по простым обычаям человеческим. Главная же заповедь в обетовании:

Чти отца своего и матерь…да благо тебе будет, и будеши долголетен на земли.

Неуместные выходки или вспышки перед родителями ни в каком случае неизвинительны. Обносится между людьми мудрое слово: яйца курицу не учат.»



Преподобный Амвросий Оптинский


Что бы вы ответили преподобному?

( идет обсуждение)


К сожалению, многие часто забывают о роли родителей в их жизни, поэтому я предлагаю вам выработать рекомендации исходя из проблемы, затронутой в стихотворении Э. Асадова. Для воодушевления посмотрите, какие замечательные наши родители! (На экране фотографии родителей учеников и стихотворение Э. Асадова на столе перед каждым).



Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И все же, не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей кормить,

Все перечувствовать и пережить,

И побывать в «стариках» и «предках».


День заканчиваем рекомендациями.















4. День мудрых рассуждений (слайд)


Учитель: «Семь раз отмерь – один отрежь» - кто не знает этой пословицы? Но нам она в этот день очень пригодится. В жизни много моментов, когда можно поступить по-разному - сказать, не подумав и обидеть, сделать что-то и испортить. Поэтому в этот день мы научимся рассуждать о явлениях, видеть их суть и объяснять поступки и мысли людей. Для этого у нас есть три истории.(3 слайда по очереди)


« Биограф Леонардо да Винчи рассказывает, что когда художник трудился над картиной «Тайная вечеря» (слайд), он был в ссоре с одним человеком и поклялся отомстить ему, во что бы то ни стало. В этом настроении великий художник написал лицо Иуды. Но когда он начал писать Иисуса Христа. То понял, что не может придать лицу Спасителя нужное выражение. Леонардо, разгадав причину, пошел к тому человеку и помирился с ним, признав, что его нападки были необоснованными, хотя в действительности все обстояло иначе. Только после искреннего примирения с недругом художник смог закончить свою картину».

Чему учит эта история?


«Надежда в яме».


Он был счастливым человеком (слайд). Ему было 80 лет. С женой он жил дружно в красивой спокойной местности. Он никогда не жаловался на свое здоровье, копался в саду, ездил на велосипеде в соседний городок. Он говорил: «Мне в жизни везет». Однажды он уехал в родную деревню. Вернулся довольный и говорил соседям: « Мое место приготовлено». Он имел в виду кладбище в родной деревне. Он сделал все, чтобы быть уверенным, сто он будет похоронен по своему желанию. И в этом нет ничего предосудительного. Беда, однако, была в том, что у этого человека не было большей надежды, чем на яму в земле родной деревни. А что дальше?

С кем в этой истории вы согласитесь?


«Философия жизни» (слайд).


Богатый человек однажды пожаловался своему другу: «Почему меня все критикуют? Ведь все знают, что все, что я имею, я завещал после моей смерти на благотворительные дела».

-Видите ли,- ответил приятель,- есть такая поучительная история о свинье и корове. «Свинья жаловалась корове на свою непопулярность:

-Люди всегда говорят о твоей кротости и о добрых глазах,- сказала свинья. – Конечно, ты даешь людям молоко и сливки, но ведь подумай, я даю людям гораздо больше. Я даю им сало, ветчину, щетину, и они даже делают холодец из моих ножек. И все-таки никто не любит меня. Почему?

Корова подумала и ответила: «Может быть потому, что я даю молоко и сливки, пока я еще жива?»

Какова мораль этой истории? (идет обсуждение)


Я надеюсь, что в будущем вы будете такими же рассудительными, и удача вас не покинет, а мы переходим в следующий день.




5.День сострадания (слайд)


Кого вы пожалеете в приведенных ситуациях: упала посторонняя женщина, болит голова у мамы, котенок попал под машину, ваша собака почему-то грустит. Какие чувства вызвали эти ситуации. Если я физически не могу помочь, кому нужно мое сострадание? (ответы детей)

А теперь выполните задание. Подберите название, где будет звучать качество, противоположное нашему дню (работа в группах, выбираем лучшее название).(слайд)

Взгляните на меня

Я чист, как херувим:

Не был, не состоял,

Не привлекался, не судим,

Как первый белый снег,

Мой список послужной.

Я средний человек,

Стериноль никакой.

Своим жизненным опытом

Лучше тихо да шепотом

Не подумали чтоб потом.

А если где-то с кем-то

Случится вдруг беда,

Я слеп, я глух, я нем.

Ах, вам туда, а мне сюда!

Чего с меня возьмешь?

Я прост, как апельсин.

Вы говорите, дождь?

Ну что ж, пересидим.

Сколько жизней расколото

И костей перемолото,

А молчание – золото,

Золото, золото.

(слайд)- « Монолог равнодушия» Васильев.


Теперь, когда мы произнесли это качество, я пожелаю, чтобы мы с ним никогда не встречались. Пожелайте и вы это друг другу!










6.День творчества (слайд)


В этот день вы получите домашнее задание, которое и будет нашей рефлексией.


«Что-то Бог дает часто, а что-то только один раз. Проходят и снова возвращаются времена года, расцветают новые цветы, но никогда не приходит дважды юность. Только один раз дается детство со всеми его возможностями. То, что вы можете сделать, чтобы украсить его, делайте быстро».

Святая царица-мученица Александра.


Наши хорошие, правильные мысли без поступков бесплотны. Я предлагаю вам в творчестве изобразить то, что вас сегодня особенно впечатлило. Для вдохновения ознакомьтесь с работами (слайд) учеников нашей школы на похожую тематику. ( На экране рисунки о маме, на религиозную тематику).














7. День, прожитый не зря (слайд)


В этот последний день нельзя трудиться, и мы выберем отдых активный – отправимся в заочное путешествие в одно из святых мест Беларуси. А экскурсию для нас проведет ваш одноклассник.



( Ученик рассказывает, опираясь на слайды)

Милостью Божией много таких твердынь духа на белорусской земле, среди которых, пожалуй, более всех славен Полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь – одна из древнейших святынь нашего Отечества. (Слайд) Монастырь был основан в начале Х11 века святой Евфросинией Полоцкой, слава о которой далеко распространилась за пределы Полоцких земель, даже до Иерусалима, и память ее почитается верующими во всем мире. (Слайд)

«Ночью, когда прилегла Евфросиния отдохнуть от многих стояний на молитве к Богу, было видение ей: взял ее ангел и повел туда, где была церковка Святого Спаса. И указал на нее ангел, говоря: «Евфросиния! Здесь надлежит пребывать тебе!» (Слайд).

Построенный храм внутри поражает массивностью своих конструктивных частей, а также очень толстой западной стеной, в которой устроен лестничный ход на хоры. (Слайд).

Внутри храмовой постройки игуменья пожелала иметь две тесные крестообразные кельи с небольшими световыми окнами. Их можно видеть и по сей день. (Слайд).

После кончины святой мощи ее находились сперва в Иерусалиме, затем в Киеве, а в начале ХХ столетия святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк. После Божественной литургии святыня была помещена в новую кипарисовую раку( слайд) и от Орши до Полоцка люди несли ее на руках.

Сейчас в монастыре хранятся также воссозданный Крест Евфросинии и вериги преподобной (слайд)

Сегодня обитель преподобной Евфросинии продолжает благоукрашаться, пополняться насельницами. В течение дня сестры несут различные послушания: на просфорне, на пасеке, в рукодельной мастерской, за золотым и лицевым шитьем, в иконописной мастерской. ( Слайд)


(Слова учителя): День наш близится к завершению, оставим послушниц монастыря наедине со своими мыслями, но я хочу, чтобы и у вас после нашего мероприятия появилось много правильных мыслей, которые бы вылились в соответствующие поступки.

А закончить нашу неделю я хочу пожеланием в стихах: (слайд)



«Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть будет добрым ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево».




Литература:


1.Бирюкова Л.М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой!: пособие. Мн.: «Беларусь»,2003.


2.Давыдова А.В. Классные часы. М.: «Вако»,2008.


3.«Дела духовные» - Комсомольская правда,№2-8.02,2006.


4.Егорова Л.А. Классные часы. М.: «Вако»,2008.


5.Калиновский И. И. Полоцк и его окрестности. Мн.: «Вышэйшая школа»,2005.


6.Полевиков И. Монастырь у церкви Спаса, Мн.: «Виноград»,2000.


7.Православный календарь на 2010 год. Под ред. Зверковой Т.И.


8.Щелоков А.А. Библия: читаем вместе. Мн.: «Беларусь»,1991.


9.Янушкявичюс Р.Основы нравственности: уч. пособие для школьников и студентов. М. «ПРО-ПРЕСС»,2002.




18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!