Наши пушистые друзья
Экологическая конкурсная программа для младших школьников
Цели:
Обогатить опыт общения обучающихся с окружающим миром через общение с домашними животными; расширить знания и представления о разнообразии, особенностях питания и повадках животных, показать важнейшие взаимосвязи.
Развивать творческое воображение, внимание, логическое мышление, речь и познавательные способности обучающихся.
Воспитывать чуткость, искренность, сострадание, гуманное и ответственное отношение к окружающему миру. Формировать экологическое сознание. Учить ребят работать в группе. Воспитывать дружбу и взаимопомощь.
Материальные ресурсы: актовый зал, компьютер, картинки с изображениями домашних животных, карточки с заданиями, приглашения для родителей, аудиозаписи песен «Не дразните собак» Е. Птичкина, «Котенок и щенок» Т. Попатенко, «Мой щенок» Ю. Чичкова, жетоны для викторины, буклеты и открытки для награждения.
Человеческие ресурсы: участники – учащиеся 2-3 классов, учителя начальной школы, старшие школьники – члены жюри, педагог музыки, родители.
Подготовка:
Конкурсная программа проводится в конце предметной недели естествознания и экологии. Заранее каждый класс придумывает и готовит визитку двух животных, плакаты о них и их питании. В классах проводятся конкурсы рисунков «Мой домашний любимец» и сочинений «Мой пушистый друг».
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Антуан де Сент-Экзюпери
Ход мероприятия:
- Сегодня наша конкурсная программа посвящается домашним животным. Поднимите руку те, у кого дома есть домашний любимец. У большинства сидящих в этом зале есть домашние животные.
- А многие ребята принесли в зал своих друзей – и черных, и пестрых, и пушистых, и не совсем пушистых. Все они очень славные.
- Сейчас участники конкурса «Визитка» представят нам своих друзей. ( Под музыку Т. Попатенко «Котенок и щенок» на сцену выходят ребята с домашними животными).
Конкурс 1. «Визитка». Участники по очереди представляют своё животное, плакаты и рассказывают о нем, показывают элементы дрессуры.
Жюри оценивают конкурсы.
Группа учащихся поет и разыгрывает сценку – песню «Мой щенок» (муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского).
Конкурс 2. «Собери и наклей картинку»
Ребятам (представителям от классов) предлагается узнать животное, собрать картинку из частей, части наклеить на лист бумаги.
Жюри оценивает качество и скорость выполнения задания каждой из команд.
- Сегодня многие ребята принесли в зал кошек. Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. В разные времена и в разных странах к ней относились по-разному. В Древнем Египте кошку считали священным животным. Смертной казнью карали убийство кошки. В Средние века, наоборот, черную кошку представляли воплощением дьявола. А вот в Древней Руси кошку ценили за отличные охотничьи качества и использовали при доме. Какую пользу приносила кошка? (Кошка охотилась на мышей и тем самым сохраняла урожай).
Конкурс 3. Конкурс красоты среди кошек.
На сцену выходят ребята с кошками и коротко представляют их по кличке. Красоту кошек оценивает жюри. В конце программы самые красивые кошки и кот будут награждены медальками «Мисс Кис-Кис» и «Мистер Мяу».
Конкурс 4. «Узнай домашнее животное».
Участникам (троим от класса) выдается текст стихотворения Ю. Коринец «Кто живет у нас в сарае?». Предлагается определить, о каких животных идет речь.
Для зрителей в зале тем временем проводится «Экологическая викторина». За правильный ответ зритель получает жетон. В конце программы самый эрудированный получает специальный приз.
Экологическая викторина.
Зачем кошка умывается? (Чтобы не было запаха, который могут почувствовать другие животные).
Почему кошка ходит бесшумно, а собака слышно? (Кошка втягивает когти и идет на подушечках лап, а у собаки такой особенности нет).
Можно ли в одной комнате держать аквариум с рыбками и кошку, собаку и канарейку? (Нет. Кошка и собака по происхождению хищники, они будут охотиться на таких «соседей»).
Как домашние животные могут влиять на здоровье человека? (Положительно: кошки нормализуют давление, ласковые, дарят хорошие эмоции; отрицательно: запах шерсти может вызвать аллергию, поэтому люди с этим заболеванием не держат таких животных).
Что помогает животным в темноте вовремя почувствовать опасность? (У кошки – усы, глаза; у собаки – чуткое обоняние, слух и усы).
Можно ли бабочку приручить и сделать домашней? Почему? (Нельзя. Бабочка в своем развитии проходит несколько стадий, питается нектаром цветов; человек не может ей обеспечить нужного питания. Да и не стоит этого делать. Пусть бабочка живет в природе и радует окружающий мир!).
Как собака или кошка становится бездомной? (Когда хозяева ее выбрасывают). Что бы вы посоветовали таким людям в этом случае? (Отдать животное в хорошие руки).
Мальчик и девочка разыгрывают сценку по стихотворению «Кошка» А. Гришина
Говорит мне тихо кошка:
- Пожалей меня немножко!
Не пойму я кошку эту:
Я ей тычу в рот конфету.
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок поднес.
Я обнял ее за шею:
- Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь, кошка?
Говорит она:
- Немножко, хоть немножко
Пожалей –
Отпусти меня скорей!
Конкурс 5. «Перевод с животного языка».
Участникам выдаются карточки с вариантами поведения животных и карточки с вариантами ответов. Нужно выбрать ответ или предложить свой вариант.
Варианты поведения:
- Вой, урчание и рычание означает…
- Своим мурлыканьем кошка дает понять…
- Если у кошки хвост взъерошен и опущен…
- Если кошка мяукает…
- Кончик хвоста подрагивает…
- Собака вертит хвостом, высунув язык…
- Собака подняла уши и замерла…
Варианты ответов:
- Не подходи ко мне! Я брошусь на тебя.
- Всё в порядке. Животное безобидно и дружелюбно.
- Мне необходимо внимание по какому-то поводу.
- Я сейчас нападу. Берегись!
- Животное возмущено.
- Животное испугано.
- Животное насторожилось, чувствует опасность.
- Своя версия.
Конкурс 6. «Артистичный». Изобразить животное мимикой, жестами, передав особенности и повадки.
Герои нашей программы отлично потрудились. Сегодня мы увидели, что вы, ребята, прекрасно ладите со своими домашними питомцами. К сожалению, часто бывает, что дети берут себе маленького щенка или котеночка и потом забывают за ним ухаживать. Как, например, в этом стихотворении…
Ученик читает стихотворение Г. Мельникова:
Всё мяукал котёнок
Во дворе под кустом.
Всё хотелось котенку
Чтоб позвал кто-то в дом.
Вдруг с куста одинокий
Прошуршал жёлтый лист –
Показалось котенку,
Что позвали «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов.
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
- Грустная история, правда? Помните: если вы взяли в дом маленького питомца, то вы должны о нем заботиться ежедневно и постоянно. Ведь это не забавная игрушка, а живое существо, которому вы становитесь защитником и другом на долгие годы. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Итоги конкурсов подводит жюри и награждает в номинациях:
«Лучший знаток» (по итогам викторины), «Лучший хозяин животного», «Лучший художник», «Лучшее сочинение», «Мисс Кис-Кис» и «Мистер Мяу».
Конкурсная программа заканчивается песней Е. Птичкина «Не дразните собак!».