СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Народные промыслы в России 9 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить особенности народных художественных промыслов России. Научить художественному видению окружающего мира, расширить кругозор. Воспитать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Народные промыслы в России 9 класс.»

Внеклассное мероприятие

«Народные промыслы в России»

Проводится при изучении темы «Центральная Россия» 9 класс

Цели: Изучить особенности народных художественных промыслов России. Научить художественному видению окружающего мира, расширить кругозор. Воспитать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

(Ф. Тютчев)

Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. Мы не ценим и не бережем то, что не знаем. Знакомство с народными промыслами России мы начинаем с золотой хохломы.

Ученица: Кисть хохломская! Большое спасибо

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь отчизне!

(В.Боков)

Ученица: - Почему деревянные изделия называют хохломскими? Издавна делали и расписывали посуду в лесных заволжских деревнях Новопокровское, Куличино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не новопокровской, а хохломской. И вот почему катят гужевые подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук – бряк! – погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село Хохлома семеновские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар – птицами чашки да ложки по всей земле.

Ученик: Художники любят рисовать на поверхностях изделий землянику, малину, крыжовник, черную смородину, рябину.

- Как называется узор из цветов, трав и ягод?

Ученица: Растительный орнамент. Какой из них самый любимый?

Ученик: Самый любимый и стародавний – травки, травяной орнамент. Это удлиненные, слегка изогнутые былинки, написанные по 3, 5 и больше – кустиком.

- Каким цветом пишется травка?

Ученица: Красным и черным

- Как называются самые затейливые узоры?


1

Ученик: Кудрины. Травки превращаются в крупные кудри – завитки. Они всегда золотые. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов.

- Какие значения имеют цвета красный, золотой, черный?

Ученица: Красный символизируем огонь, любовь, преданность. Золотистый – свет, солнце: на черном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизируем торжественность.

Учитель: Приузолье – северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Лесной великий край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и городецкого. Хотя и не сравнится Городецкая роспись по известности с хохломой, немало и она знаменита. Какова же история городецкого народного промысла?

Ученик: Однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало неприемлемым атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины или липы.

Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, смоляно-черные кони и диковинное: павлины, пышные розаны. Впрочем, павлины уж больно на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе не по одной было, похожи.

Родившись в 30 км от Хохломы, Городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, Городецкие краски пылали всей палитрой.

Хохломские краски калили, подвергали термической обработке. Городецкая же роспись – холодная. А сам рисунок? Ягоды, листья, цветы – у хохломы, сюжетные картины «мещанского быта» - у Городецкой росписи. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель и т.д. (все это демонстрируется).

Учитель: Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый день принимает гостей, комфортабельные «Икарусы» мягко подъезжают к Кремлю, туристы высыпают из автобусов, фотографируются на фоне белокаменных стен… Живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Ярославского и Аврамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны. Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане».

Ученица: Славится Ростов финифтью – дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVII в. В переводе с греческого «финифть» означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.


2

В экспозиции Ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, так называемые дробницы – эмалевые вставки, которыми украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла – женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

Учитель: Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковае шкатулки, украшенные миниатюрной живописью. В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось 80 лет назад (в 1924 г.) на основе древних традиций народного иконописания.

Ученик: Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII в. село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне, а ими, крестьянами, владели помещики Бутурлины: такая вот история. Икона палехского письмя была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное слияние.

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорочки, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?!

Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспоспбливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту и клеймят злую силу бестрепетными мазками.

А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и любезное сердцу Отрочество.

Ученица:

Палех

Не печалься, древняя земля! Ты богата сказами да былью…

Русские, иконные края…

Палеха несломленные крылья!

Будто свиток Палешка-река

В полосе вишневого заката

Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец,

Сколько тут написано шкатулок?!

… Да и сам-то Палех, как ларец,

Первозданен, искренен и хрупок…

Зарастает речка муравой.

На воде – венок живой из лилий…

(То ли день струится золотой,

То ли свет из утонченных лилий?...)

Не печалься, древняя земля!

Пчелами гудит лесной малинник… Русские иконные края

Сохраняют таинство святыни

3

Учитель рассказывает о дымковской игрушке и показывает игрушки, сделанные руками учеников: делали расписные глиняные игрушки в слободе Дымково и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ.

Ученица читает стихотворение:

Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично,

Ликующе и празднично.

В ней молодость – изюминка,

В ней удаль и размах

Сияйте охра с суриком.

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идет тепло и свет,

Он не иссякнет десятки,

Сотни лет.


Учитель: Богат Подмосковный край народными традициями, разнообразными народными промыслами. Известнейший среди них – Жостово, славу которому создали расписные лаковые подносы

Ученик: Первая мастерская по изготовлению лаковых изделий в Подмосковье возникла 1795 г в селах Федоскине и Данилкове. В 1825 г крестьянин Ф.И.Вешняков, получив вольную у графа Шереметьева, открыл в селе Осташкове свою мастерскую, где изготовляли изделия из папье-маше. Такие же мастерские возникали в ряде подмосковных сел и деревень Троицкой волости (ныне Мытищенский район): Жостове, Троицком, Федоскине. Федоскинская артель (1910) поставляла шкатулки, коробочки, пудреницы, табакерки, письменные приборы в Москву. Наряду с небольшими предметами в отбельных мастерских стали изготовлять и подносы. Материалом для них служило также папье-маше. Изделия из папье-маше украшались декоративной росписью, сам же материал скрывался под многочисленными слоями грунта и лака. В 1830 г. в Жостове было освоено производство подносов из железа, которые имели повышенный спрос. Расположение вблизи Москвы обеспечивало промыслу сбыт, в Москве же закупалось все необходимое для производства: металл, лаки, краски.




4

Ученица: Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Раньше они вырезались вручную, сейчас же эти операции выполняют на прессах. Но и до настоящего времени опытные мастера используют технологию ручной ковки, придавая самые необычные и чрезвычайно оригинальные формы подносам. Все же остальные операции подготовки к росписи и сама роспись выполняются безмашинным способом. Выкованные металлические изделия грунтуют, шлифуют, лакируют, затем расписывают масляными красками и покрывают лаком. Особенность технологии жостовской росписи – в ее многослойности. Сначала на подготовленном прогрунтованном подносе делают замалевок – общий силуэт изображения. Следующими приемами – тенежкой и прокладкой строятся формы цветов, листьев. После этого следует бликовка, когда белильными мазками уточняются все объемы. Тонкие линии чертежки и привязки подчеркивают линии, тонкие веточки, придают фон. Каждый этап росписи прерывается сушкой в печах до нескольких часов. В связи с чем роспись каждого подноса растягивается на несколько дней, а порой и недель. Работая без эскизов и образцов, мастера создают неповторимые картины, свойственные только жостовской росписи, - цветочный стиль. Яркие красные, розовые, малиновые, желтые, голубые в сочетании с зеленью краски цветов на подносах во многом повторяют разнообразные, сочные краски просторов нашей Русской равнины, пейзажей Подмосковья. Сегодня становится очевидным, что, возрождая и умножая традиции в художественных народных промыслах, мы сохраняем самобытность своего народа.


Народные промыслы

Название

промысла

Время возникновения

Наименование выпускаемых изделий

Сырье, используемое для изготовления


Примечание



1

2

3

4

5

1. Лаковые подносы Жостова

1830 г.

Лаковые подносы из металла

Металл для подноса, краски для живописной росписи

Все изделия – ручная работа, неповторимы по рисунку; многослойное нанесение рисунка

2. Федоскинская лаковая миниатюра


1795 г.


Шкатулки


Папье-маше

3. Павлово-посадские платки

Кустарные мастерские в XVIII в; фабрика – в 1812 г.



Платки, шали



Шерсть

Набивка рисунка на ткань происходит в несколько этапов

4. Бело-голубая Гжель

XVIII в

Посуда и керамические изделия

Местная белая глина




Продукция народных промыслов, вывозится за границу

5. Сергиево-Посадские матрешки


XV в.


Матрешки

Местная древесина

6. Богородская резьба

XVII в.

Игрушки, резьба по дереву

Местная древесина

5

Учитель: Есть в Рязанской области сказочный рай. В изумрудной зелени лесов течет голубая река Мокша – главный приток Оки. Кадом – одно из древнейших поселений на реке Мокша. Смешение обычаев местного населения различных национальностей создало искусство, полное своеобразия, - знаменитый кадомский «вениз»: очаровательные ювелирные узоры, выполненные вручную иглой.

Ученица: Начало уникальной кадомской вышивке уходит в глубь веков. Сохранилась в народе легенда. Русский царь Петр 1 приказал всем боярам носить европейскую одежду, богато отделанную кружевом. За брюссельское, венецианское кружево русская знать платила золотом и , чтобы не оскудела российская казна, царь запретил покупать кружево за границей, а повелел обучать искусству плетения венецианского кружева русских монахинь. По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они научили местных рукодельниц создавать сказочные узоры. Быстро достигли кадомчане ювелирного мастерства и стали делать чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку «вениз», оставив в названии что – то от слова «венецианский». Руками мастериц создавались вещи на основе подлинных и народных узоров и цветочных сочетаний: скатерти, салфетки, занавеси, дорожки, женские платья и блузки.

Учитель: Единственное в мире цветное коклюшечное михайловское кружево названо так по имени г. Михайлова, расположенного близ Рязани.

Ученик: Традиционное Михайловское кружево почти на две трети состоит из красного цвета, к которому добавлены белый, золотой и черный. Допускаются вкрапления из других контрастных цветов, но наличие красного цвета служит еще и оберегом. Основной рабочий инструмент кружевниц – коклюшки, которые изготавливают из различных пород деревьев: сосны, груши и других Иногда на одно изделие необходимо до 110 коклюшек. Сейчас мастера и художники создали на родине Есенина свою творческую мастерскую, продолжая делать великолепные предметы прикладного искусства и восстанавливая традиции уникального кружевоплетения, и пополняя, таким образом, золотой запас России.

Учитель: Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Не знать их, значит обеднять свое мировосприятие. Народные промыслы – важнейший элемент культуры и быта населения. «Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия». Сегодня становится очевидным, что, возрождая и умножая традиции в художественных народных промыслах, мы сохраняем самобытность своего народа.









6


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!