СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Математическое многоборье»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Математическая викторина и занимательные задания.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Математическое многоборье»»

Департамент образования и науки Кемеровской области

МАОУ «СОШ №93»













Игра «Математическое многоборье»













Разработала преподаватель математики

Н.С. Сальникова













Кемерово

2017

Интеллектуальная игра «Математическое многоборье»

Цели:

1.Развивать умение обобщать, логически мыслить, анализировать

2. Способствовать расширению кругозора и повышению познавательного интереса к изучению предмета

3.Создать эмоциональные условия для самоутверждения личности

4. Продолжить формирование навыков коммуникативной и самостоятельной деятельности студентов.

Девиз: «Чтобы победить, надо знать, уметь, думать!»

Этапы игры:

1.Вступительное слово.

2. Задание «Разминка»

3. Задание «Заморочки из бочки»

4. Задание «Верите-ли вы, что…»

5. Задание «Найди пару»

6. Задание «Что за чем?»

7. Задание «Назови одним словом»

8. Задание «Найди число»

9. Задание «Умники и умницы»

10. Задание «Пословицы и поговорки»

11. Задание «Математическая рыбалка»

12. Подведение итогов

13.Награждения













«Предмет «математика» настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным»?

(Блез Паскаль).


Науке «Математика» - большой почет!

Это ей дано давать ответы,

Как хороший выполнить расчет

Для постройки здания, ракеты.

Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь

Развивать и волю, и смекалку





















Вопросы к викторине по истории математики


1. Древнегреческий учёный философ, живший в VІ в. до н.э., которому приписывается высказывание «Всё есть число». Согласно философскому мировоззрению этого учёного и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа - 1,2,3,4 - означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел - число 10 - изображало весь мир.

Учёный впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он?

(Пифагор).

2. Назовите имя известного поэта и математика, автора слов:

«В день завтрашний нельзя сегодня заглянуть,

Одна лишь мысль о нём стесняет мукой грудь.

Кто знает, много ль дней прожить тебе осталось?

Не трать их попусту, благоразумен будь».

(Омар Хайям).

3. Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…». В 1700 году Петром Ι он был учинён российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник для школы по математике и навигации. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца дней своих и назвал его «вратами учёности».

В знак признания достоинств этого математика Пётр І пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

(Леонтий Филиппович Магницкий).


4. Великий математик 17 века, сделавший попытку переосмыслить философию. Его знаменитое высказывание «Я мыслю - следовательно, я существую». Он ввёл термины «абсцисса», «ордината», «координаты» и «функция».

(Рене Декарт).

5. Название его произведения по математике дало название школьному предмету. А придуманная им «аль-джабра» и «аль-мукабала» да сих пор «будоражат» умы школьников.

(Мухаммед Аль-Хорезми).

6. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти

200 лет по этому чертежу нашли его могилу.

(Архимед).

7. Великий немецкий учёный, основоположник дифференциального и интегрального исчисления. С его именем связано введение понятия «функция». Был знаком и неоднократно встречался с русским императором Петром Ι, который даже зачислил его на службу. Он дал Петру І много советов по созданию Академии наук.

(Готфрид Вильгельм Лейбниц).

8. «Слишком рано… Других убедить ты не в силе.

И тебя осмеяли, при жизни забыли.

Просто видел ты дальше, чем видит иной.

Просто видел ты больше, чем видит любой.

… Всё труднее шаги, всё короче дыханье.

Паралич… И в простор отлетает душа.

В тот простор, где звезды путеводной мерцанье,

Где бегут параллели, столкнуться спеша».

О ком эти слова?

(Николай Иванович Лобачевский)

9. Легенда гласит: «Однажды египетский царь Пталомей Ι спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащимся в 13 книгах. Учёный гордо ответил: «В геометрии нет царской дороги».

Имя этого учёного? Как назывался его труд?

(Евклид. «Начала»).

10. Однажды французам удалось перехватить приказы испанского правительства командованию своих войск, написанных сложной тайнописью. Вызванный математик сумел найти ключ к этому шифру. С тех пор французы знали планы испанцев, с успехом предупреждали их наступления. Инквизиция обвинила математика в том, что он прибегнул к помощи дьявола, и приговорила к сожжению на костре. Но математик не был выдан инквизиции. В своём городке он был лучшим адвокатом, а позднее стал королевским советником.

(Франсуа Виет).






























Викторина (домашнее задание)

1. Что означает слово «гониус» в переводе с греческого языка? (угол)

2. Как называются треугольники со сторонами 13,14,15 или 51,52,53? (Героновыми треугольниками)

3.Кому приписывают введение алгоритма нахождения НОД двух чисел? (Евклиду)

4.Как называется доказательство ложного утверждения, где ошибка искусно замаскирована? (софизм)

5.Кому посвящены слова Д.И. Менделеева: «Посев научный взойдет для жатвы народной»? (Н.И. Лобачевскому по случаю столетия со дня рождения, родился 1 декабря 1792 года в Нижнем Новгороде)

6.Какое учебное заведение окончил Н.И. Лобачевский? (Казанский университет)

7.За какую работу Софья Ковалевская получила премию Парижской Академии наук? (в 1888 году написала свою основную работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки»)

8.Что означает термин «Золотое сечение»? Где и когда он появился? (в Германии в первой половине 19 века; Пифагор установил, что наиболее совершенным делением целого на две неравные части является такое деление, при котором наименьшая часть так относится к большей, как большая часть относится ко всему целому)

9.Назовите имя величайшего математика мира, который последние 12 лет жизни работал и творил будучи слепым? (Леонард Эйлер 1707-1783)

10.Какие фигуры геометрии называются телами Платона? (правильные многогранники)

11.Какой выдающийся ученый 17 века предложил в геометрии метод координат? (Рене Декарт)

12.Какая фигура была эмблемой школы Пифагора и как ее получить? (правильный звездчатый 5-угольник – пентаграмма; получится, если стороны правильного 5- угольника продолжить до взаимного пересечения)

13.Кому принадлежит создание первой счетной машины? (Блезу Паскалю)

14.Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув перед смертью: «Отойди, не трогай моих чертежей!»? (греческий ученый – математик Архимед, основатель гидростатики и защитник Сиракуз)

15. В какой стране впервые появились отрицательные числа? (В Китае)

16. Автор первого русского учебника математики (Магницкий)

17. Кто впервые предложил использовать запятую как математический знак? (Непер, шотландский математик)

18. Как перевести слово «гипотенуза»? (натянутая)

19. Какая цифра в переводе с латинского обозначает «никакая»? (нуль)

20. Какое двузначное число при отражении в зеркале увеличивается в 4,5 раза? (18 и 81; 18х4,5=81)































1. Разминка

1.Линия, построенная по точкам

2.Стороны в прямоугольном треугольнике

3. Инструмент для измерения углов на плоскости

4. Сумма одночленов

5. Как называется первая координата точки

6. Предложение, истинность которого нужно доказать

7. Утверждение, не требующее доказательств

8. Какое число записывается р=2n (четное)

9. Как называется кривая, являющаяся графиком функции у=х3

10. Как называется кривая, являющаяся графиком функции у=х2

11. Равенство двух отношений

12. Кратчайшее расстояние от точки до прямой

13. Какую долю целого числа составляет один процент?

14. Отрезок, соединяющий две точки окружности

15. Чему равен катет, лежащий против угла в 30 градусов

16. Наименьшее четное число

17. Число, записанное над дробной чертой

18. Число, в записи которого есть запятая

19. Предложения в геометрии, начинающиеся со слова ЕСЛИ

20. Число, найденное при решении уравнения











1.Функция, обратная тангенсу (арктангенс)

2.Как называется третья координата точки в пространстве (аппликата)

3.Как называется вспомогательная теорема (лемма)

4.Какое число записывается р= 2n+1 (нечетное)

5.Как называется кривая, являющаяся графиком функции у=sin x (синусоида)

6.Как называются два уравнения, объединенные фигурной скобкой (система)

7.Как называется логарифм по основанию 10 (десятичный)

8.Как называется выражение, содержащее два знака неравенства (двойное неравенство)

9.3П/2 - сколько это градусов (270)

10.Как называется натуральный ряд чисел 1,2,3,4, ... (последовательность)

11. Как называется направленный отрезок (вектор)

12. . Как называется знак арифметического корня (радикал)

13. О скольких перпендикулярах идет речь в теореме стереометрии (о трех)

14. Чему равен sin 300? (½)

15.Простейший многогранник (тетраэдр)

























2. «Заморочки из бочки»

Заморочка 1 Что за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Ю. Олеша, автор книги «Три толстяка», писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот инструмент был изобретен в Древней Греции. (Циркуль)

Заморочка 2 История их изобретения насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности их называли клепсидрами. Почти у каждого из вас они есть. Эта вещь не имеет единственного числа. (Часы)

Заморочка 3 Древнегреческий учёный философ, живший в VІ в. до н.э., которому приписывается высказывание «Всё есть число». Согласно философскому мировоззрению этого учёного и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе, и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа - 1,2,3,4 - означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел - число 10 - изображало весь мир. Учёный впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Кто он? (Пифагор).

Заморочка 4 Этот человек родился в Тверской губернии. Его сын на могильном камне написал, что «… отец наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…». В 1700 году Петром Ι он был учинён российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник для школы по математике и навигации. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца дней своих и назвал его «вратами учёности».

В знак признания достоинств этого математика Пётр І пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо. (Леонтий Филиппович Магницкий).



3. «Веришь – не веришь»

Информация «Верите ли вы, что…»

Да «+»; Нет «- «

1.

Кубик Рубика служит наглядным пособием по математике


2.

Исаак Ньютон последние 28 лет жизни занимал должность директора монетного двора


3.

На могильной плите Архимеда был изображен цилиндр с вписанным в него шаром


4.

В летних каникулах школьников 93 дня

5.

Кристаллы поваренной соли имеют форму куба


6.

Создание первой счетной машины принадлежит Блезу Паскалю


7.

Метод координат возник благодаря работам Ф. Виета


8.

Счетный предмет, которым пользовались древние греки, назывался «Абак»


9.

Впервые отрицательные числа появились в Японии


10.

Минутная стрелка за 15 минут поворачивается на угол 600


















4. «Найди пару»

Объединить в пару цифру и букву

Название изобретения

Код

Фамилия ученого

Ответ

1

Кубик

А

Паскаль

1-В

2

Решето

Б

Ньютон

2-Г

3

Бином

В

Рубик

3-Б

4

Треугольник

Г

Эратосфен

4-А

5

Правильные многогранники

Д

Декарт

5-Е

6

Система координат

Е

Платон

6-Д

7

Логарифмы

Ж

Виет

7-К

8

Корни квадратного уравнения

З

Пифагор

8-Ж

9

Соотношения в прямоугольном треугольнике а222

И

Брадис

9-З

10

Таблицы математики

К

Непер

10-И

























5. «Что за чем?»

Расположите в порядке возрастания количества граней:

1.Тетраэдр 4 - грани 3-угольники правильные

2.Гексаэдр 6 - грани 4-угольники квадраты

3.Октаэдр 8- грани 3-угольники равносторонние

4.Додекаэдр 12 - грани 5-угольники правильные

5. Икосаэдр 20 - грани 3-угольники равносторонние

Расположите в порядке возрастания:









6. «Назовите одним словом»

Понятия

Слово

1.

Ордината, абсцисса


2.

У=х2, у= kx + b…


3.

12, 67, 465…


4.

Ромб, квадрат, треугольник…


5.

Катет, гипотенуза


6.

Прямоугольные, правильные, тупоугольные…


7.

Прямой, развернутый, острый…


8.

Натуральные, целые, рациональные…


9.

Прямая, парабола…


10.

Десятичные, правильные, неправильные…


11.

Сложение, возведение в степень, умножение…


12.

≤; %; !; +;…




7. «Найди число»

Продолжите теорему Эйлера: «Для любого выпуклого многогранника имеет место равенство

В – Р + Г = ?,

где В – число вершин, Р- число ребер, Г – число граней данного многогранника



8. «Умники и умницы»

Разыгрываем дорожки

1.Красная дорожка – самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на два вопроса, но не имеет право на ошибку.

2.На желтой дорожке игрока ожидают 3 вопроса, но зато здесь допускается одна неточность в ответе.

3. Зеленая дорожка длиннее предыдущих. Игроку задаются несколько вопросов, но здесь можно ошибиться дважды

1.Красная дорожка

1 вопрос

Эти учёные жили в разные эпохи, но их объединяет то, что каждый из них пытался доказать аксиому параллельных прямых: через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести на плоскости не более одной прямой, параллельной данной.

  1. Я думаю, что сначала жил Гаусс, затем Евклид и уже потом Лобачевский. Согласны ли вы с этим утверждением?



2 вопрос



Какая из предложенных кривых является графиком ни четной, ни нечётной функции?





2.Желтая дорожка

1 вопрос

Как называется эта счетная доска, которой пользовались древние греки?



2 вопрос



Какая из кривых является графиком нечётной функции?



3 вопрос

Как прочитать выражение 6! и как его вычислить?









3.Зеленая дорожка

1 вопрос

Как называется прибор, который использовали школьники для упрощения вычислений до изобретения микрокалькулятора

2 вопрос

Великий математик 17 века, сделавший попытку переосмыслить философию. Его знаменитое высказывание «Я мыслю - следовательно, я существую». Он ввёл термины «абсцисса», «ордината», «координаты» и «функция».

3 вопрос

Назовите функцию, график которой изображен на рисунке



На каком из рисунков изображен график обратной пропорциональности?


4 вопрос

Что в математике означает «радикал» ?

5 вопрос

Продолжи: ось ординат, ось абсцисс, ось …





9. «Пословицы и поговорки»

Вставьте вместо многоточия число 7 и слово, чтобы получилась пословица или поговорка

1. Быть от счастья на…7 небе

2. Знать предков до…7 колена

3. Работать до…7 пота - показать мимикой и жестами

4. Видеть утром …7 сон

5. Один пашет, а…7 руками машут

6. Лук от …7 недуг


1…. на киселе ( 7 вода)

2…. под килем ( 7 футов)

3…. на неделе (7 пятниц)

4…. один ответ ( 7 бед)

5…. дитя без глаза (у 7 нянек ) - показать мимикой и жестами

6…. во лбу ( 7 пядей)

























10. «Математическая рыбалка»

«Выуди» верный ответ:

1.Какой многоугольник может быть в сечении тетраэдра:

а) 5-угольник; б) 6-угольник; в) 4-угольник

2. Комбинация математических знаков и букв, выражающая какое-либо предложение:

а) функция; б) тождество; в) формула

3. Приведенное квадратное уравнение можно решить при помощи:

а) теоремы Пифагора; б) теоремы Фалеса; в) теоремы Виета

4. Какой из этих формул нет среди формул сокращенного умножения?

а) квадрат суммы; б) разность кубов; в) сумма квадратов

5. Какое из этих словосочетаний не является правильным математическим термином?

а) среднее геометрическое; б) среднее арифметическое

в) среднее логическое; г) среднее гармоническое

6. Назовите операцию над конечным множеством, где важен порядок следования элементов:

а) размещения; б) перестановки; с) сочетания

7. Сколько двугранных углов имеет параллелепипед?

а) 4; б) 6; в) 8; г) 12

8. Кому принадлежит создание первой счетной машины?

а) Леонарду Эйлеру; б) Карлу Фридриху Гауссу; в) Блезу Паскалю

9. Доказательство ложного утверждения, где ошибка искусно замаскирована – это

а) логизм; б) софизм; в) сюрреализм; г) фикция

10. Точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к искомому результату:

а) теория; б) аксиома; в) алгоритм; г) указание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!